242
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
6. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
7. Сибирев В.В. Горизонтальные информационные потоки в системе управления качеством общеобразовательного учреждения // Сб. матер. II Всероссийской науч.-практ.конф. - Новосибирск: ЦРНС - Изд-во СИБ-ПРИНТ, 2008. - С. 87-92.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© Субанаков А.К/
Бурятский государственный университет, г. Улан -Удэ
В статье делается попытка раскрыть сущность познавательной самостоятельности учащихся. Познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности, которое не является врожденным, а формируется в процессе деятельности. Автор подчеркивает особую важность таких понятий как личность, деятельность, познавательная деятельность и самостоятельность в раскрытии данного понятия.
В условиях современного общества, особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития самостоятельности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике.
Для раскрытия понятия познавательная самостоятельность учащихся нам необходимо рассмотреть такие составляющие данного понятия как личность, деятельность, познавательная деятельность и самостоятельность.
Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности [1]. Мясищевым В.Н., Ананьевым Б.Г.,
♦ Соискатель кафедры Педагогики
Ковалевым А.Г., Платоновым К.К., Мерлиным В.С., Леонтьевым А.Н. и др. были предложены основные модели структур личности.
Личность - это самоуправляющаяся система, объективно проявляющаяся во взаимодействиях с окружающим миром и субъективно проявляющаяся в самосознании.
Для того чтобы раскрыть конкретные механизмы развития личности как системного качества индивида в системе общественных отношений, необходимо выделить системообразующие основания тех многочисленных подсистем, в которых происходит становление личности. В качестве такого основания, обеспечивающего развитие и саморазвитие человека, приобщение его к миру культуры и социальных ценностей, выступает целенаправленная совместная деятельность. Развитие и функционирование личности в деятельности является исходным пунктом ее анализа в психологической науке.
Леонтьев А.Н., писал: «То, что на уровне животных достигается действием биологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения - процесса, который представляет собой процесс очеловечивания психики ребенка», «только присваивая человеческую действительность, человек становится человеком» [2].
В качестве конкретно-научной методологии изучения проблем личности в отечественной психологии принят деятельностный подход (или субъектно-деятельностный). Асмолов А.Г. отмечает, что в психологии понятие «деятельностный подход» чаще всего употребляется в двух значениях [3]. В более широком смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Это направление стало исходным в исследованиях большинства отечественных психологов. К их числу относятся такие известные представители отечественной психологической науки, как К. А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
В более узком смысле под деятельностным подходом понимается теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев).
Согласно данному подходу движущие силы и направленность развития определяются совместной деятельностью ребенка со взрослым. Основным условием психического и личностного развития является согласующаяся с логикой внешнего объекта, организованная другим человеком (взрослым) и совместно с ним выполняемая деятельность.
Не все виды деятельности, однако, одинаково значимы для развития ребенка, тем более на разных этапах его развития. Одни играют главную
244
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому, по мнению А.Н. Леонтьева, нужно говорить о зависимости развития не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности как обусловливающей главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
В школьный период развития личности одной из ведущих является познавательная деятельность. Рассмотрим содержание данного понятия.
«Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Как психологическая проблема познавательная деятельность выступает в виде системы взаимосвязанных вопросов о мотивации ее закономерностях, механизмах, условиях появления, изменения, формирования. В связи с этим становится особенно актуальной проблема изучения мотивации как фактора детерминации познавательной деятельности.
Мотив рассматривается как психологическое отражение социально обусловленной и личностно значимой потребности достижения реализующего его результата. В мотиве, отражается влияние социальной регуляции, он является пограничным элементом между социальной системой и системой психики и как бы соединяет их.
Таким образом, познавательная деятельность является, по своей природе, процессом творческим, а значит самостоятельным.
Прежде всего, отметим, что до сих пор нет единого взгляда на сущность понятия «самостоятельность». Это свидетельствует о многогранности данного феномена.
Анализ исследований отечественных авторов показывает, что самостоятельность как качество или черта личности может проявляться и служить необходимым условием эффективности любой деятельности: учебной, умственной, профессиональной и др. Выражением самостоятельности являются поступки, действия, высказывания, оценки личности как по отношению к окружающим, так и к себе самой.
Обзор определений понятая «самостоятельность» позволяет нам отметить единство взглядов почти всех исследователей в том, что самостоятельность есть внутренняя готовность личности к деятельности и интенсивное проявление этой готовности, обусловленное противоречием познающего субъекта и познаваемого объекта, заключающее в себе источники развития личности и преобразования окружающей действительно-
сти. Анализ выше изложенного подводит нас к пониманию того, что осуществлять познавательную деятельность может индивид с хорошо развитой психической составляющей (самостоятельно), что не совсем соответствует для формирующегося человека. В связи с этим в педагогике появляется понятие познавательная самостоятельность как качество личности отражающее актуальное состояние познавательных возможностей учащихся. В понимании сути познавательной самостоятельности прослеживается несколько подходов: одни авторы рассматривают данную категорию, отдавая предпочтение деятельностной стороне, другие - психологическим аспектам.
Таким образом, мы вывели следующее: познавательная самостоятельность - это сложное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, находясь в одной плоскости (деятельности, готовности, умении и т.д.); очевидно, что это интегративное свойство личности требует системного подхода к его анализу; это многоаспектное личностное образование характеризуется такими проявлениями, как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию; познавательная самостоятельность - это качество личности, которое не является врожденным, а формируется в процессе деятельности.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 118-124.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания: перспективы педагогической антропологии // Советская педагогика. - 1965. - № 1. - С. 18-29.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - 296 с.
ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ОТРАСЛИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ УЧИТЕЛЕЙ
© Толстова Н.А.*
Ставропольский государственный педагогический институт,
г. Ставрополь
В данной статье рассмотрена подготовка будущих учителей информатики, осуществляемая под влиянием тенденций развития информатики как отрасли научного знания.
♦ Ассистент кафедры прикладной информатики и информационных технологий