Научная статья на тему 'Познавательная активность в системе профессиональной подготовки будущего специалиста'

Познавательная активность в системе профессиональной подготовки будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паточкина Н. А.

В статье рассматриваются проблемы познавательной активности студентов. Описываются подходы к формированию у студентов положительных мотивов учения, управление содержательно-операционной сферой, сочетание индивидуальных и коллективных форм учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паточкина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательная активность в системе профессиональной подготовки будущего специалиста»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Н.А. Па точки на ЮУрГУ, г. Челябинск

В статье рассматриваются проблемы познавательной активности студентов. Описываются подходы к формированию у студентов положительных мотивов учения, управление содержательно-операционной сферой, сочетание индивидуальных и коллективных форм учения.

Ценно, что в статье автор описывает подходы к формированию у студентов положительных мотивов учения, в основе которых лежит познавательная потребность, обеспечивающая стремление к деятельности, развитие устойчивых познавательных интересов, сочетание эмоционального и рационального в обучении, формирование содер-жательно-операционной сферы, сочетание индивидуальных и коллективных форм учения, что так необходимы для будущего профессионала

На современном этапе процесс социального формирования личности студента отличается крайней сложностью и противоречивостью.

Формирование познавательной активности студентов в значительной степени может способствовать снятию противоречий между: потребностями личности в самореализации и реальными условиями организации учебно-познавательной деятельности в учебном заведении; потребностью общества в возрождении интеллектуального потенциала страны и отсутствием престижа образования вообще; осознанием обществом необходимости активизации познавательных сил личности и недостаточной обоснованностью социальнопедагогических условий для их развития в учебном процессе, сложившимися формами подготовки студентов вуза и социальном заказе на специалиста конкурентноспособного на рынке.

Утверждающаяся система новых общественных отношений вносит серьезные коррективы в содержание педагогической работы со студентами.

Становление личности будущего профессионала можно рассматривать с точки зрения формирования его познавательной активности в процессе включения в систему профессиональной деятельности. Уровень познавательной активности личности оказывает влияние на возможности ее самореализации и адаптации в условиях высшего образования.

Соотношение адаптации и самореализации выступает в качестве ведущего фактора процесса социализации личности в процессе обучения. Степень взаимосвязи обучающей среды и самореализации личности в вузе можно определить через уровни активности студента в процессе профессиональной подготовки. Анализ процесса формирования познавательной активности личности не-

обходимо проводить с учетом преломления, преобразования внешних воздействий социокультурной среды внутренними условиями личности, сущностной характеристикой которой является ее потенциал активности, понимаемый как совокупность целенаправленной сознательной деятельности, что обуславливает тип и уровень взаимодействия, осуществляющиеся между социокультурной системой личности.

Педагогическим средством формирования познавательной активности будущего специалиста может служить профессионально направленная педагогическая система, как обучающий комплекс, структуру которого составляют дидактический, профессиональный и организационно-педагогический компоненты.

Трудности раскрытия природы профессионального развития и профессиональной подготовки обусловлены, прежде всего, чрезвычайной сложностью и многообразием связей между проявлениями проблем в служебной деятельности и их личностно-психологической сущностью, а так же отягощены, как правило, непрофессионализмом, психологической усталостью и профессиональной пассивностью, то есть профессиональной деформацией личности.

Человек современного общества постоянно живет на ограничителе. То от него требуется правильное социальное происхождение, то возрастной ценз. Важна « правильная анкета», но не ум и талант. Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей и ему остается надеяться на себя.

Поэтому сегодня остро ощущается необходимость в разработке новой интегративной теории развития профессиональной подготовки, которая могла бы объяснить взаимодействия человека с внешней средой и способности личности к отражению и преобразованию себя и среды. Такая теория может быть разработана только на междисциплинарном уровне, на стыке философии, педагогики, психологии и других научных дисциплин, имеющих отношение к человеку, при дополнении традиционных знаний.

Профессиональная деформация предстает как система потерь личности в процессе развития конкретного специалиста. Личность вырабатывает

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и вся проблема, что и в процессе действия, деятельности, труда есть и своя, неподвластная ни воображению, ни сознанию логика.

Имеющиеся теоретические идеи не позволяют достаточно глубоко выявить закономерности развития познавательной активности в процессе профессиональной подготовки. Мы должны ответить на вопрос, в чем сущностные закономерности развития познавательной активности личности студентов.

Профессиональное развитие является продуктом и результатом деятельности самого человека.

Профессионализм становится ключевым состоянием или свойством, достижение которого рассматривается как магистральный путь совершенствования той или иной деятельности. Такой подход вполне объясним в условиях социальной и экономической трансформации общества. Новые задачи возникают в этот период неизбежно и массово.

Признак профессионализма деятельности отражает: осуществление деятельности по принятым методикам, соблюдение требований к ее процессу и результатам, влияние субъекта на осуществляемую работу.

Можно выделить следующие особенности профессионализма: профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний и часто за расширение этих знаний как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях, установление между обществом и профессией связей, необходимых для ее поддержки, охраны от непрофессионального вмешательства, потребность в вознаграждении.

Конечно, необходимо остановиться на системе вузовской подготовки специалиста и, прежде всего ее профессионального компонента. Данная система предназначена для того, чтобы научить будущего специалиста избегать ошибок в своей деятельности и понимать рамки, ограничения, задаваемые самой деятельностью и личностью человека. Анализ профессиональной подготовки студентов выступает как проявление, раскрытие ограничений собственной служебной деятельности, как процесс избавления от ошибок, иллюзий, задаваемых собственным сознанием. Поэтому профессиональное обучение выступает как процесс формирования продуктивных теоретико-практических представлений о деятельности, о людях, о сознание личностью своих возможностей, своих представлений посредством анализа собственных проблем и ошибок.

За концепцией познавательной активности в аспекте подготовки специалиста закрепляется круг проблем, которые, получая все более разносторонний анализ, стимулируют саморазвитие теоретических знаний, их воспроизводство.

Вузовское образование во все времена, так

или иначе, выполняет заказ общества, главным образом государства. Причем, не только в плане количественного определения заданий по подготовке специалистов того или иного профиля, но и в отношении формирования определенного типа личности, обеспечения ее оптимальной адаптации к конкретным историческим условиям, эффективного жизнесуществования во всех сферах жизни общества.

В педагогике утверждается идея о том, что невозможно развить студента тогда, когда нет условий для личной самореализации. Проблема развития познавательной активности студентов является комплексной проблемой. Она состоит из социологического, педагогического, дидактического и других аспектов. Глубина и обстоятельность раскрытия процессов каждого из указанных аспектов, связанных с раскрытием познавательной активности личности, определяет формы, методы, пути и средства активизации творческой деятельности студентов в процессе их обучения.

Активность, будучи условием познания, не является врожденной чертой личности. Она сама формируется в процессе деятельности. Познавательная активность как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении студента к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности. Одно из важнейших качеств личности, которое нужно формировать у современных студентов - познавательная самостоятельность.

Можно выделить три наиболее существенных компонента познавательной самостоятельности:

• мотивационной;

• содержательно-операционной;

• волевой.

Все эти три компонента взаимосвязаны и взаимообусловлены. В реальном процессе их нельзя разделить. Можно разделить лишь условно с целью углубления в сущность понятия. Доказано, что без знаний и умений нет познавательной самостоятельности в обучении, Выделяются лишь те основные группы умений, которыми студенты должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:

• общеучебные умения;

• общелогические умения;

• предметные;

• коммуникативные.

Формирование у студентов положительных мотивов учения, в основе которых лежит познавательная потребность, обеспечивающая стремление к деятельности, развитие устойчивых познавательных интересов, сочетание эмоционального и рационального в обучении, формирование содержательно-операционной сферы, сочетание индивидуальных и коллективных форм учения, дифференцированный подход - необходимые дидактические условия активизации учения студентов.

54

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

Паточкина Н.А.

Познавательная активность в системе _______профессиональной подготовки...

Все рассмотренные выше условия можно сгруппировать в зависимости от доминирования тех или иных целей деятельности.

К первой группе относятся условия, в которых доминирует цель - обеспечить формирование познавательной потребности в конкретной деятельности:

• воспитание устойчивых познавательных интересов;

• сочетание эмоционального и рационального в обучении.

Вторая группа условий имеет своей доминирующей целью - обеспечить успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом учения:

• формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой усваиваемой информации;

• формирование умения осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в процессе учения.

В третьей группе условий доминирует цель -включение каждого студента в процесс активного учения:

• осуществление индивидуального подхода в условиях коллективной работы;

• осуществление контроля за ходом учебнопознавательной деятельности.

В качестве ведущих средств являются развивающее и проблемное обучение, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Не претендуя на исчерпывающие освещение проблемы, хочется обратить особое внимание на необходимость использования таких приемов, которые направлены на формирование активной позиции студента в учебном процессе, приемов, прокладывающих путь к их профессиональному становлению.

Литература

¡.Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. - 1990. -№ 5. - С. 5-12.

2. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. -1996. -№ 5,- С. 3-9.

3. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. -Ярославль: ЯРГУ, 1984. -126 с.

4. Петров М.К. Человек и культура в научно -технической революции // Вопросы философии. -1990.-№5. -С. 79-85.

5. Разумный В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. -М.: Прометей. -1991. -166с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.