Научная статья на тему '«Пояс и путь» в контексте диалога цивилизаций'

«Пояс и путь» в контексте диалога цивилизаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Пояс и путь» / контакт цивилизаций / гуманитарное сотрудничество / культурные обмены / шелковый путь / экономический кризис / Си Цзиньпин / Belt and Road / contact of civilizations / human- itarian cooperation / cultural exchanges / Silk Road / economic crisis / Xi Jinping

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжун Цзяньпин, Кичигина Ирина Михайловна

Инициатива «Пояс и путь» имеет существенное значение для современного этапа мирового развития, как совершенно новая, основанная на принципе взаимной выгоды, взаимодоверия и соразвития. Инициатором и основным участником данной концепции является Китайская Народная Республика, в свое время проложившая «Шелковый путь» в Европу через множество государств. «Пояс и путь» — это концепция, которая нацелена не только на укрепление экономических связей и сотрудничества с соседними странами и странами вдоль маршрутов «Пояса и пути», она также представляет новые пути развития диалога цивилизаций, открывает большие возможности для установления контактов между Китаем и мировыми цивилизациями. Представленная концепция имеет особое геополитическое значение как для Китая, так и для соседних с ним государств, среди которых и Россия. Заявленная как одна из наиболее важных для азиатской экономики, она символизирует новую реальность, основанную на учете ошибок мировых финансово-экономических кризисов 2000-х гг., необходимую для снятия «перегрева» китайской экономики. Концепция поддерживает необходимость развития трех веток «Шелкового пути» — Южной, которая проходит через страны юго-востока Азии и Индию к Индийскому океану, Центральной — через Казахстан и Центральную Азию к Персидскому заливу и Средиземноморью, а также Северной — через Россию к Балтийскому морю. При этом она предлагает и формирование совершенно новой стратегической инициативы — «Морской шелковый путь», которая захватит ветки Тихоокеанского и ИндоСредиземноморского направлений. В статье приводится развернутая статистика внешнеторгового оборота Китая со странами «Шелкового пути», а также данные освоенных инвестиций Китая за рубежом как в форме прямых инвестиций, так и в форме подрядного выполнения работ по проектам концепции «Пояс и путь». В ходе исследования отмечено значительное влияние Китая на этнокультурные отношения с соседними регионами, основанные на многовековой истории развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Belt and the Road» in terms of the dialogue of civilizations

The «Belt and the Road» initiative is of great importance for the modern stage of world development, as a completely new one, based on the principle of mutual benefit, mutual trust and co-development. The initiator and main participant of this concept is the People's Republic of China that long ago paved the Silk Road to Europe through many states. The «Belt and the Road» is a concept that is aimed not only at strengthening economic ties and cooperation with neighboring countries and countries along the routes of the «Belt and Road», it also represents new ways of developing a dialogue of civilizations, opens up great opportunities for establishing contacts between China and world civilizations. The presented concept has a special geopolitical significance for both China and its neighbors, including Russia. Declared as one of the most important for the Asian economy, it symbolizes a new reality based on taking into account the errors of the world financial and economic crises of the 2000s, with the need to remove the «overheating» of the Chinese economy. The concept supports the development of three branches of the «Silk Road» – the Southern branch, which passes through the countries of Southeast Asia and India to the Indian Ocean, Central branch through Kazakhstan and Central Asia to the Persian Gulf and the Mediterranean, and Northern branch through Russia to the Baltic Sea. At the same time, it also introduces the formation of a completely new strategic initiative – the «Sea Silk Road», which will capture the branches of the Pacific and Indo-Mediterranean directions. The article contains detailed statistics of China's foreign trade turnover with the countries of the Silk Road, as well as data on China's mastered investments abroad, both in the form of direct investments and in the form of contract work on the draft concept of the «Belt and the Road». During the study, China's significant influence on ethno-cultural relations with neighboring regions, based on centuries of history of civilization development, was noted.

Текст научной работы на тему ««Пояс и путь» в контексте диалога цивилизаций»



Рецензии. Отклики на публикации журнала Reviews. Responses to the Publishing of the Journal

УДК 94(510)

Рецензия на монографию Жан-Поля Гишара «Китайская «партия-государство» и мультинациональные фирмы»

(пер. с фр. Григория Томского и Бахтияра Юлдашходжеева. -М. : Новый Хронограф, 2017. - 216 с.)

С.Н. Грибова

Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита, Российская Федерация

Дата поступления: 04.06.2018 Дата принятия к печати: 23.07.2018

(ши щш^ш шшш ^ mm вшш шштт^:

т^тш,2ом. - 216)

Gribova S.N.

2018^6^40 №0^:2018^23 0

Review of Jean-Paul Guichard's monograph on "Chinese Party-Country and Multinational Companies" (Translation from French by Grigory Tomsky and Bakhti-yar Yuldashkhodzheyev, Moscow: New Chronograph, 2017. - 216 p.).

Gribova S.N.

Chita Institute Baikal State University, Chita, Russian Federation

Received: June 04 2018 Accepted: July 23 2018

© С.Н. Грибова, 2018

99

Монография посвящена такому феномену современной мировой экономики, каким является Китай. По аналогии со взлетами экономики Германии (середина 50-х - начало 70-х гг. XX в.), чуть позже Японии - стран, которые названы германским и японским экономическим чудом, сегодня уместно говорить о «китайском экономическом чуде».

Автор книги Жан-Поль Гишар, профессор факультета права и политических наук Университета Ниццы София - Антиполис, директор Центра по сотрудничеству с восточными странами, исследует этот феномен в контексте процессов современной глобализации, противопоставляя китайскую «экономическую и финансовую мощь» (с. 57) американской экономике и доллару. Рассматривается проблема дисбаланса международной торговли, обрабатывающей промышленности и следующие на фоне этого дисбаланса социальные и политические процессы. Методологической основой исследования являются современный меркантилизм и протекционизм. Меркантилистская теория постулирует необходимость поддержания равновесия торгового баланса страны, равенство ввоза и вывоза товаров.

Наблюдаемый сегодня долговой кризис большинства развитых стран автор объясняет дефицитом их внешнего баланса. Этот дефицит складывается во внешней торговле, прежде всего с Китаем. Развитые страны все более и более увеличивают свой ввоз товаров из этой страны и все меньше производят внутри своих стран, тем самым провоцируя процессы деиндустриализации. Перевод производства за рубеж способствует снижению производства внутри страны, сокращению занятости и росту социальных проблем. Одновременно страны с положительным сальдо торгового баланса (автор относит к ним не только Китай, но и Германию) все более процветают, увеличивают экспорт, расширяют спрос за счет зарубежных потребителей, обеспечивают рост ВВП, достаточный уровень занятости, налоговых поступлений, накапливают валютные резервы, выходят на мировой рынок в качестве сильного игрока, утверждают свое могущество. Цель монографии - встревожить глав государств с задачей приостановления процесса деиндустриализации западных экономик.

Жан-Поль Гишар раскрывает механизм китайского экономического возвышения через связку КПК, государства, бизнеса и мультинаци-ональных фирм.

Основа альянса - взаимный интерес китайского руководства и МНФ, которые получили доступ на китайский рынок вследствие политики открытости Дэн Сяопина. Автор монографии показывает, как крупные западные фирмы, чьи доходы были заблокированы на определенном уровне в своих странах силой давления работников, обнаружили для себя уникальную возможность, своего рода эльдорадо, на китайской земле, позволяющую сохранять и увеличивать прибыль. Будучи автономными от своих правительств, они получили возможность учреждать совместные предприятия, используя очень низкую заработную плату китайских рабочих, отсутствие социального движения, слабое экологическое законодательство. Через открытость своих прибрежных провинций Дэн Сяопин дал возможность многонациональным фирмам преодолеть эти препятствия, осуществить стремительный рост благодаря «совместным предприятиям» с МНФ. Фирмы несли новые, по отношению к уровню развития Китая, базовые для большинства отраслей технологии, а экспортирующие китайские предприятия, будучи субподрядчиками МНФ и даже более огромных предприятий развитых стран, получали бесценный организационный и управленческий опыт в формате мирохозяйственных связей.

Большой альянс мультинациональных фирм и «китайского тоталитарного капитализма» (с. 32), утверждает Ж.-П. Гишар, является временным явлением. Субподрядчики, созданные в 1980-е гг. в виде «совместных предприятий», умело воспользовались передачей технологий и продемонстрировали рост. В итоге они превратились в гигантские компании, которые продолжают увеличивать свою долю на мировом рынке, в то время как доля рынка западных стран постепенно сокращается. Эти китайские «чемпионы», как называет их Ж.-П. Гишар, «имея поддержку мощного государства, будут иметь возможность или устранять, или брать под свой контроль западные, японские и иные конкурирующие фирмы, которые утратили нити, связывающие их со своей страной и государством, с национальной социально-экономической структурой» (с. 85). В монографии приводятся многочисленные примеры того, как деятельность иностранных фирм в секторе новых технологий, информации и коммуникаций постепенно замещается китайскими фирмами.

Уже с 2000-х гг., отмечает автор, привлекательность китайского рынка и коммерческая мощь страны таковы, что дают возможность

создавать соперничество иностранных фирм за китайские контракты, что определяет выбор за теми иностранными компаниями, которые готовы на передачу технологий. Автор подтверждает этот тезис примерами (с. 87) и высказывает опасения в том, что такие соглашения значительно уменьшают преимущества западных фирм.

Китай представляется автору как новый гигант на капиталистической основе и основе общества, организованного на тоталитарной модели под полным контролем КПК (с. 18).

В книге Жан-Поля Гишара подвергается критике социальная политика китайского государства, которая называется «безжалостной» (с. 87). Это относится к условиям труда, длительности рабочей недели, продолжительности рабочего дня, использованию труда несовершеннолетних через обязательные стажировки школьников, к подавлению рабочего мира, имеющего отношение к экспорту (с. 80-81), что занимает, по мнению автора, центральное место в стратегии КПК. Но возвышение страны, небывалый рост экономики за исторически короткие сроки, очевидно, требовали особых усилий граждан, населения страны. Наверное, не меньших усилий, чем у советского народа в период индустриализации, которая позволила создать материальную базу промышленного производства, будущей победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня Китай, набрав мощь, став крупной экономикой мира, провозглашает задачи достижения нового социального уровня. В 13-й пятилетке КНР (2016-2020 гг.) ставится задача построения общества малого благоденствия, «сяокан». В рамках этой задачи принято решение о борьбе с бедностью. Впервые в истории Китая поставлена задача ликвидировать бедность к 2020 г. в сельских районах, поднять жизненный уровень 70 млн человек над «линией бедности", повысить уровень образования сельских жителей с помощью бесплатного профессионально-технического обучения. К 2020 г. добиться двукратного, по сравнению с 2010 г., увеличения доходов населения (Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4, С. 175). И что-то подсказывает, что эти задачи будут решены.

Сердце китайского протекционизма, отмечает автор, заключается в манипулировании курсом китайской валюты - китайском валютном протекционизме (с. 57). Китай, имея огромный торговый излишек, получает поток иностранной валюты, которая при обмене на юань способствует росту курса юаня. Однако Пекин удерживает этот рост. Но, на наш взгляд, Китай ис-

пользует в этом случае политику «стерилизации» этих излишков через систему валютного контроля и тем самым, благодаря пониженному курсу юаня, обеспечивает конкурентоспособность своей продукции, как и продукции мультинаци-ональных фирм, работающих на его территории. Излишки же иностранной валюты являются источником инвестирования КНР в другие страны. Думается, что вменять это в вину Китаю, с тем чтобы мобилизовать против него «страны, желающие защититься от китайской агрессии» (с. 61), и предлагать вводить «свой оборонительный протекционизм» (с. 61) контрпродуктивно. Примеры политики занижения национальной валюты мы могли наблюдать в Японии, которая, проводя экспортно ориентированную политику, на протяжении десятка лет вела занижение иены по отношению к доллару, сохраняя конкурентоспособность своих товаров и защищая своих экспортеров. Собственно, такие возможности по манипулированию курсами стали практикой после отмены Бреттон-Вудской валютной системы. Пришедшая ей на смену Ямайская валютная система (1976 г.) через отказ от золотого содержания доллара, через переход к плавающим валютным курсам превратила валютный курс в важнейший инструмент валютной политики. И Китай, как и другие страны, использует этот инструмент в своей политике.

Очевидно, что и величина китайского экспорта, и его страновая диверсифицированность, а также расширяющиеся инвестиции за рубеж способствуют росту влияния юаня в мировой экономике. Трудно не согласиться с Ж.-П. Гиша-ром о задаче КНР «замены доллара юанем в качестве мировой валюты» (с. 56), о китайском валютном протекционизме.

Достаточно убедительно автор показывает привилегию США, как страны с ключевой валютой, в печатании доллара, что явилось вкладом в финансирование «звездных войн», в победу США над СССР, дало возможность искусственно повысить свою экономику (с. 66). Факт владения мировой валютой дает доступ к мировой гегемонии. Гишар приводит высказывание Сун Хунбина (Сун Хунбин - яркий публицист, профессионал, финансовый эксперт) о целевом приоритете Китая по достижению статуса денежного гегемона в постдолларовой системе (с. 66). На этом фоне анализируется политика Китая по «деквалификации доллара». К этому приводит и массовый вывод китайских активов из двух агентств (Freddie Mac, Fannie Mae) в период кризиса 2008 г., и значительные «закупки

золота, осуществляемые незаметно, постоянно Центральным банком Китая с 2001 г.» (с. 66) для финансовой устойчивости юаня, и высказываемые сомнения в способности правительства США выполнять свои обязательства по казначейским векселям.

Сомнения в долларе как основе валютной системы и предпочтительность для стран мира торговать с помощью другого инструмента - золота или новой валюты на основе СДР - высказывались не только Китаем. Достаточно вспомнить позицию директора - распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана о возможной замене доллара на другую международную валюту. Положение о возможной замене доллара было изложено в докладе экспертов (Пол Волкер, Хорст Кёлер, Чжу Сяочуань) 21 января 2011 г. к саммиту G-20 и нашло отклик не только у членов БРИКС, но и в Японии, Великобритании, Германии, Франции. Коммерческие операции с СДР по замене доллара предполагалось протестировать на Ливии, которая имела очень большой суверенный фонд. Но запланированное уничтожение Каддафи ослабило этот проект. Тем не менее, как мы знаем, юань был включен в корзину СДР с 1 октября 2016 г. В этом качестве юань продвинулся как мировая валюта, как расчетная и резервная валюта в составе СДР.

На укрепление и расширение пространства юаня направлена и политика китайских валютных свопов, ограничивающая использование доллара в торговых операциях с другими странами. Она способствует накоплению в национальных банках торговых партнеров Китая юаней для расчета по импорту, а также получению национальных валют для приобретения активов по всему миру: предприятий, акций, земли, зданий и др. (с. 192).

В отношении курса юаня автор утверждает, что, несмотря на временные уступки по росту курса, Китай не намерен «револьвировать свою валюту, это было бы отказом от их стратегии». Думается, что автор здесь не ошибается и в этом достаточно прозорлив.

Значительная часть работы посвящена китайским предприятиям за рубежом, их проникновению в сырьевые отрасли стран Африки, Азии, Южной Америки, Австралии. Это отражает, по мнению автора, «желание достижения полной неуязвимости в этой области и стремление собрать материальные запасы, которые позволили бы Китаю в будущем вызвать нехватку сырья в развитых странах» (с. 102). Думается, что вряд ли руководство Китая ставит целью ущем-

ление интересов западных стран. Речь идет, скорее, об оптимальной реализации излишков торгового баланса, об инвестировании избыточных валютных средств.

В монографии довольно развернуто показана поддержка китайским правительством своих компаний через экономическое и политическое воздействие на иностранные компании. Так, «чтобы делать бизнес с Китаем, нужно хорошо говорить о нем», «лучше не критиковать его правительство и не затрагивать «чувствительные» темы...», иначе не получите контракты, которые обеспечивают западным фирмам те прибыли, которые они не могут получить на отечественном рынке. Или «рекомендации государственным компаниям снизить степень их иностранной зависимости» (с. 109). При этом, «как правило, ничего не говорится официально, всегда через «спонтанные» проявления недовольства китайских потребителей» (с. 112). Господдержка экспортерам также осуществляется через асимметричную таможенную политику, субсидирование экспорта, снижение налогового бремени.

В главе VII дается обзор по Европейскому союзу, зоне евро, побуждающий к действиям по изменению сложившейся системы протекционизма или, в политических терминах Гишара, «вассализации» Китая в мировом сообществе и аналогичному протекционизму Германии в рамках Европы (с. 126-164). Автор призывает «страны, желающие защититься от китайской экономической агрессии» (с. 61) противопоставить свой оборонительный протекционизм на таможенной основе или же сгруппироваться вокруг США в противостоянии попыткам вассализации мира Пекином.

Мерой американского противодействия Китаю автор монографии называет проект Тихоокеанского партнерства (12 ноября 2011 г.), объединяющий десять стран этого региона без участия главного актора - Китая. Цель, играя на противоречиях в этом регионе, оградить эти страны от растущего влияния Пекина. Но проект не вполне оправдал эти надежды, поскольку «азиатские страны стали все более оглядываться на Китай, способный помочь им в финансовом отношении». Предлагается также «увеличивать антидемпинговые разбирательства против Китая, поощрять многонациональные фирмы к перемещению своей деятельности в США» (с. 185). Однако, замечает автор, «лобби многонациональных фирм в различных развитых странах препятствуют принятию правительствами решительных мер: интересы, которые ими движут, де-

лают их сторонниками сохранения статус-кво в отношении с Китаем» (с. 125). Гишар называет США «угасающей гегемонистской державой» в противопоставлении с Китаем - «стремящейся к гегемонии восходящей державой» (с. 165).

В последней части монографии автор на основе проведенного исследования описывает возможные сценарии развития ведущих стран, стран Африки и Ближнего Востока, Латинской

Америки к 2025 г. Вызывают полемику эти довольно мрачные перспективы как итог процессов, описанных Гишаром. Но эти сценарии, как указывает автор, являются своего рода предостережением этим странам, если их «лидеры под влиянием многонациональных корпораций и финансовых кругов будут продолжать политику сохранения статус-кво в международной торговле» (с. 195).

Информация об авторе

Грибова Светлана Николаевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики, предпринимательства и гуманитарных дисциплин, Читинский институт Байкальского государственного университета, 672000, Российская Федерация, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: gribova-s@mail.ru.

Svetlana N. Gribova - ^ШЙП^Ш^^Ц^

6i2oool№^mm,m^,Mxmm±m56^l№m.

gribova-s@mail.ru.

Author

Svetlana N. Gribova — Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of World Economics, ntrepreneurship and Humanitarian Disciplines, Chita Institute of Baikal State University, 672000, Russian Federation, Chita, 56 Anokhin St., e-mail: gribova-s@mail.ru.

Для цитирования

Грибова С.Н. Рецензия на монографию Жан-Поля Гишара «Китайская «партия-государство» и мультинациональные фирмы» / С.Н. Грибова // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т. 2, № 1-2. — С. 99-103.

For citation

Gribova S.N. Review of Jean-Paul Guichard's monograph on "Chinese Party-Country and Multinational Companies". Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 1-2, pp. 99-103. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.