Научная статья на тему 'Познавательный интерес как совершенствование форм контроля самостоятельной работы при изучении математики'

Познавательный интерес как совершенствование форм контроля самостоятельной работы при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ИНТЕРЕС / СТУДЕНТ / STUDENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ / COGNITIVE INTEREST / TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Татьяна Николаевна

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать необходимость познавательного интереса при самостоятельном изучении тем курса математики, а также для приобретения: умения использовать изученные математические методы, развития математической интуиции, воспитания математической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive interest as an advansed form of self-controlling in studying mathematics

The article shows the necessity of cognitive interest in independent studying of various parts of Maths as well as in gaining the appropriate skills essential for development of mathematical intuition and culture.

Текст научной работы на тему «Познавательный интерес как совершенствование форм контроля самостоятельной работы при изучении математики»

SUMMARY

R.R. Zarypov, O.A. Blinov

Budgeting as a fundamental element of control in agricultural organizations

The paper presents the question of introduction of budgeting. We consider the types of systems, the basic principles of budgeting system. The basic types of budgets.

Key words: budgeting, budget, and control.

УДК 378:37.02:51 Т.Н. Романова

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать необходимость познавательного интереса при самостоятельном изучении тем курса математики, а также для приобретения: умения использовать изученные математические методы, развития математической интуиции, воспитания математической культуры.

Ключевые слова: математика, интерес, студент, педагогическая технология, технология.

Повышение качества подготовки специалистов требует использования в учебном процессе новых, эффективных методов обучения, активизирующих творческую деятельность студентов. Поэтому перед преподавателями вузов все чаще встает вопрос: как формировать личность обучающегося? как подготовить специалиста в рамках потребностей современного общества? В связи с этим важной задачей является совершенствование форм контроля самостоятельной работы студентов, включая познавательный интерес.

Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке на новые факты, более полное и глубокое отражение действительности (по Петровскому).

Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса зависит, с одной стороны, от уровня развития студента, ранее полученных знаний, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес к учению является определяющим фактором в процессе овладения знаниями.

Интерес определяется как эмоционально-познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательно-самостоятельную направленность личности.

Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности, а только тогда превращается в необходимую жажду познания, поднимается на уровень духовной потребности, когда включается в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Для реализации объективных возможностей формирования познавательного интереса, заложенного в содержании учебного материал, необходимо при подготовке к учебному году, составлении перспективно-тематических планов, планов лекций с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса математики.

© Романова Т.Н., 2012

Уменьшение учебной нагрузки по основным дисциплинам вынуждает активизировать самостоятельную работу, включая познавательный интерес к предмету. Для успешной реализации этого направления учебного процесса при определении программного содержания курсов и методов их обучения нужно учесть еще один важный фактор. В каждом знании или умении, которые следует сформировать для успешного решения задачи промежуточного уровня, есть как минимум три слоя, три относительно независимых компонента: предметный, логический и психологический.

Первый слой (предметный) знаний и умений можно назвать специфическим, он включает в себя создание математической модели или явления, то есть перевод конкретной ситуации на математический язык.

Второй слой (логический) - исследование модели, то есть решение математической задачи средствами выбранной теории и интеграция полученного решения, то есть перевод результатов решения математической задачи на язык той отрасли, в которой была сформулирована исходная задача.

Третий слой (психологический) - это основная задача курса математики, призванного обеспечить достаточную подготовку будущего специалиста, не только знающего простейшие формулы, но и понимающего логику выводов этих формул и правил. Развитию его, как правило, не уделяется достаточно внимания при решении предметных задач. Но любая предметная задача не может быть успешно решена без достаточного владения неспецифическими знаниями и умениями.

Естественно, предлагаемая нами профильная дифференциация обучающихся аграрного вуза при изучении математики соответствует общему профилю, а не гуманитарному или специальному (математическому). Наиболее разумным представляется положение, когда объем математических знаний, степень владения ими и характер приобретаемых навыков определяются ведущими специалистами в области будущей специализации студентов. Время, отводимое на изучение этого материала, должно, естественно, определяться совместно специалистами в указанной области и математиками, причем следует принимать во внимание добавление всех необходимых для внутренней связи звеньев, присущих математике, как и всякой другой науке. «Каким разделом математики и в каком объеме надо учить студентов данной специальности - должны определять специалисты в этой области, а как этому учить, это дело профессионалов-математиков» [6, с. 104]

Значительное увеличение удельного веса самостоятельной работы и уменьшение лекционных занятий требует от преподавателя владения широким спектром разнообразных форм, методов и средств организационного обучения и стимулирования самообразовательной работы. Существенно изменяется функция преподавателя: акцент переносится с сугубо информационной на консультационно-координирующую [7; 9; 11]. В соответствии с «принципом распространенности методического консультирования» [12] преподаватель предлагает варианты, пути усвоения знаний, ориентируясь на которые студент строит индивидуальное обучение.

Остановимся на содержании понятия «педагогическая технология». Если раньше понятие «технология» прежде ассоциировалось с производственными процессами, то сегодня оно по праву относится и к педагогической науке. Возникновение данного понятия можно отнести к началу ХХ в., когда в США стали вводить программы аудиовизуального обучения. Именно тогда понятие «технология» стало предметом специального изучения в странах Европы и США. Развитие понятия «педагогическая технология» (ПТ) проходит ряд этапов: от «педагогической техники», базирующейся на идеях рефлексологии (работы В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, С.Т. Шацкого) в 20-е годы ХХ в., «технологии в образовании», «технологии образования» до «педагогической технологии». Термин «технология» в образовании был характерен для 40-50-х годов и обозначал применение «аудиовизуальных средств» в школе.

«Педагогическая технология (ПТ) - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [6, с. 92].

Цель ПТ - перевести преподавание на путь предварительного проектирования образовательного процесса, где центральное место отводится структуре и содержанию учебно-познавательной деятельности самого учащегося, а не методическим поурочным разработкам. Рассматривая содержание понятия «ПТ», мы поставили задачу - выявить концептуальные элементы педагогических технологий, которые используются при организации самостоятельной работы студентов.

Так, из технологии программированного обучения она заимствует идеи активности студента, реализуемой в процессе четких действий, осуществляемых по определенной логике; постоянного подкрепления своих действий на основе самоконтроля; индивидуализированного темпа учебно-познавательной деятельности.

Технология программированного обучения - это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или компьютеров и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Основные средства реализации технологии программированного обучения - обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три этапа: информационный, в котором даются необходимые сведения об изучаемом знании или действии; контрольный - в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором учащийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу.

«Внедрение компьютера в учебный процесс способствует развитию следующих компонентов:

повышение доли самостоятельной работы студентов, что сглаживает в определенной степени противоречие между экспоненциально возрастающим объемом знаний и существующими сроками обучения;

учет персонифицированной модели студента, позволяющей, например, адаптировать скорость подачи учебной информации к индивидуальному стилю деятельности, обусловленному темпераментом;

• соединение процессов изучения, закрепления и контроля усвоения учебного материала» [3, с. 35-37].

Технология проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития, и прежде всего творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студента. Второй уровень отличается тем, что воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а педагог только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И наконец, на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Такой элемент концептуальной структуры, как совместная деятельность педагога и студента, также дает широкие возможности в реализации самостоятельно-познавательной деятельности. Одновременно на одном и том же отрезке учебного времени студент может организовать множество видов деятельности в зависимости от вида педагогических технологий. Педагог предоставляет поле для самостоятельной деятельности, организуя, консульти-

руя, контролируя; может организовать деятельность в группе с разным количеством студентов и разными целевыми установками. Может организовывать деятельность, предоставляя право выбора студентам, раскрывая возможности индивидуальной образовательной траектории.

Характерными признаками педагогических технологий [10] выступают:

• самостоятельная деятельность студентов (до 60% учебного времени);

• индивидуализация;

смена деятельности педагога (организатор, помощник, консультант).

Таким образом, выявление содержания понятия «педагогическая технология», ее концептуальных элементов и их особенностей показало целесообразность использования ПТ при организации самостоятельно-познавательной деятельности. Одна из особенностей педагогических технологий - реализация принципа индивидуализации, что является основой и личностного подхода в обучении.

В условиях современной высшей школы успех дидактического процесса становится возможным, если преподавание ведется с учетом индивидуальных особенностей, переведено на путь предварительного проектирования. Это обеспечивает комфортные условия для студентов, использование вариативных педагогических технологий. Соблюдаются нормы, не допускающие перегрузки, учитываются психофизиологические особенности студентов, гарантируется образовательная подготовка на любом отрезке учебного процесса.

Проявляется возможность поставить студентов в активную познавательную позицию, научить учиться самостоятельно, вооружить умением самим добывать знания.

Высказанное имеет прямое отношение и к студентам аграрного университета, изучающим курс «Математика», поскольку в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования на самостоятельную и индивидуальную работу отводится от 50% до 60% недельной нагрузки. По определению Л.В. Жаровой «самостоятельная учебная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность» [5, с. 17].

По мере роста уровня самосознания и самоконтроля возрастает гибкость управления этой специфической формой учебной деятельности. Функции организации и управления все больше переходят от преподавателя к студенту.

Само понятие «самостоятельная работа» трактуется по-разному:

• П.Б. Есипов выделяет организационную сторону самостоятельной работы: «Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально представленное для этого время. При этом учащийся сознательно стремится достичь поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий» [4, с. 15].

П.И. Пидкасистый включает в самостоятельную и учебно-познавательную работу весь спектр воспроизводящих и творческих действий и рассматривает их как «дидактические средства обучения, как искусственную педагогическую конструкцию, с помощью которой преподаватель организует деятельность, ученика как на уроке, так и при выполнении им домашних заданий» [8, с. 45].

Следовательно, учебно-познавательная деятельность при обучении становится предметом сознания и воли самого студента и характеризуется самоорганизацией, которая включает в себя самостоятельную постановку цели, умение выбирать способы деятельности, варианты управления учебными действиями из предложенных, проводить самоконтроль, пользуясь эталоном. Постоянная коррекция процесса обучения способствует качественному усвоению знаний, так как предварительное проектирование дидактического процесса, т.е. педагогическая технология, гарантирует конкретные конечные результаты.

В ходе реализации развивающего обучения необходимо уделять значительно большее время для решения, прежде всего, расчетных задач по математике. Именно расчетные задачи дают возможность для наиболее активного развития мыслительной деятельности. То есть следует рассматривать логику математического ряда формул. В этом сложность решения математических задач. Для того чтобы студентам было легче справляться с их решением, важно выделить такой блок знаний, как математические знания, что и составит основу учебно -познавательной деятельности.

В современной высшей школе нужно осуществлять развивающее обучение, главной целью которого является развитие студентов. Содержание одно, цели - разные. Следовательно, необходимо в данном содержании выявлять возможности для реализации развивающего обучения. Видится одна возможность - рассмотреть структурирование материала. Анализ программ, учебников показывает, что структурирование материала определяется содержанием науки «математика» (элементы векторной алгебры и аналитической геометрии, линейная алгебра, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, в ходе изучения которых расширяются и углубляются знания по данному предмету). Вследствие того, что это содержание учебное, материал должен структурироваться и в соответствии с наукой «дидактика». Так, если в дидактической системе определены цели развивающего обучения, то для их реализации необходимо выделить из учебного материала определенное содержание, способствующее достижению дидактических целей развития. То есть необходимо двойное структурирование материала, обусловленное науками «математика» и «дидактика» [1; 2].

На кафедре высшей математики для самостоятельной работы созданы типовые расчеты по всем разделам курса математики, даны методические рекомендации для самопроверки типовых расчетов. При этом сохраняется значение традиционной учебной литературы. Оборудован компьютерный класс для проведения некоторых аудиторных занятий, контрольных мероприятий, самостоятельной работы студентов.

Итак, поиск форм и методов активизации познавательного интереса и самостоятельной работы студентов составляет одну из важнейших проблем высшей школы.

Список литературы

1. Андиенко, М.А. Актуальные проблемы взаимодействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Андриенко. - Новосибирск, 1994. - 21 с.

2. Ваулина, Н.М. Компетенции в контексте развивающего обучения химии / Н.М. Ваулина // Материалы Областных Алтынсаринских педагогических чтений. - Костанай : КГПИ, 2009. - С. 101-104.

3. Далингер, В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей / В.А. Далингер. - Омск : Изд-во ОмИПКРО, 1993. - 323 с.

4. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М. : Просвещение, 1961. - 302 с.

5. Жарова, Л.В. Ведомый станет ведущим / Л.В. Жарова // Народное образование. - 1991. - № 10. - С. 64.

6. Кудрявцев, Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении / Л.Д. Кудрявцев. - М. : Наука, 1977. - 112 с.

7. Пасвянскене, В.Ю. Дидактические основы модульного обучения иностранному языку в неязыковом вузе : дис. ... канд. пед. наук / В.Ю. Пасвянскене. - Вильнюс, 1989. - 222 с.

8. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пид-касистый. - М. : Педагогика, 1980. - 231 с.

9. Тересявичене, М.Г. Систематизация знаний и умений у будущих инженеров в применении модульного обучения в дипломном проектировании : дис. ... канд. пед. наук / М.Г. Тересявичене. - Вильнюс, 1989. - 206 с.

10. Толкачева, Л.А. Активизация обучения в системе высшего образования США (критический анализ) : дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Толкачева. - Л., 1986. - 187 с.

11. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Каунас : ШВИЕСА,

1989.

12. Юцявичене, П.А. Принципы модульного обучения / П.А. Юцявичене // Советская педагогика. - 1990. -№ 1. - С. 55-60.

SUMMARY

T.N. Romanova

Cognitive interest as an advansed form of self-controlling in studying mathematics

The article shows the necessity of cognitive interest in independent studying of various parts of Maths as well as in gaining the appropriate skills essential for development of mathematical intuition and culture.

Key words: mathematics, cognitive interest, pedagogical technology, student, techniques.

УДК 004.06:378

Т.Ю. Степанова, А.С. Петрова

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ КЕЙСА ПО ТЕМЕ «БАЗОВЫЙ КУРС ЯЗЫКА HTML» (ООП ВПО 050501.65)

Разработка кейса по теме «Базовый курс языка HTML», процесс обучения на основе новых информационно-коммуникационных технологий и их эффективное применение в учебном процессе ведут к гармоничному развитию познавательной сферы студента через освоение новых инструментов обучения и обеспечивают формирование ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, кейс, ИКТ-компетентности.

Введение

На сегодняшний день показателями профессиональной подготовки специалиста являются умение обрабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решений, а также такие личностные качества, как инициативность и самостоятельность.

Использование кейс-метода в профессиональном обучении предоставляет возможность обеспечить высокий уровень подготовки такого специалиста. Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена еще и тем, что через ситуативность студенты легко используют имеющиеся и новые знания.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение принять альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Разработка и преподавание кейсов - довольно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.

Экспериментальная часть Педагогический сценарий организации занятия на тему «Базовый курс языка HTML»

с использованием кейс-метода

Данный кейс-метод реализован в нестандартной среде с помощью Web-сайта.

1. Подготовительный этап.

Цель разработанного кейса - помочь студентам в усвоении базовых элементов и понятий языка HTML; в изучении основных способов создания каркаса страницы и в освоении

© Степанова Т.Ю., Петрова А.С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.