Научная статья на тему 'Позиция организаций среднего профессионального образования в экономической системе Краснодарского края'

Позиция организаций среднего профессионального образования в экономической системе Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ / СИСТЕМА / СЕРВИС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POSITION / SYSTEM / SERVICE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцева Дарья Викторовна

На сегодняшний день сервисные организации СПО играют возрастающую роль в экономике региона. В данной статье представлена позиция средних специальных образовательных учреждений, которая определяет нестабильное развитие сферы образования, идущее в разрез с развитием экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently the service educational institutions of secondary professional education play an increasing role in the economy of the region. This article provides the position of institutions of secondary professional education which determines the unstable development of the educational sphere contradicting the development of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Позиция организаций среднего профессионального образования в экономической системе Краснодарского края»

УДК 37.015.6(470.62)

ББК 65.497.4(2Рос-4Кра)

Р 99

Д.В. Рязанцева

Соискатель кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар.

Тел.: (928) 664 78 13, е-mail: ryazantsevadv@mail.ru.

Позиция организаций среднего профессионального образования в экономической системе Краснодарского края

(Рецензирована)

Аннотация: На сегодняшний день сервисные организации СПО играют

возрастающую роль в экономике региона. В данной статье представлена позиция средних специальных образовательных учреждений, которая определяет нестабильное развитие сферы образования, идущее в разрез с развитием экономики региона.

Ключевые слова: позиция, система, сервис, профессиональное образование.

D.V. Ryazantseva

Applicant for Candidate’s degree, the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.:

(928) 664 78 13, е-mail: ryazantsevadv@mail.ru.

The position of institutions of secondary professional education in the economic system of the Krasnodar Territory

Abstract. Currently the service educational institutions of secondary professional education play an increasing role in the economy of the region. This article provides the position of institutions of secondary professional education which determines the unstable development of the educational sphere contradicting the development of the regional economy.

Keywords: position, system, service, professional education.

Социально-экономическая ситуация в РФ отражает переходный характер современной эпохи. Регионы России вступили в фазу восстановительного роста, который готовит предпосылки будущего подъема. Одной из таких предпосылок выступает новая роль, которая заключается в формировании человеческого капитала. Образование является создателем новых возможностей и ресурсов развития для современной экономики.

В последние годы в связи с развитием «экономики, основанной на знаниях», возник новый, постиндустриальный подход к взаимодействию бизнеса и образования. С этих позиций рассматриваются проекты перехода к иным способам взаимодействия образования и бизнеса в регионах, в которых изменение экономической, технологической, образовательной сред дает гораздо больший эффект, чем при использовании традиционных подходов.

В современной экономике производство и образование - две стороны единого процесса воспроизводства квалифицированных кадров, и, кроме этого, если учесть территориальный фактор, образование играет в научно-техническом развитии региона активную роль, стимулируя и ускоряя его.

Средние специальные образовательные учреждения прежнего типа были приспособлены к производственным предприятиям советской системы и полностью удовлетворяли их потребности в кадрах, т.е. конкретные рабочие места были рассчитаны на выпускников образовательных учреждений этой системы.

На сегодняшний день учреждения среднего профессионального образования (СПО) существуют автономно и даже отчужденно от интересов и запросов коммерческих организаций. Они могут лишь удовлетворить отдельные аспекты их потребностей. Между

сферой СПО и сферой производства должен встать рынок, но рыночная связь далеко еще не сформирована, поскольку количество выпускников не соответствует спросу на такую категорию работников. Таким образом, показатель трудоустройства выпускников выступает важнейшей характеристикой соответствия работы среднего профессионального образования и региональной потребностью в кадрах. Этот показатель должен лечь в основу при разработке стратегии и определения масштабов подготовки специалистов со средним специальным образованием.

В Краснодарском крае подготовка специалистов среднего профессионального образования не отражает потребности регионов в кадрах. Объем и перечень специальностей и профессий, по которым готовят рабочие кадры региона, планируется на основе устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающих потребностей рынка труда [1].

Как следствие, выпускники получают невостребованные специальности, и нарастает дисбаланс спроса и предложения рабочих мест на региональном рынке труда. В основном прием осуществляется через контрольные цифры приема, которые достаточно абстрактно говорят о заказе на тот или иной вид специалистов. При этом возрастает необходимость срочно решать сложившуюся ситуацию в регионе. Это можно сделать путем формирования и реализации «регионального заказа» на специалистов определенной сферы.

Также этот вопрос может быть решен с помощью развития процессов трансформации средних специальных образовательных учреждений из специализированных, имеющих производственную направленность, в многопрофильные, с подготовкой по новым специальностям. Это обусловлено снижением объемов производства в крае и расширением новых видов коммерческой деятельности. Эффектом здесь может служить возможность выпускникам найти работу в условиях спада производства [2].

Региональные рынки труда находятся в стадии непрерывного изменения, но при этом изменчивыми являются и потребности экономики региона в подготовке специалистов. Динамичная модель развития региона должна соответствовать развитой подсистеме образования, быстро реагирующей на запросы рынка труда и стимулирующей экономический рост. При работе такой региональной подсистемы среднего профессионального образования обеспечиваются перспективные потребности экономики региона в пополнении и повышении квалификации или перепрофилировании кадров.

Актуальная регионализация образования становится не только необходимой, но и неотложной, так как она выступает важнейшим фактором эффективности экономического роста.

Выделим важное противоречие данного процесса. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» среднее профессиональное образование определено как важный фактор развития всей системы обучения, хотя в регионе сервисным организациям среднего профессионального образования отведена незначительная роль [3].

Так в «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» основное внимание односторонне уделено в основном развитию высшего образования, а не средне-специального [4].

Таким образом, происходит увеличение разрыва между развитием экономики региона и образовательными учреждениями СПО. Эти два субъекта отделены друг от друга и функционируют вразрез пониманию того, что образовательные учреждения СПО являются фактором, определяющим направление развития экономики региона и катализатором экономического благополучия.

Также стоит отметить «нежелание» региональной власти понимать необходимость опережающего развития сервисных организаций СПО, которое, прежде всего, изменит качество образования и повысит его роль в обеспечении развития экономики. При региональной поддержке подготовки практически ориентированных специалистов становится возможным развитие высокотехнологичного производства.

Таким образом, подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях должна определяться на основе согласования интересов самих учащихся, их родителей,

региональных органов образования, органов занятости и профессиональных сообществ работодателей. Механизмы такого согласования формирует рынок труда.

Практически ориентированное образование невозможно без социального партнерства в сфере труда, без установления связи обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. Именно механизм взаимодействия сервисных организаций СПО с бизнес-структурами позволит преодолеть относительную изоляцию подготовки кадров.

Интеграция в системе среднего профессионального образования создает условия для тесного взаимодействия с рынком труда, что позволит в дальнейшем поддерживать партнерские отношения сферы СПО и бизнеса.

Расширение взаимодействия в системе профессионального образования способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы региона.

Производственные предприятия не территории данного субъекта предъявляют всё больше требований не только к техническому оснащению работников, но и к вооружению их необходимыми знаниями, к увеличению общего фонда образования города и региона.

Затраты на подготовку или переподготовку совокупной рабочей силы составляют фонд образования, а формирование этого фонда - неотъемлемая и необходимая часть общественного производства.

Уровень образования является главным фактором производственного процесса. Экономическое развитие региона прямо зависит от эффективности расширения системы среднего образования, так как именно она поставляет необходимые кадры и научнотехнический персонал, то есть уровень образования рабочей силы является одним из наиболее важных факторов экономического и научно-технического развития Краснодарского края.

Экономическую функцию образования можно охарактеризовать как подготовку молодёжи к будущей профессиональной деятельности в соответствии с потребностью региона в рабочей силе с определённым уровнем квалификации, а экономическая эффективность образования определяется в зависимости от степени удовлетворения этого спроса, а также средств, затраченных на эти цели.

Негативной тенденцией, выявленной в Краснодарском крае, является то, что подготовка специалистов осуществляется без практического участия их будущих работодателей. В этом и заключается основная ошибка как современной образовательной системы, так и экономической политики региона, хотя попытки исправить ситуацию также имеют место. Так, некоторые предприятия направляют на обучение или переподготовку своих работников, и некоторые образовательные учреждения ищут предприятия-спонсоров. Но пока это не носит систематизированного характера.

Проблема региональной образовательной системы заключается в несоответствии большинства подготавливаемых специалистов и потребностей предприятий.

Тем не менее, численность поступающих в средние образовательные учреждения растет, но количество этих учреждений уменьшается (табл. 1)

Таблица 1

Характеристики сферы СПО Краснодарского края [5]

Показатели 2009/2010 2010/2011

Число средних специальных учебных заведений 82 77

в том числе:

государственных 59 57

негосударственных 23 20

В них студентов, тыс. человек 81,4 79,4

в том числе в:

государственных 66,2 67,6

Показатели 2009/2010 2010/2011

негосударственных 15,2 11,8

Принято студентов. тыс. человек 25,3 25,6

в том числе в:

государственные 21,4 21,5

негосударственные 3,9 4,1

Выпущено специалистов, тыс. человек 23,1 20,0

в том числе из:

государственных 18,1 16,7

негосударственных 5,0 3,3

Затратный принцип финансирования средних специальных образовательных учреждений в крае на сегодня становится механизмом торможения развития сферы образования. Необходимо выстраивать институты инвестирования средств в образование путем объединения интересов бизнеса и образовательных учреждений, способных доказать свою инвестиционную привлекательность и гарантировать местному сообществу и региону в целом опосредованное, но вполне ощутимое влияние на развитие социально-экономической сферы.

Фактически образовательные учреждения края должны стать местом размещения социального капитала, приносящего как реальный доход, так и социально-экономические эффекты на уровне конкретного гражданина, семьи, сообщества людей, региона.

С этой точки зрения результативность такого партнерства может описываться эффектами социально-экономического характера. Это делает сферу образования более понятной потребителю образовательных услуг и разного рода бизнес-структурам.

Результатом сотрудничества сферы СПО и бизнес-структур должны стать новые подходы и принципы инвестирования в сферу образования. Тем самым и в экономике Краснодарского края будут сформированы механизмы установления взаимосвязи показателей эффективности системы образования и экономических показателей развития региона, и определены как явные, так и неявные связи этих показателей, а также способы применения установленных взаимосвязей и институциональные формы использования этих связей для решения задач развития экономики и образования.

Примечания:

1 Алашеев С.Ю. , Кутейницына Т.Г. , Посталюк Н.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования спроса на специалистов в системе образования региона / Центр профессионального образования Самарской области, г. Самара. URL: // http://prognoz.org.

2. Анисимов П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.: Высш. шк., 2002. 268 с.

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. URL: http://fcp.economy.gov.ru.

4. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. Краснодар: Статинформ, 2008. 68 с.

5. Департамент образования и науки Краснодарского края. URL: http : //www.edukuban . ru.

References:

1. Alasheev S.Yu., Kuteynitsyna T.G., Postalyuk N.Yu. The technique of intermediate-term forecasting the demand for experts in a region education system / Center for professional training of the Samara region, Samara. URL://http://prognoz.org.

2. Anisimov P.F. A regionalization of secondary professional training (theory and practice). М.: Higher School, 2002. 268 p.

3 The Federal Target Program of a Development of Education for 2011-2015. URL: http://fcp.economy.gov.ru.

4. Strategy of social and economic development of the Krasnodar territory till 2020. Krasnodar: Statinform, 2008. 68 p.

5. Science and Education Department of the Krasnodar territory. URL: http:// www.edukuban.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.