Научная статья на тему 'Позитивные аспекты блочной системы в додипломной подготовке дерматовенерологов'

Позитивные аспекты блочной системы в додипломной подготовке дерматовенерологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / DERMATOVENEROLOGY / MEDICAL EDUCATION / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов В. Е.

С целью анализа успешности подготовки врачей по дерматовенерологии на додипломном этапе обучения проведены разные виды компьютерного тестирования. Общий низкий уровень профессиональной компетентности и различные результаты контроля знаний при рубежном и предэкзаменационном тестировании свидетельствуют о необходимости реформирования процесса подготовки врачей. Приводится алгоритм блочной системы подготовки врача по дерматовенерологии на додипломном этапе обучения, обсуждаются его позитивные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The positive aspects of the block-system for undergraduate education of dermatovenerologists

The different types of the computer test-control were performed for the analysis of the undergraduate education of dermatovenerologists. The low level of the professional competency and various results of the computer tests have evidenced that the medical education needs to be reformed. The algorithm of the block-system and its positive aspects in undergraduate education of dermatovenerologists are discussed.

Текст научной работы на тему «Позитивные аспекты блочной системы в додипломной подготовке дерматовенерологов»

УДК 61:37-057.875

ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ БЛОЧНОЙ СИСТЕМЫ В ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГОВ

© Попов В.Е.

Кафедра кожных и венерических болезней Курского государственного медицинского университета

С целью анализа успешности подготовки врачей по дерматовенерологии на додипломном этапе обучения проведены разные виды компьютерного тестирования. Общий низкий уровень профессиональной компетентности и различные результаты контроля знаний при рубежном и предэкзаменационном тестировании свидетельствуют о необходимости реформирования процесса подготовки врачей. Приводится алгоритм блочной системы подготовки врача по дерматовенерологии на додипломном этапе обучения, обсуждаются его позитивные аспекты.

Ключевые слова: дерматовенерология, медицинское образование, компьютерное тестирование.

THE POSITIVE ASPECTS OF THE BLOCK-SYSTEM FOR UNDERGRADUATE EDUCATION OF

DERMATOVENEROLOGISTS Popov V.E.

Dermatovenerology Department of the Kursk State Medical University

The different types of the computer test-control were performed for the analysis of the undergraduate education of dermatovenerologists. The low level of the professional competency and various results of the computer tests have evidenced that the medical education needs to be reformed. The algorithm of the block-system and its positive aspects in undergraduate education of dermatovenerologists are discussed.

Key words: dermatovenerology, medical education, computer testing.

Подготовка специалистов в высшем медицинском учебном заведении на клинических кафедрах традиционно проводится по цикловому методу, однако по многим специальностям учебную программу делят на 2 цикла практических занятий (по одному в семестр, например на кафедре кожных и венерических болезней). У большинства учебных групп лекционный курс заканчивается значительно позже завершения практических занятий. Такая последовательность изучения клинической дисциплины ведет ко многим дидактическим перекосам. Практические занятия порой превращаются в микролекции, т.к. студенты к ним готовятся лишь по учебникам. Мотивация же посещения лекций резко падает, их роль (после освоения теоретического материала на практическом занятии) полностью утрачивается. Кроме этого, студенческие группы оказываются в неравных условиях по времени удаленности практических занятий от экзамена, что сказывается на показателях успеваемости. С целью подтверждения этого положения нами проведено сравнение результативности тестового кон-

троля на рубежных итоговых занятиях и предэкзаменационного тестирования.

Тестирование проводилось в программном комплексе Exam Tool, где в тестах были представлены 5 типов заданий: задания на множественный выбор, на соответствие, графические задания на выбор, графические задания открытого типа и графические задания типа "видеоряд" [2]. Задания по типам в тесте распределялись равнопропорционально для создания комфортных условий тестируемым с учетом индивидуальных предпочтений способа восприятия информации [1]. Тесты во время рубежного и предэкзаменационного тестирования включали тестовые задания, представленные в мультимедийных учебных пособиях, которыми студенты обеспечивались для проведения самостоятельной работы. Результаты рубежного и предэкзаменационного тестирования представлены на рис. 1.

Распределение выборки на группы по успеваемости проводилось следующим образом. По окончании тестирования рассчитывался средний процент правильных ответов (А) и его стандартное отклонение (а).

Методика исследования

80

ю 70 о

о 60

ш

0 50

х

| 40 .а

1 30

т «

£ 20

10

72,61

51,63 53,75

38,25

30,64

22,76

Рубежный тест

Экзамен

0

□ Уд □ Хор □ Отл

Рис. 1. Результаты рубежного и предэкзаменационного тестирований.

Рис. 2. Алгоритм блочной системы подготс

Оценка "отлично" выставлялась в том случае, если процент правильных ответов учащегося (А;) был больше или равен сумме

врача по дерматовенерологии.

среднего процента выборки и стандартного отклонения (А; > А + а). Оценка "хорошо" выставлялась студентам, набравшим процент

правильных ответов больше среднего (А + а >

А; > А).

Если процент правильных ответов студента был больше или равен разности среднего процента и стандартного отклонения, то ему выставлялась оценка "удовлетворительно" (А > > А - а). Студентам, набравшим процент правильных ответов менее разницы среднего по выборке и стандартного отклонения (А; < А- а), выставлялась оценка "неудовлетворительно".

Как следует из рисунка 1, лучшие результаты достигались студентами во время рубежного тестирования: процент правильных ответов при рубежном тестировании превышал таковой предэкзаменационного тестирования в 1,35 раза.

Общий низкий уровень профессиональной компетентности и различные результаты контроля знаний при рубежном и предэкзаменационном тестировании свидетельствуют о необходимости реформирования процесса подготовки врачей. Лекции должны предшествовать практическим занятиям, которые надо проводить непрерывным циклом, по завершении которого студенты сдают экзамен (рис. 2). Такой подход позволит сконцентрировать внимание студента на одном предмете и создаст возможность оптимальной организации учебного процесса. За счет слияния двух циклов в один увеличится время, за ко-

торое студенты смогут наблюдать динамику заболевания в процессе лечения больного, что будет также способствовать приобретению клинического опыта. При этом несколько возрастет нагрузка на лекторов, т.к. придется читать лекции для ограниченного числа студентов, находящихся на цикле обучения данной специальности, возникнет необходимость пересмотра расписания практических занятий, поиска лекционных аудиторий и т.п., однако эти организационные мероприятия вполне реализуемы без каких-либо дополнительных материальных затрат.

Таким образом, переход на блочную систему обучения на клинических кафедрах создаст условия для более успешного овладения профессией врача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мультимедийная тестовая технология в управлении учебным процессом в медицинском вузе / Под ред. А.И. Лазарева. - Курск: Изд-во КГМУ, 2005. - 115 с.

2. Новый тип мультимедийного тестового задания как инструмент для анализа и развития клинического мышления врача / Ю.К. Скрип-кин, В.Е. Попов, М.Р. Сапин и др. // Вестник дерматологии и венерологии. - М., 2003. -№ 1. - С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.