Научная статья на тему 'Позитивная конкуренция как основополагающий фактор политики России на рынке атомных энергетических услуг Южной Азии'

Позитивная конкуренция как основополагающий фактор политики России на рынке атомных энергетических услуг Южной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
378
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЮЖНАЯ АЗИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИНЦИП "ПОЗИТИВНОЙ КОНКУРЕНЦИИ" / ЮЖНОАЗИАТСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ КОЛЬЦО / АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / МИРНЫЙ АТОМ / SOUTH ASIA / POWER INDUSTRY / ATOMIC ENERGY POLICY / RUSSIA-INDIAN ENERGY RELATIONS / POSITIVE COMPETITION / SOUTH ASIAN ENERGY RING / NUCLEAR FACILITY / PEACEFUL ATOM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Ольга Анатольевна, Зубов Денис Владимирович

В статье рассматриваются процессы, происходящие на рынке атомных энергетических услуг стран Южно-Азиатского региона. Авторы анализируют основные аспекты политики Российской Федерации в сфере мирного атома на данном направлении, а также внутрирегиональные интеграционные процессы и их роль в формировании единого энергетического рынка Южной Азии. Производится оценка атомного энергетического потенциала стран региона (в первую очередь Индии), отмечаются основные трудности, с которыми сталкиваются национальные энергетические программы. Авторы вводят понятие «позитивная конкуренция» как основной принцип энергетического диалога России и стран Южной Азии с целью объяснения современных тенденций в сфере атомной энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE COMPETITION AS THE KEY FACTOR OF RUSSIA’S POLICY IN THE SOUTH ASIAN ATOMIC ENERGY FACILITIES MARKET

The article considers processes taking part in the atomic energy facilities market of the South Asian region. The authors analyze the key aspects of the Russian Federation policy in the sphere of the peaceful atom, as well as the integration processes and their role in creating the South Asian united energetic market. The atomic energy potential of the regional states (India, first of all) is evaluated; furthermore, the main challenges for the national energetic programs are represented. The authors introduce a term of positive competition in order to note the basic principle of energetic dialogue between Russia and South Asian countries and explain the relevant tendencies in the atomic energy sphere.

Текст научной работы на тему «Позитивная конкуренция как основополагающий фактор политики России на рынке атомных энергетических услуг Южной Азии»

SOLODILOV Anatoliy Vasil'evich, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor, Professor of the Chair of Social Sciences and State Management, Moscow State Regional University (10A Radio St, Moscow, Russia, 105005; solodilov-anatol@mail.ru)

NATIONAL SECURITY AND PROBLEMS OF MIGRATION IN MODERN RUSSIA

Abstract. In conditions of growing external threats, uncontrolled migration is a serious threat to modern Russia. Today the pre-existing rules of the movement of labour force in the global economy have been seriously violated. On the other hand, in conditions of unfavorable demographic situation and systematic reduction of the working-age population in-migration is a significant factor of compensation for natural population decline. Therefore, Russia needs a well thought-out strategy of the migration policy taking into account the current realities. Keywords: migration, society, labour resources, economic growth, crime, terrorism

УДК 339

СМИРНОВА Ольга Анатольевна — к.полит.н., доцент кафедры иностранных языков и лингвокульту-рологии, директор французского центра Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2; oasmirnova64@mail.ru)

ЗУБОВ Денис Владимирович — аспирант Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2; denis-zubov1990@ya.ru)

ПОЗИТИВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПОЛИТИКИ РОССИИ НА РЫНКЕ АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ ЮЖНОЙ АЗИИ

Аннотация. В статье рассматриваются процессы, происходящие на рынке атомных энергетических услуг стран Южно-Азиатского региона. Авторы анализируют основные аспекты политики Российской Федерации в сфере мирного атома на данном направлении, а также внутрирегиональные интеграционные процессы и их роль в формировании единого энергетического рынка Южной Азии. Производится оценка атомного энергетического потенциала стран региона (в первую очередь Индии), отмечаются основные трудности, с которыми сталкиваются национальные энергетические программы. Авторы вводят понятие «позитивная конкуренция» как основной принцип энергетического диалога России и стран Южной Азии с целью объяснения современных тенденций в сфере атомной энергетики.

Ключевые слова: Южная Азия, энергетика, атомная энергетическая политика, российско-индийские энергетические отношения, принцип «позитивной конкуренции», южноазиатское энергетическое кольцо, атомная электростанция, мирный атом

Южная Азия — динамично развивающийся регион, который в последние годы вызывает к себе все больший интерес со стороны субъектов международной политики. Этот интерес во многом связан с темпами экономического развития региона, в частности Индии. Согласно годовому отчету Министерства финансов Республики Индия, рост валового внутреннего продукта (ВВП) за

2014—2015 год составил 7,4%* (возрастет до 7,5% в 2015—2016 гг.)2. За аналогичный период рост ВВП стран Южной Азии составил 6,9%3.

Принимая во внимание тот факт, что цены на углеводородные ресурсы находятся на крайне низком уровне (стоимость барреля нефти упала с 107,57 долл. в январе 2014 г. до 30,80 долл. в январе 2016 г.4), а надежность их поставок зачастую зависит от позиций стран-транзитеров и политической конъюнктуры, мы хотим рассмотреть перспективность взаимодействия России и Индии в ЮжноАзиатском регионе в сфере атомной энергетики.

В первую очередь необходимо кратко представить регион. Южная Азия [Белокреницкий 2003: 18] включает в себя Республику Индия, Исламскую Республику Пакистан, Народную Республику Бангладеш, Федеративную Демократическую Республику Непал, Демократическую Социалистическую Республику Шри-Ланка, Королевство Бутан и Мальдивскую Республику.

Южная Азия отделена природными географическими границами от соседних частей Азии, что в определенном смысле обеспечивает ей естественную взаимозависимость, а фактор энергозависимости всех стран региона заставляет их искать политические решения для удовлетворения экономических амбиций. И в данном контексте энергетическая составляющая межгосударственных взаимоотношений становится определяющей.

В настоящее время интеграционные процессы в Южной Азии носят центростремительный характер. С 1985 г. действует Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества [Галищева 2010: 14] — наиболее значимая политико-экономическая организация региона5.

Страны Южной Азии продолжают искать эффективные способы расширения сотрудничества: была утверждена Программа консолидации (регионализации) к 2020 году, одним из пунктов которой стало объединение энергоресурсов региона. Мы считаем, что эта программа позволит странам организации укрепить многостороннее взаимодействие и начать новый этап экономической и энергетической интеграции южноазиатских государств.

Правительство Индии хорошо понимает трудности, стоящие перед Южной Азией, и старается гармонизировать внутрирегиональные проблемы, привлекая в свою страну крупнейших энергетических игроков мира, что представляется логичным с учетом того, что страны Южной Азии являются импортерами углеводородов. Это ведет к конкуренции на энергетическом рынке, позволяя Индии консолидировать интересы всех стран региона и снижать политические издержки.

Главным приоритетом для Индии уже на протяжении нескольких десятилетий является энергетическая независимость, которая, по мнению руководства страны, должна быть достигнута к 2030 г. При этом упор планируется сделать именно на ядерную энергетику. В базовый сценарий энергетической программы заложены следующие показатели генерации электроэнергии на индийских АЭС: к 2021 г. - 14,6 тыс. МВт, к 2032 г. - 27,5 тыс. МВт.

Министр финансов Индии Арун Джейтли в ходе представления бюджета страны

1 Singh J. Annual report of the Ministry of Finance, Government of India. New Delhi. 2014. P. 7.

2 Adjusting to Lower Commodity Prices (ed. by L. Menjivar, J. Salazar). Washington. 2015. Joint Bank-Fund Library. P. 22.

3 Всемирный банк. Статистика по росту ВВП. Доступ: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.KD.ZG/countries/8S-LK?display=graph (проверено 01.03.2016).

4 Индекс «Мунди». Статистика цен на нефть. Доступ: http://www.indexmundi.com/ commodities/?commodity=crude-oil-brent&months=360 (проверено 29.02.2016).

5 South Asia Foundation. Доступ: http://www.southasiafoundation.org/ (проверено 29.02.2016).

на 2016—2017 гг. заявил, что правительство Индии предусматривает ежегодное выделение средств в размере 30 млрд рупий на развитие атомной отрасли1.

Низкие затраты на выработку энергии на атомных электростанциях окупают высокие расходы, связанные с их возведением. Главный научный советник правительства Индии доктор Р. Чидамбарам в этой связи сообщил: «Интересы и приоритеты Индии в сфере энергетики в долгосрочной перспективе достаточно специфичны, и у Индии нет иного варианта, кроме как включить атомную энергетику в национальную стратегию, основываясь на потребностях и интересах страны»2.

В настоящее время Республика Индия активно использует возможности атомных технологий. Ее энергетическая программа в своей стратегии опирается на использование тория, запасы которого в Индии огромны — 290 тыс. т3, что составляет 32% его мировых запасов. Если говорить исключительно о сырьевой базе, то такого рода акцент совершенно оправдан, т.к. залежи урана в Индии ограничены. Долгосрочная программа развития индийской атомной энергетики предполагает строительство в стране быстрых реакторов на тории в качестве основного топлива для АЭС.

Индийским достижением в этой области является экспериментальный реактор мощностью 13 МВт на АЭС «Калпаккам», где осуществляется выработка урана из тория. В настоящее время Индия — единственная страна в Южно-Азиатском регионе, в которой на постоянной основе проводятся подобные исследования.

Принимая во внимание государственную политику Индии, направленную на закрепление за собой статуса региональной энергетической (атомной) сверхдержавы, к 2050 г. потребуется возвести АЭС на 250 тыс. МВт. С нашей точки зрения, данную задачу невозможно воплотить в реальность без использования АЭС, работающих на урановом топливе.

Сегодня в Индии действует 21 ядерный реактор, общая мощность которых составляет 5,8 ГВт, 6 находятся в стадии строительства4.

АЭС «Тарапур» в штате Махараштра общей энергетической мощностью в 1400 МВт была пущена в эксплуатацию в 1969 г. [Lohnert 2006: 782], что характеризовалось как прорыв в атомной промышленности Индии.

АЭС «Раджастан», основанная вблизи г. Кота, штат Раджастан, условно состоит из 6 энергоблоков, вырабатывающих 100, 200 и 220 МВт соответственно, причем пуск последнего был совершен в 2010 г., а в 2014 г. первый был остановлен (строительство велось по канадским технологиям). Общая мощность АЭС — 1 080 МВт5. В настоящее время ведется строительство еще 2 энергоблоков мощностью 700 МВт6 каждый. Дата ввода в эксплуатацию — III квартал 2016 г., что позволит увеличить ее энергетическую мощность более чем вдвое.

1 Jaitley A. Union Budget speech. 2016. URL: http://timesofindia.indiatimes.com/budget-2016/union-budget-2016/Union-Budget-2016-Full-text-of-Arun-Jaitleys-Budget-speech/articleshow/51191622.cms (accessed 01.03.2016).

2 Chidambaram R. Nuclear Fuel Complex of India. Need of Nuclear Power. 2015. URL: http://www.nfc.gov. in/nuclearpower-1.htm (accessed 01.03.2016).

3 U.S. Geological Survey. Mineral commodity summaries 2015. Доступ: https://pubs.er.usgs.gov/ publication/70140094 (проверено 26.02.2016).

4 Bhawan S. Annual Report of Central Electricity Authority. New Delhi. 2015. P. 18.

5 Индийская государственная корпорация по атомной энергетике. Сводная таблица по энергетической мощности АЭС. Доступ: http://www.npcil.nic.in/main/ProjectOperationDisplay.aspx?ReactorID=74 (проверено 03.03.2016).

6 Статистика по строящимся энергоблокам в Индии от 09.02.2016. — Официальный сайт Международного агентства по атомной энергии «МАГАТЭ». Доступ: www.iaea.org/PRIS/CountryStatistics/ReactorDetails. aspx?current=299 (проверено 04.03.2016).

АЭС «Кайга», расположенная в штате Карнатака, вырабатывает 880 МВт, последний из 4 энергоблоков был пущен в 2011 г.1

По сравнению с другими станциями АЭС «Мадрас» (г. Калпаккам, штат Тамилнад) производит всего около 440 МВт и представляет собой 2 энергоблока, введенных в эксплуатацию в 1984 и 1986 гг., с предельным сроком эксплуатации до 2036 г. Их особенность состоит в том, что они были спроектированы индийскими учеными на основе технологии Candu (особенность реактора — использование тяжелой воды и урана), без привлечения иностранных специалистов.

АЭС «Нарора» (г. Нарора, штат Уттар-Прадеш), как и АЭС «Мадрас», вырабатывает аналогичную энергомощность.

Последняя из 6 атомных электростанций, построенных без привлечения российских технологий и специалистов, — АЭС «Какрапар» (г. Сурат, штат Гуджарат), производит 440 МВт, однако в настоящее время возводятся еще 2 энергоблока, что позволит довести предельную энергомощность до 1840 МВт в IV квартале 2016 г.

Запасы урановой руды в Индии (урановое топливо, а именно изотоп И235, — единственное вещество, способное поддерживать цепную реакцию распада) составляют 93,259 тыс. т2 (приблизительно 1,5% всех имеющихся запасов урана в мире). Этого хватит для эксплуатации действующих реакторов сроком не более 50 лет.

Вышеназванные причины подталкивают правительство Индии к строительству новых АЭС и одновременному поиску поставщиков уранового топлива на постоянной основе.

Научное сообщество Южно-Азиатского региона отмечает, что в российско-индийских отношениях энергетическое (в т.ч. и атомное) сотрудничество обладает большим потенциалом, т.к. имеет многолетний опыт и базируется на исторической традиции взаимодействия, политической воле руководства и взаимной заинтересованности.

В этой области можно отметить такие последние договорные документы, как Протокол к Соглашению от 5 декабря 2008 г. между правительством России и Индии «О сотрудничестве в сооружении энергоблоков атомной электростанции на площадке "Куданкулам", а также сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индия»3; «Стратегическое видение укрепления сотрудничества в мирном использовании атомной энергии между Российской Федерацией и Республикой Индия» от 11 декабря 2014 г.4

Энергетический диалог между РФ и Республикой Индия построен на принципе позитивной конкуренции, т.е. страны конкурируют на южноазиатском рынке энергоносителей, борются за более выгодные условия заключения контрактов и вместе с тем активно взаимодействуют и дополняют друг друга на региональной арене.

1 Концепция развития атомной энергетики в Индии. — Официальный сайт Департамента по атомной энергетике Индии. Доступ: http://dae.nic.in/?q=node/91 (проверено 04.03.2016).

2 Индийский урановый кризис. — Атомный информационно-аналитический сайт. Доступ: http://www. atominfo.ru/news/air6179.htm (проверено 02.03.2016).

3 Протокол к Соглашению от 5 декабря 2008 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия «О сотрудничестве в сооружении дополнительных энергоблоков атомной электростанции на площадке "Куданкулам", а также в сооружении атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в Республике Индия». — Министерство иностранных дел Российской Федерации. Доступ: http://www.mid.ru/foreign_polюy/international_contracts/2_contract?p_p_ id (проверено 01.03.2016).

4 Годовой отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (под ред. Артюхина Р.Е., Бузиной Л.Ф., Катренко В.С.). 2014. С. 49. Доступ: http://www.rosatom.ru/resources/b4e6c080490b15309b 38ffЭ1a0508840/go_rosatom_2014.pdf, http://ar2014.rosatom.rU/#/ru/1345 (проверено 01.03.2016).

Этот принцип применительно к российско-индийскому двустороннему взаимодействию представляется нам основополагающим, т.к. он базируется на межгосударственной политике «особо привилегированного стратегического партнерства между Россией и Индией»1, что находит официальное подтверждение в ходе встреч на высшем уровне, например в рамках переговоров президента РФ В.В. Путина с премьер-министром Республики Индия Н.Д. Моди.

Поскольку Россия является признанным лидером в области атомной энергетики (16% мирового рынка услуг по строительству АЭС, в среднесрочной перспективе эти показатели планируется увеличить до 25%2), а также локомотивом «ядерного ренессанса» в Южной Азии, у российско-индийского энергетического сотрудничества есть хорошие перспективы дальнейшего устойчивого развития.

Подобная политика в Южно-Азиатском регионе, основанная на принципе позитивной конкуренции, приводит к диверсификации экспортеров энергоносителей, нивелированию ограничительных действий со стороны Группы ядерных поставщиков, выраженных односторонними запретами на поставки ядерного топлива для АЭС, реакторов и гражданских атомных технологий. Все эти факторы влияют не только на энергетические перспективы Южной Азии, но и вносят коррективы во внешнеполитические действия стран региона.

От имени Российской Федерации полномочиями по государственному управлению и использованию атомной энергии наделена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»3. Госкорпорация «Росатом» обеспечивает 36% мирового рынка услуг по обогащению урана, 17% рынка ядерного топлива (по числу блоков реакторов, на которые осуществляются поставки), 13% добычи урана4, что представляет несомненный интерес для индийской стороны.

При непосредственном участии России 31 декабря 2014 г. была введена в промышленную эксплуатацию АЭС «Куданкулам»5 (блоки сооружены Объединенной компанией НИАЭП-АСЭ) электрической мощностью в 1 000 МВт. Начата подача электроэнергии в сети южных штатов Индии.

По заявлениям директора АЭС «Куданкулам» Р.С. Сундара, а также по заключению Совета по регулированию атомной энергии Индии (AERB), на 2016 г. 1-й блок станции является самым мощным в Индии, а также отвечает всем современным требованиям безопасности. Стоит отметить, что работы по сооружению 2-го блока АЭС завершены, а подключение к индийской энергосистеме (физический пуск) запланировано на II квартал 2016 г. Таким образом, мощность АЭС «Куданкулам» возрастет вдвое.

В январе 2016 г. российская сторона получила разрешение Совета AERB на строительство 3-го и 4-го энергоблоков АЭС (само соглашение достигнуто в 2014 г.)6. Мы считаем, что ранее достигнутые договоренности, а также планы по

1 Путин В.В. Заявления для прессы по итогам российско-индийских переговоров от 24 декабря 2015 года. — Президент России. Официальный сайт. Доступ: http://kremlin.ru/events/president/news/51011 (проверено 28.02.2016).

2 Путин В.В. России по силам занять не менее 25 процентов мирового рынка услуг по строительству и эксплуатации АЭС. — Российская газета. 18.03.2010. Доступ: http://rg.ru/2010/03/18/aes-anons.html (проверено 24.02.2016).

3 Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"». Доступ: http://standartgost.m/g/Федеральный_закон_317-ФЗ (проверено 01.03.2016).

4 Информация о Госкорпорации «Росатом». — Официальный сайт компании «Росатом». Доступ: http:// www.rosatom.ru/aboutcorporation/ (проверено 02.03.2016).

5 Статистика по строящимся энергоблокам в Индии. АЭС «Куданкулам». — Официальный сайт Международного агентства по атомной энергии «МАГАТЭ». Доступ: https://www.iaea.org/PRIS/ CountryStatistics/ReactorDetails.aspx?current=852 (проверено 04.03.2016).

6 Список подписанных документов от 11 декабря 2014 года. — Официальный сайт пресс-службы премьер-министра Республики Индия. Доступ: http://pib.nic.in/newsite/mbErel.aspx?relid=113126 (проверено 02.03.2016).

подписанию генерального рамочного соглашения о строительстве 5-го и 6-го блоков АЭС «Куданкулам» свидетельствуют о позитивной роли России в формировании атомной энергетической системы страны.

Следующим шагом по развитию двустороннего сотрудничества обещает стать строительство АЭС «Харипур» (штат Западная Бенгалия)1. На сегодняшний день получено принципиальное согласие правительства Индии на возведение 6 блоков мощностью 1 000 МВт каждый.

Стратегическое видение укрепления сотрудничества в мирном использовании атомной энергии между Россией и Индией, своего рода «дорожная карта», открывает возможность сооружения не менее 12 энергоблоков в последующие 20 лет, что полностью коррелирует с государственной политикой Индии по обретению энергетической независимости и закреплению за собой статуса региональной сверхдержавы.

В целом, политика позитивной конкуренции на индийском рынке энергетических услуг (как составной части южноазиатского рынка) позволила увеличить энергетическую мощность АЭС Индии, решить вопрос бесперебойных поставок атомного топлива, упрочить существующее научно-техническое сотрудничество.

Мы убеждены, что Индия обладает наибольшим атомным энергетическим потенциалом в рассматриваемом регионе. Но, тем не менее, следует кратко рассмотреть и политику России на рынке «мирного атома» Бангладеш и других южноазиатских государств.

Распространение российского присутствия на приграничные с Индией страны региона с каждым годом возрастает. В 2011 г. между Госкорпорацией «Росатом» и правительством Бангладеш было подписано предварительное соглашение о строительстве АЭС «Руппур» (округ Пабна) мощностью в 2 400 МВт2.

В 2015 г. Комиссия по атомной энергии Бангладеш3 одобрила подписание генерального контракта на сооружение атомной станции и выполнение первоочередных работ. Пуск 1-го и 2-го блоков АЭС «Руппур» в 2023 и 2024 г. соответственно позволит полностью решить проблему дефицита электроэнергии страны. На данный момент он составляет 1 300 МВт. Выбор России в качестве партнера по строительству АЭС «Руппур» свидетельствует об успехе ее политики позитивной конкуренции в регионе.

Первые планы по строительству АЭС на территории Шри-Ланки появились в 2010 г., заявленная энергетическая мощность — 1 000 МВт. При этом на сегодняшний день страна рассматривает возможности включения ядерной энергетики в энергобаланс страны и подготовки соответствующих кадров. Предварительные сроки начала строительства — 2030 г.4

Российские энергетические компании оценивают свое присутствие на лан-кийском рынке как перспективное. Так, в 2013 г. между Агентством по атомной энергии Шри-Ланки и Госкорпорацией «Росатом» было подписано Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.

Необходимо отметить, что на ланкийском направлении «позитивная конку-

1 Информация о строящихся атомных электростанциях. АЭС «Харипур».— Сайт российского атомного сообщества. Доступ: http://www.atomic-energy.ru/organizations/sector/aes-stroyashchiesya (проверено 01.03.2016).

2 Игнатюк А., Жидких В., Кондратьев С. Эксперты о подписании соглашения о строительстве АЭС в Республике Бангладеш. — Сайт российского атомного сообщества. Доступ: http://www.atomic-energy.ru/ statements/2011/03/01/19035 (проверено 04.03.2016).

3 Информация о строящихся АЭС. — Официальный сайт Комиссии по атомной энергии Бангладеш. Доступ: http://www.baec.org.bd (проверено 04.03.2016).

4 Официальный сайт Всемирной ядерной ассоциации. Доступ: http://www.world-nuclear.org/ (проверено 02.03.2016).

ренция» возникает уже между Россией и Индией, т.к. именно индийская сторона в 2015 г. инициировала подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере «мирного атома» со Шри-Ланкой1. Н.Д. Моди в ходе переговоров отметил: «Двустороннее соглашение о сотрудничестве в области гражданской атомной энергетики является еще одним доказательством нашего взаимного доверия».

Мы считаем, что России необходимо интенсифицировать энергетическое взаимодействие со Шри-Ланкой, что позволит утвердиться на рынке атомных энергетических услуг трех государств Южной Азии.

Если рассматривать другие страны региона, то строительство АЭС в Бутане и Непале не представляется возможным по геологическим и геодезическим причинам, а Мальдивская Республика не выразила намерения участвовать в проекте «мирного атома». Пакистан отдает предпочтение китайским компаниям по возведению атомных электростанций на своей территории (АЭС «Чашма»), что является следствием взаимодействия на межгосударственном уровне.

Итак, в статье нами была рассмотрена политика Российской Федерации на рынке атомных энергетических услуг стран Южной Азии. Мы считаем, что подобное взаимодействие (в первую очередь с Индией) является тем стабилизирующим звеном, на основе которого можно расширить и диверсифицировать региональный рынок энергоносителей.

Был также проанализирован энергетический потенциал южноазиатских государств, а также дано объяснение политики позитивной конкуренции на данном направлении. Мы считаем, что вышеуказанная политика оказывает высокий развивающий и стабилизирующий эффект на всю систему международных отношений Южно-Азиатского региона.

Список литературы

Белокреницкий В.Я. 2003. Южная Азия в мировой политике. М.: Международные отношения. 367 с.

Галищева Н.В. 2010. Южноазиатский вектор внешнеэкономической политики Индии. — Мировое и национальное хозяйство. № 1(12). С. 14-24.

Lohnert G. 2006. Nuclear Engineering and Design. — India's Reactors: Past, Present, Future. Vol. 236. Is. 7-8. P. 681-930.

SMIRNOVA Ol'ga Anatol'evna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages and Cultural Linguistics, Director of the French Centre of the Institute of International Relations and World History, ofLobachevsky State University of Nizhny Novgorod (2 Ul'yanova St, Nizhny Novgorod, Russia, 603005; oasmirnova64@mail.ru) ZUBOV Denis Vladimirovich, postgraduate student ofthe Institute of International Relations and World History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (2 Ul'yanova St, Nizhny Novgorod, Russia, 603005; denis-zubov1990@ya.ru)

POSITIVE COMPETITION AS THE KEY FACTOR OF RUSSIA'S POLICY IN THE SOUTH ASIAN ATOMIC ENERGY FACILITIES MARKET

Abstract. The article considers processes taking part in the atomic energy facilities market of the South Asian region. The authors analyze the key aspects of the Russian Federation policy in the sphere of the peaceful atom, as well as the integration

1 Соглашение в сфере мирного атома между Индией и Шри-Ланкой. — The Wall Street Journal. Feb. 16, 2015. Доступ: http://www.wsj.com/articles/india-sri-lanka-sign-nuclear-energy-deal-1424100326 (проверено 02.03.2016).

processes and their role in creating the South Asian united energetic market. The atomic energy potential of the regional states (India, first of all) is evaluated; furthermore, the main challenges for the national energetic programs are represented. The authors introduce a term of positive competition in order to note the basic principle of energetic dialogue between Russia and South Asian countries and explain the relevant tendencies in the atomic energy sphere.

Keywords: South Asia, power industry, atomic energy policy, Russia-Indian energy relations, positive competition, South Asian energy ring, nuclear facility, peaceful atom

ПОСОХОВА Анастасия Владиславовна — к.псих.н., доцент кафедры педагогики и психологии Института кибернетики Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 78, аposohovа@ mail.ru)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация. На основании сравнительного психологического анализа представлены результаты психологических исследований неконкурентоспособных предпринимателей. Сравнение осуществлялось с предпринимателями, обладающими высоким уровнем конкурентоспособности по критериям развития важнейшихличностно-профессиональных свойств. Обосновано положение о психологической сложности предпринимательской деятельности, в которой главным является конкурентоспособность. Описаны психологические проблемы и сложности, связанные с ее формированием.

Разработан общий психологический портрет неконкурентоспособного предпринимателя. Показано, что недостаток развития личностно-профессиональных свойств приводит к возникновению экстремальных ситуаций в предпринимательской деятельности и снижает конкурентоспособность. Ключевые слова: бизнес, предприниматель, конкурентоспособность, профессионализм, неконкурентоспособный предприниматель

В настоящее время в нашей стране осуществляется активный поиск эффективных путей выхода из затянувшегося кризиса. Одним из главных является повышение конкурентоспособности нашей экономики, особенно предпринимательских структур. Низкий уровень конкурентоспособности отечественных предпринимателей признан значимой угрозой национальной безопасности страны. Многие наши предприниматели все еще уступают зарубежным производителям и в сфере услуг, а успехи на внутреннем рынке скорее всего обусловлены особенностями нашей экономики, в которой много протекционизма и далеко не всегда можно встретить честную конкуренцию. Такая ситуация и ее последствия хорошо осознаются, поэтому и осуществляется поиск путей повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предпринимателей. Приоритет в них отдается технологической и организационной стороне дела и при этом недостаточно учитывается роль психологических факторов, а их влияние может быть весьма существенным. Об этом свидетельствует и мировая практика: решение экономических, организационных и технологических задач, связанных с предпринимательством, во многом зависит от успешности решения задач сугубо психологических, ведь труд, ценности, интересы, отношения, образ жизни — категории, которые имеют глубокое психологическое содержание. Имеется много фактов, говорящих о значимости их влияния, и это надо обязательно использовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.