Научная статья на тему 'Практика развития местного самоуправления Амурской области'

Практика развития местного самоуправления Амурской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
251
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Н. А.

Рассматривается практика местного самоуправления Амурской области. Кратко раскрываются вопросы, касающиеся формирования финансовой базы муниципальных образований, управления муниципальной собственностью, социальной составляющей деятельности областных муниципалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика развития местного самоуправления Амурской области»

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

© Лебедев Н.А.*

Институт экономики Российской академии наук, г. Москва

Рассматривается практика местного самоуправления Амурской области. Кратко раскрываются вопросы, касающиеся формирования финансовой базы муниципальных образований, управления муниципальной собственностью, социальной составляющей деятельности областных муниципалитетов.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные образования, муниципальная собственность, муниципальное имущество, социальная работа на муниципальном уровне, социальная поддержка населения.

Практика развития современного состояния местного самоуправления Амурской области определяется «Концепцией развития местного самоуправления в Амурской области» [1]. Концепцией закрепляется общая целевая основа политики института местного самоуправления, обобщаются, во-первых, направленность механизмов развития, и, во-вторых, принципы политики развития местного самоуправления региона. В основу концепции положено право осуществления самоуправления на местном уровне; документ предполагает сочетание и взаимодействие экономических, социальных и иных начал.

В Амурской области в 2012 году органы местного самоуправления включали 9 городских округов и 20 муниципальных районов [2].

Основополагающей доминантой парадигмы развития муниципальных образований Амурской области является потребность в формировании бюджета [3]. Конечно же, кризис, начавшийся в 2008 г., не мог не затронуть финансовый сектор экономики Амурской области, сущностной чертой которого стала определённая несбалансированность местных бюджетов, их прогнозируемый дефицит [4].

Анализ Закона Амурской области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг.» показывает, что финансовая обеспеченность местных бюджетов достигнута не в полной мере. В частности, объём дотаций, позволяющих выравнить бюджетную обеспеченность муниципальных районов (городских округов) на 2014 и 2015 гг. составил соответственно 29760, 1 тыс. руб. и 71795, 9 тыс. рублей. Предусмотрена необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности поселений на 2014 и 2015 гг., что составило соответственно 69846,3 и 73629,2 тыс. рублей [5]. Как одну из

* Ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор.

предпосылок данной ситуации можно обозначить, прежде всего, пониженную ставку одного из основных региональных налогов, налога на прибыль организаций, законодательно определённую на уровне 13,5 % [6]. Как и региональные налоги, местные налоги в бюджетах областных поселений также имеют низкие ставки; в частности, земельный налог определяется на муниципальном уровне ставкой не выше 1,5 %. К тому же и налоговый потенциал на уровне муниципальных образований Амурской области весьма неоднороден и налоговые ставки по объектам налогообложения могут варьироваться от 0,1 % до 1,5 %.

В сложившихся условиях необходимо преодолеть межмуниципальные различия формирования финансовой базы, что позволит значительно расширить сбалансированность бюджетов муниципальных образований.

Наряду с бюджетными, к проблемным можно отнести вопросы, касающиеся управления и распоряжения муниципальной собственностью и муниципальным имуществом. Муниципальная собственность - главная составляющая экономической основы местного самоуправления. В муниципальной собственности, которая выступает как отдельная разновидность публичной собственности, находятся такие объекты, которые «обеспечивают возможность развития инфраструктуры, обустройства территории, организации жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования» [7]. Согласно ст.ст. 125, 215, 295 ГК РФ, распоряжение муниципальной собственностью осуществляют органы муниципальной власти в рамках двух категорий прав, из которых основополагающим представляется право собственника муниципального имущества [8]. В свою очередь, население муниципальных районов, равно как и органы муниципального управления выступают в качестве субъекта права муниципальной собственности.

К важнейшим объектам муниципальной собственности следует отнести недвижимость, земельные участки, имущественные комплексы, жилищный и нежилой фонд и т.п. В частности, в соответствии с постановлением главы Благовещенского района, к компетенции муниципальных органов власти относится право предоставления земельных участков. И это право органы местного самоуправления Амурской области широко используют, устанавливая цену земельных участков.

Органами местного самоуправления предоставляется и такая услуга как аренда имущества, находящегося в муниципальной собственности городов, либо предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование согласно утверждаемому перечню. Права на заключение договоров аренды недвижимого муниципального имущества приобретаются на тогах посредством публичного предложения на открытых аукционах.

Как мы видим, в Амурской области постепенно оформляются такие организационные черты местного самоуправления как финансово-ресурсное обеспечение и развитие муниципального хозяйства. Сами муниципальные

130 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

образования всё шире осуществляют полномочия по регулированию порядка распоряжения муниципальной собственностью.

Широкий круг вопросов составляет социальная составляющая деятельности муниципалитетов. Сегодня жизненно важную роль стала играть социальная работа, проводимая на муниципальном уровне. И прежде всего речь идёт о повышении уровня профессиональной квалификации безработных граждан. Если говорить конкретно, в Архаринском, Благовещенском, Ивановском и др. районах Амурской области постоянно проводится обучение компьютерных операторов среди женщин, имеющих детей до трёх лет.

Основной целью реализации социальных гарантий и оказания социальной помощи безработным гражданам, особенно находящихся в группах риска - инвалидов, несовершеннолетних, переселенцев и т.п., является предоставление им новых рабочих мест.

На основе зарубежного опыта демократизации политического управления, возникла необходимость выявления новых приоритетов социальной работы в рамках местного самоуправления Амурской области, что дало возможность использования относительно новой её формы, отвечающей, прежде всего, потребностям пожилых людей, пенсионеров, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Речь идёт о волонтёрстве, которое в условиях дефицита муниципальных бюджетов становится важнейшим ресурсом. Со своей стороны, Отделение Пенсионного фонда РФ по Амурской области привлекает волонтёров для обучения пенсионеров работе с платёжными устройствами, правилам работы в Интернете, что вовлекает старшие поколения в процессы информатизации, позволит снизить уровень цифрового неравенства. Волонтёры участвуют в делах милосердия, помогают детям, инвалидам в больницах, хосписах, домах ребёнка.

В последнее время наблюдается рост интереса к ещё одному виду социальной поддержки, апробированному в европейской практике - оказанию самопомощи и взаимопомощи среди нуждающихся групп населения. С учётом специфики этого вида социальной поддержки, разработана программа оказания помощи при интеграции в общество молодым людям и лицам старшего поколения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В её задачи входит развитие групп их самопомощи и самоподдержки; поддержка проектов, направленных на улучшение положения молодёжи и престарелых в обществе и т.п. Самопомощь и самоподдержка имеет широкий потенциал развития.

Как показывает практика, развитие и совершенствование отдельных направлений социальной работы в рамках местного самоуправления должно определяться уровнем реальной сформированности местных сообществ.

Список литературы:

1. «Концепция развития местного самоуправления в Амурской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: amur.news-city.info.

2. Сводный доклад о результатах мониторинговой эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Амурской области в 2012 году // Правительство Амурской области - Экономика и финансы.

3. Законопроект Амурской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.» // Интернет портал «Российской газеты». - 22 ноября 2012.

4. Законопроект Амурской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.» // Интернет портал «Российской газеты». - 22 ноября 2012. - Ст. 1.

5. Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг.». Принят законодательным Собранием Амурской области 6.12.12 г. [Электронный ресурс]. - Ст. 10. - Режим доступа: garant.ru.

6. Закон Амурской области от 4 октября 2010 г. № 389-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет». Принят Законодательным Собранием Амурской области 23 сентября 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: garant.ru.

7. Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России. - М.: Наука, 2008. - С. 15.

8. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). - М.: ИНФА-М, 1998. - С. 259-262; 429-431; 537-540.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.