Научная статья на тему 'Практико-ориентированные технологии обучения как инструмент повышения качества высшего профессионального образования'

Практико-ориентированные технологии обучения как инструмент повышения качества высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоба Валентина Александровна

Рассматривается технология практико-ориентированного обучения с использованием профессиональных продуктов, позволяющая повысить качество образования посредством овладения практическими компетенциями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шоба Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные технологии обучения как инструмент повышения качества высшего профессионального образования»

Библиографический список

1. Волкова, Л. А. Процесс адаптации студентов при переходе к вузовской составляющей процесса непрерывного образования. [Текст] //Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе «Педколледж - Университет: опыт, проблемы, перспективы»: — (Материалы конференции, прошедшей 13 февраля 2001 г. в Московском городском педагогическом университете). Л. А, Волкова, / Ответств. за выпуск Е, С. Терлеева. - М.: МШУ, 2002.-241 с., - С. 218-219.

2. Твердынин, Н. М. Активизация технических способностей при развитии творческих навыков учащихся [Текст]: Юбилейный сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. /

Н. М. Твердынин, С. О. Чебоксарова. - М.: МГГТУ, 2005, - С. 186-191.

3. Лебедев, С, А. Гносеологическая специфика ехнического и технологического знания. [Текст] / С, А. Лебедев, Н. М. Твердынин. Вестник Московского уни-верситетаю, - Серия 7. Философия. - 2008, - № 2, - С. 44-70.

4. Твердынин, Н. М. Опыт социологического исследования студентов колледжа, продолжающих своё обучение в системе высшего педагогического образования [Текст]: Сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. / Н. М. Твердынин, Л. А. Волкова, Г. А. Александрова. - М.: МГПУ,

2004.-166 с.,-С. 186-198.

5. Твердынин, Н. М. Научно-техническое развитие и общество [Текст]: Программа курса и учебно-методические материалы. / Н. М. Твердынин. - М.: МГПУ,

2005. - 80 с.

УДК 378.147

В. А. Шоба

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Повышение качества высшего профессионального образования - одна из важнейших стратегических задач деятельности любого конкурентоспособного вуза, выпускающего специалистов в сфере экономики и менеджмента. Эта проблема также привлекает пристальное внимание работодателей, желающих иметь подготовленного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, владеющего современными технологиями управления и способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям производственного процесса. Рынок труда в России переполнен дипломированными специалистами экономического профиля, но качество их подготовки не удовлетворяет работодателей. Критические замеча-

ния относятся в большинстве случаев не к уровню теоретических знаний, а способности выполнять профессиональные обязанности и эффективно действовать в конкретной профессиональной ситуации. Одним из способов решения данной проблемы является практико-ориевтироваяный подход к обучению.

В современной литературе существуют различные подходы к определению и содержанию практико-ориентированного обучения, а также различные уровни рассмотрения данной проблемы: от концептуальных, до конкретных технологий [1; 2; 3]. Но в целом все они сходны в определении основной цели данного подхода к обучению - овладению профессиональными и коммуникативными компетенциями, являющимися основными критериями качественного образования.

Практико-ориентированное обучение предполагает изучение студентами традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности, обязательное проведение в полном объеме ознакомительной, производственной и преддипломной практик, а также повсеместное использование практйко-ориентированных методик обучения. Использование данных подходов и методов обучения предполагает включение студентов в-многостороннюю учебную деятельность, максимально приближенную к условиям будущей профессиональной деятельности.

Целью данной работы является обмен опытом по реализации элементов практико-ориентированного обучения экономистов и менеджеров, обучающихся на факультете бизнеса Новосибирского государственного технического университета.

Интеграция в учебный процесс практико-ориентированных технологий осуществляется автором в рамках разработки системы экологизации высшего профессионального образования для направлений подготовки 080100 - «Экономика», 080500 - «Менеджмент» и специальности 080507 - «Менеджмент организации» [4].

С этой целью в учебные планы соответствующих специальностей включена практико-ориентированная дисциплина «Экология», и прикладная дисциплина - «Экологический менеджмент». Государственные образовательные стандарты соответствующих направлений и специальностей не содержат в структуре федерального компонента этих дисциплин. Вместе с тем, изучив требования к профессиональной подготовленности бакалавров по направлениям экономики и менеджмента, прописанные в современных стандартах, стало очевидным, что часть требований могут быть реализованы лишь при основательной подготовке экономистов и менеджеров в области экологии, экономики природопользования, экологического менеджмента. Например, требование « уметь разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев

социально-экономической эффективности и экологической безопасности [5; 6].

Только при изучении дисциплин, связанных с природопользованием, рассматривается необходимость учета ограничивающего воздействия экологического фактора на экономическое развитие, концепция устойчивого развития, являющаяся основной стратегией развития России, оценка воздействия хозяйственного решения на окружающую природную среду, а также формируются умения по разработке и внедрению системы экологического менеджмента на предприятии в соответствии с международными стандартами серии ISO 14001: 2004 - системы экологического менеджмента.

В соответствии с рабочими программами преподаваемых дисциплин: экологии и экологического менеджмента [7], основной целью обучения в области экологии является образование специалиста, позволяющее организовать производство с минимальной нагрузкой на окружающую среду, при сохранении основной цели производства - получение прибыли. Целью обучения в области экологического менеджмента является овладение процедурами разработки системы экологического менеджмента (environmental management) на конкретном предприятии в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001: 2004.

В структуре получаемых компетенций в процессе обучения, при изучении дисциплин экология и экологический менеджмент (табл. 1) практикоориентированный подход к обучению позволяет студентам получить прикладные компетенции «уметь», «владеть».

Основными формами практико-ориентированного обучения являются практические и лабораторные работы.

Лабораторная работа - форма организации учебного процесса с постановкой эксперимента, направленного на закрепление теоретических знаний. Для проведения лабораторных работ нами используются профессиональные программные средства серии «Эколог», имеющие соответствующие лицензии и используемые на предприятиях России. В процессе обучения используются программы: «Магистраль-город», «Эко-плата», «Отходы». В данной работе обобщается опыт использования программы «Магистраль-город»,

Поскольку программы являются профессиональными, а не учебными их использование на предприятии решает задачи несколько отличные от целей и задач обучения. Методика работы с программой предполагает введение исходных данных по характеристике автотранспортного потока на магистралях города и получение конечного результата по массе выбросов основных загрязняющих веществ. Вся содержательная часть (особенности автотранспортных потоков на городских автомагистралях, методики расчета массы выбросов и др.) приводятся в качестве справочного материала, поскольку предполагается, что специалисты предприятий,владеют этой информацией, однако студентам только предстоит изучение этих вопро-

сов. Общим неудобством в использовании программ как профессионалами, так и студентами является отсутствие четкого алгоритма работы с ними. Поэтому разработанная нами методика использования программ в учебном процессе позволяет не только студентам приобрести необходимые практи-ко-ориентированные компетенции, но и обучить профессиональных пользователей методике работы с программой. Потребность в этом очевидна, о чем свидетельствуют посещения семинаров компании - разработчика.

. Таблица 1

Прикладные компетенции, получаемые в процессе изучения дисциплин экологического содержания

N п\п Компетенции

Экология

Студент будет уметь:

1. - определять показатели относительной агрессивности выбрасываемых веществ:

2. - определять категории опасности предприятия;

3. - рассчитывать массу выбросов загрязняющих веществ от различных источников загрязнения;

4. - составлять приходно-расходную модель организма человека;

5. — рассчитывать демографическую емкость района застройки;

6. — организовать проведение экологической экспертизы проекта или территории;

7. - спланировать и организовать экологический мониторинг;

8. - оценивать санитарно-гигиенические показатели рабочего места

Экологический менеджмент

Студент будет уметь выполнять процедуры по проектированию и внедрению ' систем экологического менеджмента на предприятии:

1. - анализировать исходное состояние окружающей среды;

2. — разрабатывать экологическую политику предприятия;

3. -идентифицировать экологические аспекты деятельности, продукции, услуг;

4. - оценивать значимость воздействий на окружающую природную среду;

5. -разрабатывать основные документы системы экологического менеджмента;

6. - организовывать обучение сотрудников;

7. - организовать проведение экологического аудита на предприятии;

8. - составлять матрицу ответственности;

9. - составлять схемы организационной структуры системы экологического менеджмента на предприятии

Рис. 1. Блок-схема процесса выполнения лабораторной работы

Как показывает собственный опыт педагогической деятельности в вузе, наиболее эффективно цели обучения достигаются тогда, когда любая форма обучения представляется как процесс, включающий различные элементы, упорядоченные определенными алгоритмами. Используя процессный подход к обучению [8], мы представили выполнение лабораторной работы «Магистраль-город» в виде блок-схемы процесса (рис. 1), где обозначены входные и выходные элементы, управление процессом и организационнопедагогические условия, необходимые для реализации процесса. Дальнейшая декомпозиция процесса представлена на рис. 2, кратко остановимся на характеристике наиболее значимых элементов.

На первом занятии (2 академических часа) изучается методика по расчету выбросов автотранспорта. Текст методики в электронном виде приводится в приложении к программе, поэтому ее можно прочитать на экране монитора. Однако достаточно объемная текстовая часть, ссылки на данные предметной области, расчетные формулы, превращают чтение в малоэффективное занятие. Как показал опыт работы, наиболее продуктивным

методом освоения методики является заполнение студентами таблицы со следующими вопросами (табл. 2).

Цели выполнения

лабораторной

работы

Методическое руководство по расчету выбросов автотранспорта

Инструкция по технике

безопасности при проведении _

натурных обследований интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях города

Предоставленная

информация

преподавателем

Начало процесса ~ ~ Занятие 1

Изучение целей выполнения работы «Определение выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов »

Изучите методику проведения натурных обследований структуры

и интенсивности

автотранспортных потоков на основных автомагистралях города (табл.З)_________|_______________

Изучите инструкцию но технике безопас-носга при проведении натурных обследо-ваний интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях

города____________________________

Запишите план отчета по лабораторной работе

Предоставленная

информация

Рабочая таблица 2. Практические рекомеи-дапии по выполнению задания.

1, Полевой журнал обследования характеристик движущегося • автотранспортного потока.

2. Полевой журнал обследования автотранспортаортного потока.

Журнал записи о проведении инструктажа

Занятие 2

План отчета по

лабораторной

работе

1. Методкка выполнения натурных обследований автотран спортных потоков.

2, Формы полевых журналов

Проведение натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях города

С

Занятие 3

Заполненные полевые журналы

Окончание рисунка

Выполнение расчетов с использованием программы __________«Магастраль-город»___________

Меню

электронной

версии

программы:

«Справочники»

Заполненные полевые журналы

Информация,

предоставленная

преподавателем

План отчета (вставка!)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы

преподавателя

Изучите порядок ввода данных

Алгоритм ввода данных

Введите данные полевых журналов в программу

Откорректированный вариант сводной таблицы расчетов (табл.5)

Отчет по

лабораторной работе «Определение выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов

С^^Коаец процесса

Рис. 2. Декомпозиция процесса выполнения лабораторной работы

Таблица 2

Практические рекомендации по выполнению работы (кратко составьте ответы на нижеприведенные вопросы)

N п/п Вопросы Ответы

Общие положения

1. Для чего предназначена данная методика?

2. Что является предметом натурных обследований?

3. Какие особенности автотранспортного потока на городских магистралях учитываются в программе?

4. Для каких веществ выполняются расчеты выбросов?

5. Для каких автомагистралей рассчитывается выброс автотранспорта в районе перекрестка?

б. По какой формуле рассчитывается суммарный выброс (М)?

7. Запишите формулу для расчета массы выбросов движущегося автотранспорта.

8, По какой формуле рассчитывается масса выбросов в районе, регулируемого перекрестка?

9. Какие факторы определяют территориальные различия состава и интенсивности транспортных потоков в городе?

10. От чего зависят временные различия состава и интенсивности транспортных потоков?

11. По какому принципу определяются магистрали для проведения подсчетов автотранспортных потоков?

12. На основе изучения улично-дорожной сети города, составьте перечень основных магистралей (и их участков)1.

13. Выбранные участки автомагистрали нанесите на карту-схему города, зафиксируйте перекрестки, на которых предполагается проведение дополнительных обследований.

1 исследования проводятся на участках магистрали проспект К. Маркса, студенты определяют протяженность участка и точку проведения замеров.

Методика проведения натурных обследований интенсивности автотранспортных потоков

N п/п Вопросы Ответы

1. По каким автотранспортным группам проводится учет?

2. Какова технология подсчета (время, направления движения, количество повторностей)?

3. В какие часы проводится подсчет на городских и транзитных автомагистралях?2 •

4. В какое время года проводятся наблюдения?

5. Какие дополнительные параметры необходимы для расчета выбросов движущегося автотранспортного потока?

6, Составьте полевой журнал3 обследования характеристик движущегося автотранспортного потока (табл. 3).

7. Какова технология подсчета автотранспортных средств на светофоре?

8. Составьте полевой журнал обследования автотранспортных потоков на перекрестках (табл. 4)

9. Какие дополнительные параметры необходимы для расчета выбросов на перекрестке?

10. Запишите план отчета по лабораторной работе (вставка 1)

11. Изучите инструкцию по технике безопасности при проведении натурных обследований интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях.

12. Подтвердите свои обязательства по выполнению инструкции подписью.

г натурные обследования проводятся во время, обозначенное в расписании факультета бизнеса.

3 полевого журнала нет в электронном виде, образец выдает преподаватель.

Таблица 3

Полевой журнал обследования характеристик движущегося автотранспортного потока

(наименование улиц, (направление движения (ширина проезжей части, образующих перекресток) автотранспорта) количество полос)

Дата Время подсчета, за период 20мин Число автомобилей по группам Скорость движения потока, км/час

Л ЛД ГКО ГК>3 АК гд АД ГГБ ЛЕ Г А

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Примечание: автомобили по группам:

Л - легковые; ЛД - легковые дизельные; ГК<3 - грузовые карбюраторные грузоподъемностью менее 3 тонн и микроавтобусы (ГАЗ - 51, УАЗы, РАФ и др.); ГК>3 — грузовые карбюраторные грузоподъемностью более 3 тонн (ЗИЛы, Урал и др.); АК - автобусы карбюраторные (ПАЗ, ЛАЗ, ЛИАЗ и др.);

ГД - грузовые дизельные (КРАЗ, КАМАЗ); АД - автобусы дизельные;

ГГБ - грузовые газобаллонные, работающие на сжатом природном газе;

скорость движения по группам автомобилей:

ЛЕ - легковые; Г - грузовые; А - автобусы,

Таблица 4

Полевой журнал обследования автотранспортных потоков на перекрестках

Дата Время работы запрещающего сигнала сфе-тофора, мин Число автомобилей по группам Длина очереди автотранспорта, (м)

Л ЛД ГКО ГК>3 АК ГД АД ГГБ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Вставка 1

План отчета по лабораторной работе «Определение выбросов . автотранспорта» .

- Титульный лист .

- Цели выполнения работы

- Полевые дневники

- Сводная таблица расчетов;

- Расчетные формулы

- Предложения по снижению выбросов автотранспорта на автомагистрали (инженерные мероприятия, административные и экономические инструменты)

Таким образом, составив таблицу, студенты овладевают методикой проведения натурных исследований.

На втором занятии (2 академических часа) проводятся натурные обследования структуры и интенсивности автотранспортных потоков на участках магистрали. Входы и выходы процесса представлены на рис. 2.

На третьем занятии (2 академических часа) обрабатываются результаты натурных обследований (табл. 5) автотранспортного потока оформляются и обсуждаются отчеты в группе. Всего для проведения лабораторной работы необходимо 6 академических часов.

Таблица 5

Расчет выбросов автотранспорта

Расчет произведен программой «Магистраль-Город» версии 2.3.3.42.

При расчете используется методика определения выбросов автотранспорта для приведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов; утверждена приказом Госкомэкологии России № 66 от 16.02.1999

Город: Новосибирск

Код магистрали: 51 Магистраль: пр. К. Маркса

Код участка магистрали: 51.5 Участок: от ул. Геодезическая до ул. Горская

51.5.1. Данные о перегоне

' - Длина участка - 300 м

Продолжение таблицы

Данные о выбросах на участке

Код участка магистрали: Название вещества ■ Код Выбро.с, г/сек

1 , 2 3 4

51.5.1. Оксид углерода: 0337 1, 33531768

Общий выброс оксидов азота: 0, 13205867

Монооксидазота 0304 0,01716763

Диоксид азота: 0301 0,10564993

Углеводороды, бензин: 2704 0,16889947

Углеводороды, керосин 2732 0,02228233

Углеводороды, газ 0410 0,00043694

Сажа: 0328 0, 0010318

Диоксид серы: 0330 0,00924898

Соединения свинца: 0184 0,00088436

Формальдегид: 1325 0,00145016

Бенз(а)пирен: 0703 0,00000012

51.5.2 Данные о левом перекрестке

Кол-во циклов действия стоп-сигнала за 20мин(Т) 8,0

Длительность действия стоп-сигнала, мин (Р) 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средняя длина очереди перед светофором, м (ЬО) 14

Данные о выбросах на левом перекрестке

Название вещества Код Выброс, г/сек

Оксид углерода; 0337 0,49395

Общий выброс оксидов азота: 0,00748333

Монооксид азота . 0304 0,00097283

Диоксид азота: 0301 0,00598667

. Углеводороды, бензин: 2704 0,05218333

Углеводороды, керосин ' 2732. • * 0,00068333

Углеводороды, газ 0410 0

Сажа: 0328 0,00015

Диоксид серы: 0330 0, 00146667

Соединения свинца: 0184 0,00048667

Формальдегид:' 1325 0,00020133

Бенз(а)пирен: 0703 0,00000026

Окончание таблицы

1 2 3

51.5.3 Данные о правом перекрестке

Кол-во циклов действия стоп-сигнала за 20мин (Т) 8,0

Длительность действия стоп-сигнала, мин ■ (Р) 0,5

Средняя длина очереди перед светофором, -м (ЬО) 80

Данные о выбросах на правом перекрестке

Название вещества Код Выброс, г/сек

Оксид углерода: 0337 1, 6865

Общий выброс оксидов азота: 0,0603'

Монооксид азота 0304 0,007839

Дноксид азота: 0301 0,04824

Углеводороды, бензин: 2704 0,183

Углеводороды, керосин 2732 0,02441667

Углеводороды, газ 0410 0

Сажа: 0328 0,00536667

Диоксид серы: 0330 0,00880167

Соединения свинца: 0184 0,00122833

Формальдегид: 1325 0,00186133

Бенз(а)пирен: 0703 0,000001

Таким образом, проведенные экспериментальные исследования по интеграции практико-ориентированной технологии в учебный процесс позволили сделать следующие выводы.

В целом работа с программой вызывает позитивное отношение обучаемых к занятиям, активизирует развитие операционного, наглядно-образного, теоретического мышления студентов, способствует формированию практических компетенций в сфере экологического управления на предприятии, а также в области компьютерных коммуникаций. Все эти достигнутые результаты, в конечном итоге, повышают качество образования.

Полученные экспериментальные данные, могут быть основой для написания курсовых и дипломных работ и важны в качестве базовых знаний при дальнейшем изучении дисциплины специализации «Экологический менеджмент». Студенты, обучающиеся по направлению '«Экономика» в дальнейшем могут использовать эту информацию для расчета платежей за загрязнение, при планировании природоохранной деятельности в регионе, а также в качестве базовых знаний при дальнейшем изучении дисциплины специализации - «Экономика природопользования». Разработанная тех-

нология обучения и алгоритм работы с программой могут быть полезны преподавателям и студентам вузов и колледжей при изучении различных дисциплин, связанных с экологическим управлением и природопользованием, а также профессиональными пользователям. ■

В процессе работы, с программой студенты сделали замечания, касающиеся классификации транспортных средств и методике работы в условиях дорожной пробки, о чем планируется сообщить разработчикам.

Библиографический список

1. Дмнтриенко, Т. А, Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования [Текст] / Т. А. Дмитриенко// Сибирский педагогический журнал. - 2005. — № 1. — С. 24-37.

2. Попов, С. С. Профессиональная подготовка студентов туристического вуза к управлению персоналом. [Текст] / С. С. Попов // автор, дисс. на соиск, уч. ст. к. п. н.-М.: 2008. - 28 с.

3. Ващило, Т. Н. Формирование дополнительных профессиональных компетенций по обеспечению конкурентоспособности специалиста экономического профиля. [Текст] / Т. Н. Ващило // автор, дисс, на соиск. уч. ст. к. п. н. - Барнаул:

2005,-22 с.

4. Шоба, В. А. Экологизация образования в системе менеджмента качества образовательных услуг. [Текст] / В. А. Шоба, И. А. Соболева /7 Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика. - Кострома: Изд-во КГУ, 2005. - С. 246-261.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521500 “Менеджмент”. Степень (квалификация) - бакалавр менеджмента, - М.: - 2000, - 15 с.

5 6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521600 “Экономика”. Степень (квалификация) — бакалавр экономики. — М.: - 2000. — 15 с.

7. Шоба, В. А. Рабочая программа учебной дисциплины «Экологический менеджмент [Текст] / В, А. Шоба // Комплект нормативных документов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006, - С. 19-30.

8. Шоба, В. А. Процессный подход к разработке системы экологизации образования специалистов экономики и управления. [Текст] / В. А. Шоба // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы: Материалы VI Международной научно-методической конференции / Под общ, ред, Н. В. Пустового. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, - 2005. - С. 247-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.