Научная статья на тему 'Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально- педагогическая проблема'

Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально- педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY SERVICE / PATRIOTIC EDUCATION / PRE-SERVICE YOUTH / SERVICE IN THE ARMY / POSITIVE ATTITUDE TO SERVICE / ВОИНСКАЯ СЛУЖБА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПРИЗЫВНАЯ МОЛОДЁЖЬ / СЛУЖБА В АРМИИ / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Л.А., Битев А.С.

Статья отражает отношение допризывной молодёжи к службе в армии. Авторы представили субъективные и объективные причины, формирующие у молодёжи негативное отношение к воинской службе и, как следствие, приводящие к уклонению от призыва. Рассмотрены возможности образовательных учреждений в развитии позитивного отношения молодёжи к службе в армии. Авторы предлагают ряд педагогических условий, способствующих развитию патриотизма в молодёжной среде и изменению вектора отношения молодёжи к воинской службе. В статье делается вывод, что формирование позитивного отношения молодёжи к воинской службе является актуальной проблемой современности. Реализация педагогических условий будет способствовать развитию нового позитивного вектора отношений допризывной молодёжи к армейской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE ATTITUDE OF THE YOUTH TO MILITARY SERVICE AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reflects the attitude of the youth to military service. The authors present subjective and objective reasons for forming a negative attitude among young people to military service. As a consequence it leads to the avoidance of conscription. The possibilities of educational institutions in the development of a positive attitude of young people to serve in the army. The authors offer a number of educational conditions that would help to develop patriotism among the youth; and the young people’s attitude with change the vector for choosing the military service. The article concludes that the formation of positive attitude of the youth to military service is an urgent problem of our time. Realization of pedagogical conditions will contribute to the development of new positive vector relationship of pre-conscription of youth to the military environment.

Текст научной работы на тему «Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально- педагогическая проблема»

гического менталитета посредством формирования и развития у них социально-личностных компетенций необходимых для проявления корпоративной культуры. Так, под формированием корпоративной культуры общеобразовательной школы мы понимаем процесс целенаправленной и организованной деятельности субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) по овладению и принятию ими общих установок, системы ценностей, норм, привычек, традиций, в созданной образовательной среде школы, в которой вырабатывается стиль отношений и поведения.

Разработанная структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы должна обеспечить поступательность, непрерывность и последовательность развития данного процесса. Структура модели включает в себя целевой, теоретико-методологический, коммуникативный, содержательно-организационный и аналитико-результативный блоки (рис. 1). Целью разработанной модели является формирование корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей).

Обозначенные нами методологические подходы определяют принципы и факторы формирования корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса общеобразовательной школы. Принципами, на основе которых реализуется модель формирования корпоративной культуры ученического и педагогического сообществ, являются: принцип гуманистической направленности [3, с. 88]; принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации; принцип рефлексивности; прин-

Библиографический список

цип комплексного воздействия на когнитивную и эмоциональную сферы.

На формирование корпоративной культуры влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести: систему семьи, образования, экономическую, политическую, религиозную системы. К внутренним факторам относят: стиль управления и способ контроля, мотивацию, информированность, эстетичность материально-технической базы школы и др.

Коммуникативный блок представлен кластером системы корпоративных коммуникаций в инновационной образовательной среде школы, который состоит из нескольких компонентов.

Наглядно структура кластера системы корпоративных коммуникаций современной школы отображена на рис. 2

Разработанная модель является самостоятельной педагогической системой, эффективность функционирования которой обеспечил комплекс организационно-педагогических условий за счёт: создания современной коммуникационной и информационной систем в виде кластера корпоративных коммуникаций и разработанных к нему нормативно-правовых документов; формирования единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным кодексом и этикой учреждения; разработки учебно-методического обеспечения образовательных программ для учителей и учащихся; организации социально-психологического сопровождения субъектов педагогического процесса школы, направленное на своевременную коррекцию, развитие социально-личностных компетенций, являющихся неотъемлемой частью корпоративной культуры.

1. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург, 2007.

2. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Москва, 2005.

3. Соколова И.Ю., Николаева Н.М. Технологии формирования корпоративной культуры образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2014.

References

1. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Sankt-Peterburg, 2007.

2. Ladanov I.D. Prakticheskijmenedzhment. Moskva, 2005.

3. Sokolova I.Yu., Nikolaeva N.M. Tehnologii formirovaniya korporativnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Stavropol', 2014.

Статья поступила в редакцию 01.12.15

УДК 371.8.061

Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

Е-mail: la-saenko@yandex.ru

Bitev A.S., postgraduate, Institute of Education and Social Sciences (Stavropol, Russia), Е-mail: la-saenko@yandex.ru

POSITIVE ATTITUDE OF THE YOUTH TO MILITARY SERVICE AS A SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reflects the attitude of the youth to military service. The authors present subjective and objective reasons for forming a negative attitude among young people to military service. As a consequence it leads to the avoidance of conscription. The possibilities of educational institutions in the development of a positive attitude of young people to serve in the army. The authors offer a number of educational conditions that would help to develop patriotism among the youth; and the young people's attitude with change the vector for choosing the military service. The article concludes that the formation of positive attitude of the youth to military service is an urgent problem of our time. Realization of pedagogical conditions will contribute to the development of new positive vector relationship of pre-conscription of youth to the military environment.

Key words: military service, patriotic education, pre-service youth, service in the army, positive attitude to service.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

Е-mail: la-saenko@yandex.ru

А.С. Битев, аспирант, Институт образования и социальных наук, г. Ставрополь, Е-mail: la-saenko@yandex.ru

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья отражает отношение допризывной молодёжи к службе в армии. Авторы представили субъективные и объективные причины, формирующие у молодёжи негативное отношение к воинской службе и, как следствие, приводящие к уклонению от призыва. Рассмотрены возможности образовательных учреждений в развитии позитивного отношения молодёжи к службе в армии. Авторы предлагают ряд педагогических условий, способствующих развитию патриотизма в молодёжной среде и изменению вектора отношения молодёжи к воинской службе. В статье делается вывод, что формирование позитивного отношения молодёжи к воинской службе является актуальной проблемой современности. Реализация педагогических условий будет способствовать развитию нового позитивного вектора отношений допризывной молодёжи к армейской среде.

Ключевые слова: воинская служба, патриотическое воспитание, допризывная молодёжь, служба в армии, позитивное отношение к службе.

Трансформация российского общества, углубляющиеся социально-экономические проблемы, реформирование Вооружённых сил привели к проблеме социально-психологической неготовности большей части молодёжи к службе в армии. Духовно-патриотический кризис в воинской среде проявляется через снижение дисциплины военнослужащих, рост случаев дедовщины в подразделениях, и как следствие - снижение престижа воинской службы. В связи с этим, указанный круг вопросов приобретает особую актуальность и социальную значимость. В тоже время, на наш взгляд, не достаточно представлены работы, рассматривающие общий круг педагогических вопросов, связанных с развитием позитивного отношения допризывной молодёжи к воинской службе. Единичность исследований в данном направлении ориентирует педагогическое сообщество на необходимость расширения научных исследований в области поиска форм и методов, направленных на оптимизацию отношения юношей к службе в Вооруженных силах [1].

Л.Э. Кузнецова указывает, что «для изменения отношения молодёжи к воинской службе необходимо активизировать работу социальных институтов, а именно семьи, школ, образовательных институтов, средств массовой информации по формированию военно-патриотических установок и ориентаций личности» [2].

Рассмотрим причины, которые привели к негативному восприятию молодёжи воинской службы.

О.Г. Рындина [3, с. 3 - 5] в своём исследовании выявила ряд объективных и субъективных причин, снижающих желание молодёжи служить в армии. К объективным причинам автор относит: последствия затянувшегося экономического кризиса, упадок духовно-нравственных ценностей, отсутствие реальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.

На формирование у молодёжи социально-психологической готовности к службе в армии влияют следующие факторы: безработица в регионе, снижение доходов в семье, рост преступности, наркомания, алкоголизм, рост числа разводов, возрастание числа семей где мальчиков воспитывает одна мать, наличие «горячих точек». Все эти факторы негативным образом влияют на формирование у допризывной молодёжи сознательного выполнения воинского долга.

К субъективным причинам, формирующим социально-психологическую неготовность молодёжи к службе в армии автор относит: страх родителей за жизнь своего сына (особенно если это одна мать) [3], страх самих призывников перед «горячими точками», страх получить физические увечья от «армейских дедов», боязнь остаться без поддержки родителей.

Как отмечает автор, все эти объективные и субъективные причины приводят к тому, что родители всеми доступными способами пытаются избежать службы в армии для своих сыновей. Это ведет к росту коррупции военных чиновников. Весь комплекс объективных, субъективных факторов влечет за собой развитие «социальной трусости» как среди юношей, так и родителей призывников [3; 5].

Боязнь оказаться в рядах призывников, побуждает выпускников школ поступать в высшие учебные заведения на мало привлекательные для них специальности, «лишь бы поступить, только бы не забрали в армию». В этом случае и учёба становится не интересной и не является ценной и значимой для таких студентов, появляется тенденция «отсидеться». Отсюда и пропуски занятий, и низкая успеваемость. Такие выпускники скорее всего не будут работать по направлению получаемой специальности, тем самым расшатывая рынок труда региона и повышая уровень молодёжной безработицы. Наличие «отсиживающихся» студентов приводит к снижению качества образования, к девальвации высшего образования в целом, развитию коррупции.

Несмотря на вышеуказанные негативные факты, в последнее время наблюдается подъём гражданско-патриотического воспитания в обществе. Это проявляется в деятельности со-

Библиографический список

циальных институтов: средства массовой информации, общественные организации и т. п. Проводится пропаганда позитивных сторон воинской службы, в том числе и социальных гарантий, получаемых военнослужащими. С одной стороны, положительные результаты такой работы проявляются. Например, в последние годы конкурс в военные образовательные учреждения был достаточно высокий, в тоже время количество уклонистов от срочной военной службы меньше не стало. Данный факт свидетельствует о том, что юноши и девушки видят в службе в армии, в качестве кадрового военного, некий социальный гарант (высокий социальный статус, стабильность занятости, высокая заработная плата, льготы на получение жилья и т. д.), а служба по призыву так и остаётся мало привлекательной для молодых людей.

Анализ литературы и оценка различных социальных факторов, приводят к тому, что необходимо усилить воздействие института образования в вопросах развития позитивного отношения молодёжи к воинской службе. Выделим ряд педагогических условий, которые будут способствовать формированию позитивного отношения молодёжи к воинской службе: усиление граж-данско-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях; развитие сети центров военно-патриотического воспитания; обеспечение открытости информации по государственным гарантиям военнослужащих в сфере образования и труда; экскурсионные мероприятия в воинские части для ознакомления с особенностями быта солдат срочной службы; проведение совместных мероприятий военно-патриотической направленности между учащимися школ (колледжей) и солдат срочной службы; формирование морально-психологических и физических качеств на занятиях по ОБЖ в школах и колледжах; привлечение учащихся профессиональных учебных заведений к работе студенческого самоуправления [4]; активное использование сети Интернет и интернет-сообществ в пропаганде положительных сторон воинской службы; формирование мотивации овладения воинскими профессиями. Исходя из вышеизложенного, отметим, что обеспечение реализации указанных педагогических условий будет способствовать устранению факторов, деформирующих личность призывника и увеличению числа молодёжи, желающий служить Отечеству.

Образовательные учреждения, как социальные институты, содержат в себе все необходимые структурные компоненты для реализации педагогический условий, а именно: квалифицированный кадровый педагогический состав; педагогические технологии; связь с семьями учащейся молодёжи; наличие среди родителей учащихся кадровых военных и т. д. Можно сказать, что вся система образования является мощным инструментов в формировании позитивного отношения молодёжи к службе в армии. Однако в последнее время это ресурс используется, в основном, для научения, но не для воспитания молодёжи. Цель деятельности учителя, особенно работающего в старших классах - сдать ЕГЭ, а о воспитании гражданских качеств, нравственных ценностей, патриотических чувств молодёжи речи нет. Воспитание позитивного отношения в воинской службе необходимо начинать в начальной школе, когда дети наиболее восприимчивы к всему новому, они любознательны, активны. Формой организации воспитательной работы могут быть детские объединения (кружки по интересам), например, изучать военную технику от старых кораблей и пушек до современной техники; конкурсы военной песни, проводимые совместно с военнослужащими срочной службы; конкурс эссе «Я - защитник Отечества» или «Почему я буду военным» и др.

Таким образом, анализ литературы показал, что формирование позитивного отношения молодёжи к воинской службе является актуальной проблемой современности. Реализация педагогических условий будет способствовать развитию нового позитивного вектора отношений допризывной молодёжи к армейской среде.

1. Алехин И.А., Титова М.Ю. Педагогические условия формирования и развития авторитета офицера в воинском коллективе. Мир образования - образование в мире. 2009; 4: 118 - 122.

2. Кузнецова Л.Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода. Молодой учёный. 2012; 3: 324 - 327.

3. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодёжи к службе в Российской армии. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Чебоксары, 2006.

4. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся. Дискуссия. 2014; 6 (47): 96 - 103.

5. Саенко Л.А., Гукасова Г.С. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; 9: 144 - 147.

References

1. Alehin I.A., Titova M.Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya i razvitiya avtoriteta oficera v voinskom kollektive. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2009; 4: 118 - 122.

2. Kuznecova L.'E. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti yunoshej k prohozhdeniyu obyazatel'noj voennoj sluzhby v VS RF s tochki zreniya resursnogo podhoda. Molodoj uchenyj. 2012; 3: 324 - 327.

3. Ryndina O.G. Social'no-psihologicheskaya gotovnost'doprizyvnojmolodezhiksluzhbe vRossijskojarmii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Cheboksary, 2006.

4. Saenko L.A., Kartashova V.N. Studencheskoe samoupravlenie v razvitii grazhdanskoj aktivnosti uchaschihsya. Diskussiya. 2014; 6 (47): 96 - 103.

5. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; 9: 144 - 147.

Статья поступила в редакцию 07.12.15

УДК 378

Chertykov I.N., postgraduate, Khakass State University; sports teacher, State Sport School, Sport Department, Khakass Republic (Abakan, Russia), E-mail: ignic1964@mail.ru

VIABILITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT. The article is dedicated to complex research problems of development of the resilience. The author studies works of Russian and foreign scientists in different historical epochs. Comparison and synthesis of existing works allows the author to conclude than the formation of viability remains an urgent problem. The author of the research attempts to assess existing concepts to build resilience. The result is a generalization by the author of separate groups. The first group is the understanding of resilience of the process of socialization. The second group comprises the understanding of resilience as an integral part of moral education. The third group is the understanding of resilience as an integral characteristic of the individual. The fourth is designated as a resource for understanding the viability of the individual in the meaningful realization of life plans. The fifth group is based on the understanding of resilience as a system of beliefs about themselves, the world and relations with the world.

Key words: physical health, mental health, vitality, viability, sustainability, socialization, necessities of life, values, individual properties, behavior, belief, understanding, attitude.

И.Н. Чертыков, аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, тренер-преподаватель ГБОУ ДОД «КДЮСШ», Министерство спорта Республики Хакасия, г. Абакан, E-mail: ignic1964@mail.ru

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Статья посвящена комплексному исследованию проблемы развития понятия «жизнестойкость». Рассматриваются труды отечественных и зарубежных учёных в разные исторические эпохи. Основное целью статьи выступает анализ, на основе которого автор приходит к мнению, что данная проблема является малоизученной в педагогической науке и требует дальнейшего изучения. Сравнения и обобщение существующих трудов позволяет автору делать вывод о том, что формирование жизнестойкости по-прежнему остается актуальной проблемой.

В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить существующие концепции по формированию жизнестойкости. Результатом является обобщение автором представления исследователей о жизнестойкости в группы, названия которых обозначены условно. Первую группу представляет понимание жизнестойкости как результат процесса социализации личности. Вторую группу объединяет понимание жизнестойкости как неотделимую часть нравственного воспитания. Третью группа включает понимание жизнестойкости как интегральную характеристику личности. Четвертая группа обозначена понимание жизнестойкости как ресурса личности в осмысленной реализации жизненных планов. Пятая группа исходит из понимания жизнестойкости как системы убеждений о себе, окружающем мире и отношений с миром.

Ключевые слова: физическое здоровье, психическое здоровье, жизнестойкость, жизнеспособность, устойчивость, социализация, жизненные потребности, ценностные ориентации, индивидуальные свойства, поведение, убеждение, осмысление, отношение.

Политические и социально-экономические изменения в России в конце ХХ - начале XXI века привели к утере прежних ценностей и нравственного идеала. Они породили множество проблем среди учащейся молодёжи, а именно, увеличение количества старшеклассников, употребляющих алкоголь, наркотиков; появление повышенного материального запроса; чувства безнаказанности.

Насущная потребность реализации государственной молодёжной политики со стороны современного общества требует формирования милосердных, ответственных, гуманных граждан. Именно жизнестойкость выступает в роли регуляции поведения и деятельности старшеклассников в семье и обществе, формирует основы нравственных качеств, способствует возрождению новых духовных ценностей, обогащает культурное наследие российского народа. Поэтому актуализируется необходимость её формирования средствами народной педагогики в условиях дополнительного образования, одним из видов которого является спортивная школа. Необходимость формирования у старшеклассников стрессоустойчивости, готовности жить по законам нравственности и моральных требований общества обусловила выбор исследовательской темы, где «жизнестойкость» рассматривается как ключевой термин.

К настоящему времени в педагогической науке накоплен определённый опыт решения разных вопросов теоретического и практического характера, в которых рассматриваются психолого-педагогические основы формирования жизнестойкости.

В зарубежной психологии понятие жизнестойкости рассматривалось в трудах Сьюзен Кобейса и Сальваторе. В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами Н.В. Гришиной, К. Муздыбаевым, И.П. Шкуратовой. Изучение поведения, направленного на преодоление трудных ситуаций, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу "coping " - механизмов или " coping behavior" Т.Л. Крюковой и др.

Способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность представлены в трудах К.А. Абульхановой, Е.Ю. Коржовой, Н.А. Логиновой и др.

В рамках нашего исследования для нас представляют широкий интерес труды, посвящённые раскрытию разных аспектов народной педагогики: аналитическое исследование проведены В.И. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзиным, Г.Н. Волковым, Э. З. Измайловым; историческая этнопедагогика отражена в работах Т.Н. Петровой, Я.И. Ханбикова, этнодидактика раскрыта в трудах Ф. Ялалова; подготовке педагогов для национальной школы посвящены труды С.Н. Федоровой, Г.М. Харитонова; средства народной педагогики представлены в трудах В.И. Баймурзиной, Г.Н. Волкова и др.

Результаты анализа исследований в данной области свидетельствуют о наличии многочисленных трудов, посвящённых исследуемой проблеме. Однако формирование жизнестойкости у старшеклассников средствами народной педагогики в усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.