Научная статья на тему 'Практический опыт применения отдельных методов преподавания дисциплины «Гражданский процесс» в высшей школе'

Практический опыт применения отдельных методов преподавания дисциплины «Гражданский процесс» в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
721
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ / CIVIL PROCEDURE / METHODS OF TEACHING / RECONSTRUCTION OF COURT HEARING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимов Ярослав Валерьевич

Статья посвящена практическому опыту применения отдельных методов преподавания гражданского процессуального права студентам высшей юридической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трофимов Ярослав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL EXPERIENCE IN THE APPLICATION OF CERTAIN METHODS OF TEACHING “CIVIL PROCESS” IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the experience of the individual teaching methods of civil procedural law students High Graduate School of Law.

Текст научной работы на тему «Практический опыт применения отдельных методов преподавания дисциплины «Гражданский процесс» в высшей школе»

www.volsu.ru

УДК 378 ББК 74.5

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Ярослав Валерьевич Трофимов

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса,

Волгоградский государственный университет

kafedragiap@bk.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена практическому опыту применения отдельных методов преподавания гражданского процессуального права студентам высшей юридической школы.

Ключевые слова: гражданский процесс, методики преподавания, реконструкция судебного заседания.

Учебная дисциплина «Гражданский процесс» как традиционно и, на наш взгляд, несколько сужено называют юристы гражданское процессуальное право, является одной из фундаментальных, профилирующих дисциплин юридических высших учебных заведений России.

В суды общей юрисдикции Российской Федерации в 2014 г. поступило 13 903 999 гражданских дел, вытекающих из гражданских, жилищных, семейных, трудовых, земельных и иных правоотношений, которые неизбежно затрагивают значимые интересы самых широких слоев населения России, а также интересы организаций, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, как государства в целом [4].

Для правоприменителя рассмотрение гражданских дел всегда представляло и представляет известную сложность, что следует из объективной сложности самих правовых р^ конфликтов в гражданско-правовой сфере. ^ Вышеперечисленным, обусловлена на-| стоятельная необходимость надлежащего преподавания дисциплины «Гражданский про-^ цесс» в высшей школе, готовящей юристов © всех юридических специальностей. Получе-

ние студентами необходимых знаний в области гражданского процессуального права выступает необходимым, обязательным условием формирования высококвалифицированного состава судей, адвокатов, юристов юридических служб предприятий и учреждений, прокуроров, нотариусов.

На опыте, основанном на многолетнем преподавании гражданского процессуального права в Волгоградском государственном университете, можно утверждать, что обучение, осуществляемое в форме лекционных и семинарских занятий, консультаций, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, все-таки является недостаточным для весомой полноты знаний бакалаврами высших учебных заведений.

Прежде всего, на наш взгляд, первым и необходимым условием для получения качественных знаний студентами в области гражданского процессуального права России является чтение годичного лекционного курса с мультимедийным сопровождением, с еженедельным проведением семинарских занятий. Только двух-семестровое преподавание этой дисциплины

50

ISSN 2408-9311. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 6, Унив. образ. 2015. № 1 (16)

может обеспечить объективную возможность освоения курса гражданского процессуального права в высшем учебном заведении.

Мультимедийное сопровождение лекционных занятий, на наш взгляд, обязательно должно включать в себя образцы процессуальных документов в формате PDF или JPEG, встречающихся при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции России.

Обоснованным представляется обязательное требование Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3], Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры» [2] о наличии в ВУЗе специализированного учебно-методического кабинета основной образовательной программы. Наличие специализированного учебно-методического кабинета позволяет проводить качественные аудиторные занятия и практикумы, предусмотренные учебным планом, осуществлять индивидуальную подготовку студентов к учебным занятиям, проводить консультации преподавателями кафедры, осуществлять централизованное хранение и выдачу учебно-методических материалов по гражданскому процессуальному праву, проводить мониторинг достаточности учебной литературы и методических разработок к занятиям, а также научной литературы для научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, проводить профориентационную работу кафедры, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу обучающихся. Для визуализации профо-риентационных учебно-методических материалов целесообразно оснащать учебно-методический кабинет стендами, состоящими из трех модулей по три планшета, с материалами, иллюстрирующими историю развития и современного состояния мировой гражданско-процессуальной науки, истории развития и современного состояния гражданско-процессуальной науки в России, а также регионального состояния (на уровне университета) гражданского процесса.

Автор проводил регулярные (ежегодные), расширенные реконструкции судебных

заседаний по гражданским делам с использованием специализированного учебно-методического кабинета по гражданскому процессу. Целесообразно привлекать студентов к подготовке «легенды» судебных заседаний, а также распределять процессуальные «роли» по желанию и индивидуальным склонностям студентов. «Роль» председательствующего в судебном заседании для достижения учебных целей необходимо предоставлять также студенту, не возлагая на преподавателя ее исполнение. Опыт проведения таких реконструкций показывает стабильно высокую заинтересованность студентов в проведении учебных судебных заседаний, что также предполагает широту для реализации на практике полученных теоретических знаний и реализацию творческого потенциала обучающихся.

Проведению реконструкций судебных заседаний должно предшествовать посещение студентами, изучающими гражданское процессуальное право открытых судебных заседаний по гражданским делам в судах общей юрисдикции, что в Волгоградском государственном университете осуществляется в сотрудничестве с юридической клиникой Института права ВолГУ.

Таким образом, на практике реализуется идея развивающего обучения, которое основывается на наблюдении и опыте, а потом поднимается к выводам и обобщениям. Процесс обучения последовательно переходит от части к целому. В полной мере реализуется наглядность обучения, которая является основой обучения и без которой невозможно достичь правильных представлений, развития правового мышления и судебной речи.

Такой процесс обучения позволяет бороться с вербализмом - словесной рассудочностью образования, которая способна формировать только болтунов. Данная метода обучения способствует накоплению знаний о гражданском процессе, развивает умственные способности и мышление студента.

Запоминание, вовлеченное в процессе учебной деятельности в такие формы, как диалог, дискуссия, деловая игра, тренинг и т. д., оказывается наиболее эффективным, поскольку зависит от активных форм обучения, в ходе которых оно совершается [1, с. 71].

В ходе реконструкции судебного заседания по рассмотрению гражданского дела в

ISSN 2408-9311. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 6, Унив. образ. 2015. № 1 (16)

51

суде общей юрисдикции присутствует диалог и дискуссия, деловая игра и тренинг, что способствует наилучшему запоминанию студентами сведений относительного гражданского процесса России.

Игра в учебном процессе ВУЗа дает возможность сформировать мотивацию на обучение; оценить уровень подготовленности обучающихся; оценить степень владения материалом, перевести его из пассивного состояния - знания - в активное - умение [1, с. 133].

Во время реконструкции судебного заседания суда общей юрисдикции по гражданскому делу закрепляются знания, полученные студентами в процессе решения правовых ситуаций (задач), написании процессуальных документов на семинарских занятиях, что обусловлено тем обстоятельством, что студенты сами конструируют судебный процесс от составления необходимых процессуальных документов (искового заявления, возражений относительно исковых требований, ходатайств, судебного решения и проч.) до личного совершения процессуальных действий (участие в допросе свидетеля, в прениях сторон, оглашении судебного решения и др.).

Таким образом, преподавание учебной дисциплины «Гражданский процесс» («Гражданское процессуальное право») в высшем юридическом учебном заведении на современном этапе должно включать в себя: проведение лекционных занятий с применением мультимедийного сопровождения излагаемого материала, который содержит наглядные примеры процессуальных документов; устный опрос студентов преподавателем и решение студен-

тами правовых ситуаций (задач) с написанием процессуальных документов на семинарских занятиях; посещение студентами реальных судебных заседаний по гражданским делам в судах общей юрисдикции; и как итог обучения, в конце второго семестра обучения по дисциплине «Гражданский процесс» - проведение реконструкции судебного заседания суда общей юрисдикции по гражданскому делу, «легенду», которого готовят сами студенты, участвующие в реконструкции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Митин, А. Н. Основы педагогической психологии высшей школы: учеб. пособие / А. Н. Митин. - М. : Проспект; Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2010. - С. 71.

2. Российская газета. - .№ 56. - 2014. - 12 марта.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. - №> 53 (ч. 1). - ст. 7598. - 2012. - 31 дек.

4. Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id= 79&item=3009. -Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Mitin A.N. Osnovy pedagogicheskoj psihologii vysshej shkoly: uchebnoe posobie. M.: Prospekt; Ekaterinburg: Izdatel'skij dom «Ural'skaja gosudarstvennaja juridicheskaja akademija», 2010. S.71.

2. Rossijskaja gazeta. №> 56. 12.03.2014.

3. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 31.12.2012. №> 53 (ch. 1). st. 7598.

4. http://www.cdep.ru/index.php?id= 79&item=3009.

PRACTICAL EXPERIENCE IN THE APPLICATION OF CERTAIN METHODS OF TEACHING "CIVIL PROCESS" IN HIGHER EDUCATION

Yaroslav Valeryevich Trofimov

PhD, associate professor, head of the department of business law, civil and arbitration process,

Volgograd State University

kafedragiap@bk.ru

Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the experience of the individual teaching methods of civil procedural law students High Graduate School of Law.

Key words: civil procedure, methods of teaching, reconstruction of court hearing.

Я.В. Трофимов. Практический опыт применения отдельных методов преподавания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.