Научная статья на тему 'Пожилые люди, не получающие социальные услуги на дому, в условиях социальных рисков'

Пожилые люди, не получающие социальные услуги на дому, в условиях социальных рисков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюкин О.А.

В современном обществе пожилые люди характеризуются особым социальным статусом: это категория социума, нуждающаяся в социальной защите, что обусловлено физиологической, психологической и социальной спецификой пожилого возраста. В данной статье рассматриваются социальные риски пожилых людей как неотъемлемые атрибуты их жизнедеятельности. Те пожилые люди, которые не обращаются в органы социальной защите для получения соответствующих услуг на дому, подвергаются социальным рискам в большей степени, что подчеркивает необходимость исследования их проблем и оказания специализированной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пожилые люди, не получающие социальные услуги на дому, в условиях социальных рисков»

Ежегодно видеоролики выходят в эфир на федеральных, московских и спутниковых телеканалах, а также на канале «Первый канал. Всемирная сеть». Как передают письма, получаемые Агентством социальной информации, эти ролики находят отзывы в сердцах людей не только в РФ, но и за рубежом. Эти ролики - емкие, в них иллюстрируется и следствие положительного поступка (усыновления), и социальный отклик на такую модель поведения. Они правдоподобны, таким образам им доверяют. Положительный юмористичный финал дает уверенность в предлагаемой модели поведения, не отрицая сложностей и препятствий трудного решения об усыновлении.

С 2006 по 2014 годы в рамках компании было снято 8 циклов видеороликов. Данная компания стала заметной и оказала важное влияние на модификацию модели взгляда к усыновлению в России, а слоган компании - «Приемный ребенок может стать родным!» - вошел в разговорный обиход, что удостоверяет о значительной популярности и запоминаемости этой кампании.

Список литературы:

1. Ковалева А.В. Особенности применения социальной рекламы в практике социальной работы // Теория и практика социальной работы. - М., 2009.

2. Николайшвили Г., Костенко Е., Мартынова А. и др. Семья. Родитель-ство. Детство. Методические материалы по созданию социальной рекламы. -М., 2014. - С. 27.

3. Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

4. Чебурашкина Е. Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта // Рекламодатель. - 2008. - № 11.

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ, НЕ ПОЛУЧАЮЩИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА ДОМУ, В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ

© Тюкин О.А.*

Московский гуманитарный университет, г. Москва

В современном обществе пожилые люди характеризуются особым социальным статусом: это категория социума, нуждающаяся в социальной защите, что обусловлено физиологической, психологической и социальной спецификой пожилого возраста. В данной статье рассматриваются социальные риски пожилых людей как неотъемлемые атрибуты их жизнедеятельности. Те пожилые люди, которые не обращают-

* Аспирант кафедры Социологии.

ся в органы социальной защите для получения соответствующих услуг на дому, подвергаются социальным рискам в большей степени, что подчеркивает необходимость исследования их проблем и оказания специализированной помощи.

Ключевые слова: пожилые люди, социальные риски, социальное обслуживание на дому, жизненные проблемы.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально -бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [1, с. 64]. Надомное социальное обслуживание является одной из его форм, при которой оказание помощи пожилым людям осуществляется на дому социальными работниками. Именно эта форма социального обслуживания в настоящий момент является наиболее востребованной и продуктивной, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследований.

Например, около 50 % пожилых людей испытывают существенные затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице, до 41 % пожилых людей не могут самостоятельно посещать медицинские учреждения. Явным ограничением подвижности страдают около 15 % лиц в возрасте 65-74 года, причем после 75 лет эта цифра возрастает до 30 %. Затруднения при самообслуживании испытывают 31 % пожилых людей России, 8 % не покидают своей квартиры, а 5 % - даже своей постели [2, с. 88].

Особую категорию пожилых людей составляют те, которые не получают социальных услуг на дому. Информация об их проблемах, образе жизни недостаточно содержательна, поскольку они не обращаются в органы социальной поддержки для получения помощи.

Практически все пожилые люди в той или иной степени подвержены социальным рискам, которым в научной литературе уделяется существенное внимание. Суть рискологического подхода состоит в том, что оценивая качество жизни необходимо обратить внимание на риски, угрозы и опасности, характеризующие условия человеческой жизнедеятельности, реализация которых может привести к реальным неблагоприятным последствиям для человека [4, с. 223]. Типология социальных рисков рассматривается различными источниками неоднозначно. В рамках настоящего исследования мы опирались на типологию социальных рисков, сформированную М.В. Корниловой, и представленную в следующей таблице (см. табл. 1).

Ключевым этапом данного исследования стал социологический анализ социальных рисков пожилых людей, которые не получают социальные услуги на дому. В исследовании приняли участие 150 человек, из которых: женщины (65 %) и мужчины (35 %) в возрасте 64-80 лет, проживающие в Московской области. Использованный метод исследования - анкетирование.

Таблица 1

Типология социальных рисков пожилых людей [3, с. 15]

Социальный риск Описание, формы проявления

Бедность и материальное неблагополучие По сравнению с гражданами трудоспособного возраста пожилые люди более уязвимы перед проблемой материального благополучия, поскольку их физические возможности являются ограниченными.

Ухудшение здоровья Старение человека сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, возникновением заболеваний.

Риск социальной изолированности Риск социальной изолированности предполагает ненужность пожилого человека обществу, его «незадейственность» в социальных процессах.

Утрата родственных связей Следующий риск связан с потерей родственных связей, которая может произойти из-за ненужности пожилого человека его близким ввиду болезни и других причин.

Деформация норм поведения Деформация норм поведения наблюдается и в отношении пожилых людей, активаторами которой являются различные жизненные проблемы.

Риск мошенничества Возникает из-за повышенной уязвимости и доверчивости исследуемой категории.

На первом этапе анкетирования были установлены жизненные проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди, не получающие социальных услуг на дому. Преимущественная часть проблем связана: со здоровьем (78 %), с материальными нуждами (45,5 %), с организацией и обеспечением питания (36,3 %) и трудовой деятельностью (28,7 %). Субъективная оценка уровня здоровья пожилых людей преимущественно находится на удовлетворительном (52 %) и низком (21,6 %) уровне. 40 % опрошенных недовольны оказываемой им медицинской помощью. Треть пожилых людей, принявших участие в анкетировании (33,1 %) не имеет материальной возможности для приобретения необходимых лекарственных средств, и может позволить себе только покупку продуктов питания, в то время как покупка более дорогих предметов (одежды, мебели, техники) им недоступна.

Треть опрошенных пожилых людей, а именно - 31,3 % имеют жизненные проблемы, из-за которых они вынуждены постоянно оставаться дома. Это обуславливает практическую значимость получения социальных услуг на дому и целесообразность выявления причин, по которым пожилые люди не обращаются в органы социальной защиты для получения подобных услуг. Проведенное анкетирование позволило выяснить основные причины, по которым пожилые люди отказываются от помощи социальных работников: 39,8 % надеются на помощь родственников; 28,5 % сомневаются в том, что органы социальной защиты способны оказать продуктивную поддержку; 22,7 % не считают нужным получать от кого-либо помощь, и желают справляться со своими проблемами самостоятельно; 9 % опрошенных не знают, как получить социальные услуги на дому.

Полученные ответы свидетельствуют о наличии двух существенных проблем. Во-первых, практически треть пожилых людей, которые вынуждены постоянно оставаться дома из-за своих жизненных проблем, не верят в

эффективность социального обслуживания на дому. Они считают, что помощь социальных работников не окажется продуктивной, что свидетельствует о негативном восприятии института социальной поддержки. Мы считаем, что подобное восприятие основано не столько на стереотипах, сколько на качестве государственных социальных услуг, которое, по мнению многих граждан, находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют и следующие результаты анкетирования:

- 28 % опрошенных считают, что обращение в социальные органы не помогает пожилым людям, получающим социальные услуги на дому, минимизировать их жизненные проблемы;

- 32,5 % респондентов полагают, что если бы они все-таки обратились за получением социальных услуг на дому, это не принесло бы ощутимого эффекта в плане повышения качества их жизни.

Следовательно, для разрешения данной проблемы необходимо не только освещать потенциальные результаты получения социальных услуг, предназначенных для пожилых людей, на дому, но и на ужесточение контроля качества самих услуг.

Во-вторых, часть респондентов исследования не осведомлена о порядке получения социальных услуг на дому, что свидетельствует о недостаточной эффективности информационной политики института социальной защиты. Пожилые люди, часто не имеющие доступ к современным коммуникационным источникам (в частности, сети Интернет), не располагают сведениями о порядке подаче заявления и взаимодействия с социальными работниками, а из-за своих жизненных проблем (состояние здоровья, низкое материальное положение) они часто не могут посетить соответствующий орган для консультации. Таким образом, наблюдается необходимость совершенствования информационной политики органов социальной защиты в части разъяснения порядка получения социальных услуг на дому.

На втором этапе анкетирования были установлены социальные риски респондентов, а именно степень их выраженности. Социальный риск ухудшения здоровья выражен у трети респондентов, при этом, хороший уровень здоровья присутствует только у 11 %. Социальный риск бедности и материального неблагополучия находится на среднем уровне: около 50 % имеют возможность покупать необходимые продукты, одежду, лекарственные медикаменты. 40 % респондентов имеют единственный источник дохода - пенсию, 30 % из них в материальном плане помогают родственники. Удовлетворительные жилищные условия имеются у 60 % респондентов, плохие - у 14 %. Социальная изолированность как один из социальных рисков выражена в меньшей степени, чем риск материального неблагополучия: 65 % пожилых людей, учувствовавших в исследовании, в целом довольны своей жизнью. Свободное время пожилые люди проводят довольно активно: 80 % пользуются СМИ, 52 % общаются с друзьями и родственниками, у 40 %

имеется свое хобби, 38 % часто гуляют на улице. Самым слабо выраженным социальным риском оказался риск деформации норм поведения: практически все респонденты (75-80 %) имеют хорошее и ровное настроение, не имеют вредных привычек, не проявляют агрессии. А самым распространенным риском является риск мошенничества - более 60 % несколько раз за последний год сталкивались с обманом (в частности, материального характера).

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что около трети пожилых людей, не получающих социальных услуг на дому, существенно подвержены социальным рискам; еще треть из них подвергается социальным рискам в меньшей степени, но при этом жизненные проблемы снижают уровень качества их жизни. Мы считаем, что социальное обслуживание на дому должно стать инструментом, призванным помочь пожилым людям в разрешении исследованных проблем, ввиду чего необходима активизация социальной политики государства по приобщению пожилых людей к получению социальных услуг на дому.

Список литературы:

1. Вахитова Д.В., Токарева Г.Ф. Социальное обслуживание пожилых и престарелых граждан // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. -№ 48. - С. 64-65.

2. Золотарева Т.Ф. Нестационарное социальное обслуживание и качество жизни пожилых людей / Т.Ф. Золотарева // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 4. - С. 88.

3. Корнилова М.В. Качество жизни и социальные риски пожилых людей / М.В. Корнилова // Современные исследования социальных проблем. - 2011. -№ 3. - С. 13-17.

4. Шлыкова Е.В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве / Под ред. А.В. Мозговой. - М., 2001. - С. 221-234.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

© Черникова Е.В.*

Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск

В статье анализируется феномен неформальных социальных взаимодействий в сфере оплаты труда. Делается вывод, что неформальные социальный взаимодействия в этой сфере претерпели определенные

* Ассистент кафедры Социальных коммуникаций и социологии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.