Научная статья на тему 'Практика разработки проектов и временных схем организации дорожного движения с применением IndorTrafficPlan'

Практика разработки проектов и временных схем организации дорожного движения с применением IndorTrafficPlan Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
846
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДД / КСОДД / проектирование организации дорожного движения / BIM / ИМД / информационное моделирование / информационное моделирование автомобильных дорог / САПР / автоматизированное проектирование / автоматизированное проектирование автомобильных дорог / ГИС / геоинформационные системы / геоинформационные системы автомобильных дорог / техническое регулирование / автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / traffic plan / traffic plan design / BIM / building information modeling / information modeling / road information modeling / CAD / computer-aided design / computer-aided road design / road design / highway engineering / GIS / geographic information system / GIS for road and highway management / technical regulations / roads / highways / road infrastructure

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Неретин Александр Алексеевич, Матвеев Николай Михайлович, Сорокин-Урманов Сергей Евгеньевич

Рассматривается инновационный подход к разработке временных схем дорожного движения на период ремонта и подход в рамках комплексов информационного моделирования дороги. Проводится обзор инструментов программного обеспечения по созданию схем организации дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Неретин Александр Алексеевич, Матвеев Николай Михайлович, Сорокин-Урманов Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of design and short-term traffic organization by IndorTrafficPlan

The innovative approach to develop short-term traffic schemes on the maintenance cycle and the approach in context of road informational modelling complexes are considered. The review of software tools for creation of traffic organization schemes is surveyed.

Текст научной работы на тему «Практика разработки проектов и временных схем организации дорожного движения с применением IndorTrafficPlan»

Практика разработки проектов и временных схем организации дорожного движения с применением 1пСогТга1Т1сР!ап

DOI: 10.17273ZCADGIS.2017.23

Неретин А.А., к.т.н., зам. директора ООО «Индор-Центр» (г. Москва)

Матвеев Н.М., ведущий инженер ООО «Индор-Центр» (г. Москва)

Сорокин-Урманов С.Е., начальник отдела аудита обеспечения безопасности дорожного движения ООО «Автодор-Инжиниринг» (г. Москва)

Рассматривается инновационный подход к разработке временных схем дорожного движения на период ремонта и подход в рамках комплексов информационного моделирования дороги. Проводится обзор инструментов программного обеспечения по созданию схем организации дорожного движе-

В инженерном проекте на ремонт, капитальный ремонт или реконструкцию автомобильной дороги обязательным разделом является проработка временных схем организации дорожного движения на период строительства (далее временных схем). Для составления схем необходимо делать досъёмку прилегающей к зоне работ на дороге: не менее 800 м до зоны работ и не менее 100 м за зоной работ [1, 2, 3]. Дополнительные геодезические измерения приводят к увеличению стоимости работ. Разработка временных схем осуществляется в соответствии с требованиями ОДМ 218.6.014-2014 [4] и СТО АВТОДОР 4.12014 [5].

Для составления временных схем, как правило, используют топографический план дороги масштабом 1 : 1000 с обязательным указанием существующих дорожных знаков, барьерных ограждений, разметки и т.д. Временная схема составляется с учётом категории дороги, количе-

ства полос движения, состояния обочины, наличия разделительной полосы, переходно-скорост-ных полос, съездов, автобусных остановок и т.д. На временных схемах прорабатывают расположение временных дорожных знаков, которые не только информируют о зоне строительных работ и предупреждают о снижении скорости до безопасного значения, но и регулируют движения транспортных потоков с учётом существующей реальности (съездов, пересечений, пере-ходно-скоростных полос, автобусных остановок и т.д.).

Нанесение временной разметки дополняет временные дорожные знаки и помогает регулировать транспортные потоки, тем самым повышая безопасность движения. В ряде случаев следует временно зачехлить существующие дорожные знаки в связи с изменением ситуации, чтобы не дезинформировать водителей. Особое внимание при разработке временных схем уде-

ляется расстановке ограждающих и направляющих устройств и размещению сигнализации для ночного времени суток.

Все временные схемы обязательно сопровождаются подсчётом:

• количества дорожных знаков с расшифровкой по группам;

• площади временной дорожной разметки;

• количества сегментов ограждения и направляющих устройств;

• количества сигнализации и т.д.

Временные схемы составляются на

каждую захватку, которая варьируется от 500 м до 1500 м в зависимости от состава и производительности дорожной техники. При большом количестве схем ручной подсчёт материалов становится трудоёмким и нет гарантии, что нет и не будут допущены ошибки из-за человеческого фактора. Проектные организации, занимающиеся разработкой временных схем, давно хотели автоматизировать этот процесс.

На отечественном рынке программных комплексов имеется ряд коммерческих систем, предназначенных для разработки проектов организации дорожного движения:

• коробочный продукт компании «Кредо-Диалог» (г. Минск) CREDO Дислокация 1.2;

• модуль «Проектирование схем дислокации ТС ОДД», входящий в состав комплекса «Титул-2005» (г. Саратов);

• система проектирования организации дорожного движения IndorTrafficPlan компании «ИндорСофт» (г. Томск).

Программы позволяют обеспечить ввод, редактирование и отображение всех требуемых элементов на автомобильной дороге. С помощью модуля автоматизированного проектирования в несколько раз повышается производительность труда при разработке проектов организации дорожного движения.

Рассмотрим особенности программы CREDO Дислокация 1.2. Система выполняет следующие операции.

• Линейную генерацию планов автомобильной дороги с автоматической расстановкой основных дорожных знаков, нанесением основной горизонтальной разметки, объектов дорожной обстановки, элементов обустройства и ос-

нащения дороги в соответствии с дорожной ситуацией, описанной пользователем.

• Создание планов организации безопасности дорожного движения (рис 1).

• Интерактивное создание и редактирование дорожных знаков, горизонтальной разметки, объектов дорожной обстановки, элементов обустройства и оснащения дороги.

• Схематичное создание изображений индивидуальных дорожных знаков.

• Экспорт в файлы форматов EMF, BMP, JPEG, PNG и др.

Саратовский модуль «Проектирование схем дислокации ТС ОДД» выполняет автоматизированное проектирование и разработку проектов организации дорожного движения с возможностью последующего редактирования проектировщиком (рис 2). Модуль предусматривает большое количество настроек. Помимо модуля автоматической дислокации средств ОДД, в программе реализованы инструменты быстрой расстановки этих

объектов (полуавтоматический режим):

• расстановка проектируемых объектов на пересечениях, примыканиях, съездах;

• расстановка проектируемых столбиков на трубах;

• расстановка дублирующих знаков;

• расстановка разметки 1.1 на пересечениях, примыканиях, съездах;

• расстановка знаков 2.2 на пересечениях, примыканиях, съездах;

• расстановка знаков 2.4 на пересечениях, примыканиях, съездах;

• расстановка порядка знаков согласно ГОСТ;

• дублирование фактических ограждений в проектные;

• дублирование фактических тротуаров в проектные;

• дублирование фактических светофоров в проектные;

• дублирование фактического освещения в проектное;

• расстановка направляющих устройств;

• расстановка километровых столбов (знаков 6.13).

Г "-М M Il fes^-i5 "f } Jt

1 £ 1 В "к til « | G pfci«"" * * RB 1 1П 4U Г I 1,1 IT IJ|Î il тем I v ' 4*к m и y îii

i 1 lu t- J--à ш »»

Рис. 1. Фрагмент схемы дислокации в программе CREDO Дислокации 1.2

Рис. 2. Фрагмент схемы дислокации в программе «Титул 2005»

Буфер дорожи ы й

Знаки, устанавливаемые над проезжей частью Знаки, устанавливаемые сбоку от проезжей части Конус дорожный

Передвижные заградительные знаки 1

Передвижные заградительные знаки 2

Перёдбижные заградительные знаки 3

Пластина прямоугольная (левая)

Пластина прямоугольная (правая]

Регулировщик с жезлом

Светофор пешеходный

Светофор транспортный

Светофор транспортный для поворота налево

Светофор транспортный для поворота направо

Светофор транспортный для прямого направления

Светофор транспортный с доп. секцией налево

Светофор транспортный с доп. секцией направо

Светофор транспортный с доп. секциями направо и налево

Фонарь вставной

Фонарь вставной в сочетании с защитным блоком

Фонарь вставной в сочетании с пластиной прямоугольной (левый)

Фонарь вставной в сочетании с пластиной прямоугольной (правый)

Опоры ЛЭП и ЛСВ-ж/б

Опоры ЛЭП и ЛСВ - металлические

Проектные элементы

Пункты геодезических сетей сгущения

Пункты государственной геодезической сети

Пункты закрепления

Пункты планово-высотного обоснования Системные элементы Столбики ограждения Строения, здания и их части Характерные точки границы (кадастр)

Элементы обустройства дороги

л оо g g

g ri S ю о со г--- г---

|5з'гз 1 Г-^io. лтм/k Ж fî^snl

Рис. 3. Библиотеки элементов для обустройства дороги в системе indorTrafficPian 9.0

При выборе программного продукта для разработки временных схем организации дорожного движении основным недостатком описанных являлось отсутствие импорта в DWG с целью редактирования условных знаков, временных направляющих устройств (конусы, делиниаторы). В указанных программах не предусматривается передача данных в ГИС [6, 7].

Компания «ИндорСофт» разработала компьютерную программу IndorTrafficPian 9.0, которая позволяет автоматизировать процесс составления временных схем и подсчёта количества объектов и объёмов материалов. В данной программе разработана большая библиотека элементов временного обустройства дороги на период дорожных работ (рис 3).

Компанией «Индор-Центр» в рамках задания ООО «Автодоринжиниринг» для ремонта покрытия на проезжей части автомобильной дороги М-4 «Дон» I технической категории с разделительной полосой на участке 24 км (км 777 — км 801) были составлены временные схемы на

каждой полосе в двух направлениях. Средняя длина захватки с учётом реальной ситуационной обстановки (наличие съездов, уширений и т.д.) составила 1 км, общее количество временных схем — 48 листов. Без автоматизации процесс мог бы затянуться на пару месяцев.

Одним из главных достоинств программы IndorTrafficPian 9.0 является интеграция с ГИС-программой госкомпании «Автодор» IndorRoad. Благодаря такой возможности было сокращено время на подготовительные работы — полевые изыскания и составление топоплана дороги на рассматриваемый участок (км 777 — км 801). Получив разрешение на обработку данных из ГИС-базы ГК «Автодор», наша компания смогла оперативно получить данные на проектируемый участок дороги длиной захватки (порядка 1 км). После загрузки в IndorTrafficPian на полученных схемах были отображены съезды, дорожные знаки, разметка и другие объекты.

Наличие в библиотеке широкого перечня элементов по обустройству дороги позволяет обо-

Р—ИДИ ШШяШШлш 1

ЯйШ'ГшШ

ШшЫШмш ¡ЯШюнЯшШЖ

■я • /ЯшШщ/ЯШЯЯш / 'ШШшШВ'^ ШШ'чШШШШ

: /

Yandsi / щ Шш/ЯШя& *

Рис. 5. Фрагмент конвертации дорожных знаков, разметки, ограждений в ГИС из IndorTrafficPlan 9.0

значить не только временные дорожные знаки, разметку, но и элементы индивидуального ограждения (водоналивные баки, фундаментные блоки стеновые, сигнальные фонари, делиниато-ры и т.д.) (рис 4).

После составления временных схем движения программой 1МогТгаШсР1ап в автоматическом режиме подсчитывается:

• количество временных дорожных знаков;

• площадь временной разметки;

• количество ограждающих элементов;

• количество направляющих устройств и др. Возможность обратной интеграции временных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

схем в ГИС [7] позволяет заказчику оперативно контролировать точность и количество разработанных временных схем, составленных подрядчиком (рис. 5). а

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации №196-ФЗ от 10.12.1995 (с изменениями 26.07.2017) «О безопасности движения». М., 1995.

2. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с изменениями №1, 2).

М.: Стандартинформ, 2006. 95 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 г. Москва «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"». М., 2013.

4. ОДМ 218.6.019-2016. Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ.

5. СТО АВТОДОР 4.1-2014. Ограждение мест производства дорожных работ на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор». М., 2014. 53 с.

6. Кривопалов АД, Петренко ДА, Скворцов А.В. Разработка проектов организации дорожного движения: настоящее и будущее // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. №2(4). С. 86-92. DOI: 10.17273/CADGIS.2014.2.14

7. Скворцов О.В. Требования безопасности дорожного движения и нормы проектирования автомобильных дорог в России и за рубежом // Автоматизированные технологии изысканий и проектирования. 2008. №4(31).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.