Научная статья на тему 'Позиционирование южно-российских регионов в формате глобализационых императивов присоединения России к ВТО: обеспечение продовольственной безопасности'

Позиционирование южно-российских регионов в формате глобализационых императивов присоединения России к ВТО: обеспечение продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / FOOD SECURITY / ECONOMIC SECURITY / NATIONAL SECURITY / COMPETITION / IMPORTS / EXPORTS / DOMESTIC MARKET / PROTECTION / STATE SUPPORT / AGRICULTURAL OUTLOOK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников В. Н., Лысоченко А. А.

В статье определено место продовольственной безопасности в обеспечении экономической безопасности России и ее регионов в условиях присоединения к ВТО. Дан сравнительный анализ механизмов поддержки собственных производителей продовольствия России и ряда зарубежных стран. Рекомендованы меры по защите внутреннего продовольственного рынка страны от импортной экспансии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positioning southern Russian regions in the format of globalization imperatives of Russian accession to the WTO: ensuring food security

The article defines the place of food security to the economic security of Russia and its regions in terms of accession to the WTO. There is comparative analysis of the mechanisms supporting their own food producers in Russia and some other countries. We made recommendations by measures to protect the domestic food market in the country of import expansion.

Текст научной работы на тему «Позиционирование южно-российских регионов в формате глобализационых императивов присоединения России к ВТО: обеспечение продовольственной безопасности»

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

113

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЮЖНО-РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В ФОРМАТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОНЫ1Х ИМПЕРАТИВОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1

ОВЧИННИКОВ В.Н.,

доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, Южный федеральный университет, e-mail: ovn@aaanet.ru;

ЛЫСОЧЕНКО А.А.,

доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: alla44@yandex.ru

В статье определено место продовольственной безопасности в обеспечении экономической безопасности России и ее регионов в условиях присоединения к ВТО.

Дан сравнительный анализ механизмов поддержки собственных производителей продовольствия России и ряда зарубежных стран. Рекомендованы меры по защите внутреннего продовольственного рынка страны от импортной экспансии.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; экономическая безопасность; национальная безопасность; конкуренция; импорт; экспорт; внутренний рынок; защита; государственная поддержка; агропродовольственный комплекс.

POSITIONING SOUTHERN RUSSIAN RE-GIONS IN THE FORMAT OF GLOBALIZATION IMPERATIVES OF RUSSIAN ACCESSION TO THE WTO: ENSUR-ING FOOD SECURITY

OVCHINNIKOV V.N.,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Scientist of Russia, Southern Federal University, e-mail: ovn@aaanet.ru;

LYSOCHENKO A.A.,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Southern Federal University, e-mail: alla44@yandex.ru

The article defines the place of food security to the economic security of Russia and its regions in terms of accession to the WTO.

There is comparative analysis of the mechanisms supporting their own food producers in Russia and some other countries. We made recommendations by measures to protect the domestic food market in the country of import expansion.

1 Исследование выполнено при грантовой поддержке Южного федерального университета, проект: «Периферийные регионы с многоукладной экономикой в сетях глобализации и в условиях асимметричных практик рыночного регулирования: стратегии и риски модернизации».

© В.Н. Овчинников, А.А. Лысоченко, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

Keywords: food security; economic security; national security; competition; imports; exports; domestic market; protection; State support; agricultural outlook.

JEL classification: F01, F13, F52, Q18.

Важнейшим звеном в системе безопасности общества является экономическая безопасность, характеризующая состояние сфер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а в ее структуре - продовольственная безопасность, характеризующая состояние агропродовольственного комплекса с точки зрения обеспечения производства безопасной сельскохозяйственной продукции высокого качества в необходимом количестве на основе экономической доступности продовольствия.

Обеспечение продовольственной безопасности является многоаспектной проблемой глобального формата, имеющей адекватные формы проявления на национальном и региональном уровнях организации экономической системы. На обеспечение населения страны продуктами питания ориентировано решение практически всех проблем функционирования агропродовольственного комплекса.

Продовольственная безопасность страны является комплексным понятием, включающим три аспекта: количественный (степень реализации текущей потребности в продуктах сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности), качественный (удовлетворение потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах питания), социально-экономический (рост доходов населения, обеспечивающий доступ всех групп населения к продовольствию на уровне воспроизводственного жизнеобеспечения). Первый аспект проектируется на сферу воспроизводства материальных ценностей, второй - на сферу экологизации воспроизводства жизненных благ, а третий - на сферу воспроизводства экономических отношений, гарантирующих реальную доступность экологически чистых и валеологически безопасных продуктов питания как категорического воспроизводственного императива жизнеобеспечения человека.

Сегодня основная задача государственной поддержки АПК - добиться показателей, установленных Доктриной продовольственной безопасности, чтобы страна стала независимой от экспорта и импорта. Для этого по зерну доля собственного производства должна достигать 95%, по молоку - 90%, по мясу - 85%, по сахару - 80%, по растительному маслу - 80%, по рыбной продукции - 80%, картофелю - 95%.

По оценке Минсельхоза России, в 2012 г. показатели продовольственной независимости по зерну составили 98,9%, что на 3,9 процентных пункта выше порогового значения, установленного Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Также выше порогового значения показатели по сахару, маслу растительному и картофелю.

В целом, это обусловило постепенное снижение зависимости внутреннего рынка страны от импорта основных видов сельхозпродукции и продовольствия и рост объемов их экспортных поставок: в 2012 г. объем импорта составил

40,2 млрд долл. США и уменьшился на 5,5%, а показатель по экспорту составил 16,6 млрд долл. США, что на 24,5% больше, чем в 2011 г.

По итогам 2012 г. среднедушевое потребление населением России мяса и мясопродуктов оказалось выше рекомендуемых норм на 9,9%, потребление рыбы и рыбопродуктов приблизилось к уровню рекомендуемых рациональных норм. Однако потребление фруктов и ягод, овощей и бахчевых, молока и молочных продуктов составляет 65-85% по отношению к рекомендуемым рациональным нормам.

По прогнозным данным, в 2013 г. ожидается рост производства отечественной сельхозпродукции и продовольствия. В соответствии с соглашениями, заключенными между Минсельхозом России и регионами, в рамках реализации мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы производство скота и птицы на убой в живой массе должно составить 11,92 млн т, или на 2,5% больше уровня 2012 г. Производство молока прогнозируется в объеме 32,5 млн т, или на 1,9% выше показателя 2012 г., что позволит повысить удельный вес этих видов отечественной продукции в ресурсах внутреннего рынка до 80,7%.

Современное состояние обеспечения продовольственной безопасности усложняется некоторыми условиями в связи с присоединением России к ВТО.

Среди рисков вступления России в ВТО можно выделить следующие: снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий; банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности; сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе; ужесточение конкуренции с западными производителями в отраслях животноводства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности.

Наименее защищенными становятся производители животноводческой продукции и племенные организации в свиноводстве, так как по новым правилам таможенно-тарифного регулирования импортная пошлина на ввоз свиней снижена с 40 до 5%. Кроме того, с 15% до 0 снижена пошлина на ввоз свинины в рамках квоты, а поставки сверх-квотного мяса облагаются пошлиной в размере 65% (ранее 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг). Животноводство, более затратная и менее рентабельная отрасль по сравнению с растениеводством, имеет длительные сроки окупаемости. Средний уровень рентабельности продукции животноводства, например, в Ростовской области составляет 4,2%, растениеводства - 28%.

Сегодня негативные последствия от присоединения России к ВТО проявились в росте цен на корма для животноводства и снижении закупочных цен на животноводческую продукцию. Так, в Ростовской области закупочные цены

на зерновые культуры по сравнению с июлем 2012 г. выросли на 20-25%. Закупочные цены на животноводческую продукцию снизились в среднем на 20% (с 86 до 70 руб. за 1 кг).

В целом по России в отрасли животноводства производится продукции меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей перерабатываю щей промышленности и населения. Качество продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, не удовлетворяет требованиям перерабатывающих предприятий.

Кроме того, наиболее открытыми к импортной продукции будут рынки овощей и фруктов. К 2015 г. пошлины на свежие овощи снизятся от 15% до 10%; на фрукты до 5%.

Необходимо учитывать тот факт, что отечественные и зарубежные производители находятся не в равных условиях. Уровень государственной поддержки в доходах импортных производителей (25%) позволяет снижать цены без потери прибыли. В России же цена является определяющим фактором, именно от выручки зависит во многом формирование производственных планов (модернизация, внедрение новых технологий и т. д.).

В результате ряд мелких и средних производителей не смогут выдержать столь жесткую конкуренцию и либо обанкротятся и покинут рынок, либо будут поглощены более крупными игроками - российскими или зарубежными.

ЕС, США и другие ведущие аграрные державы имеют целый ряд механизмов действенных поддержек АПК. Это квотирование и развитая система страхования, пакет стимулирующих налоговых мер. Усредненный размер субсидии на 1 га пашни в Евросоюзе составляет около 8000 руб. В России размер субсидий из федерального бюджета на 1 га пашни составляет около 200 руб. В США разрешенный объем господдержки составляет 121 млрд долл., в эту сумму входят 76 млрд долл. на продовольственные талоны малоимущим. В 2012 г. этим видом господдержки воспользовалось 46 млн американцев.

Россия отказалась от использования системы экспортных субсидий, которые в США составляют 929 млн долл. в год, в странах ЕС - 15480 млн долл. в год. Экспортные субсидии других стран могут дополнительно усиливать позиции импорта в Российскую Федерацию.

Объем финансирования субсидий желтой корзины в России лимитирован и не может превышать 9 млрд руб. до 2017 г., а с 2018 г. - 4,4 млрд руб. В настоящий момент в Российской Федерации нет нормативных актов, предполагающих увеличение государственной поддержки АПК до временно разрешенного уровня. Таким образом, нынешняя господдержка АПК в сумме 4,4 млрд руб. на 24% ниже, чем в Швейцарии, однако площадь сельскохозяйственных земель в России больше в 310 раз.

Кроме того, после присоединения России к ВТО возникла необходимость к переходу предприятий на международные стандарты качества, а для противостояния конкуренции со стороны стран-импортеров необходимо больше внимания уделять рационализации технологических процессов выращивания, переработки и хранения сельхозпродукции, поскольку качество и безопасность пищевых продуктов во многом зависят от технического уровня производств, применяемых технологий, квалификации кадров. Существующий же значительный износ основных фондов, отсутствие современного оборудования не позволяют многим предприятиям комплексно перерабатывать сельскохозяйственное сырье и применять современные безотходные технологии. Переход на современные стандарты качества продукции должен исходить, прежде всего, из реконструкции и перевооружения пищевых и перерабатывающих отраслей.

Важной проблемой для агропродовольственного комплекса является проблема ввоза и использования в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности генетические модифицированных организмов. Доказательством опасности применения генетически модифицированных организмов служат затраты 15% ВВП на здравоохранение в США, где значительная часть этих средств направляется на борьбу с последствиями массового ожирения от усиленного потребления пищи, в которой содержатся аминокислоты, производимые генетически модифицированными организмами. В Российской Федерации затраты на здравоохранение составляют около 5% ВВП и использование генетически модифицированных организмов может ухудшить состояние здоровья населения страны.

В современной экономике система развития агробизнеса и обеспечение продовольственной безопасности обусловлено государственным регулированием в рамках программных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая адаптирована к условиям членства России в ВТО. В ней изменены методы бюджетного стимулирования производства сельскохозяйственной продукции.

Так, с 2013 г. исключены субсидии на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Данные направления трансформированы в новый вид поддержки, относящейся к зеленой корзине, - оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Размеры субсидий определяются по ставке, учитывающей состояние почв, биоклиматический потенциал территории, доходность за определенный период и другие показатели.

Кроме того, с 2013 г. предусмотрена компенсация части затрат за произведенное молоко. Расширены направления поддержки экономически значимых региональных программ: развитие овощеводства, питомниководства, свеклосахарного комплекса, селекционно-гибридных центров в свиноводстве, формирование региональных продовольственных (мясных и молочных) кластеров.

Изменены принципы стимулирования обновления сельскохозяйственной техники. За счет средств федерального бюджета предусматривается предоставление субсидий машиностроителям сельхозтехники на возмещение недополученных доходов в связи с ее реализацией сельхозпроизводителям со скидкой, в соответствии с перечнем и размером скидки, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

Сложность задачи - обеспечение продовольственной безопасности России, во многом определяется неравномерностью социально-экономического развития ее регионов. Локализация ресурсообеспечения, производства и сбыта агропродовольственной продукции на региональном уровне превращает обеспечение продовольственной безопасности в сложную систему.

Оценку уровня продовольственной безопасности на региональном уровне проведем на примере Ростовской области.

Агропромышленный комплекс Ростовской области - один из ведущих в России. В области 8,5 млн га сельхозугодий. По площади сельхозугодий область занимает третье, по площади посевов - второе, по численности сельского населения - четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходится более 4,5% валовой продукции сельского хозяйства России, более 12% подсолнечника, 9% производства зерна.

В аграрном секторе отмечается стабильный рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции. По сбору зерновых Ростовская область занимает 2-е место в Российской Федерации, подсолнечника - 4-е, овощей - 5-е. Несмотря на снижение производства зерновых и масличных культур в 2012 г. из-за неблагоприятных погодных условий (получено 6,3 млн т зерновых и 981,2 тыс. т масличных культур), собранный объем урожая позволяет обеспечить население и реализовывать продукцию за пределы области. При этом в хозяйствах всех категорий больше, чем в 2011 г., собрано картофеля на 1,5%, овощных на 6,7% и плодово-ягодных культур на 7,9%.

По производству яиц область занимает 2-е место в Российской Федерации и 1-е в Южном федеральном округе, по производству молока - 5-е место в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе, производству мяса - 6-е в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе. Индекс производства продукции животноводства в сопоставимой оценке составил в 2012 г. 107,6%.

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2012 г. составил 100,9%. Обеспечен рост практически всех видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в области (мясо убойных животных (рост - 36%), колбасных изделий (8,1%), цельномолочной продукции (10%), плодоовощных консервов (26,1%), масел растительных нерафинированных (33,3%), крупы, муки грубого помола (2%).

Ростовская область по-прежнему занимает первое место в России по производству масла рафинированного дезодорированного, обеспечивая маслом растительным не только свой регион, но и около 20% российского рынка. Ежегодно экспортируется до 300 тыс. т масла.

Проводя оценку уровня продовольственной безопасности Ростовской области по критериям сферы производства продовольствия, можно отметить, что область имеет значительное преимущество по сравнению с другими регионами:

• индекс уровня обеспеченности земельными ресурсами составляет 2,28. В России на одного жителя приходится 1,44 га сельскохозяйственных угодий и 0,87 пахотных земель, что почти в 1,5 раза меньше, чем в Ростовской области;

• производство валовой сельхозпродукции на 1 га пашни в области в 2012 г. составило 17,9 тыс. руб., увеличившись на 30% по сравнению с 2007 г.;

• в 2012 г. уровень самообеспечения достигнут по зерну, подсолнечнику, картофелю, овощам. Коэффициент самообеспечения по яйцам составил 94,8%, по мясу - 66,6%, молоку - 79,6%;

• потребление на душу населения мяса и мясопродуктов составляет 70 кг (увеличилось по сравнению с 2011 г. на 0,7%) и соответствует медицинской норме потребления, молока и молокопродуктов - 278,8 кг (увеличилось на 4%) и ниже нормы на 12,9%, яиц на душу населения было потреблено 317,6 шт. (на 3,7% больше, чем в 2011 г.) и на 22,1% больше нормы.

Ростовская область имеет незначительную степень продовольственной зависимости. Однако за 2012 г. импортные поступления агропродовольствия выросли на 32%. Импортируется табачное сырье, свежие фрукты, растительные масла, яйца, свежие овощи, семена подсолнечника для посева, виноградные вина, кондитерские изделия, фруктовые соки, маргарин и др.

В то же время область является одним из крупных экспортеров сельскохозяйственного сырья и продовольствия, за 2012 г. доля экспорта АПК возросла с 39 до 49%. Наибольший удельный вес в экспорте занимают зерновые культуры - 50% и растительные масла - 28%.

Оценка состояния продовольственной безопасности Ростовской области по критериям и показателям в сфере потребления показывает, что основная угроза продовольственной безопасности области имеет социальную природу, порождая проблему обеспечения доступности продовольственных ресурсов.

Общий уровень физической доступности продовольствия по основным продуктам питания составляет 0,82. Значительная часть населения области, занятая в сельском хозяйстве, из-за низкой заработной платы в 2012 г. (12 287,5 руб. в месяц, или 63% от среднеобластного уровня) не имеет возможности приобретать продукты питания, соответствующие физиологическим нормам.

На современном этапе в России отсутствует четкая государственная политика в обеспечении продовольственной безопасности каждого отдельного региона.

Законодательная база, регламентирующая государственное управление АПК на региональном уровне представлена: Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2013-2020 годы; Областным законом «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области»; Областны-

ми долгосрочными целевыми программами развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 гг. и на 2013-2020 гг.; Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. и Концепцией развития агропромышленного комплекса Ростовской области на тот же период.

На реализацию мероприятий Госпрограммы и Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства за 2008-2012 гг. было направлено 24,3 млрд руб., в том числе, за счет средств федерального бюджета

18,2 млрд руб, областного - 6,1 млрд руб. При этом объем господдержки растет от года к году, в 2012 г. он увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2008 г. В Ростовской области в 2013 г. финансирование сельскохозяйственной сферы увеличено на 23%. Из областного бюджета выделено 2 370,3 млн руб., это на 622 млн руб. больше, чем в 2012 г.

Более половины всех ресурсов господдержки за годы реализации программы было направлено на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам (2012 г. - 47,5%) (косвенные виды поддержки). Это позволяет привлекать больше кредитных средств на развитие производства.

В настоящее время прямые формы поддержки составляют менее 50%. Положительное влияние на развитие отраслей сельского хозяйства имеют следующие формы поддержки:

• субсидии на производство молока, введенные в области с 2010 г., способствовали увеличению объемов производства. В 2012 г. по отношению к 2010 г. его производство выросло на 8%;

• поддержка реконструкции, модернизации и строительства мелиоративных систем позволила ввести в оборот 2,6 тыс. га мелиорируемых земель. Выполнение данных мероприятий дало возможность в засушливом 2012 г., в хозяйствах, где работы были выполнены до начала поливного сезона, получить более 90 ц/га кукурузы на зерно и 400 ц/га картофеля.

Вместе с тем, эффект от предоставления господдержки занижается от диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

В 2012 г. закупочные цены перерабатывающих предприятий на свинину и КРС снизились по отношению к началу года на 30-35% при росте затрат на корма более чем на 50%, ГСМ - на 30%, электроэнергию - на 15%.

В результате снижения закупочных цен на сельхозпродукцию значительная часть господдержки нивелируется, а также идет на покрытие роста цен производителей промышленной продукции, необходимой аграриям. Рост цен на промышленные товары значительно опережает рост цен на сельхозпродукцию, ухудшая финансовое состояние аграриев. Так, в 2012 г. отмечался рост цен на запчасти для сельскохозяйственных машин (на 12,9%), оборудование для приготовления кормов для животных (на 12,4%), транспортные сеялки (на 3%).

Зависимость формирования цен на сельхозпродукцию от перерабатывающих предприятий и, в этой связи, постоянный недостаток оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей способствует росту закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По итогам 2011 г. в Ростовской области совокупные финансовые обязательства сельхозтоваропроизводителей составили 66,6 млрд руб., или 121,5 % к уровню 2010 г. Рост кредиторской задолженности продолжался и в 2012 г. По оценке, в 2012 г. совокупные обязательства сельхозтоваропроизводителей превышают 70 млрд руб, в том числе, заемные средства - 51,2 млрд руб. Несмотря на относительно высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, в 2012 г. доля убыточных организаций составила 14%.

Поэтому сегодня в условиях ВТО необходимо разработать законопроект о реструктуризации задолженности по кредитам, привлеченным сельхозтоваропроизводителями в кредитных учреждениях в части предоставления отсрочки и рассрочки погашения кредитной задолженности, а для сельхозорганизаций, развивающих животноводство, возможности их списания.

Нужно отметить, что в рамках областной программы, кроме софинансируемых из федерального бюджета, реализуются мероприятия, финансируемые только за счет средств областного бюджета. В Ростовской области с 2012 г. реализуется, разрешенная с позиции ВТО, поддержка переподготовки кадров сельхозтоваропроизводителей и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности. Программой предусмотрены поддержка перерабатывающей промышленности, внедрение инновационных проектов, обеспечение продвижения продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрение стандартов качества, техническое и технологическое обновление производства, возмещение части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства.

Кроме того, на региональном уровне для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций в рамках ВТО проводится ряд мероприятий:

• увеличение государственной поддержки отрасли животноводства, особенно малых форм хозяйствования, так как предприятия, развивающие животноводство, являются наиболее финансово уязвимыми;

• привлечение инвесторов для создания вертикально-интегрированных холдингов по производству животноводческой продукции;

• обучающие семинары по вопросам применения в деятельности международных стандартов качества.

Однако данных мер недостаточно. Для обеспечения продовольственной безопасности, особенно в формате ВТО,

необходима поддержка в сфере доступности продовольствия для всех групп населения (адресная помощь гражданам, находящимся в зоне наибольшего социального риска; реализация пилотных программ и проектов по апробации мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов оказания внутренней продовольственной помощи).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

В Ростовской области в целях поддержки областных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции действуют:

• программа «Школьное молоко». В рамках программы обеспечиваются молоком областных производителей ученики 1-4 классов. Это 140 тыс. школьников;

• система сбыта по ценам производителей - сеть магазинов некоммерческого партнерства «Аграрный рынок», оптово-логистические центры;

• программа развития потребительских обществ.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия совместно с министерством труда и социального развития области, некоммерческим партнерством «Аграрный рынок» разрабатываются мероприятия по обеспечению сельскохозяйственной продукцией социально незащищенных слоев населения.

В Ростовской области имеются необходимые условия для реализации пилотного проекта по апробации мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов оказания внутренней продовольственной помощи.

Кроме того, для обеспечения минимально необходимых условий поддержания конкурентоспособности российского сельхозпроизводства необходимо увеличить размер субсидий на 1 га пашни по несвязанной поддержке до уровня 2000 руб. Сегодня усредненный размер субсидии из федерального бюджета на 1 га пашни составляет около 200 руб. Этой суммы недостаточно. Так, например, в Ростовской области отмененные поддержки сельхозтоваропроизводителям на льготное топливо и средства химизации составляли в 2012 г. 1 700 млн руб. (на 1 га посевной площади 410 руб.).

Также значительное повышение эффекта от господдержки в условиях ВТО может принести:

• увеличение числа сельхозпроизводителей, пользующихся господдержкой (проведение разъяснительной работы с аграриями, предоставление определенного вида поддержки не менее 3 лет подряд, упрощение получения поддержки, квалифицированное консультирование и помощь в оформлении документов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• снижение в общем объеме господдержки такого ее вида, как субсидирование процентных ставок по кредитам с одновременным увеличением доли прямой поддержки сельхозпроизводителей по различным направлениям (дающей в результате прирост производимой продукции);

• применение мер регулирования цен (к примеру, установление на федеральном уровне нижнего предела закупочных цен на сельхозпродукцию, ограничение роста цен на промышленную продукцию для сельхозпроизводителей либо возмещение части стоимости).

Также, для обеспечения продовольственной безопасности необходима поддержка в сфере обеспечения качества и безопасности продуктов питания (широкое внедрение образовательных программ по проблемам здорового питания с привлечением средств массовой информации; финансовая поддержка производства экологичных продуктов питания (субсидии, льготные кредиты); установление налоговых льгот для предприятий, выпускающих экологически безопасные продукты питания и вкладывающих свои средства в техническое переоснащение производства на основе внедрения инновационных технологий, обеспечивающих выпуск экологически чистой продукции; штрафы за экологически «опасную» продукцию, налоги на экологически небезопасные технологии).

Правильно выбранная целенаправленная экономическая политика, в том числе агропродовольственная, каждого региона может существенно улучшить положение России в мировой экономике и решить проблемы обеспечения экономической и продовольственной безопасности.

После принятия «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», для каждого региона возникает необходимость разработать эффективно действующий механизм управления агропродовольственным комплексом, обеспечивающий продовольственную безопасность на региональном уровне. Для этого должны учитываться модельные оценки величин экономических параметров (запас потребляемой продовольственной продукции и его предельный объем; капитал, вложенный в производство продовольственной продукции определенного вида; объем инвестирования развития производства продовольствия, в том числе в форме государственной поддержки; минимальный период времени, за который может быть создан необходимый региональный запас продовольственной продукции), которые бы определяли границы «поля» продовольственной безопасности региона в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

Лысоченко А.А. (2012). Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе: выбор стратегии развития. М.: Вузовская книга.

Чтобы безопасность гарантировалась. Доступно на: http://www.mcx.ru/news/news/v7_show/10175/285/htm.

REFERENCES

Lysochenko A.A. (2012). Risk management in agriculture: the choice of strategy development. M. Vuzovskaya kniga. That safety was guaranteed. Available at: http://www.mcx.ru/news/news/v7_show/10175/285/htm. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.