Научная статья на тему 'Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов'

Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5785
1058
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА / ФАКТОРЫ / ВЫЗЫВАЮЩИЕ СТРЕСС / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ / STRESS / STRESS PROBLEMS / THE FACTORS THAT CAUSE STRESS / PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON THE PREVENTION OF OCCUPATIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пронюшкина Татьяна Геннадьевна, Назарова Инна Николаевна

Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе. Проблема психологического стресса населения, а именно работающих людей, приобретает все возрастающую практическую и научную актуальность, так как отчетливо наблюдается непрерывный рост социальной, экологической, экономической, личностной, техногенной экстремальности нашей жизни. В проведенном исследовании обоснована необходимость эмпирического изучения проблемы профилактики профессиональных стрессов в трудовом коллективе. Изучение влияния стресса на трудовой коллектив имеет особое значение для создания систем управления профилактикой стрессовых состояний. Эмпирическое изучение позволяет отразить специфику потребности изучения стресса и создание основы для разработки теории изучения феномена стресса именно как позитивного процесса и предполагает сбор данных и оценку состояния конкретного коллектива, который имеет особые потребности в плане поддержания психологического климата. Кроме того, эмпирическое изучение создает основу для выработки рекомендаций по выработке средств нейтрализации стресса. Поэтому, нами по результатам проведенного эмпирического исследования в статье представлены практические рекомендации по снятию стресса, которые полезны для тех, кто, забывая про отдых и регулярные расслабления, большую часть времени отдает напряженной работе, т.е. четко представлены практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов в трудовом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON THE PREVENTION OF OCCUPATIONAL STRESS

Today essential change of conditions and the content of work in many professions where there are no social and pedagogical bases of the organization of preventive measures for decrease in a stressful condition in labor collective is observed. The problem of a psychological stress of the population, namely working people, gets an escalating practical and scientific urgency as continuous growth of social, ecological, economic, personal, technogenic extremeness of our life is distinctly observed. In the carried-out research need of empirical studying of a problem of prevention of professional stresses for labor collective is proved. Studying of influence of a stress on labor collective has special value for creation of control systems by prevention of stressful conditions. Empirical studying allows to reflect specifics of requirement of studying of a stress and basis creation for development of the theory of studying of a phenomenon of a stress as positive process and assumes data collection and an assessment of a condition of concrete collective which has special needs in respect of maintenance of psychological climate. Besides, empirical studying creates a basis for development of recommendations about development of means of neutralization of a stress. Therefore, we by results of the carried-out empirical research in article presented practical recommendations about removal of a stress which are useful to those who, forgetting about rest and regular relaxations, the Most part of time is given to hard work, i.e. practical recommendations about prevention of professional stresses in labor collective are accurately presented.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов»

УДК 159.9 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ

Пронюшкина Т.Г., Назарова И.Н.

Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе. Проблема психологического стресса населения, а именно работающих людей, приобретает все возрастающую практическую и научную актуальность, так как отчетливо наблюдается непрерывный рост социальной, экологической, экономической, личностной, техногенной экстремальности нашей жизни. В проведенном исследовании обоснована необходимость эмпирического изучения проблемы профилактики профессиональных стрессов в трудовом коллективе. Изучение влияния стресса на трудовой коллектив имеет особое значение для создания систем управления профилактикой стрессовых состояний. Эмпирическое изучение позволяет отразить специфику потребности изучения стресса и создание основы для разработки теории изучения феномена стресса именно как позитивного процесса и предполагает сбор данных и оценку состояния конкретного коллектива, который имеет особые потребности в плане поддержания психологического климата. Кроме того, эмпирическое изучение создает основу для выработки рекомендаций по выработке средств нейтрализации стресса. Поэтому, нами по результатам проведенного эмпирического исследования в статье представлены практические рекомендации по снятию стресса, которые полезны для тех, кто, забывая про отдых и регулярные расслабления, большую часть времени отдает напряженной работе, т.е. четко представлены

практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов в трудовом коллективе.

Ключевые слова: стресс, проблемы стресса, факторы, вызывающие стресс, практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов.

PRACTICAL RECOMMENDATIONS ON THE PREVENTION OF OCCUPATIONAL STRESS

Pronyushkina T.G., Nazarova I.N.

Today essential change of conditions and the content of work in many professions where there are no social and pedagogical bases of the organization of preventive measures for decrease in a stressful condition in labor collective is observed. The problem of a psychological stress of the population, namely working people, gets an escalating practical and scientific urgency as continuous growth of social, ecological, economic, personal, technogenic extremeness of our life is distinctly observed. In the carried-out research need of empirical studying of a problem of prevention of professional stresses for labor collective is proved. Studying of influence of a stress on labor collective has special value for creation of control systems by prevention of stressful conditions. Empirical studying allows to reflect specifics of requirement of studying of a stress and basis creation for development of the theory of studying of a phenomenon of a stress as positive process and assumes data collection and an assessment of a condition of concrete collective which has special needs in respect of maintenance of psychological climate. Besides, empirical studying creates a basis for development of recommendations about development of means of neutralization of a stress. Therefore, we by results of the carried-out empirical research in article presented practical recommendations about removal of a stress which are useful to those who, forgetting about rest and regular relaxations, the

most part of time is given to hard work, i.e. practical recommendations about prevention of professional stresses in labor collective are accurately presented.

Keywords: stress, stress problems, the factors that cause stress, practical recommendations on the prevention of occupational stress.

Сегодня перед нашим обществом одной из самых актуальных и социально значимых задач является поиск путей снижения стрессовых состояний. Для успешного решения данной задачи необходимы совместные усилия специалистов различных областях деятельности. Преобразования, осуществляющиеся в последние годы в России, обострили многие проблемы, в частности и социальные. К их числу можно отнести и проблему роста стресса, как в обществе, так и его отдельных структурах.

Стресс является ответной реакцией организма на экстремальные условия, которые нарушают спокойствие человека и эмоциональное равновесие. Любая ситуация, на которую индивид реагирует сильным эмоциональным возбуждением, становится причиной возникновения стресса. Причем, стресс могут вызвать и положительные эмоции: замужество

(женитьба), рождение ребенка, и отрицательные - смерть близкого человека, потеря работы. Ситуации, провоцирующие стресс, носят и незначительный характер (долгое ожидание в пробке или в очереди).

Как правило, стрессу подвержен любой человек: вне зависимости от

положения в обществе, занимаемой им должности и материального достатка. Согласно статистике, в США, которая первой осознала проблему стресса, постоянно находится в состоянии сильного стресса - 90% населения. Причем, из них 60% испытывает стресс один-два раза в неделю, почти каждый день -30%. Американские ученые утверждают, что 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, где в основе лежит стресс. Крупные корпорации тратят миллионы долларов на медицинские пособия, которые вызваны стрессом. Поэтому, ежегодно экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов

долларов. На сегодняшний день в России нет столь точной статистики, но примерно 70% россиян находятся постоянно в состоянии стресса, а в состоянии сильного стресса - треть всего населения. Почти 80% людей зарабатывают болезнь, вследствие постоянных стрессов, называемую синдромом хронической усталости. Перечислим симптомы этого заболевания: быстрая утомляемость, «песок» в глазах, слабость по утрам, частые головные боли, конфликтность, бессонница, склонность к одиночеству.

Из-за бешеного ритма современной жизни стрессы являются частью составляющей нашей жизни. Как особая социальная группа, трудовой коллектив, является слабо защищенной от стресса, т.к. связан с двойной нагрузкой: благополучная семейная жизнь и работа. Стресс, как правило, нередко служит причиной серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, а также проблем с пищеварением. Порой стрессовые ситуации разбивают семьи. Известны методики для преодоления стресса в коллективе, сейчас они широко внедряются, но существует проблема в профилактике в трудовом коллективе стрессовых состояний.

Проблема психологического стресса населения, а именно работающих людей, приобретает все возрастающую практическую и научную актуальность, т.к. отчетливо наблюдается непрерывный рост социальной, экологической, экономической, личностной, техногенной экстремальности нашей жизни. Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе.

Проблему стресса изучали такие ученые как Ганс Селье, который является основоположником учения о стрессе и рассматривал его как «адаптационный синдром». Г. И. Косицкий изучал влияние стресса на человека в физиологическом аспекте. И Шон Берн, который является представителем

гендерной психологии, изучал то, как социальный пол влияет на различные аспекты жизни человека, в том числе и на стрессовые ситуации.

Нами обоснована необходимость эмпирического изучения проблемы профилактики профессиональных стрессов в трудовом коллективе: изучение влияния стресса на трудовой коллектив имеет особое значение для создания систем управления профилактикой стрессовых состояний более эффективной и способствующей снятию напряжения, то есть стрессу. Также эмпирическое изучение позволяет отразить специфику потребности изучения стресса и создание основы для разработки теории изучения феномена стресса именно как позитивного процесса и предполагает сбор данных и оценку состояния конкретного коллектива, который имеет особые потребности в плане поддержания психологического климата. Кроме того, эмпирическое изучение создает основу для выработки рекомендаций по выработке средств нейтрализации стресса.

В организациях стрессовые ситуации оказывают влияние на качество деятельности сотрудников. Как правило, на пути выполнения поставленных задач и целей организации возникают значительные трудности. Отсутствие взаимосвязей групповой деятельности в коллективе в связи с профессиональным стрессом ведет к возрастанию личной неудовлетворенности каждого члена коллектива, потере эффективности качества деятельности, текучести кадров и т.д. Нами разработана модель систематизации социальнопсихологических методов профилактики стрессовых состояний в трудовом коллективе. С одной стороны, в ней раскрывается стресс как сигнал к действию по снятию напряжения в трудовом коллективе. С другой стороны, если в трудовом коллективе действие не происходит, то стресс превращается в дистресс.

В ходе исследования мы получили рекомендации по профилактике стрессовых состояний: в каждом виде достижений есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим; физические упражнения, которые

заряжают организм бодростью и энергией; постоянно сосредотачивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, они могут улучшить ваше состояние; лучший способ уменьшить стресс — это отвлечься; не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех; если вам предстоит неприятное дело, не откладывайте его; мы все разные, и наши проблемы тоже; «профилактика радостью»; я не принимаю общество, в котором живу, хотя не воюю с ним, а отгораживаюсь от него, учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить; «профилактика радостью», овладение тренингом самовнушения радости выполняемой работы, «радости дня».

Существует бесконечное множество факторов, вызывающих стресс, но источников только два - происходящие жизненные события, отношение к ним.

Стресс, как правило, связан с любой деятельностью, и избежать его может тот, кто ничего не делает. Преобразовывая что-то негативное в позитивное - это является кульминацией умения контролировать стресс. Когда мы попадаем в ту или иную ситуацию, начинаем контролировать ее, автоматически считаем, что именно данная ситуация заставляет нас проявлять свои лучшие качества и делает нашу жизнь более полноценней и успешной. Но попадая в ситуацию, в которой нельзя что-то менять, исключить стрессовые факторы, следует прибегать к определенным упражнениям, которые изменяют отношение к стрессам.

Во-первых, рекомендуется отвлечение. Можно предотвратить стресс путем отвлечения от стрессовой ситуации. Когда человек о чем-то думает, то можно объекту мыслей отдать значительную часть своей энергии. Если думать приходиться с «надрывом» и много, то это может привести к психической травме. Поэтому важно учиться отвлекаться.

Во-вторых, необходимо снижать значимость события. Как правило, истинной причиной стресса являются не события, не люди, а наше отношение к происходящему.

В-третьих, важно действовать. Ведь стресс - источник очень сильной энергии. Энергия стресса захлестывает человека. Каждый день эта энергия, неукротимая и неуловимая, причиняет многочисленные разрушения внутри и вокруг человека. Но энергия, которая разрушает, может и созидать. Для этого потребуется еще большей силы энергия, поэтому не подавляйте, а действуйте.

В-четвертых, необходимо расслабление. Стресс вызывает увеличение частоты волн мозговой активности и общее напряжение. Расслабление снижает их частоту и поэтому необходимо овладеть системой расслабления. Секрет успешной борьбы со стрессом - это умение расслабляться. Наш организм не может одновременно расслабляться и напрягаться. Качественному расслаблению можно научиться:

- Вставая утром на десять минут раньше обычного, можно избежать внутреннего раздражения. Ведь организованное, спокойное утро уменьшает неприятности дня.

- Необходимо завести ежедневник и не полагаться на свою память.

-Стрессовым фактором является откладывание на следующий день.

Поэтому, планировать следует наперед и будете все успевать сегодня.

- Необходимо ослабить свои стандарты, не все вещи стоит делать хорошо. Нужно быть более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если и достижимо, то не всегда оно этого стоит.

- На каждое сегодняшнее невезение найдется десять случаев, когда все происходило успешно. Воспоминание о хорошем уменьшит раздражение.

- Следует иметь друзей, которые не слишком тревожатся или беспокоятся.

- Периодически вставайте и потягивайтесь во время работы, не сидите весь день в одном положении.

- Необходимо высыпаться.

- Следует организовывать рабочее место или свой дом так, чтобы всегда можно было найти то, что ищете: создать из хаоса порядок.

- Когда люди ощущают стресс, дышат быстро и поверхностно, что приводит к мышечному напряжению. Поэтому, необходимо расслабить мышцы и сделать несколько глубоких выдохов и вдохов.

- Стремитесь улучшать свой внешний вид. Если будете выглядеть лучше, то чувствовать себя будете тоже лучше. Аккуратный костюм, хорошая прическа могут дать жизненный тонус. Поэтому, следует к себе относиться хорошо.

-Выходные дни проводить более разнообразно. Будни лихорадочные, а выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни требуют выполнения дел в одиночку, то в выходные следует вести общественный образ жизни.

- Прощайте и забывайте. Люди и мир вокруг вас несовершенны. Принимайте благожелательно слова других людей, если нет доказательства обратного. Следует верить тому, что большинство людей стараются насколько могут делать все хорошо.

- Необходимо обращать внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.

Приведем некоторые практические рекомендации по снятию стресса, которые полезны для тех, кто, забывая про отдых и регулярные расслабления, большую часть времени отдает напряженной работе.

Когда глохнет автомобиль, кричит шеф или случается что-либо чрезвычайное можно выполнить следующую технологию, позволяющую организму не ввергнуться в состояние шока. Ее называют - метод создания конкурирующей доминанты, отключение от травмирующего источника стресса.

Необходимо глубоко вдохнуть и задержать дыхание. В этот момент человек не думает о домашних проблемах, неурядицах на работе, финансовых затруднениях, он полностью поглощен желанием восстановить дыхание, чтобы избавиться от удушья. Таким образом, это желание заслоняет проблемы повседневности. Такой перенастрой ума можно назвать «создание

конкурирующей доминанты», т.е. дыхание - это жизнь. Используйте этот момент, чтобы выйти из - под воздействия стресса. Далее выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову. Отстраненное положение тела изменяет перспективу видения обстановки. Вы видите себя и все, что происходит со стороны, используется метод режиссирования с позиции «стороннего наблюдателя». Бесстрастно и спокойно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Вы начинаете видеть, что и как вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. При этом можете наблюдать свои эмоции, гнев, но не действуете на его основании. Не дать себя втянуть в ситуацию вновь - это самое главное. Необходимо делать все для поддержания дистанции: вообразите стеклянный барьер, далее мысленно отодвиньтесь на расстояние, как бы поднимитесь над ситуацией, смотрите на нее свысока. Именно на расстоянии вы имеете больше «воздуха для дыхания». Затем можете расслабиться и взвесить все заново. Большинство находят решения, оставляя эмоции в стороне.

Оцените ситуацию и примите решение об ответной реакции:

- как вам следует себя вести оптимальным образом,

- какой ресурс для этого нужен,

- где вы его можете взять прямо сейчас.

Следует отметить, что самый надежный источник ресурса - это вы сами. Например, вы видите, что для оптимального поведения необходимо чувство уверенности. Поэтому, вспомните ситуацию, где чувствуете себя уверенно: на теннисном корте, за рулем автомобиля и т.д. Переживите это воспоминание и ощутите в себе уверенность и силу. Далее с этим чувством следует войти в стрессовую ситуацию и действовать на основании уверенности. При этом вы можете призвать на помощь любое нужное вам чувство: выдержку,

спокойствие, уверенность и т.д. (метод защищенного и конструктивного отреагирования).

Заслуживает внимания техника быстрой нейтрализации стресса, которая основывается на различии между значениями и фактами.

Факты - реально происходящие события, а значения - результат их интерпретации. Стресс - есть реакция не на факт, а на приписываемое значение. Изменение значения изменяет реакцию на происходящее. Чтобы не сердиться на шумное поведение ребенка, необходимо воспринять его резвость как признак хорошего здоровья. Если вы обеспечите себе доступ к значениям происходящего, то приобретете выбор к реагированию на самые трудные ситуации.

Важно не только защититься от стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным является остаточное психическое и физическое напряжение. Также, испытываемое в стрессе напряжение сохраняется и когда вызываемое его событие ушло. Напряжение трансформируется в болезни и невротическое поведение. Поэтому важно уметь своевременно расслабляться, снимать остаточное напряжение.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в трудовом коллективе носят общий характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его характером, темпераментом, стилем поведения и пр.). Восприимчивость к стрессам на работе зависит от общего жизненного фона, от того, насколько успешно умеем выходить из стрессовых ситуаций, которые порождаются семейными, общесоциальными, возрастными и прочими факторами. Профессиональные стрессы - всего лишь один из видов одолевающих нас стрессов. Он имеет свою специфику. Однако физиологическая природа стрессов одна и та же. Человек, закаленный в преодолении разных неприятностей и жизненных барьеров, должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер. 2005. 530 с.

2. Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности: Автореф. Дис. ...д-ра псих.наук. М., 2004.130 с.

3. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2002. № 2. C.248-249.

4. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука. 2004. 393 с.

Reference

1. Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psikhologicheskoy diagnostike [Glossary-Handbook of psychological diagnostics]. SPb.: Peter. 2005. 530 р.

2. Dodonov B.I. Emotsional'naya napravlennost' lichnosti [Emotional orientation of the personality]. M., 2004. 130 р.

3. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Pertseptivnaya otsenka tipa stressoustoychivosti [Perceptual evaluation of the type of stress resistance]. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of individuals and small groups], no. 2 (2002): 248-249.

4. Shingarov G.Kh. Emotsii i chuvstva kak formy otrazheniya deystvitel'nosti [Emotions and feelings as a form of reflection of reality]. M.: Science, 2004. 393 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Пронюшкина Татьяна Геннадьевна, профессор кафедры социальногуманитарных наук, кандидат педагогических наук

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного

университета

ул. Орловская, д.23, г. Муром, Владимирская область, 602264, Россия

e-mail: : TGPron@yandex.ru

Назарова Инна Николаевна, студентка 5 курса

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного

университета

ул. Орловская, д.23, г. Муром, Владимирская область, 602264, Россия e-mail: NIN26M@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Pronyushkina Tatyana Gennadevna, professor of social sciences and humanities, PhD in Pedagogical Science

Murom Institute (filial) Vladimir State l University

23, Orlovskeaya street, Murom, Vladimir Region, 602264, Russia

e-mail: : TGPron@yandex.ru

Nazarova Inna Nikolaevna, N., student of 5th year

Murom Institute (filial) Vladimir State l University

23, Orlovskeaya street, Murom, Vladimir Region, 602264, Russia

e-mail: NIN26M@yandex.ru

Рецензент:

Новожилов Эдуард Дмитриевич, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, доктор педагогических наук, Московский государственный областной университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.