Научная статья на тему 'Практика профориентационной работы ГКУ со "ЦЗН г. Саратова" с учащейся молодежью в свободное от учебы время'

Практика профориентационной работы ГКУ со "ЦЗН г. Саратова" с учащейся молодежью в свободное от учебы время Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика профориентационной работы ГКУ со "ЦЗН г. Саратова" с учащейся молодежью в свободное от учебы время»

научный журнал

М. А. Солоница

ГКУ СО «ЦЗН г. Саратова», г. Саратов, Россия

ПРАКТИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ГКУ СО «ЦЗН Г.САРАТОВА» С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБЫ ВРЕМЯ

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения — не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда — и его судьба. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому из нас на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для человека лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

Основной целью профориентационной работы, проводимой Центром занятости населения города Саратова, является подготовка молодежи к выбору профессии с достижением баланса личностных запросов и потребностей регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

Оказываемые услуги по профориентации позволяют молодым людям получить необходимую информацию о рынке труда, мире профессий, пройти диагностику профессиональных интересов и склонностей, рассмотреть вопросы эффективного поведения при построении профессиональной карьеры.

Однако, проводить работу комплексно, системно, в необходимых объемах только силами службы занятости не представляется возможным. Поэтому мы активно сотрудничаем с администрациями районов, учреждениями общего и профессионального образования, работодателями, кадровыми агентствами.

Чем раньше проводится профориентация молодежи, тем выше ее эффективность. Поэтому работу начинаем со школьной скамьи.

С начала 2017 года специалисты Центра занятости населения города Саратова провели 110 профориентационных мероприятий, в которых приняли участие свыше 4660 человек, в т.ч. 44 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 34 человека из категории детей-инвалидов, 154 подростка, состоящих на профилактическом учете в КДН и ПДН УВД.

научный журнал

Специалисты Центра занятости населения города Саратова ведут активную профориентационную работу не только в учебный период, но и во время летних каникул. В июне прошлого года стартовал проект «Марафон профессий» в летних лагерях отдыха для детей. В прошлом году было проведено 5 профориентационных мероприятий в лагерях «Березка», «Дубки», «Лесная республика» и «Маяк» общей численностью более 200 человек. В 2017 году проведено 13 мероприятий уже в 6 оздоровительных лагерях («Восход», «Мечта») общей численностью около 700 человек.

Об одном из таких мероприятий хотелось бы рассказать подробнее.

Третьего августа 2017 года специалисты Центра занятости населения г. Саратова провели профориентационное мероприятие «Моя профессия -мое будущее» на базе учебно-технического оздоровительного центра «Березка».

Актуальность и значимость проекта.

Проблема осознанного выбора профессии по-прежнему сохраняет свою остроту и значимость. Трудность профессионального самоопределения заключается в том, что мир профессий и рынок труда постоянно меняется. Подростку сложно понять, какие профессии актуальны на сегодняшний день, с кого же брать пример и на что ориентироваться.

С другой стороны, ускоряющийся темп изменений в мире и обществе, науке и технике требуют от профконсультанта использования новых и оригинальных методов, повышающих эффективность

профориентационной работы. На всех этапах развития ребенка важен процесс пробуждения у него интереса к различным видам трудовой деятельности. Как показывает практика, современные дети лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала.

Так возникла идея разработки профориентационного квеста. В ходе квест-игры участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей индивида, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.

Мероприятие организовано совместно с образовательными центрами города.

Это комплексное мероприятие проходило на трех площадках.

На первой площадке расположились три профориентационных пункта:

1. Урок профориентации «Я - 1Тишник» от учебного центра «Трайтек»,

научный журнал

2. Урок профориентации «Осознанный выбор профессии» от Школы бизнеса Диполь,

3. Компьютерная экспресс-диагностика профессиональных предпочтений и склонностей от Центра занятости населения г.Саратова.

Эти пункты поочерёдно посетили три отряда ребят в возрасте 15-16

лет.

На второй площадке проходил Конкурс рисунков на асфальте «Профессия моей мечты». Для настроя на «профессиональный» лад ребята отгадывали загадки о профессиях, читали стихотворение «Коварная рифма». Юные художники накануне подготовили макеты рисунков на бумаге, а затем «перенесли» их на главную аллею лагеря. Все работы оказались красочными и содержательными, и жюри нелегко было определить победителей. Участники, занявшие I, II и III места, награждены памятными подарками.

Центром мероприятия стало проведение квест-игры «Перекресток семи дорог» для подростков 13-14 лет. Ребятам предложили принять участие в интересных и увлекательных приключениях в городе профессий. Жители этого города - «Профессии» - самые нужные и важные в современном мире. Разделившись на команды, участникам предстояло пройти семь станций, выполнить задания модераторов и собрать карточки с буквами. Состав команды: 7-10 человек. Всего команд-участников - 7.

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием станций:

«Приключения в городе профессий»

1. Магистраль «Азбука профессий»

2. Площадь «Карта профессий»

3. Аллея тезисов

4. Парк профессиограмм

5. Проспект профессионалов

6. Театральная улица

7. Перекресток зашифрованных профессий

8. Стация - Мастер-класс

На каждой станции модераторы проводят игру или дают творческое задание профориентационного характера. Время выполнения заданий на станциях составляет 7 минут и ограничено звуковым сигналом, после которого команды переходят к следующей станции согласно маршрутному листу. После выполнения задания модератор дает команде по 1-3 карточки с буквами. Из них необходимо составить слово, обозначающее профессию.

научный журнал

После того, как профессии разгаданы, команды отправились на заключительные станции - мастер-классы. Модераторы этих станций -представители конкретных профессий, например, парикмахер, повар, художник и др. Чтобы определить, на какой мастер-класс пойдет команда, участникам нужно соотнести собранную профессию и название станции. Например, Студия красоты «Афродита» - парикмахер; Инновационный центр «Перспектива» - мастер по 3D моделированию; Арт-студия «Фантазия» - Художник прикладного искусства и т.д.

Мастер-классы для квест-игры провели постоянные партнеры и добрые друзья Центра занятости - образовательные центры города Саратова. Профессию «Дизайнер» представил учебный центр «Трайтек», «Повар» и «Парикмахер» - Поволжский филиал «ВНИИ труда», «Товаровед» и «Художник прикладного искусства» - Бизнес-Колледж «ИРБиС», «Мастер по 3D моделированию» - Центр молодежного творчества «Престиж». О профессии спасателя ребятам рассказал ведущий инспектор по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Центра занятости.

Всего в мероприятии приняли участие около 170 человек.

Несколько слов хочется сказать о неоспоримых преимуществах предложенной формы проведения мероприятия.

Во-первых, это динамичность проекта. Подвижная форма проведения выбрана неслучайно и обусловлена возрастными особенностями участников, местом и временем проведения мероприятия - учебно-техническим оздоровительным центром и периодом летних каникул.

Во-вторых, задания для станций квест-игры подобраны с учетом основ профориентации. Одни упражнения формируют представление о многообразии существующих профессий («Азбука профессий», «Ребусы»), другие отрабатывают навыки ориентации в нем («Карта профессий»), третьи развивают умения анализировать и обобщать полученную информацию («Тезисы», «О какой профессии идет речь?»), а четвертые учат выделять содержание профессии, психологические, технические, медицинские, гигиенические особенности специальности («Составление профессиограмм», «Покажи профессию»).

В-третьих, привлечение к участию нескольких представителей современных, востребованных профессий для проведения мастер-классов. Можно сколь угодно долго рассказывать ребенку о содержании той и иной профессии, изучать профессиограммы, смотреть видеофильмы, однако наиболее близкое знакомство с профессией возможно только посредством живого общения с представителем данной профессии. В ходе беседы подростки из первых уст получали ответы на интересующие их вопросы, расширяли свои представления о содержании конкретной профессии, требованиях, которые она предъявляет человеку, условиях работы,

научный журнал

профессионально-значимых качествах, а, главное, смогли примерить профессию на себя.

Несколько слов хочется сказать и о техническом оснащении мероприятия.

Для ориентирования в зонах квест-игры и мастер-класса использованы растяжки с названиями. Нельзя не отметить многофункциональность названий станций - мастер-классов. С одной стороны, участникам нужно было соотнести собранную из букв профессию и название станций, чтобы определить, какой мастер-класс для них приготовлен. Это поддерживает интерес к происходящему, стимулирует умственную активность и аналитическую деятельность. С другой стороны, универсальные наименования позволяют менять и расширять перечень профессий для презентации в зависимости от условий. Например, в Студии красоты «Афродита» можно представить профессию косметолога, мастера маникюра, массажиста, администратора, специалиста по коррекции фигуры и т.д.

Подводя итог выше сказанному, можно делать следующие выводы:

Реализация проекта способствует решению таких задач, как

- расширение представлений о различных сферах трудовой деятельности;

- формирование навыков ориентировки в мире профессий;

- создание условий для повышения готовности подростков к профессиональному определению;

- активизизация личного участие в формировании своего будущего

- формирование осознанного отношения к выбору профессии.

Динамичный профориентационный проект позволяет охватить большую численность участников (до 70 человек). Однако при всей массовости мероприятия командам уделяется равное внимание со стороны профконсультантов, участники не мешают друг другу, создаются условия для активизации каждой личности.

Участие в мастер-классах помогает подростку подробно познакомиться с профессией и попробовать себя в конкретном деле.

В ходе мероприятия воспитывается уважение к труду и людям труда, формируется осознанное отношение к профессиональному выбору, создаются условия для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Универсальность проекта дает возможность подбирать, заменять профессии для презентации, исходя из условий рынка труда и возрастных особенностей участников.

научный журнал

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В подобной ситуации профориетационная работа должна обеспечивать качественную подготовку школьников всех возрастов к профессиональному самоопределению. Наибольшее внимание следует уделять практической подготовке учащихся к сознательному выбору и получению профессии, поскольку только на практике вырабатываются качества личности для выбираемой профессии. Вовлечение учащихся в разнообразные виды практической деятельности позволяет обеспечить фактическую реализацию их профессиональных намерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.