Научная статья на тему 'Практическая подготовка и адаптация молодых кадров крепостных служащих в уральской горнозаводской вотчине в первой половине XIX века'

Практическая подготовка и адаптация молодых кадров крепостных служащих в уральской горнозаводской вотчине в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКАЯ ГОРНОЗАВОДСКАЯ ВОТЧИНА / ПЕРМСКОЕ ИМЕНИЕ СТРОГАНОВЫХ / КРЕПОСТНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / МОЛОДЫЕ КАДРЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АППАРАТ / URAL MINING ESTATE / THE PERM ESTATE OF THE STROGANOVS / SERF EMPLOYEES / YOUNG PERSONNEL / ADMINISTRATIVE AND MANAGERIAL APPARATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голохвастова Н.В.

В статье рассматриваются вопросы практической подготовки молодых служащих к профессиональной и административной деятельности в системе управления многоотраслевым социально-экономическим организмом уральской горнозаводской вотчины в первой половине XIX в. на примере Пермского нераздельного имения Строгановых. В исследовании используются метод системности, а также социально-психологические методы анализа документов служебного и личного характера из массива источников семей и отдельных представителей служительской интеллигенции, а также строгановского майората, хранящихся в фондах российских и региональных архивов. Отмечается, что задачи пополнения квалифицированными кадрами аппарата вотчины и адаптации молодых служащих находились в центре внимания владельцев и высших управленцев. Подчеркивается, что вотчинниками поощрялись конкретная работа администраторов высшего звена по подготовке служительских кадров непосредственно в процессе совместной производственной, служебной деятельности, опека молодых служащих опытными. Раскрываются социально-психологические черты и проявления «наставничества» в отношении высших должностных лиц строгановского имения к молодым служащим. Делается вывод о том, что в майорате Строгановых в первой половине XIX в. практической подготовке молодых кадров служителей, их адаптации к профессиональной деятельности придавалось большое значение со стороны как владельцев, так и руководителей высшего звена административно-управленческого аппарата имения. Это играло определенную роль в саморегулировании, стабилизации социально-экономического развития, обеспечении социальной безопасности в вотчине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL TRAINING AND ADAPTATION OF THE YOUNG PERSONNEL OF SERFS EMPLOYEES OF THE URAL MINING ESTATE OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

The article examines the practical training of young employees for professional and administrative activities in the Ural mining estate in the first half of the XIX century presenting as an example the Stroganovs’ estate. It is noted that the problems of additional qualified personnel and young employees, adaptation were in the centre of the owners and top level administrators’ attention. It is emphasized that votchinniki encouraged top level administrators’ job for training personnel in the process of joint production and official activity, in the tutelage of young employees by experienced ones. Social-psychological traits and manifestation of Stroganovs’ top level official functionaries’ attitude to young employess are revealed. It’s concluded that in the Stroganovs’ estate in the first half of the XIX century great importance was attached to the practical training of young employees, their adaptation to professional activity by the owners of the estate and top level executives. It played a great role in self-regulation, stabilization of social economic development and social security in the patrimony.

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка и адаптация молодых кадров крепостных служащих в уральской горнозаводской вотчине в первой половине XIX века»

Голохвастова Н. В. Практическая подготовка и адаптация молодых кадров крепостных служащих в уральской горнозаводской вотчине в первой половине XIX века // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 1 (73). C. 72-78.

Golohvastova N. V. Practical training and adaptation of the young cadres serfs employees of the Ural mining estate of the first half of the XIX century. Bulletin of Prikamsky Social Institute. No. 1 (73). Pp. 72-78. (In Russ.)

УДК 94 (47): 326.3

Н. В. Голохвастова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ КАДРОВ КРЕПОСТНЫХ СЛУЖАЩИХ В УРАЛЬСКОЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ВОТЧИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Голохвастова Наталия Вениаминовна - кандидат исторических наук, начальник научного отдела.

E-mail: nata-gol@bk.ru

В статье рассматриваются вопросы практической подготовки молодых служащих к профессиональной и административной деятельности в системе управления многоотраслевым социально-экономическим организмом уральской горнозаводской вотчины в первой половине XIX в. на примере Пермского нераздельного имения Строгановых. В исследовании используются метод системности, а также социально-психологические методы анализа документов служебного и личного характера из массива источников семей и отдельных представителей служительской интеллигенции, а также строгановского майората, хранящихся в фондах российских и региональных архивов. Отмечается, что задачи пополнения квалифицированными кадрами аппарата вотчины и адаптации молодых служащих находились в центре внимания владельцев и высших управленцев. Подчеркивается, что вотчинниками поощрялись конкретная работа администраторов высшего звена по подготовке служительских кадров непосредственно в процессе совместной производственной, служебной деятельности, опека молодых служащих опытными. Раскрываются социально-психологические черты и проявления «наставничества» в отношении высших должностных лиц строгановского имения к молодым служащим. Делается вывод о том, что в майорате Строгановых в первой половине XIX в. практической подготовке молодых кадров служителей, их адаптации к профессиональной деятельности придавалось большое значение со стороны как владельцев, так и руководителей высшего звена административно-управленческого аппарата имения. Это играло определенную роль в саморегулировании, стабилизации социально-экономического развития, обеспечении социальной безопасности в вотчине.

Ключевые слова: уральская горнозаводская вотчина, пермское имение Строгановых, крепостные служащие, молодые кадры, административно-управленческий аппарат.

N. V. Golohvastova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

PRACTICAL TRAINING AND ADAPTATION OF THE YOUNG PERSONNEL OF SERFS EMPLOYEES OF THE URAL MINING ESTATE OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

© Голохвастова Н. В., 2016

Golohvastova Nataliya V. - Candidate of Historical Sciences, Head of Science Department.

The article examines the practical training of young employees for professional and administrative activities in the Ural mining estate in the first half of the XIX century presenting as an example the Stro-ganovs' estate. It is noted that the problems of additional qualified personnel and young employees, adaptation were in the centre of the owners and top level administrators' attention. It is emphasized that vot-chinniki encouraged top level administrators' job for training personnel in the process of joint production and official activity, in the tutelage of young employees by experienced ones. Social-psychological traits and manifestation of Stroganovs' top level official functionaries' attitude to young employess are revealed. It's concluded that in the Stroganovs' estate in the first half of the XIX century great importance was attached to the practical training of young employees, their adaptation to professional activity by the owners of the estate and top level executives. It played a great role in self-regulation, stabilization of social economic development and social security in the patrimony.

Key words: the Ural mining estate, the Perm estate of the Stroganovs, serf employees, young personnel, administrative and managerial apparatus.

Управление такими сложными, многоотраслевыми комплексами, какими были в первой половине XIX в. уральские горнозаводские имения, требовало разветвленной, тщательно продуманной системы. В прикамских горнозаводских хозяйствах она была основана на системе управления строгановских вотчин, поскольку большинство вышеназванных имений «отпочковалось» от строгановских в результате наследственных разделов и браков [3, с. 61].

Для того чтобы этот комплекс горнозаводской вотчины бесперебойно функционировал и давал высокий доход, был необходим штат специально подготовленных людей, которые владели хотя бы минимумом профессиональных знаний и могли бы, базируясь на этих знаниях, осуществлять управление и вотчинным организмом в целом, и его отдельными подразделениями. И такая группа людей в вотчинах существовала и вполне компетентно выполняла производственно-управленческие функции на протяжении нескольких столетий [2, с. 56-78]. Это были в подавляющем большинстве крепостные административно-управленческие кадры [4, с. 18].

Представители административного аппарата вотчины обращали особое внимание на вопросы практической подготовки молодых служащих, их адаптации к новой профессиональной и управленческой деятельности в вотчине, рационального использования их потенциала, осознания ими своей роли в жизнедеятельности сложного и разветвленного организма горнозаводского имения. Это не случайно: практически всем служащим, возглавлявшим хотя бы небольшой, но самостоятельный участок работы, приходилось решать многочисленные кадровые проблемы.

Ряды служащих пополнялись в основном за счет «воспроизводства», а очень часто в службу вступали рядом с отцом и его дети: общность специальности (должности), места службы позволяла быстро приспособить молодого человека к определенному роду деятельности, давала возможность новоиспеченному служащему узнать с помощью близкого родственника все нюансы работы и добиться лучших результатов на служебном поприще, а соответственно, и дополнительных поощрений, укрепить свое положение. Так складывались целые династии служащих [1, с. 48, 236-245].

Вотчинниками поощрялась непосредственная работа администраторов высшего звена по подготовке служительских кадров, опека молодых служащих опытными. Руководители разных отраслей большого сложного хозяйства, занимавшие ведущие должности в системе управления строгановского майората, понимали всю важность как строгого контроля за молодыми служащими, так и особого подхода к ним, поскольку сама практи-

ка служебной деятельности показывала, что в случае недооценки этого страдают обе стороны: и хозяйство имения, и люди. Еще будучи 20-летним крепостным юношей, Александр Теплоухов (известный впоследствии в России и за границей ученый-лесовод, занимавший высшие должности на службе у Строгановых) уже видел остроту проблемы, когда с болью писал своему другу, соученику по Санкт-Петербургской строгановской школе земледелия и горнозаводских наук А. М. Пестрякову о судьбе выпускников другого учебного заведения - Московской земледельческой школы, где также получали спе -циальное образование строгановские крепостные служащие: «Многие воспитанники сего училища, посланные в губернии, весьма терпят от местных начальников, кои по невежеству и из зависти гонят их, требуют невозможного, чернят пред господами и тем убивают невозвратно дарования и знания еще не укрепленных опытностью»1. Василий Алексеевич Волегов, ставший в 1846 г. главноуправляющим Пермского нераздельного имения Строгановых, также рано столкнулся с неподобающим отношением к молодым практикантам -служащим на билимбаевских заводе и промыслах майората Строгановых, где начинал он свою профессиональную и служебную карьеру: «...Занятия наши вовсе не определитель-ны - и мы, кажется, ничего не делаем, хотя даром не живем: чувствуем и понимаем, что занятия наши - если бы дано им было прямое направление - были бы полезны и нам, и здешнему заводу» . А несколько позже, когда уже сам получил должность главного смотрителя золотых промыслов, он болел за судьбу своих товарищей - выпускников Санкт-Петербургской школы, остававшихся по милости местного начальства не у дел и начинавших постепенно отходить от представлявшегося им ранее подобающим для людей их уровня образования и рода деятельности образа жизни: «Необходимость заставила г. приказчика употреблять практикантов в должности, и теперь они на промыслах необходимы. Глушков приставлен принимать золото <...>, Мельников принимает вольные работы, Бушуев тоже на Шишиме, и, благодаря Бога, зло почти все искоренилось»; «...Не слишком похвально его (приказчика - Н. Г.) поведение с практикантами: он скоро приучит их к пьянству; нередко делает потешные собрания.»3. Таким образом, начинающий руководитель (не говоря уже о более опытных) понимал, что речь идет не просто об образованных крепостных, а о потенциальных работниках административно-управленческого аппарата имения, в руках которых впоследствии должны сосредоточиться все бразды правления строгановской «империей».

В сфере «воспитания» молодых служащих в Пермском нераздельном имении Строгановых наиболее ярко проявил себя уже упоминавшийся Александр Ефимович Теплоу-хов, хотя это была лишь малая часть его общей педагогической деятельности (достаточно назвать преподавание лесных наук в Санкт-Петербургской строгановской школе, грамматики в Ильинском приходском училище, работу «домашнего» учителя). Будучи с самого начала своей службы в майорате членом Главного управления, в 1850-1852 гг. -еще и управляющим Иньвенским округом, а в 1859, 1864 и 1870-1875 гг. исполняя обязанности главноуправляющего Пермским нераздельным имением, А. Е. Теплоухов близко знал практически каждого претендента на занятие в дальнейшем руководящих должностей, незаметно «курировал» их, вел по жизни. В 1849 г. он представил графу С. Г. Строганову списки выпускников Санкт-Петербургской школы, находившихся на службе во всех округах майората. Эти списки, помимо отметок о службе, содержали

1 Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 613. Оп. 1. Д. 404. Л. 43 об.

2 ГАПК. Ф. 672. Оп. 1. Д. 263. Л. 115 об.

3 ГАПК. Ф. 672. Оп. 1. Л. 27, 29.

подробнейшую оценку способностей и наклонностей молодых практикантов к тому или иному роду занятий1.

Один из характерных примеров такого «воспитания» служащего - отношение А. Е. Теплоухова к своему бывшему ученику, выпускнику лесного отделения Санкт-Петербургской школы 1841 г. Николаю Григорьевичу Агееву. Начал его опекать Александр Ефимович, еще живя в Санкт-Петербурге, служа начальником Лесного отделения Главной конторы Строгановых. Н. Г. Агеев тогда был билимбаевским заводским лесничим; он достаточно быстро привел билимбаевские леса в хорошее состояние, проявил себя не только как знающий лесничий, но и как хороший организатор, способный самостоятельно мыслить и принимать решения, потому стараниями и ходатайствами А. Е. Теплоу-хова был в 1846 г. переведен из Билимбая на вновь учрежденную должность ильинского окружного лесничего с правами члена Главного Ильинского правления. В 1852 г. Главный лесничий подал графу С. Г. Строганову подробную характеристику Н. Г. Агеева, «как частного человека, так и служителя-начальника», о которой граф отозвался с большим удовлетворением: «Вы представили мне полные сведения о его домашней и служебной жизни (Агеев тогда занимал должность члена Иньвенского окружного правления - Н. Г.), из которых я вижу, что, раскрывая его слабые и хорошие качества, вы высказали о нем всю правду, как отец, а не начальник, - и судили его даже довольно строго; а потому, зная, что вы постоянно занимаетесь личностью и служебным направлением Агеева и делаете ему напоминания для исправления недостатков, ожидаю, что он будет следовать вашим добрым советам и постарается сделаться как по исполнению должности, так и в частной жизни - хорошим служителем...». О результатах «воспитания» А. Е. Теплоуховым Н. Г. Агеева говорит тот факт, что он закончил свою служебную карьеру в должности главноуправляющего Пермским нераздельным имением (1875-1885 гг.) . Да и сам Александр Ефимович видел результаты своего труда в этой сфере: «Лучшие из моих воспитанников, - писал он в донесении графу С. Г. Строганову в 1874 г., - перешли в должности управляющих, и на другие важные административные места»3.

Но в первую очередь А. Е. Теплоухов воспитывал служительские кадры с профессиональной стороны, причем основным принципом подготовки лесных служащих было единство теории и практики. «Так как воспитанники Горнозаводской школы... будут со временем нуждаться в знаниях по лесохозяйству, и некоторые даже исключительно заниматься оным, потому и надобно познакомить их с предметом сим на практике», - писал Александр Ефимович графине С. В. Строгановой в

1839 г.4 Начав преподавание на лесном отделении, А. Е. Теплоухов выступил как новатор, лично разработав курс лекций и руководство для практических занятий по лесоводству. Подготовив несколько выпусков лесных служащих для Пермского имения Строгановых и переселившись на Урал, в центр строгановских прикамских вотчин - с. Ильинское, Теплоухов продолжил и здесь опекать, развивать молодые кадры профессиональных лесоводов - ему было отнюдь не безразлично, как будут использованы их знания. Еще в постановлении графини С. В. Строгановой «О практическом образовании лесных воспитанников и о употреблении их для приведения лесов Пермского имения в известность» от 4 апреля 1841 г., разработанном при ближайшем участии А. Е. Теплоухова, говорилось об установлении регулярного и тщательного контроля за занятиями молодых лесных служителей в майорате со стороны местного на-

1 ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 92. Л. 8-8 об.

2 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1278. Оп. 2. Д. 1358. Л. 2-11; ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 92.

Л. 13-13 об.; Д. 81. Л. 24 об.

3 ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 92. Л. 49.

4 ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 65. Л. 1-2.

чальства и Лесного отделения Главной Санкт-Петербургской конторы Строгановых, которое возглавил Александр Ефимович. Окружным правлениям предписывалось «иметь строгое и внимательное наблюдение за производством лесных работ; подавать ученым лесным служителям всевозможную помощь при исполнении их обязанностей.»1. Как кропотливо занимался главный лесничий Пермского нераздельного имения развитием своих молодых «коллег по службе», мы уже знаем. Все точки над i в этом смысле помогает расставить инструкция о занятиях по приспособлению к лесной службе в руководящей должности, составленная Александром Ефимовичем для своего старшего сына: в ней в нескольких строках сконцентрирован многолетний опыт лесовода-профессионала, вотчинного администратора-управленца, педагога-практика. Помимо детального изучения истории строгановского хозяйства в обязанности начинающего руководителя лесной части этого хозяйства вменялись: 1) подробнейший осмотр лесной дачи Ильинского округа для ознакомления с его устройством как типичного для всего имения; 2) изучение заводского лесохозяйства Добрянки и Очера, а именно - его особенностей, связанных со снабжением заводов разными лесными материалами; 3) близкое знакомство со всеми служащими, оценка их способностей и годности к службе, знания дела и усердия; 4) сверка отчетов лесничих каждого округа с действительностью; 5) особое внимание к исследованиям способов лесовозобновления, т. е. разведения лесов «для будущего»; и, в конце концов, «...одна из первых и важнейших задач главного лесничего будет состоять в образовании хорошего состава всех лесных служителей. »2.

Забота о молодых кадрах служащих проявлялась не только в их инструктировании и контроле за ними, но и в стремлении помочь их самоусовершенствованию. «Чтобы лесным служителям, коих при устройстве лесов графини Строгановой служит под моим начальством 24 человека из воспитанников помянутой школы, во время проживания по деревням не было скучно, я сообщаю им разные хозяйственные журналы и книги из библиотеки моей. Любознательные из них извлекают свою пользу»3, - писал главный лесничий в 1852 г. в своем рапорте в Императорское Вольное Экономическое общество. Главноуправляющий майората В. А. Волегов тоже постоянно заботился о пополнении научно-техническими новинками библиотеки правления4.

Очень важное место в системе управления строгановской латифундии к середине XIX в. стали занимать сельские приказчики: именно приказчик оказывался главным и единственным представителем владельца вотчины в сельской местности. Если в первой половине XIX в. компетенция сельского приказчика в своем ведомстве ощутимо ограничивалась прерогативами крестьянской общины (в 1810-е гг. эта должность вообще была временно упразднена), то со второй половины 1830-х гг. права «сельского начальника» были значительно расширены, и практически не осталось сфер в жизни строгановской деревни, в которые он не мог бы вмешиваться, а во многих случаях - и принимать самостоятельные решения. Владельцы обращали особое внимание на подготовку служителей для занятия этой должности. В предписании Главному управлению Пермского нераздельного имения от 20 июня 1856 г. граф С. Г. Строганов признавал необходимым «дать систематические правила для подготовления молодых служителей в это звание», считая его «весьма важным в общем составе нашего Управления как людей, всего ближе стоящих к крестьянам, ежедневно соприкасающихся с их требованиями и нуждами»5. Вследствие этого уста-

1 Ильинский краеведческий музей (ИКМ). Рукоп. фонд. Б/н. «О практическом образовании лесных воспитанников

и о употреблении их для приведения лесов Пермского имения в известность». 4 апреля 1841 г. Л. 4.

2 ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 42. Л. 47-49 об.

3 ГАПК. Ф. 613. Оп. 1. Д. 373. Л. 32.

4 ИКМ. Рукоп. фонд. № 1985/103. Л. 25.

5 ИКМ. Рукоп. фонд. № 1989/107. Л. 134-134 об.

навливалось, что выбор молодых служителей на должности сельских приказчиков должен производиться из людей, окончивших курс в Московской земледельческой школе либо в Пермском уездном училище, т. е. достаточно грамотных, а желательно имеющих также представление о научном ведении сельского хозяйства (Санкт-Петербургская школа земледелия и горнозаводских наук к тому времени была закрыта).

Помимо хороших отметок в аттестатах молодых людей требовалось обращать внимание на их общее интеллектуальное развитие, практическую сметку, черты характера, а также на физическую подготовку, - эти критерии владелец считал необходимыми для занятия должности сельского приказчика. Выбранные по указанным критериям воспитанники далеко не сразу назначались на должности: первоначально им необходимо было пройти двух-трехгодичную подготовку в окружных правлениях под присмотром либо самого управляющего округом, либо определенных членов правления; последние обязаны были, помимо ознакомления молодых кандидатов с «бумажной работой в правлении, брать их с собой в поездки по приказничествам, давая возможность получить хотя бы общее представление о той сфере, в которой они будут впоследствии работать». Руководители-наставники несли личную ответственность за подготовку вверенных им служащих, за их «нравственность», за «неуспешность и порчу своих воспитанников». После предварительного периода молодые служащие распределялись по сельским ведомствам, где должны были заняться «основательным изучением денежно-хлебного и посылочного счетоводства» в земских избах под присмотром уже конкретного сельского приказчика, который, по мере возможности и необходимости, возлагал бы на молодых служителей и более серьезные поручения помимо делопроизводства. Этот второй период подготовки сельских приказчиков также должен был длиться два-три года. И только после этого приказчик, окружное и главное правление могли представить формулярный список служащего владельцу на окончательное назначение его в должность. Таким образом, общий срок подготовки сельского приказчика в майорате Строгановых составлял приблизительно пять лет, не считая лет учебы. В этот период кандидаты получали небольшое жалованье (от 50 до 70 руб. серебром в год - в первые три года, до 80 руб. - в последующие) и натуральные выдачи в виде хлеба, квартирных дров и свеч.

Вследствие этого постановления в каждом округе майората Строгановых был назначен наставник, в ведение и под ответственность которого поступали молодые люди из служителей, подготовленные для занятия должности сельского приказчика. Так, в Очер-ском округе помощник управляющего Е. К. Демидов отвечал за кандидатов С. Верещагина, А. Глушкова, В. Некипелова и А. Мудрых, в Иньвенском округе старший член правления В. Ф. Гилев был наставником Л. Кирпичева, И. Некипелова, А. Власова, в Ильинском старший член правления Я. И. Батанов руководил подготовкой Н. Воронова, Г. Бушуева и С. Стражёва1.

Таким образом, в майорате Строгановых в первой половине XIX в. практической подготовке молодых кадров служителей, их адаптации к профессиональной деятельности придавалось большое значение со стороны как владельцев, так и руководителей высшего звена административно-управленческого аппарата имения, что, на наш взгляд, играло определенную роль в саморегулировании, стабилизации социально-экономического развития, обеспечении социальной безопасности в вотчине.

1 ИКМ. Рукоп. фонд. № 1989/107. Л. 134 об.-137.

Библиографический список

1. Голохвастова Н. В. Крепостные служащие в системе управления уральского горнозаводского имения в конце ХУШ - первой половине XIX вв. (на примере пермских вотчин Строгановых). Пермь, 2004. 249 с.

2. Голохвастова Н. В. Традиции и инновации в профессиональной деятельности служащих уральской горнозаводской вотчины (на примере пермских вотчин Строгановых) // АНТРО. 2013. № 1. С. 56-78.

3. Мезенина Т. Г. Пермские владения Строгановых в ХУШ — первой половине XIX века: особенности пространственной и социально-экономической организации. Н. Тагил, 2011. 226 с.

4. Мухин В. В. Крепостные служащие вотчинных имений Урала в первой половине XIX века // Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала. Пермь, 1990. С. 17-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.