Научная статья на тему 'Практика формирования когнитивной компетентности будущего менеджера'

Практика формирования когнитивной компетентности будущего менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНіТИВНЕ СУСПіЛЬСТВО / ВИЩА ШКОЛА / ПіЗНАВАЛЬНА КОМПЕТЕНТНіСТЬ / ЕТАПИ ФОРМУВАННЯ / КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / COGNITIVE SOCIETY / HIGHER SCHOOL / COGNITIVE COMPETENCE / STAGES OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронина Майя Степановна, Доронин Андрей Витальевич

Обоснована необходимость введения в систему компетентностей, формируемых высшей школой, когнитивной составляющей, создающей предпосылки освоения выпускником технологий генерирования новых знаний с использованием собственных оригинальных схем и умений. Представлен процесс формирования его познавательной (когнитивной) компетентности в виде последовательности таких ее усложняющихся вариантов как учебная, учебно-познавательная, интеллектуально-познавательная, исследовательская, научно-исследовательская. В каждом варианте структурно-логической модели познавательной деятельности изложены такие элементы как цель, результат, критерии оценки и характер педагогического сопровождения. Представлены реальные примеры результатов формирования образовательной компетентности, взятые из дисциплин учебного плана подготовки менеджеров. Определена конечная цель новой технологии образовательного процесса – формирование умения учащегося на основе анализа публикаций и практического опыта определить новую проблему, построить гносеологическую и онтологическую картины мира, способствующие разработке конструктивного механизма ее коллективного исследования, сформулировать гипотезы, найти и реализовать методы их проверки, определить новизну полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доронина Майя Степановна, Доронин Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of formation of cognitive competence of a future manager

The article justifies a necessity of introduction of a cognitive component, which creates prerequisites of mastering technologies of generation of new knowledge by a graduate with the use of own original schemes and skills, into the system of competences that are formed by the higher school. The article shows the process of formation of the graduate’s cognitive competence in the form of a succession of such its getting more complicated variants as educational, educational and cognitive, intellectual and cognitive, research, and scientific and research. The article provides such elements as the goal, result, assessment criteria and the nature of pedagogical accompaniment in each variant of the structural and logic model of cognitive activity. It provides real examples of results of formation of educational competence taken from the disciplines of the curriculum of training managers. It identifies the final goal of the new technology of the educational process – formation of ability of a student on the basis of analysis of publications and practical experience to detect a new problem, draw up a gnoseological and ontological picture of the world that facilitate development of a constructive mechanism of its collective study, formulate hypotheses, find and realise methods of their examination and identify novelty of the obtained results.

Текст научной работы на тему «Практика формирования когнитивной компетентности будущего менеджера»

СОЦІАЛЬНА ЕКОНОМІКА, ПОЛІТИКА ТА ДЕМОГРАФІЯ

удк [378.147:165.194]: 005-51

Доронина М. С., Доронин А. В.

практика формирования когнитивной компетентности

будущего менеджера

Обоснована необходимость введения в систему компетентностей, формируемых высшей школой, когнитивной составляющей, создающей предпосылки освоения выпускником технологий генерирования новых знаний с использованием собственных оригинальных схем и умений. Представлен процесс формирования его познавательной (когнитивной) компетентности в виде последовательности таких ее усложняющихся вариантов как учебная, учебно-познавательная, интеллектуально-познавательная, исследовательская, научно-исследовательская. В каждом варианте структурно-логической модели познавательной деятельности изложены такие элементы как цель, результат, критерии оценки и характер педагогического сопровождения. представлены реальные примеры результатов формирования образовательной компетентности, взятые из дисциплин учебного плана подготовки менеджеров. Определена конечная цель новой технологии образовательного процесса -формирование умения учащегося на основе анализа публикаций и практического опыта определить новую проблему, построить гносеологическую и онтологическую картины мира, способствующие разработке конструктивного механизма ее коллективного исследования, сформулировать гипотезы, найти и реализовать методы их проверки, определить новизну полученных результатов.

Ключевые слова: когнитивное общество, высшая школа, познавательная компетентность, этапы формирования Рис.: 8. Табл.: 2. Библ.: 10.

Доронина Майя Степановна - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины (пл. Свободы, 5, Госпром, 7 подъезд, 8 эт., Харьков, 61022, Украина)

Доронин Андрей Витальевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра менеджмента, Харьковский инсти-

УДК [378.147:165.194]: 005-51

Дороніна М. С., Доронін А. В.

практика формування когнітивної компетентності майбутнього менеджера

Обґрунтована необхідність введення в систему компетентностей, що формуються вищою школою, когнітивної складової, яка створює передумови опанування випускником технологій генерування нових знань з використанням власних оригінальних схем і вмінь. Представлено процес формування його пізнавальної (когнітивної) компетентності у вигляді послідовності таких її варіантів як навчальна, навчально-пізнавальна, інтелектуально-пізнавальна, дослідницька, науково-дослідницька. В кожному варіанті структурно-логічної моделі пізнавальної діяльності викладені такі її елементи як мета, результат, критерії оцінки і характер педагогічного супроводу. представлені реальні приклади результатів формування когнітивної компетентності, взяті із дисциплін навчального плану підготовки менеджерів. Визначена кінцева мета нової технології освітнього процесу - формування вміння студента на основі аналізу публікацій і практичного досвіду сформулювати нову проблему, побудувати гносеологічний і онтологічний образ, які сприяють розробленню конструктивного механізму її колективного дослідження, сформулювати гіпотези, знайти і реалізувати методи їх перевірки, визначити новизну отриманих результатів.

Ключові слова: когнітивне суспільство, вища школа, пізнавальна компетентність, етапи формування Рис.: 8. Табл.: 2. Бібл.: 10.

Дороніна Майя Степанівна - доктор економічних наук, професор, головний науковий співробітник, Науково-дослідний центр індустріальних проблем розвитку НАН України (пл. Свободи, 5, Держпром, 7 під'їзд, 8 поверх, Харків, 61022, Україна)

Доронін Андрій Віталійович - доктор економічних наук, професор, завідувач кафедри, кафедра менеджменту, Харківський інститут банківської справи Університету банківської справи Національного банку України (пр. Перемоги, 55, Харків, 61174, Україна)

UDC [378.147:165.194]: 005-51

Doronina M. S., Doronin A. V.

PRACTICE OF FORMATION OF COGNITIVE COMPETENCE OF A FuTuRE MANAGER

The article justifies a necessity of introduction of a cognitive component, which creates prerequisites of mastering technologies of generation of new knowledge by a graduate with the use of own original schemes and skills, into the system of competences that are formed by the higher school. The article shows the process of formation of the graduate's cognitive competence in the form of a succession of such its getting more complicated variants as educational, educational and cognitive, intellectual and cognitive, research, and scientific and research. The article provides such elements as the goal, result, assessment criteria and the nature of pedagogical accompaniment in each variant of the structural and logic model of cognitive activity. It provides real examples of results of formation of educational competence taken from the disciplines of the curriculum of training managers. It identifies the final goal of the new technology of the educational process - formation of ability of a student on the basis of analysis of publications and practical experience to detect a new problem, draw up a gnoseological and ontological picture of the world that facilitate development of a constructive mechanism of its collective study, formulate hypotheses, find and realise methods of their examination and identify novelty of the obtained results. Key words: cognitive society, higher school, cognitive competence, stages of formation Pic.: 8. Tabl.: 2. Bibl.: 10.

Doronina Maya S. - Doctor of Science (Economics), Professor, Chief research scientist, Research Centre of Industrial Problems of Development of NAS of Ukraine (pl. Svobody, 5, Derzhprom, 7 pіdyizd, 8 poverkh, Kharkiv, 61022, Ukraine)

Doronin Andriy V. - Doctor of Science (Economics), Professor, Head of the Department, Department of Management, Kharkiv Institute of Banking of the University of Banking of the National Bank of Ukraine (pr. Peremogy, 55, Kharkjv, 61174, Ukraine)

Введение. Современный менеджер под влиянием развития информационного общества сталкивается с тем, что не может воспользоваться стандартными рекомендациями, успешно действующими в индустриальной экономике. Ему приходится брать на себя ответственность за принятие решений в условиях непрерывных, непредсказуемых изменений, контролировать все менее управляемые ситуации, изобретать собственные уникальные реакции на них, создавать команду творческих подчиненных. Сегодня его работа требует разнообразной, качественной компетентности, развитого логического, практического и эмоционального интеллектов, а ее эффективность обеспечивается степенью философского мышления. Формированию новых качеств менеджера во многом способствует освоение высшей школой компетентностной технологии образования. Она достаточно подробно изучается и развивается многими учеными (например, [1-7] и др.), но практика ставит все новые и новые проблемы, требующие новых исследований и обоснований. Среди них и проблема подготовки специалиста к работе в когнитивном обществе, требующем освоения образованными людьми технологий извлечения новых знаний с использованием собственных оригинальных схем, умения соединить эти схемы в единую смысловую картину ситуации [8].

Характеристики вариантов

Целью данной статьи является представление процесса развития когнитивной компетентности менеджера, позволяющей своевременно формулировать проблему практики и находить новые оригинальные знания для ее разрешения.

изложение основного материала. Для того чтобы организовать учебный процесс, позволяющий подготовить специалиста для работы в динамично развивающейся экономической среде, необходимо представить формирование его познавательной (когнитивной) компетентности в виде некоторой последовательности усложняющихся ее вариантов. Обобщение литературы по проблеме [9] позволило определить ее в таком виде: учебная, учебнопознавательная, интеллектуально-познавательная, исследовательская, научно-исследовательская. Для уточнения сущности отдельных этапов воспользуемся рекомендациями, уже обоснованными в публикациях современных ученых. В табл. 1 представлены сравнительные характеристики вариантов познавательной деятельности специалиста.

Следует обратить внимание на совет известного ученого, специалиста в области психологии познания, М. Холодной: «Термины «познавательный» и «когнитивный» не являются синонимами ... «познавательный» адресуется тому, что отображено в познавательном образе, «когни-

Таблица 1

‘льной деятельности менеджера

элементы структурно-логической модели познавательной деятельности

Цель Результат Критерии оценки Педагогическое сопровождение

1 2 3 4

Учебная компетентность

Овладение содержанием и сущностью понятий и категорий дисциплин, представленных в учебном плане, технологиями запоминания информации Владение обучающимся специальным глоссарием каждой учебной дисциплины, ее технологиями познания Способность рисовать когнитивные карты сложных понятий, ментальные карты системы понятий по отдельной теме дисциплины, отражающей ее смысл умение снять эмоциональное напряжение, возникающее в процессе заучивания базисных постулатов науки, использование сравнительной визуализации системы понятий

Учебно-познавательная компетентность

Интенсификация познавательной деятельности обучаемого за счет перманентного согласования усилий преподавателя и обучаемого при решении аналитических задач Свободное владение обучаемым способами извлечения знаний из учебников, учебно-методической литературы, способами конспектирования Способность сопоставлять варианты определений понятий, развитие собственного варианта терминосистемы, констатация наличия различных научных школ дисциплины Помощь в определении контекста, в котором вариант определения понятия отражает смысл сообщения, выделение научных направлений, использующих одинаковые (разные) толкования понятия

интеллектуально-познавательная компетентность

Учет оригинальности интеллекта обучаемого (логического, эмоционального, практического) Готовность обучаемого реализовать собственный умственный потенциал Первые попытки самостоятельного приобретения знаний из дополнительного списка литературы Формирование уверенности обучаемого в способности самостоятельно приобретать знания своими способами

Окончание табл. 1

1 2 3 4

исследовательская компетентность

Создание предпосылок реализации исследовательской компетентности обучаемого в сфере предметной области дисциплины Овладение методологией поэтапного получения знаний через исследование различных усложняющихся ситуаций Практическое освоение обучаемым основных этапов исследования в научной сфере, умения учиться учиться Сопровождение обучаемого на принципах партнерства в поиске путей решения нестандартной проблемы и активизация его желания и уверенности

Научно-исследовательская компетентность

1-й этап

Формирование способности обучаемого развивать и дополнять знания в предметной области дисциплины Умение формулировать проблему, гипотезы, строить терминосистему с использованием разных дисциплин, программу исследования проблемы Получение научных результатов, отвечающих уровню степени магистра или кандидата наук Делегирование отдельных аспектов исследования обучаемому, организация и сопровождение работы творческой проектной группы

2-й этап (Когнитивная компетентность)

Формирование способности объединять логические и интуитивные источники получения знаний, формулировать собственную картину мира Понимание сущности науко-практики, использование социокультурной парадигмы в исследовании уникальных профессиональных проблем Разработка монографического исследования и организация коллективного решения уникальной междисциплинарной рабочей проблемы практики Реализация роли коуча и партнера, развитие практики вербализации уникальных результатов, объединения индивидуальных смыслов решения проблем в коллективную картину мира ситуации

тивный» адресуется тому, как строится познавательный образ». [10, с. 19-20]. Некоторые ученые отождествляют понятия «познавательный» и «когнитивный», но в контексте мнения М. Холодной понимание того, как строится познавательный образ, имеет название «метакогнитивный».

В каждой образовательной модели представлены мотивационный, процессуальный, рефлексивный компоненты научно-познавательной деятельности. В мотивационном компоненте определяется и формируется цель познавательного интереса, учебной мотивации. Процессуальный компонент включает этапы обучения научнопознавательной деятельности, педагогические условия. Рефлексивный компонент предполагает самоанализ, самооценку сформированных в процессе обучения умений научно-познавательной деятельности, которые соответствуют заявленным в модели критериям и показателям обученности.

Представим результаты формирования образовательной компетентности, взятые из дисциплин учебного плана подготовки менеджеров. Первый пример иллюстрирует использование студентом когнитивной карты при сдаче зачета по курсу «Основы научных исследований» из плана подготовки первого курса. Когнитивная карта, представляя сложное определение понятия схематически, обеспечивает последовательное запоминание его главных смысловых структурных составляющих. Преподаватель не добивается

аналогичности когнитивных карт. Каждый студент представляет понятие тем способом, который позволяет ему его запомнить. Главное при этом - исключается бездумное зазубривание текста, происходит осознание роли каждого термина в отражении смысла сообщения. На рис. 1 представлена когнитивная карта понятия «трудовое поведение работника» по тексту: «Трудовое поведение работника -это одна из форм его трудовой активности, представленная комплексом социально ориентированных осознанных поступков, позволяющих рационально объединить профессиональные знания, умения, стремления и функциональное содержание трудовых операций» .

Для запоминания и воспроизведения сложного объема нового материала по определенной теме изучаемой дисциплины целесообразно пользоваться ментальными картами. Они позволяют застенографировать быстро возникающие и исчезающие мысли и идеи, когда человек размышляет над новой задачей. Студент легко воспринимает и воспроизводит информацию ментальных карт, поскольку она записана на его «языке мозга». Примеры таких карт для изучения и запоминания особенностей контролирующей функции в управлении маркетингом приведены на рис. 2а и 2б.

Процедура учебно-познавательной деятельности представлена на примере анализа понятия «делегирование полномочий», неоднозначно определяемого раз-

Трудовое поведение работника

это

одна из форм его трудовой активности

т

представленная комплексом

Рис. 1. Когнитивная карта понятия «трудовое поведение работника»

личными авторами (табл. 2). Преподавателю необходимо особенно внимательно следить за комментариями, представленными студентом в третьей колонке. Они должны выполнять функцию приближения определения к цели, сформулированной в исследовании. В данном примере представлен анализ определений понятия «делегирование полномочий» в контексте темы: «Развитие технологий управления персоналом предприятия на демократической основе».

Пример результатов интеллектуально-познавательной деятельности представлен в варианте построения схем по тексту (рис. 3). Для визуализации смысла информации о предметной области исследования можно использовать тексты из нескольких источников. Такой способ позволяет обобщить и изложить сложный смысл сущности исследуемого предмета. Обычно обучаемые строят оригинальные варианты визуализации текста. На рис. 3 представлены два варианта схематического представления следующего текста: «По мнению специалистов, существуют

следующие факторы увеличения интеллектуального капитала фирмы: 1. Политика научно-технического развития организации, позволяющая определять условия и направления развития научной базы организационного капитала, планировать превращение свойств капитала, условий его оборота. 2. Институт интеллектуальной собственности организации, позволяющий увеличивать норму прибыли в пределах определенного периода (срока авторского права) за счет ограничения кругооборота объектов интеллектуальной собственности. 3. Организационная культура, содействующая консолидации коллектива, росту эффективности управления персоналом, что повышает экономическую устойчивость корпорации за счет ее креативного развития»

Формирование исследовательской компетентности представим на примере разработки учащимся программы развития образовательного потенциала организации. Это может быть темой его диплома. Преподаватель сначала вместе со студентом составляет план решения проблемы,

Таблица 3

Анализ определений понятия «делегирование полномочий»*

Автор Определение Комментарий

П. Ф. Друкер [10, с. 38] Делегирование прав и обязанностей - это переложение своих функций на других Определение не учитывает границы ответственности и полномочий

С. В. Иванова [11, с. 93] Делегирование - это процесс передачи и принятия полномочий и ответственности Не конкретизированы делегированные управленческие функции

Л. Зайверт [11, с.77] Делегирование - передача подчиненному задач или деятельности из сферы действий руководителя и необходимых полномочий и ответственности с сохранением за руководителем управленческой ответственности за осуществление функций руководства, не подлежащих делегированию Наиболее полно раскрывает сущность процесса в контексте цели исследования

*Примечание: в таблице используется условная нумерация литературных источников

Рис. 2а. Ментальная карта информации по теме «Контроль маркетинга»

затем предлагает его конкретизировать и определить содержание завершающего этапа. Он формирует уверенность студента в способности самостоятельно выполнить анализ и разработать рекомендации, улучшающие предмет проекта. В результате первого этапа работы над дипломом может быть получен следующий его план: 1. Постановка целей проекта. 2. Обоснование методов сбора и анализа информации. 3. Сбор имеющейся в официальной отчетно-

сти информации, характеризующей необходимые условия и предпосылки создания системы образования предприятия. 4. Сбор информации о готовности персонала к внедрению и использованию новой системы образования.

После этого обучающийся, пользуясь консультациями преподавателя, самостоятельно конкретизирует и выполняет проект, план которого, в конечном счете, может получить вид, представленный на рис. 4.

Рис. 2б. Ментальная карта информации по теме «Контроль маркетинга»

Вариант 1

Вариант 2

Факторы увеличения интеллектуального капитала Рис. 3. Визуализация текста

Научно-исследовательская компетентность предполагает умение учащегося по анализу литературы и практического опыта определить новую идею, сформулировать гипотезу, найти методы ее проверки, выполнить процедуру проверки гипотезы, сформулировать окончательные выводы. Например, анализируя последние авторефераты, предметом исследования которых была трудовая активность персонала, студент познакомился с разнообразными стандартными моделями человека. У него возникло предположение, что на практике характеристики реальной модели, во-первых, являются комбинацией стандартов, во-вторых, такие комбинации, признаваемые коллективом и используемые его руководителем, не совпадают. Избрав методом сбора информации анкетирование, в котором

предлагалось респондентам дать оценку фактической актуальности мотивов трудового поведения и желаемого их состояния, автор получил подтверждение этой гипотезы (рис. 5).

На рисунке отображены структуры реальных моделей, в которых соответствующими стрелками обозначен выбор руководителя и его подчиненных. Поскольку обе предварительно сформулированные гипотезы подтвердились, содержащиеся в них идеи можно принять как закономерности.

Когнитивную (познавательную) компетентность диагностировать сложно, поскольку она воплощается в интуитивном образе, а он у каждого человека - особенный. Покажем это на примере понятия «сознание». Словарь

1. Постановка целей исследования

Анализ информации из внутренней плановой и отчетной документации

Анкетирование,

интервью

3. Сбор информации, характеризующей необходимые условия и предпосылки создания системы образования предприятия

г т 1 Состояние человеческого 1 1 , . | Затраты предприятия на все капитала (образованность , 1 1 виды обучения по данным 1 персонала, стаж работы, | м , документации 1 карьерный рост ) Ресурсное обеспечение обучения персонала по документам и оценкам экспертов

4. Сбор информации о готовности персонала к внедрению и использованию новой системы образования

г т 1 Обучение 1 Воспитание Предпочитаемые [ Уровень развития 1 персоналом методы и формы | у персонала ценности і обучения І коллективной работы Развитие Стадия жизненного цикла наличных знаний, умений, навыков персонала

5. Обработка информации для установления причин и предпосылок разработки и реализации программы развития системы образования, совершенствования должностных инструкций

6. Подготовка проекта новых должностных инструкций

■Ц-

7. Проведение пилотной проверки нового проекта

Рис. 4. Программа выполнения дипломной работы

медицинских терминов дает ему следующее определение: «Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения». Студентам первого курса предложили дать более простое, удобное для их понимания собственное определение этого понятия и изобразить его визуально. На рис. 6 представлены три варианта толкования студентами понятия «сознание» и отображения через рисунок интуитивного его восприятия.

Подключение интуиции к осознанию сложного явления, как видно из приведенных примеров, содействует проявлению уникальных способностей каждого человека, подтверждает оригинальность его картины мира. Принятие менеджерами наиболее оригинальных и успешных решений в реакции на сложную ситуацию обеспечивает объединение таких картин мира. Его методологической основой может стать когнитивная наука, определившая своим предметом устройство и функционирование человеческих знаний. Авторитетный ученый в этой сфере науки Ю. Плотинский, анализируя тенденции развития когнито-логии, определяет ее как междисциплинарное исследова-

> Материальное поощрение <

> Социально-психологический климат в коллективе

Коллектив > Возможность реализации потенциала при выполнении задания <

Самостоятельный выбор варианта выполнения задания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Использование интуиции в принятии решений

> Возможность постоянного пополнения знаний <

Условные обозначения:

-------► фактические; --------------► желательные

Рис. 5. Структура источников активизации трудового поведения персонала*

Сознание - это, на мой взгляд, что-то, контролируемое более мозгом, чем сердцем, но не исключающее его (т. к. иногда сердцу виднее). Что-то взвешенное и размеренное. МЭО 1-7. Бобкова В.

Сознание - это высший этап развития психики, и продукт общественного исторического развития. На мой взгляд, сознание у каждого человека разное.

Я считаю, что сознание является своеобразной «лестницей». Чем ниже мы спускаемся по этой лестнице к подсознанию, тем больше мы заблуждаемся в своих мыслях. МЭО 1-7. Губин Тимур

Сознание - это понимание человеком, что он существует, существует его Я, осознавание действий, которые он делает... МЭО 1-7. Ковалева Ася

Рис. 6. Толкование и визуализация студентами понятия «сознание»

ние процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний, и делает вывод: «Главная цель когнитологии - исследование высших когнитивных процессов: мышления, познания, понимания, объяснения, запоминания, распознавания, обучения, принятия решений и креативности. Именно из этого определения следует, что когнитология должна стать научной основой управления знаниями» [4, с. 43-44].

На практике при обсуждении сложных ситуаций менеджерам необходимо научиться обмениваться смыслами, отображенными в когнитивных картинах мира. Обязательным условием успешности такого обмена является,

На рис. 8 представлен вариант терминосистемы для исследования образовательных процессов организации.

Выводы. Увеличение скорости и сложности изменений условий жизни людей и организаций резко сокращает длительность жизненного цикла знаний. Это актуализирует проблему формирования познавательной способности (способности «учиться учиться») выпускников высшей школы, которая позволит им успешно пополнять знания на протяжении всей жизни и оставаться конкурентоспособными на рынке труда. эта способность

во-первых, владение основами философии: ее онтологическими и гносеологическими постулатами, во-вторых, -формированием общей терминосистемы, используемой для обсуждения способов исследования и преобразования сложного явления. На рис. 7 представлены гносеологическая и онтологические картины мира, способствующие разработке коллективного исследовательского механизма для такого объекта исследования, как «социальноэкономический потенциал работника и организации», и проектированию практических технологий его упорядочения.

формируется постепенно, имеет несколько уровней развития. Каждый ее этап (учебный, учебно-познавательный, интеллектуально-познавательный, исследовательский, научно-исследовательский) имеет свое дидактическое обеспечение, которым должен овладеть современный педагог высшей школы. Практическое освоение новых знаний персоналом организаций целесообразно обеспечивать через формы повышения квалификации и самообучение. Анализу резервов повышения их эффективности будут посвящены последующие исследования авторов.

Рис. 7. Картина мира и когнитивные схемы исследования социально-экономического потенциала работника

и организации

о

б

я

и

ц

р

о

Условные обозначения связей в терминосистеме:

<-----► «объект - пространство реализации объекта»;

------► «действие - результат действия»

«действие - объект действия»;

Рис. 1. Терминосистема исследования образовательных процессов производственной организации

ЛМТЕРАТУРА

1. Шевченко Л. С. Вища освіта: політика «розподілу витрат» та її ризики в Україні / Л. С. Шевченко // Вісник Національної юридичної академії України ім. Ярослава Мудрого. - 2011. -№ 2. - С. 5-19.

2. Людський потенціал: механізми збереження та розвитку: монографія / НАН України; Ін-т економіки промисловості / О. Ф. Новікова, О. І. Амоша, В. П. Антонюк та ін. - Донецьк. -2008. - 468 с.

REFERENCES

Butenko, A. I., Saraieva, I. M., and Merhut, A. I. Problemy ta napriamky rozvytku pidpryiemnytstva u sferi osvity [Problems and directions of development in the field of education]. Odesa: In-t problem rynku ta ekonomiko-ekolohichnykh doslidzhen NAN Ukrainy, 2003.

Druhov, O. O. Suchasnyi stan i perspektyvy investytsiinoho zabezpechennia sfer nauky ta vyshchoi osvity v Ukraini [Current status and prospects of investment in science and higher

3. Другов 0. 0. Сучасний стан і перспективи інвестиційного забезпечення сфер науки та вищої освіти в Україні : наукове видання / 0. 0. Другов; НАН України; Ін-т регіональних досліджень; [відп. ред. П. Ю. Бєлєнький]. - Львів, 2009. - 60 с.

4. Патора Р. Ринок освіти в системі кадрового забезпечення стратегічного розвитку країни / Роман Патора. - Львів, Видавництво Національного університету «Львівська політехніка», 2002. - 338 с.

5. Ляшенко І. М. Економіко-математичні методи та моделі сталого розвитку / І. М. Ляшенко. - К. : Вища школа, 1999. - 236 с.

6. Проблеми та напрямки розвитку підприємництва у сфері освіти / Бутенко А. І., Сараєва І. М., Мергут А. І. - Одеса : Ін-т проблем ринку та економіко-екологічних досліджень НАН України, 2003. - 270 с.

7. Патора Р. Ринок освіти в системі кадрового забезпечення стратегічного розвитку країни / Роман Патора. - Львів : Видавництво Національного університету «Львівська політехніка», 2002. - 338 с.

8. Розов Н. О моделях университета в современной России [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://www.socpolitika.ru/ гшЛосіаі_роіісу_^еагсІі/аррІіе<_^еагсІі/<оситепи0603. shtml

9. Шевченко Л. С. Вища освіта в епоху транспрофесіоналів / Л. С. Шевченко // Вісник Національної юридичної академії України ім. Ярослава Мудрого. - 2011. - № 6. - С. 7-15.

10. Тарасевич В. Ідеологічні доктрини: цивілізаційні аспекти і національний колорит / В. тарасевич // Економіка України. -2011. - № 3. - С. 4-13.

education in Ukraine]. Lviv: NAN Ukrainy; In-t rehionalnykh doslidzhen, 2009.

Liashenko, I. M. Ekonomiko-matematychni metody ta modeli staloho rozvytku [Economic-mathematical methods and models for sustainable development.]. Kyiv: Vyshcha shkola, 1999. Novikova, O. F., Amosha, O. I., and Antoniuk, V. P. Liudskyi potentsial: mekhanizmy zberezhennia ta rozvytku [Human Potential: mechanisms of conservation and development]. Donetsk: NAN Ukrainy; In-t ekonomiky promyslovosti, 2008. Patora, R. Rynok osvity v systemi kadrovoho zabezpechennia stratehichnoho rozvytku krainy [Real education in the staffing of strategic development]. Lviv: Vydavnytstvo Natsionalnoho universytetu «Lvivska politekhnika», 2002.

Patora, R. Rynok osvity v systemi kadrovoho zabezpechennia stratehichnoho rozvytku krainy [Real education in the staffing of strategic development]. Lviv: Vydavnytstvo Natsionalnoho universytetu «Lvivska politekhnika», 2002.

Rozov, N. «O modeliakh universiteta v sovremennoy Rossii» [At university models in Modern Russia.]. http://www.socpolitika.ru/ rus/social_policy_research/applied_research/document.10603. shtml.

Shevchenko, L. S. «Vyshcha osvita: polityka «rozpodilu vytrat» ta ii ryzyky v Ukraini" [Higher education: a policy of “cost sharing» and its risks in Ukraine.]. Visnyk Natsionalnoi iurydychnoi akademii Ukrainy im. Yaroslava Mudroho, no. 2 (2011): 5-19.

Shevchenko, L. S. «Vyshcha osvita v epokhu transprofesionaliv» [Higher education in an era transprofesionaliv].Visnyk Natsionalnoi iurydychnoi akademii Ukrainy im. Yaroslava Mudroho, no. 6 (2011): 7-15.

Tarasevych, V. «Ideolohichni doktryny: tsyvilizatsiini aspekty

i natsionalnyi koloryt» [Ideological Doctrine: aspects of civilization and national character]. Ekonomika Ukrainy, no. 3 (2011): 4-13.

<х>хкхх>о<><х><>о<><хх><>о<><х><>о<><хх>оо<><х><><>х*><>оо<><х><><>хю<>оо<><>о<><>хю<>оо^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.