Научная статья на тему 'Практические аспекты совершенствования функционирования крупных конкурентоспособных производственных структур'

Практические аспекты совершенствования функционирования крупных конкурентоспособных производственных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / LARGE COMPETITIVE INDUSTRIAL ENTERPRISES / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / УРОВЕНЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ / CENTRALIZATION LEVEL / ФИНАНСОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / FINANCIAL RELATIONS / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MANAGERIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойчук Петр Григорьевич

Повышение эффективности работы производственных структур сегодня является одной из наиболее актуальных задач в сфере теории и практики управления бизнесом. В качестве практических аспектов совершенствования функционирования крупных конкурентоспособных производственных структур рассмотрены стратегическое планирование развития производственных структур; соотношение уровня централизации и децентрализации процессов принятия решений и их реализации; организация финансовых взаимоотношений производственных структур; совершенствование управленческих отношений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ncrease in efficiency of industrial enterprises is the most acute objective in theory and practice of business management today. As practical aspects of enhancing functioning of large competitive industrial enterprises the article discusses strategic planning of industrial enterprise development, correlation between centralization and decentralization in decision-making and realization, establishing financial relations between industrial enterprises and updating managerial relations.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты совершенствования функционирования крупных конкурентоспособных производственных структур»

Канд. экон. наук П. Г. Бойчук

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУПНЫХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР

Повышение эффективности работы производственных структур сегодня является одной из наиболее актуальных задач в сфере теории и практики управления бизнесом. В качестве практических аспектов совершенствования функционирования крупных конкурентоспособных производственных структур рассмотрены стратегическое планирование развития производственных структур; соотношение уровня централизации и децентрализации процессов принятия решений и их реализации; организация финансовых взаимоотношений производственных структур; совершенствование управленческих отношений.

Ключевые слова и словосочетания: крупные конкурентоспособные производственные структуры, стратегическое планирование, уровень централизации, финансовые взаимоотношения, управленческие отношения.

Крупные конкурентоспособные производственные структуры в условиях кризиса демонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, становятся буфером между макро- и микроэкономикой. Особенностью деятельности таких структур является установление оптимального соотношения централизованного управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и невмешательства в деятельность друг друга. Особенности организации и управления крупных производственных структур и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики.

Подобные образования, имея разветвленную финансово-производственную структуру, как правило, включают в себя целый комплекс условно самостоятельных хозяйствующих субъектов, различных по своей структуре и направлениям деятельности, имеющих разное территориальное местоположение. Высокая конкурентоспособность таких структур достигается текущим положением на рынке (в первую очередь занимаемой долей рынка - объемом продаж в сопоставлении с общими по рынку объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденцией его изменения.

Политика бизнеса в них скоординирована в рамках общей стратегии развития, с тем чтобы обеспечивать эффективное функционирование предприятий и структуры в целом. Поэтому повышение эффективности работы производственных структур сегодня является одной из наиболее актуальных задач в сфере теории и практики управления бизнесом.

В качестве практических аспектов совершенствования функционирования крупных конкурентоспособных производственных структур рассмотрим следующие направления:

1. Стратегическое планирование развития производственных структур.

Сложность организационного построения производственных структур вызывает необходимость использования стратегического управления, которое актуализируется самим развитием рыночной экономики; оно с необходимостью должно дополняться управлением оперативным. Стратегическое управление способно оказывать существенное влияние на развитие всей экономической сферы, при выборе же его методов правомерным оказывается определенное заимствование зарубежного опыта, адаптированного к специфическим условиям отечественной транзитивной экономики.

В основе стратегического управления подобными структурами лежат следующие принципы:

- развитие крупной производственной структуры рассматривается как эволюция сложной системы, включающей вполне конкретные элементы, взаимосвязи и структуру;

- предполагается наличие определенных целей развития этой системы;

- подразумевается, что у структуры есть множество вариантов (путей) достижения намеченных целей;

- принимается, что развитие любой крупной производственной структуры происходит во взаимодействии с внешней средой (имеется в виду не только окружающая природная среда, но и политические и социально-экономические факторы), например, природные комплексы в местах их деятельности, экономика страны, ситуация на мировых рынках.

Инвестиционная привлекательность развития крупной производственной структуры в решающей степени зависит от декларируемых и реально достигаемых целей развития. С другой стороны, стратегические цели не должны противоречить по меньшей мере национальным интересам государства. В противном случае весьма вероятно массированное внешнее сопротивление реализации поставленных целей (законодательные меры, налоговый прессинг и пр.). К сожалению, несмотря на очевидность данного требования, оно выполняется далеко не всегда. Поэтому на этапе разработки стратегии чрезвычайно важно, как будет сформулирована цель развития производственной структуры. Казалось бы, здесь все ясно - получение максимальной ежегодной прибыли. Однако в стратегическом плане это означает следующее: в каждой конкретной ситуации руководство принимает наиболее рискованные решения при попытке извлечь максимум прибыли; производственные фонды интенсивно изнашиваются без проведения адекватной инвестиционной политики; экономия на текущих издержках ослабляет мотивацию улучшения качественных показателей, что неизбежно влечет падение «качества» деятельности всей производственной структуры.

Таким образом, в перспективе цель максимизации ежегодной прибыли может оказаться ложной. Возникает необходимость разработки стратегии устойчивого развития, подразумевающей взаимную адаптацию целей максимизации прибыли и ограничений внешнего и внутреннего характера. Следующий

шаг - конкретизация целевой установки, которая понимается как желательное состояние системы по достижению заданного горизонта планирования и может описываться в виде объемных или структурных показателей.

Самостоятельным является вопрос о стабильности целей развития производственной структуры. Здесь возникают две серьезные проблемы. С одной стороны, теряется главное свойство стратегического развития - его целенаправленность, с другой - есть риск неверного исходного определения этих целей, их изменения по мере приближения к концу периода либо переориентации в силу мощных внешних воздействий. Руководство крупных производственных структур, зачастую методом проб и ошибок, приходит к осознанию необходимости грамотного стратегического планирования, где одним из главных постулатов является не получение максимально возможной прибыли в текущих условиях функционирования, а обеспечение стабильного поступательного движения в долгосрочной перспективе.

Эффективное организационное обеспечение формирования и реализации стратегических планов должно учитывать сложную совокупность факторов, в том числе:

1) степень связанности хозяйствующих субъектов («мягкое» или «жесткое» объединение);

2) тип (характер) интеграции (вертикальная, горизонтальная или конгломератная);

3) наличие и потенциал управленческих подразделений головной компании, их способность ставить и решать задачи стратегического планирования;

4) вариант организационной структуры головного предприятия;

5) возможность или невозможность мобилизовать внутренние механизмы аккумулирования финансовых ресурсов и т. п.

В зависимости от всех вышеперечисленных факторов организационные алгоритмы стратегического планирования могут и должны существенно различаться. Главными элементами управления производственными структурами являются бизнес-планирование и бюджетирование их деятельности.

Внутрифирменное бюджетирование - это не столько инструмент, сколько управленческая технология, это показатель качества управления в компании, соответствия уровня ее менеджмента и принимаемых управленческих решений современным требованиям. Полноценное внутрифирменное бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:

1. Технологию бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.

2. Организацию бюджетирования, включающую финансовую структуру компании (состав центров учета - структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюдже-

тов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).

3. Автоматизацию финансовых расчетов, предусматривающую не только составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового состояния предприятия и его отдельных видов бизнесов), но и постановку так называемого сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время (хоть по минутам) можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых (утвержденных) бюджетов (о движении денежных средств, уровне издержек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т. п.), да еще по отдельным видам хозяйственной деятельности предприятия или его структурным подразделениям (по видам изделий, по отдельным контрактам, по филиалам или дочерним компаниям и т. п.), а не только для юридического лица в целом.

В самом общем виде назначение бюджетирования в производственных структурах заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений структуры; оценки всех аспектов финансовой состоятельности структуры; укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам структуры в целом.

Бюджеты являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников. Они призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием структуры, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.

2. Соотношение уровня централизации и децентрализации процессов принятия решений и их реализации.

При построении модели управления производственной структуры необходимо исходить из того, что службы и подразделения структуры неизбежно вступают между собой в своеобразную конкуренцию за обладание ресурсами и фондами. Они стремятся расширить свое административное влияние. В результате «работы на себя» появляется разобщенность, происходит потеря общей цели. В этом случае целесообразно создание функциональных служб, обеспечивающих управление аналогичными службами структурных подразделений. Структурные подразделения можно разделить на основные, устроенные по линейному принципу (связанные непосредственно с осуществлением технологического цикла, например, сбыт, хранение и др.), и обслуживающие (штабные, организованные в соответствии с функциональной моделью и охватывающие бухгалтерский учет и отчетность, планирование НИОКР, финансовое планирование, кадры, юридическую службу, безопасность, кооперацию и координацию производства, инвестиции, работу на фондовом рынке и др.; к ним часто относят и службы, обеспечивающие функционирование вспомогательных звеньев технологической цепи, в частности, материально-техни-

ческого снабжения и др.). Главы линейных служб имеют, как правило, большие контрольные полномочия, чем главы функциональных служб. Достоинство подобной системы - возможность оперативно регулировать отдельные аспекты функционирования производственной структуры, а также высокая статистическая эффективность, при этом управление осуществляется из единого центра. Недостатки подобной системы связаны с невозможностью обеспечить полную согласованность отдельных служб, а также с возможной ведомственностью, т. е. утратой службами понимания общих целей группы. Кроме того, службы ограничены только решениями высшего руководства, недостаточно четко определены принципы учета их деятельности и ответственности.

Функции централизованных служб производственных структур, как минимум, должны обеспечивать создание единой информационно-методической базы стратегического планирования производственной структуры; осуществление кадровой политики производственной структуры; формирование общей для всей структуры системы отчетности и контроля; контроль и стимулирование выполнения общеструктурных планов и мероприятий.

3. Организация финансовых взаимоотношений производственных структур.

Цель финансового управления производственными структурами - обеспечение финансовой дееспособности и рентабельности всех структурных подразделений и структуры в целом. В отличие от нормативного управления, которое направлено на регламентацию деятельности участников производственных структур, финансовое управление не может быть изолированным. Для кредиторов, инвесторов, поставщиков и клиентов важным фактором является авторитет и финансовые позиции структуры в целом. При принятии решений об использовании финансовых ресурсов решающее значение имеет его консолидированный баланс и обеспеченность собственным капиталом.

Отсутствие единых параметров, на основании которых производится оценка эффективности работы различных подразделений производственных структур, приводит к тому, что каждое структурное подразделение оценивает свою деятельность и деятельность подведомственных ему структур по-своему, используя свои критерии, причем эти критерии часто не просто не согласованы, но и прямо противоречат друг другу. Поэтому необходима разработка единой системы показателей для оценки эффективности работы подразделений, осуществляющих различные функции. Эффективная и прозрачная единая система оценки деятельности подразделений является также сильным инструментом мотивации сотрудников к проявлению их лучших качеств. Выполнение установленных показателей внутри всех структурных подразделений должно постоянно отслеживаться и сводиться в общие формы, которые направляются руководству производственной структуры, на базе которых проводятся исследования с целью дальнейшей модернизации этой структуры.

4. Совершенствование управленческих отношений.

Управленческие отношения внутри производственных структур характеризуются тем, что их участники принадлежат к различным объектам управления, и на отношения между руководителями и подчиненными наслаиваются соответствующие властные и коммуникационные (юридические) отношения. При разработке концепции управления производственными структурами не-

обходимо устанавливать оптимальную с точки зрения экономики производства степень автономии каждого структурного подразделения.

Централизация функций управления в производственной структуре целесообразна в следующих случаях:

- возникли значительные отклонения от цели, которые оказывают влияние на деятельность производственной структуры (значительное ухудшение результатов деятельности структурных подразделений, кризисные ситуации, угрожающие существованию производственной структуры, и т. д.);

- производственные подразделения частично или полностью связаны друг с другом в рамках жизненного цикла продукции (например, производство и сбыт);

- централизация в производственной структуре ряда управленческих функций, обеспечивающих получение синергетического эффекта.

Целесообразно централизовать научные исследования, функции маркетинга, стратегическое управление. Существенным доводом в пользу централизации функций является ограниченность ресурсов. При ограниченных ресурсах их централизованное распределение позволяет избежать проблемных конфликтов между структурными подразделениями и обеспечить эффективное сотрудничество всех участников производственных структур. Определяя степень централизации функций, очень важно учесть социально-психологические факторы, уровень подготовки управленческого персонала и др.

Управление производственной структурой требует организации непрерывного влияния на поведение персонала с целью одновременного достижения оперативных целей. Руководство персоналом путем мотивации включает организацию систем поощрений для ориентации индивидуального поведения на высшие цели производственных структур и стимулирования стиля руководства, соответствующего типу структуры. Понимание роли центра способствует повышению мотивации. С учетом принципа децентрализации мотивация должна способствовать объективному пониманию задач объединения на всех уровнях и сгладить недостатки проведением мероприятий с помощью материальных и нематериальных средств компенсации.

Таким образом, производственные структуры, являясь одной из наиболее распространенных разновидностей объединений предприятий, играют значительную роль в современной экономике. Они позволяют аккумулировать ряд неоспоримых преимуществ, полученных вследствие интеграции условно самостоятельных экономических субъектов в единую систему. Это позволяет не только минимизировать издержки на фоне роста и диверсификации бизнеса, но и посредством синергетического эффекта через процессы слияний и поглощений увеличивать рыночную стоимость бизнеса.

Список литературы

1. Колыггин Е. И. Взаимосвязь проблем повышения конкурентоспособности и устойчивости бизнеса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 1 (37).

2. Корнюхин С. В. Организационная структура предприятия: современные подходы и пути развития. - М. : Европейский центр по качеству, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.