Научная статья на тему 'Позиция ненасилия младших школьников и пути ее формирования'

Позиция ненасилия младших школьников и пути ее формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ненасилие / позиция ненасилия / терпимость к недостаткам / эмпатия / социальная децентрация / nonviolence / the position of non-violence / tolerance of their failings / empathy / social decentration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раянова Юлия Юрьевна, Шилкова Елена Анатольевна

Представлены анализ понятия «ненасилие» в психолого-педагогической литературе, основные подходы к формированию позиции ненасилия. Изучена позиция ненасилия младших школьников, представлен комплекс игр и упражнений, способствующий формированию позиции ненасилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION OF NON-VIOLENCE ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS AND WAYS OF ITS FORMATION

Presents an analysis of the concept of «non-violence» in psychological-pedagogical literature, the main approaches to formation positions of non-violence. Studied the position of non-violence younger students, presents complex games and exercises, contributing to the formation positions of non-violence.

Текст научной работы на тему «Позиция ненасилия младших школьников и пути ее формирования»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 2. С. 49-56.

УДК 37.013.42

Ю. Ю. Раянова, Е. А. Шилкова

Омский государственный университет физической культуры и спорта

ПОЗИЦИЯ НЕНАСИЛИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Представлены анализ понятия «ненасилие» в психолого-педагогической литературе, основные подходы к формированию позиции ненасилия. Изучена позиция ненасилия младших школьников, представлен комплекс игр и упражнений, способствующий формированию позиции ненасилия.

Ключевые слова: ненасилие; позиция ненасилия; терпимость к недостаткам; эмпатия; социальная децентрация.

J. J. Rayanova, E. A. Shilkova

Omsk State University of physical culture and sports

THE POSITION OF NON-VIOLENCE ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS AND WAYS OF ITS FORMATION

Presents an analysis of the concept of «non-violence» in psychological-pedagogical literature, the main approaches to formation positions of non-violence. Studied the position of non-violence younger students, presents complex games and exercises, contributing to the formation positions of non-violence.

Keywords: nonviolence; the position of non-violence; tolerance of their failings; empathy; social decentration.

Обостренная меняющаяся экономическая, социальная, идеологическая, экологическая ситуация, сформировавшаяся в настоящее время в современном обществе, определяет увеличение разнообразных аномалий в развитии личности и поведении молодого поколения. Беспокойство порождают не только усиливающаяся отчужденность, духовное опустошение, но и его цинизм, жестокость, агрессивность.

Психологи, педагоги и социологи отмечают увеличение количества категорий «групп риска» среди подростков, старшеклассников и молодежи, наблюдается рост учеников, предрасположенных к агрессивности, проявлениям жестокости, к насильственным действиям. Основаниями насильственного поведения обычно оказываются недостатки нравственно-духовного воспитания, дефицит любви, ответная реакция на перемены в окружающей среде. Необходимость воспитания ненасильственного поведения детей младшего школь-

© Раянова Ю. Ю., Шилкова Е. А., 2015

ного возраста и подростков в школьной и семейной среде освещается в работах С. Усовой [1], М. Розенберга [2], Н. И. Макаровой [10].

Ненасилие - это преодолевание эгоцентричности и проявление любви, положительный контакт участников общения без применения принуждающих форм - открытых и скрытых, выражение готовности к координации действий в процессе достижения положительного результата, сбережение суверенности сторон [1].

Во-первых, ненасилие предусматривает осуществление действия с задачей непричинения ущерба окружающим, оно трактуется как принцип взаимодействия в социуме и природе.

Во-вторых, понятие ненасилия трактуется как деятельностный принцип, нацеленный на решение обстоятельств, в которых могут быть применены пагубное действие, противостояние, интолерантность, подозрительность [2].

49

Ю. Ю. Раянова, Е. А. Шилкова

Проявление ненасилия возможно в таких формах, как:

1) ненасилие пассивное - жизненный принцип, содержащийся в ненанесении мучений никому и ничему ни в мыслях, ни на словах, ни действием;

2) ненасилие активное - социальнополитический принцип мирных течений за справедливость;

3) ненасилие принципиальное - правило духовно-нравственного отношения, принцип совершенствования людей самими себя, выражающийся в логичном отрицании всего злого и добром расположении к другим людям;

4) ненасилие прагматическое - правило общественных дел, нацеленных на решение вопросов и противоречий без нанесения телесного ущерба партнерам и без страдающих сторон [3].

На развитие позиции ненасилия нацелены такие принципы образования, как принципы диалога и толерантности. Принцип толерантности развивает мирное, спокойное отношение к другому мнению, воззрениям, действиям. Принцип диалога подводит человека к оценке собственного духовно-нравственного положения и действий. В итоге процесс обучения, основывающийся на таких принципах, воспринимается как приобретение знаний, умений и навыков, взаимопонимание и общение, базирующееся на значимости другого человека [4].

Позиция ненасилия имеет определенную структуру:

- ценностно-мотивационный элемент, который определяет смысловой компонент позиции ненасилия;

- когнитивный элемент, имеющий две области: в одной - отречение от желания принуждать кого-либо к чему-либо; в другой -формирование желания совершать ненасильственные поступки, отражающиеся в готовности усилить или поддержать личность в другом человеке;

- эмоциональный элемент, проявляющийся в способности людей побороть собственное раздражение и другие отрицательные чувства в отношении других людей, самосовершенствование дает возможность подобным эмоциям трансформироваться в эмоциональную устойчивость и веру в себя. Отсутствие работы над собой или наличие неблагоприятных условий побуждает к агрессивности, недоверию, недружелюбию;

- поведенческий элемент, в основе которого лежит ненасильственно-инициативная деятельность. Ненасильственная деятельность представляется видом общих действий в сотрудничестве. Сотрудничество является распределением обязанностей при наличии совместной цели и типом взаимосвязанных действий, реализуемых в атмосфере взаимного понимания и позитивного эмоционального отношения [5].

Позиция ненасилия обладает следующими характеристиками:

- способностью не обижаться и не раздражаться;

- эмоциональной стабильностью;

- уверенностью в себе и позитивной открытостью;

- способностью к социальной децентрации;

- толерантностью;

- увеличением ареала субъективной свободы;

- преобладанием организации над дисциплиной;

- преобладанием активных форм реагирования над реактивными;

- преобладанием положительного типа в оценке;

- умением педагога привлечь учащихся;

- обладанием способности к разумному анализу.

К условиям, которых нужно придерживаться для осуществления задач и цели ненасильственной педагогики, относятся:

а) ориентация педагогов на личностное общение с членами детского коллектива;

б) организация необходимых условий для создания ненасильственной среды [6].

Позиция ненасилия - это специфическое личностное образование, во многом определяющееся формой деятельности человека в жизни, его компетенцией. Основное здесь: признание ценности положений ненасилия с совершенным пониманием мотивов собственных действий и полным пониманием своих установок. Исключительно в такой трактовке позиция ненасилия проявится активно во время контакта людей друг с другом. Исследователи утверждают, что в отношении детей не следует рассматривать позицию ненасилия в той плоскости, в которой рассматривается ненасильственная позиция взрослых людей. В детстве закладываются основные составляющие, формируются фундаментальные компоненты. Вдобавок сами по себе по-

50

Позиция ненасилия младших школьников и пути ее формирования

добные компоненты образуются со значительными трудностями. Процесс формирования позиции ненасилия требует продолжительной работы, начинающейся в период детства и продолжающейся всё время взросления и становления личности, и имеет определенные особенности.

Первая особенность - принятие ребенком самого себя смешанно, размыто, так как процессы саморегуляции и самооценки еще формируются. Оценивание ребенком самого себя зависит от ситуации, она не обладает дифференцированностью, часто завышена и в силу возрастных особенностей склонна к изменению. Доминирует эмоциональная окраска. Со временем структура самооценки изменяется, развивается, происходит ее становление, рассмотрение в связи с объективными итогами. Изъяны в процессе формирования самооценки оказывают влияние и на процесс саморегуляции. Поскольку в период дошкольного возраста в основном детское поведение имеет черты непроизвольности и компоненты произвольности появляются по окончании этого возрастного периода, то становление произвольности приходится на период младшего школьного возраста. Вследствие этого главная задача заключается в стимулировании познания ребенком самого себя и остальных, что играет важную роль в процессе самопринятия.

Вторая - ребенок не может осознать свои психологические защиты, сформированные в дошкольный период. Взрослым людям нужно заметить и понять эти защиты и способствовать их изменению в положительном направлении через изменение обращения с ребенком, отношения к нему, а также через свои действия.

Третья - детям свойственен эгоцентризм, им сложно поставить себя на место другого субъекта. Эта черта детского характера мешает рождению альтруистских побуждений и их прогрессу. Е. В. Субботский отметил, что причины возникновения альтруизма у ребенка берут свое начало, когда меняется его положение в обществе и он превращается из противника альтруистической позиции в ее приверженца [7].

У детей дошкольного и младшего школьного возраста побуждение к безвозмездным и благородным мотивам формируется в среде, оптимальной для прогресса нормативно-нравственной самооценки, которая образуется

в результате соединения овладения норм нравственности на словесном уровне и бескорыстного взаимодействия.

Таким образом, в научно-педагогической литературе позиция ненасилия определяется как специфическое личностное образование, во многом определяющееся формой деятельности человека в жизни, его компетенцией. Она предполагает положительное взаимодействие без использования принуждения, обладает определенной структурой и характеристиками, основными среди которых являются: терпимость к иной точке зрения, способность к социальной децентрации, способность к эмпатии.

В настоящее время противостояние насилию является сложным делом. Тысячелетиями люди относились к войне как к неминуемому событию. В современности также с применением насилия решаются государственные и народные столкновения. Огромное количество человеческих жизней забирает криминальная преступность. Бытует насилие над работниками в производственной сфере, над природной средой, латентное насилие над детьми в образовательной сфере [8].

Всё это побуждает думать о том, как же воспитать у подрастающего поколения отзывчивое отношение к природной и человеческой среде, отрицательное отношение к военным действиям, любовь к миру. Если современные школьные учреждения и педагогическая наука скрывают в себе латентный нажим, какие действия следует предпринять?

Выход - включать в воспитательный ход гуманистические составляющие: прекратить использование в школьных учреждениях дисциплинарных воздействий, исходить из позиций разговора между учителем и учеником и принципа взаимного понимания.

Исторически в воспитании и образовании известные зарубежные и отечественные педагоги поднимали проблему ненасилия. Ж. Ж. Руссо (2006) полагался на силу природы детей, называя особо значимым в воспитательном процессе позволение детям совершать что угодно. В его понимании свободное воспитание - самостоятельные действия детей, а не их освобождение от ограничений. Учитель осуществляет наблюдение и оказывает помощь детям, а не вторгается в их действия.

Свободное воспитание - это педагогическое направление второй половины XIX -начала XX в., в его фундамент заложена

51

Ю. Ю. Раянова, Е. А. Шилкова

мысль о том, что рост детей не следует сдерживать определенными рамками, что природные способности и потенциал в детях сопротивляются их сдерживанию [9].

Мария Монтессори, знаменитый педагог Италии, говорила о том, что взрослые люди не должны встревать в духовное совершенствование ребенка. Они обязаны организовать такую среду, в которой будут совершенствоваться детские способности и потенциал без участия взрослых. Она открыла в 1907 г. «Дом ребенка», в котором проводились не зависимые от взрослых личностные упражнения детей со средствами, не убирающими игровой деятельности из жизни детей. Осуществление детского развития и воспитания с помощью выразительного словесного метода давала учителю возможность наблюдать за непосредственным развертыванием скрытой «силы жизни» внутри детской личности.

Подвергая критике настоящую школу, М. Монтессори утверждала, что в ней бытует натаскивание и пренебрежение личными потребностями детей. Она настаивала, что дети развиваются по собственным психическим и физическим установкам и взрослые не имеют права принуждать детей к исполнению и принятию их правил и умений [10].

Л. Н. Толстой стал первым, кто провозгласил идею свободного воспитания, придерживаясь мнения о том, что детская идеальная природа подвергается негативным изменениям поддельной цивилизованностью взрослых людей. Он подвергал сомнению действующую организацию воспитания и обучения, утверждающую, что школьное образование основывается на намерениях и стремлениях старших. По мнению Л. Н. Толстого, обучать нужно не насильственными методами. Он объяснял это тем, что дети усваивают, помнят и хранят только ту информацию, которую хотят.

Организовывая учебное учреждение, Лев Николаевич определял главную задачу - способствование развитию созидательного, креативного человека. Он считал, что если школьник в процессе обучения не обретет умение творить самостоятельно, то во время своего существования он будет лишь повторять и следовать за образцом.

Лев Николаевич утверждал, что ученик волен не удерживать в памяти пройденное на прошлом занятии, не должен готовиться к следующему занятию. На него он приходит

с багажом, состоящим из способной сущности и твердого убеждения в позитивности школьной жизни. Учащемуся нельзя выговаривать за несвоевременное явление на урок. И удивительно - ученики никогда не отлынивали от занятий по своей воле, опаздывали только в случае задержания родителями или загруженности работой. После освобождения от обязанностей сразу же бежали в школу.

Психологическая составляющая была основной в школе Л. Н. Толстого. Яснополянская школа получала свободное развитие благодаря заведенным принципам педагогов и школьников. Невзирая на преобладание педагогического воздействия, школьник обладал правом не посещать учебное заведение или даже, присутствуя на занятиях, не обращать внимания на педагога, не прислушиваться к его словам. Педагог обладал правом не подпускать школьника к своей персоне и мог оказывать воздействие собственным могуществом на основную массу школьников.

Подобная ненасильственная организация воздействовала на школьников таким образом, что все учащиеся глубже ощущали необходимость ответственности и порядка. Далеко не все педагоги принимали царивший в школе хаос. Если, заходя в классное помещение и наблюдая борьбу учеников, педагог предпринимал попытку строгостью восстановить порядок, то беспредел лишь усиливался. Следовательно, учитель должен был использовать другой метод: он спокойно выдавал учебники и книги, беспредельщики начинали их брать, приступать к выполнению задания. Тишина и порядок возникали сами, без применения насилия.

С возрастом учащиеся предъявляли к порядку все возрастающие требования. С течением времени они начинали придерживаться графика учебных занятий. Ситуация, в которой педагог заходил в учебное помещение и школьники мгновенно окружали его, слушая и задавая вопросы, становилась обыденной. Оригинальными были взаимоотношения между педагогами и школьниками в школе Ясной Поляны. Л. Н. Толстой считал, что такая школа имеет шансы на существование в случае отказа педагогов от устаревших воззрений на школу как на солдатский взвод, главенствует в которой каждый день разный командир.

Лев Николаевич писал, что основными постулатами осознанных человеческих дея-

52

Позиция ненасилия младших школьников и пути ее формирования

ний являются свободное воспитание и образование.

Школьник обладает правом выбирать, заявлять о неподходящем для него и даже отвергать образование, не удовлетворяющее его потребности. В школе Л. Н. Толстого реализовывалась программа свободного творчества. В яснополянской школе претворялась в жизнь идея свободного детского творчества при осуществлении образования в деревенских и поселковых школах. Организация обучения и воспитания основывалась на потребностях и желаниях детей, на неприемлемости принуждения и насилия на них. На отсутствии навязывания школьникам чего-либо были созданы свободные школьные правила.

Важнейший принцип в свободном воспитании Л. Н. Толстого - человеколюбивая и сострадательная позиция в вопросах воспитания детей [11].

Такие передовые педагоги нашей страны, как К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский, являются единомышленниками идей свободного воспитания. Любые их намерения имели своей направленностью новым способом решить накалившиеся общественные проблемы существующего образовательного процесса, стремились внести изменения в социум с помощью преобразования воспитательного процесса [12].

Сущность идей К. Н. Вентцеля (18571947) заключалась в создании для детей развивающей среды, чтобы разбудить спящий в них творческий потенциал с помощью независимой деятельности и полета фантазии, потому что формирование волевых качеств считал определяющей чертой духовной жизнедеятельности [12].

Следует признать значительную роль в ненасильственной педагогике выдающегося педагога двадцатого столетия В. А. Сухо-млинского. Главными элементами в его идеях была опора на положительное в ребенке, уверенность в его силах, любовь к нему. В. А. Сухомлинский писал, что педагоги создают личность как ваятели произведения искусства из необработанной мраморной глыбы: в глуби твердого камня скрываются неповторимой красоты линии, которые следует проявить, найти.

Из этого вытекают принципы В. А. Су-хомлинского о ненасильственной педагогике: понимание детей, любовь к ним, постижение их возможностей и потенциала, предостав-

ляющие возможность для проявления педагогической креативности.

Позиция ненасилия отчетливо просматривается в практической деятельности таких педагогов-новаторов, как Ш. А. Амонашвили, Б. Д. Волков.

Обозначенные Ш. А. Амонашвили принципы ненасильственной педагогики можно увидеть у всех вышеперечисленных педагогов: выстраивать образовательный процесс с учетом предпочтений детей, в процессе его реализации взаимодействовать с детьми, относиться с уважением к их личности и чести.

Передовыми педагогами того времени сформулированы основные принципы взаимодействия школьников и учителей без использования насилия:

• доступность и готовность учителя к общению;

• неограниченный ассортимент методов, способов, путей, видов действий, разрешение школьнику выбирать самостоятельно;

• педагогическое мастерство, при котором учитель может заинтересовать школьников посредством творчества;

• способность справиться с тревожностью, опасениями, ощущением своей ущербности, недостаточностью;

• способность урегулировать противоречия между школьником и педагогом;

• способность педагога исходить из положительного в личности школьника [11].

Воспитательное воздействие в ненасильственном стиле соединяется с воспитательным влиянием в мировом пространстве. В практической деятельности нашей школы в настоящее время это организация мировых занятий, а в европейских учебных учреждениях в образовательные планы включены как антивоенные, так и экологические вопросы, рассматривается тема защиты природной среды, а также проблемы девиантного и делинквентного поведения учеников.

Темой толерантного отношения к окружающей среде занимались восточные философы, которые в своем мировоззрении каждую жизнь считали сокровищем Вселенной. Философы Востока в своих сочинениях в различные временные периоды заявляли о слиянии людей и окружающей их природной среды. Просвещенные люди современности в формировании позиции ненасилия отдают преимущество формированию природоохранного обязательства и экологической ответст-

53

Ю. Ю. Раянова, Е. А. Шилкова

венности. Экологическое просвещение представляется главнейшим в указанной области.

Обучение культурному взаимодействию считается элементом процесса социализации, гуманистической позиции. Для формирования этой позиции необходимо обучать детей объясняться честно и душевно, научить их правильно и сосредоточенно слушать и понимать партнера по разговору, развивать эм-патийные качества [13].

Таким образом, многие известные педагоги считали важным воспитание, основывающееся на ненасилии, воплощали в жизнь свои идеи. Ими были сформулированы принципы ненасильственной педагогики и принципы взаимодействия школьников и педагогов без использования насилия, значимые и применяемые в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проведения исследования нами была выбрана БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов». В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 9-10 лет в количестве 29 человек.

Задачи исследования:

1. Определить уровень сформированное™ позиции ненасилия у младших школьников.

2. Проверить эффективность разработанного игрового комплекса как средства воспитания позиции ненасилия у младших школьников.

Для измерения позиции ненасилия младших школьников нами был использован тест «Уровень сформированности позиции ненасилия» (В. В. Хромов), а также опросник «Мой класс» (Ю. З. Гильбух).

В основание теста «Уровень сформиро-ванности позиции ненасилия» заложены три критерия. Рассмотрим значение каждого.

1. Терпимость к недостаткам других. Терпимость - это понятие, которое характеризует умение ребенка спокойно признавать и принимать недостатки окружающих, которые наравне с самим ребенком имеют право на свои взгляды, мнение, интересы, привычки, вкусы, отличающиеся от его мнения. Для ребенка это сложно, потому что ему кажется правильным только «свое». В детях нужно воспитывать это качество, так как нетерпимость является главной причиной возникающих конфликтов, приводящих к ссорам и даже войнам в детском коллективе.

Ребенок, обладающий этим качеством, будет готов понять, что другие дети, отличаю-

54

щиеся от него, не являются ему врагами, и будет искать с ними компромисс. Для нетерпимого ребенка будет неприемлемо иное мировоззрение. Он будет думать, что другим нужно навязать его «правильную» точку зрения.

2. Эмпатия - это понимание ребенком эмоциональных состояний окружающих людей с помощью сопереживания, проникновения в их внутренний мир. Способность к эмпатии зависит от точности восприятия ребенка, умения слушать собеседника, наладить с ним эмоциональный контакт, от наличия жизненного опыта. Ребенок, понимающий эмоциональное состояние другого, будет более склонен к усвоению ценностей позиции ненасилия.

3. Способность к социальной децентрации. Вследствие эгоцентризма ребенку сложно посмотреть на себя со стороны, он может неправильно понять ситуацию, в которой необходимо принять позицию другого человека и отступить от собственной точки зрения. Ребенок с трудом воспринимает чужой опыт и мнение, выраженное только словами. Для этого нужны более действенные методы, например, игра, в которой ребенок прочувствует позицию другого человека и его взгляды, получит собственный жизненный опыт. Преодоление эгоцентризма предполагает формирование социальной децентрации, что позволит ребенку посмотреть на себя со стороны.

Из результатов тестирования следует вывод, что дети наиболее склонны к сопереживанию, вполне толерантно относятся к недостаткам других людей. Преодоление собственного эгоцентризма вызывает некоторые трудности. Общий уровень сформированности позиции ненасилия у детей выше среднего (рис. 1).

При обработке результатов выявлено, что степень удовлетворенности в классе - высокая, лишь 13 % учащихся не удовлетворены обстановкой в классе. Большинство школьников считают уровень конфликтности в классе высоким, ни один из учеников не посчитал свой класс неконфликтным. Степень сплоченности этого школьного коллектива низкая, что подтверждают 60 % школьников, которые считают свой класс недружным.

С целью изучения позиции ненасилия младших школьников также использовался опросник «Мой класс» (Ю. З. Гильбух). С его помощью было выявлено отношение учеников к своему классу. Его показатели - удовле-

Позиция ненасилия младших школьников и пути ее формирования

творенность, конфликтность, сплочённость -помогут выяснить, благоприятна ли обстановка в классе для воспитания позиции ненасилия (рис. 2).

Таким образом, по результатам тестирования был выявлен уровень сформированно-сти позиции ненасилия выше среднего у 68 % учащихся. Однако исследование отношения к своему классу показало, что учащиеся младшего школьного возраста конфликтны, могут проявлять агрессивность и нетерпение друг к другу, уровень сплоченности этого школьного коллектива - низкий. Но ученики демонстрируют высокую удовлетворенность обстановкой в классе. Это говорит о том, что дети воспринимают конфликты и разногласия как нормальное общественное явление. Данная обстановка малоблагоприятна для формиро-

вания позиции ненасилия в сознании учащихся младших классов.

Основываясь на результатах проведенной диагностики, мы разработали комплекс малоподвижных, психологических, сюжетно-ролевых игр и релаксационных упражнений по воспитанию позиции ненасилия у младших школьников. Игра является оптимальным средством становления ненасильственного мировоззрения, в игре дети осваивают позитивное и эмпатийное общение («Собираем добрые слова», «Угадай настроение, «Учимся жить в радости» и т. д.), учатся терпению и преодолению эгоцентризма («Мусорное ведро», «Почта дружбы» и др.), развивают навыки самоконтроля эмоциональных реакций («Жужа», «Пройди по линии», «Запрещенное движение», «По кочкам» и др.), происходит

Терпимость к недостаткам Эмпатия Способность к социальной Сформированность

децентрации позиции ненасилия

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 1. Уровни сформированности позиции ненасилия

% 100

80

60

40

20

0

69----------------------70

Удовлетворенность Конфликтность Сплоченность

□ высокий □ средний □ низкий

Уровни

Рис. 2. Отношение учеников к своему классу

55

Ю. Ю. Раянова, Е. А. Шилкова

подавление агрессивных проявлений посредством релаксационных упражнений. На подготовительном этапе использовались малоподвижные игры, игры на знакомство; на основном - психологические и ролевые, на заключительном - релаксационные упражнения.

Результаты повторной диагностики после реализации разработанного комплекса позволили обнаружить положительную динамику: у младших школьников произошло снижение высокого уровня конфликтности (на 4 %), повысились уровень сплоченности (на 4 %), уровень терпимости к недостаткам (на 4 %). Таким образом, следует продолжать работу в данном направлении, а именно - рекомендуется использовать разработанный комплекс игр и упражнений, состоящий из сюжетноролевых, психологических, малоподвижных игр и релаксационных упражнений в качестве средства по воспитанию позиции ненасилия у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Усова С. Воспитание позиции ненасилия у младших школьников в образовательном пространстве школы // Социальная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 53-60. - URL: http://178.49.138.50/CGI/irbis64r_01/cgiirbis _64.exe?Z21ID=&I21DBN=AR&P21DBN=AR& S21STN = 1&S21REF=5&S21FMT=fullwebr&C2 1COM=S&S21CNR=10&S21P01=0&S21P02=0 &S21P03=M=&S21STR=

2. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. - София, 2009. - 169 с.

3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 463 с.

4. Ярославцева Е. В. Исследование сущностных характеристик понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 43. - С. 101-106.

5. Ледянкина Е. В. Педагогическое обеспечение воспитания позиции ненасилия у младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2010. - 24 с.

6. Гоебенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе : учебно-методический комплекс. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. -420 с.

7. Прикуль Л. В. Психологический практикум и тренинг. Профилактика насилия в семье и школе. - М. : Учитель, 2009. - 380 с.

8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М. : Сфера, 2006. - 464 с.

9. Ермолаева Н. Ю. Педагогика ненасилия в отечественном образовательном опыте 70-80-х гг. XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - № 17. -С. 93-97.

10. Макарова Н. И., Наливайко Н. В. Насилие -ненасилие в современном образовании. -Новосибирск, 2004. - 264 с.

11. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапа-цевич. - Минск : Современное слово, 2005. - 670 с.

12. Вентцель К. Н. Свободное воспитание : сборник избранных трудов / сост. Л. Д. Фи-лоненко ; ассоц. «Проф. образование». -М. : АПО, 2006. - 170 с.

13. Дзейтова М. Х. Проблемы миротворческого образования // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 8. - С. 76-78.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.