Научная статья на тему 'Практика применения закона от 22. 06. 1909 года «Об условном досрочном освобождении» (на материалах Южного Зауралья)'

Практика применения закона от 22. 06. 1909 года «Об условном досрочном освобождении» (на материалах Южного Зауралья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1081
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асриев Асхат Шайгалиевич

Статья посвящена практике применения Закона «Об условном досрочном освобождении» в Курганской уездной тюрьме Тобольской губернии в период с 1909 по 1915 годы и написана на основе использования как архивных, так и опубликованных источников. Научная новизна результатов проведенного исследования заключается в том, что впервые в современной исторической науке предпринята попытка дать анализ эффективности реализации законодательства об условно-досрочном освобождении на уровне конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the law from 22.06.1909 «About conditional early release» (on materials of Southern Zauralye)

The article is devoted to the practice of application of the law «About conditional early release» in Kurganskiy district prison of Tobolsk province in 1909 through 1915. The article is written on the basis of both archival, and the published sources. In the given article the analysis of efficiency of implementation of the legislation of conditional early release is considered both as a whole across Russian empire, and in the territory of Kurgan district of the Tobolsk province, and also the order of carrying out of procedure is conditional early release is shown. Scientific novelty of results of the carried out research consists for the first time of modern historical science giving the analysis of efficiency of implementation at the legislation on of conditional early release at the level of concrete region Kurganskiy district of Tobolsk province, and also it shows the order of carrying out of procedure of is conditional early release in this region.

Текст научной работы на тему «Практика применения закона от 22. 06. 1909 года «Об условном досрочном освобождении» (на материалах Южного Зауралья)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

удк 957 (043 3) а. ш. АСРИЕВ

Курганский государственный университет

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА ОТ 22.06.1909 ГОДА «ОБ УСЛОВНОМ ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ»

(НА МАТЕРИАЛАХ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ)_____________________

Статья посвящена практике применения Закона «Об условном досрочном освобождении» в Курганской уездной тюрьме Тобольской губернии в период с 1909 по 1915 годы и написана на основе использования как архивных, так и опубликованных источников. Научная новизна результатов проведенного исследования заключается в том, что впервые в современной исторической науке предпринята попытка дать анализ эффективности реализации законодательства об условно-досрочном освобождении на уровне конкретного региона.

Одним из важнейших законодательных актов Российской империи, принятых в ходе реализации тюремной реформы второй половина XIX — начала XX в., стал Закон «Об условном досрочном освобождении», одобренный Государственной Думой

22.06.1909 г. По мнению Э. Жевлакова, условное освобождение впервые осуществлено в Англии в 1842 году, когда преступников стали ссылать в Австралию. В начале XX века условно-досрочное освобождение уже было введено в право большинства цивилизованных стран [1]. Не стала исключением в этом плане и Российская империя.

До тюремной реформы, в первой половине XIX века, массовое досрочное освобождение в России не допускалось — прощение или помилование происходило в индивидуальном порядке (на основании отдельных указов императора). И только позднее, во второй половине XIX века, в практику было введено массовое досрочное сокращение сроков заключения Манифестами императора, приуроченными к какому-либо событию в царствующей семье [2].

Но как юридически обоснованная процедура условно-досрочное освобождение впервые было введено только в 1909 году. 22 июня 2007 года Государ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

ственная Дума одобрила закон «Об условном досрочном освобождении». Институт условно-досрочного освобождения мог теперь применяться к заключенным в тюрьме или исправительном арестантском отделении при отбытии 3/4 срока наказания, но не ранее чем через 6 месяцев. Необходимым условием применения условного освобождения являлось активное проявление исправления, выраженное в добросовестном отношении к труду и соблюдении режима содержания. Не подлежали условно-досрочному освобождению согласно ст. 2 закона осужденные за казнокрадство, подлежащие по окончании тюремного заключения ссылке на поселение, а также лица, «судившиеся под чужим именем» [3]. Таким образом, освободиться условно-досрочно могли даже рецидивисты. Возбуждать вопрос об условно-досрочном освобождении могли различные должностные лица: представители органов прокурорского надзора, начальники мест заключения, члены общественного патроната, тюремные врачи и священники.

Различные авторы приводят противоречивые сведения о реализации этого закона. Так, О. Н. Бортникова и Г. Ф. Лукьяница пишут о том, что применение закона об условном досрочном освобождении должно было сначала осуществляться в Архангельской и Тобольской губерниях, но, по их мнению, «закон оказался «мертворожденным»: документы не зафиксировали ни одного случая его применения в указанных регионах» [4]. Э. Желваков приводит другие сведения. По его данным, «уже в 1910 году в соответствии с новым законом было освобождено от уголовного наказания 12 353 человека, причем более 50 % из них составляли осужденные за кражи и телесные повреждения» [5|.

В Южном Зауралье (территория современной Курганской области) закон об условном досрочном освобождении применялся в ходе отбывания заключенными наказания в Курганской тюрьме. Эта тюрьма располагалась в уездном городе Кургане, который в то время относился к Тобольской губернии, Согласно отчетной ведомости начальника Курганской тюрьмы, из 133 арестантов, формально имеющих право на условно-досрочное освобождение, в период с 1909 по 1915 годы было условно-досрочно освобождено 37 арестантов. Из них 16 человек на момент освобождения было приговорено к отдаче в исправительное арестантское отделение (всего же таких арестантов в указанный период в тюрьме содержалось 54 человека), 21 человек из тех, кто освободился, был приговорен к заключению в тюрьме (всего их содержалось 79 человек)[6]. Таким образом, в процентном соотношении между числом лиц, имеющих право на условно-досрочное освобождение, и числом лиц, реализовавших данное право, преобладали арестанты, приговоренные к заключению в тюрьме. При этом наибольшее число условно-досрочно освободившихся пришлось на 1910 и 1912 годы (10 и 14 человек соответственно). После 1912 года в Кургане наметилась тенденция к сокращению числа условно-освободив-шихся арестантов, которых и раньше, как свидетельствуют вышеизложенные цифры, было не так много. Указанная тенденция была характерна и для других регионов России, что отмечало ГТУ в своем циркуляре от 6 февраля 1916 года за № 12: «число арестантов, досрочно освобождаемых на основании закона

22.06.1909 года, в последнее время значительно сократилось как в общем, так и в процентном отношении». То, что закон об условном досрочном освобождении широко не применялся на практике, возможно, объясняется расплывчатостью критериев, по кото-

рым осужденных можно было освобождать условно, а также недостаточной регламентацией самой процедуры освобождения.

С целью эффективного применения Закона «Об условном досрочном освобождении« на практике в уездных городах создавались так называемые Особые совещания (их полное название — Особые совещания по применению закона об условно-досрочном освобождении). Председателями этих совещаний назначались, как правило, представители судебной власти. Так, в Кургане председателем подобного Особого совещания в августе 1909 года был назначен мировой судья 1-го участка Курганского уезда А. Коротков [8]. Законодательная процедура условно-досрочного освобождения, как уже говорилось. предусматривала вначале возбуждение вопроса об условно-досрочном освобождении заключенных уполномоченными на то должностными лицами. Это выражалось во внесении представления об освобождении «заслуживающих« такой поощрительной меры арестантов на рассмотрение Особого совещания, которое могло одобрить данные представления либо «не уважить» их. Основаниями отказа в удовлетворении представления могли стать формальные основания или «неблагоприятная оценка личности и поведения заключенного». Особое совещание по результатам рассмотрения представления выносило постановление, которое должно было утверждаться Окружным судом. Суд мог также не утвердить постановления совещания по двум из вышеуказанных оснований. Окружной суд выносил свое решение в форме определения.

Определенным пробелом в законодательстве того времени было отсутствие каких-либо четких критериев «неблагоприятной оценки личности и поведения заключенного», что, на взгляд автора, могло привести к необоснованному ущемлению права заключенных на условно-досрочное освобождение. Однако анализ источников говорит о том, что отказов в удовлетворении представлений об условно-досрочном освобождении арестантов либо неутвержденных судом постановлений о таком освобождении было немного. В Кургане из общего числа внесенных представлений (39) не было одобрено Особым совещанием только одно по причине «неблагоприятной оценки личности и поведения заключенного», на которого вносилось представление. Из общего числа вынесенных совещаний постановлений об одобрении представлений (38) Окружным судом не было удовлетворено также только одно постановление, но уже «по формальным основаниям» [9].

Для нас опыт реализации закона об условно-досрочном освобождении важен прежде всего с точки зрения эффективности претворения в жизнь исправительно-воспитательной направленности тюремной реформы в исследуемый период. Количество условно-досрочно освобожденных из мест заключения, их процентное отношение к общему числу имеющих на это формальное право заключенных, а также процент арестантов, освобожденных досрочно, но совершивших после освобождения какое-либо преступление, может свидетельствовать о последовательности либо, наоборот, непродуманности пенитенциарной политики государства, направленной на гуманизацию наказания, исправление осужденных. В целом на территории империи практика показала довольно высокую действенность нововведения: 95 — 97 % случаев применения условно-досрочною освобождения были успешными, т. е. преступный рецидив у большинства условно-досрочно освобожденных в дореволюционной России не наблюдался [10]. Сегодня же подавляю-

щее большинство условно осужденных лиц в период испытательного срока, как правило, совершают какие-либо преступления.

Что же касается Южного Зауралья, то в документах отсутствуют сведения о количестве арестантов, освобожденных по закону 1909 года условно-досрочно, но оказавшихся затем вновь в местах заключения за совершенные преступные деяния. Однако можно предположить, что процентное соотношение таких «оступившихся» арестантов к общему числу условнодосрочно освобожденных на территории Южного Зауралья в дореволюционный период не сильно отличалось от аналогичного показателя применительно ко всей Российской империи.

Подводя итог, нужно отметить, что только 37 % от общего числа имеющих формальное право на условнодосрочное освобождение арестантов было освобождено этим порядком из Курганской тюрьмы в 1909 — 1915 годах. В условиях острой нехватки тюремных помещений для содержания заключенных, большинство из которых отбывало срок за преступления небольшой или средней тяжести, более широкое применение Закона «Об условном досрочном освобождении» могло в какой-то мере помочь решить проблему переполненности тюрьмы. Но ряд причин — нечеткая формулировка критериев, по которым осужденных можно было освобождать условно, недостаточная регламентация самой процедуры освобождения — не позволили этого сделать.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в современной исторической науке проведен анализ эффективности реализации законодательства об условно-досрочном освобождении на уровне конкретного региона — Курганского уезда Тобольской губернии, а также показан порядок проведения процедуры условно-досрочного освобождения. Результаты исследования могут быть использованы для теоретических разработок проблем истории пенитенциарной системы России и Юж-

ного Зауралья, а также для чтения лекций, спецкурсов по истории Отечества и Южного Зауралья в вузах России, Курганской области. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для написания различных учебных пособий по вышеперечисленным дисциплинам.

Библиографический список

1. Жевлаков Э. Условная свобода / Э. Жевлаков // Уголовное право. - 2002. - № 3. - С. 17.

2. Подробно о сокращении сроков наказания посредством Манифестов на территории Сибири, см.: Бортникова О.Н., Лукь-яница Г.Ф. Амнистия в Западной Сибири (исторический аспект) / О.Н. Бортникова, Г.Ф. Лукьяница // Проблемы истории Сибири: Сборник научных трудов, посвященных 80-летию профессора Ю.П. Прибыльского. — Тобольск, 2006. — С. 129-131.

3. Государственный архив Курганской области (далее — ГАКО). Ф. И-253. Оп. 1. Д. 15. Л. 8.

4. Бортникова О.Н., Лукьяница Г.Ф. Амнистия в Западной Сибири (исторический аспект) / О.Н. Бортникова, Г.Ф. Лукьяница // Проблемы истории Сибири : сборник научных трудов, посвященных 80-летию профессора Ю.П. Прибыльского. -С. 130-131.

5. Жевлаков Э. Условная свобода / Э. Жевлаков // Уголовное право. - 2002. - № 3. - С. 17.

6. ГАКО. Ф. И - 253. Оп. 1. Д. 24. Л. 43.

7. ГАКО. Ф. И - 253. Оп. 1. Д. 24. Л. 42.

8. ГАКО. Ф. И - 253. Оп. 1. Д.6. Л. 64.

9. ГАКО. Ф. И - 253. Оп. 1. Д. 24. Л. 43.

10. См.: Жевлаков Э. Условная свобода / Э. Жевлаков // Уголовное право. - 2002. - № 3. - С. 17.

АСРИЕВ Асхат Шайгалиевич, аспирант кафедры историографии, методологии и теории истории.

Статья поступила в редакцию 30.06.2007 г.

©А. Ш. Асриев

Книжная полка

История и культура Отечества [Текст] : учеб. пособие для техн. вузов / В. В. Гуляева [и др.] ; под ред. В. В. Гуляевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Трикста : Акад. Проект, 2007. - 749, [1] с. : ил. -(Gaudeamus). - Библиогр.: с. 738-743. - ISBN 5-8291-0784-8. - ISBN 5-902358-97-3.

Пособие разработано в соответствии с Гос. стандартом высшего профессионального образования РФ. В нем освещается история России с древнейших времен до наших дней. Авторы достаточно полно рассматривают различные стороны жизни общества, обращая особое внимание на ключевые моменты каждой эпохи. Особое внимание уделено этапам развития экономики, предпринимательства и проведения социально-экономических реформ.

Пособие предназначено, прежде всего, для студентов, но оно будет интересно и широкому кру-гу любителей истории.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.