Научная статья на тему 'Повышение уровня высшего профессионального образования как один из способов профилактики девиантного поведения'

Повышение уровня высшего профессионального образования как один из способов профилактики девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / DEVIANT BEHAVIOR / PEDAGOGICAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелева О.Г., Габдрахманова Л.Г.

В статье рассматриваются подходы к решению задачи повышения качества высшего профессионального образования в вузах системы МВД. Обосновывается необходимость и основные методы обеспечения дисциплинированности и повышения правопорядка среди курсантов и слушателей вузов МВД. В качестве основного принципа предупреждения девиантного поведения курсантов предлагается реализовать процесс целенаправленной педагогической профилактики, который направлен на корректировку поведения, поиск новых технологий воспитательной социально-педагогической деятельности офицерского состава. Основными практическими способами решения данной задачи является усиление роли активных методик обучения и формированияу курсантов и слушателей правовой компетенции, успешно развивающей иммунитет личности будущего или действующего сотрудника МВД к любым внешним негативным формам воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF LEVEL OF HIGH EDUCATION AS ONE WAY PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR

The article considers approaches to the problem of improving the quality of higher professional education of institutions of Ministry of Internal Affairs. Locates the need and the main methods of ensuring discipline and increase of a law and order among cadets and listeners of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs. As a basic principle of prevention of deviant behavior among the cadets are offered to implement process-focused pedagogical prevention, which is aimed at correcting the behavior, the search for new educational technologies of social-pedagogical work of the officers. The main practical methods of accomplishing this task is the strengthening of the role of active learning and promote students of legal competence, successfully developing the immunity offuture or current employee of the Ministry of Internal Affairs to any external negative forms of influence.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня высшего профессионального образования как один из способов профилактики девиантного поведения»

УДК 378:34

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

О.Г. Шмелева1, Л.Г. Габдрахманова2

ФГКОУ ВПО «Казанский юридический институт МВД России», 420059, г. Казань, Российская

Федерация

2ЧОУ ВО «Академия социального образования», 420039, г. Казань, Российская Федерация

В статье рассматриваются подходы к решению задачи повышения качества высшего профессионального образования в вузах системы МВД. Обосновывается необходимость и основные методы обеспечения дисциплинированности и повышения правопорядка среди курсантов и слушателей вузов МВД. В качестве основного принципа предупреждения девиантного поведения курсантов предлагается реализовать процесс целенаправленной педагогической профилактики, который направлен на корректировку поведения, поиск новых технологий воспитательной социально-педагогической деятельности офицерского состава. Основными практическими способами решения данной задачи является усиление роли активных методик обучения и формированияу курсантов и слушателей правовой компетенции, успешно развивающей иммунитет личности будущего или действующего сотрудника МВД к любым внешним негативным формам воздействия.

Ключевые слова: девиантное поведение, педагогическая профилактика.

INCREASE OF LEVEL OF HIGH EDUCATION AS ONE WAY PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR

O.G. Shmeleva1, L.G. Gabdrakhmanova2

1 Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry, 420059, Kazan, Russian Federation 2 «Academy of Social Education», 420039, Kazan, Russian Federation

The article considers approaches to the problem of improving the quality of higher professional education of institutions of Ministry of Internal Affairs. Locates the need and the main methods of ensuring discipline and increase of a law and order among cadets and listeners of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs. As a basic principle of prevention of deviant behavior among the cadets are offered to implement process-focused pedagogical prevention, which is aimed at correcting the behavior, the search for new educational technologies of social-pedagogical work of the officers. The main practical methods of accomplishing this task is the strengthening of the role of active learning and promote students of legal competence, successfully developing the immunity offuture or current employee of the Ministry of Internal Affairs to any external negative forms of influence.

Key words: deviant behavior, pedagogical prevention.

Развитие России в начале XXI века обусловило высокие требования к воспитательной и профессиональной подготовке будущих специалистов в

системе высшего образования. Одним из важнейших направлений в воспитании, требующих особого внимания в настоящее время, является превентив-

ная и психолого-педагогическая работа в системе высшего профессионального образования [1]. Современный период реорганизации высшей школы характеризуется формированием новой образовательной парадигмы, определяемой устойчивыми закономерностями общественно-политического, научно-технического и нравственного порядка, среди которых можно выделить:

• приоритетность научных исследований, ведущихся на стыке различных наук, успешность которых зависит от наличия глубоких и обширных фундаментальных знаний;

• изменение содержания психолого-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава;

• увеличение психолого-педагогической информации, требующее от преподавателя навыка самообразования, включения в систему непрерывного образования и повышения квалификации;

• создание многоуровневой образовательной системы в рамках одного вуза;

• формирование новых приоритетов и ценностей в молодёжной среде.

Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие методологии воспитательной работы, соответствующей требованиям сегодняшнего дня. Остро встает вопрос разработки новых форм и методов воспитания студенчества, новых психолого-педагогических установок, отвечающих современным социально-экономическим и образовательным условиям развития общества. Практика высшей

школы требует радикального пересмотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в основе нравственного и гражданского воспитания, психолого-педагогического обоснования процессов демократизации, гуманизации педагогики, сотрудничества в воспитательной работе [2].

Перегруженность студентов обязательными занятиями, работой для обеспечения прожиточного минимума, отсутствие достаточного количества времени для восстановления физических сил в условиях ухудшения качественных показателей жизни (резкого снижения количества и качества питания, возрастания стрессовых ситуаций и др.) крайне негативно сказывается на физическом и психическом состоянии здоровья студенчества [1]. Всё вышеизложенное влечёт за собой в итоге снижение профессионального уровня и качества подготовки выпускаемых вузом специалистов.

Особое значение имеет формирование верных ценностных ориентиров и принципов при организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России, на которые возложены задачи по созданию нового облика полицейского, что предполагает глубокую реорганизацию системы воспитательной работы и совершенствование педагогической подготовки.

Решение вышеперечисленных задач обеспечивается проведенным в рамках реформирования образовательной системы МВД России присоединением учебных центров к образовательным учреждениям высшего образования, которое способствует повышению качества преподавания,

так как оно осуществляется более подготовленным и представительным профессорско-преподавательским составом вуза, с использованием усовершенствованной учебно-методической базы и современных информационно-коммуникационных систем. Присоединение учебных центров позволяет совершенствовать системы непрерывного образования, отбора на обучение, ведет к более успешной адаптации и социализации слушателей как к служебной, так и учебной деятельности.

Для решения поставленных перед министерством задач в вузах МВД реализуются новые подходы к подготовке будущих полицейских, среди которых компетентностный, личнос-тно и практико-ориентированный, направленные на оптимизацию учебного процесса, повышение социального статуса обучающегося, создание благоприятной образовательной среды, развитие субъектности, поддержание достойного уровня жизни, обеспечение защищенности личности [3].

В этих условиях существенно возрастает актуальность проблемы обеспечения дисциплинированности и повышения правопорядка среди курсантов и слушателей вузов МВД. Поскольку до сих пор остается высоким уровень нарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых курсантами и слушателями вузов МВД, а также слушателями, проходящими первоначальную подготовку при поступлении на службу в министерство. Множество правонарушений связано с дорожно-транспортными правонарушениями, превышением служебных полномочий, хищением государственного имущества. В настоящее время

основным средством борьбы с отклонениями в поведении сотрудников являются меры дисциплинарного и административного воздействия, что привело к переоценке значимости репрессивных мер в борьбе с этимиявле-ниями. На первый план выходят превентивные и профилактические меры и методы воздействия.

Содержание, принципы, функции педагогической системы профилактики и коррекции девиантного поведения приобрели в настоящее время субъектно-ориентированный, технологический характер. В основу содержания положена личностно развивающая, субъектно-ориентированная технология профилактики девиант-ного поведения [2]. Эффективность и результативность предупреждения и преодоления девиантного поведения среди курсантов и слушателей в значительной степени определяется совершенствованием профессионально-педагогической подготовки.

Проблема предупреждения де-виантного поведения курсантов решается путем организации целенаправленного процесса педагогической профилактики, который направлен на корректировку поведения, поиск новых технологий воспитательной социально-педагогической деятельности офицерского состава. Эффективность воспитательной деятельности по предупреждению и преодолению девиантного поведения среди курсантов во многом зависит от целого ряда субъективных качеств преподавателя: глубины осознания им актуальности, цели, задач и специфики данного вида педагогической деятельности, степени его профессиональной мотивации,

уровня общей и педагогической культуры, личностных качеств [4].

Широкое и последовательное использование педагогами активных форм и методов проблемно-развивающего обучения, материалов практикумов и диагностических заданий, разнообразной самостоятельной работы и т.д. приводит к проявлению курсантами и слушателями синер-гетического эффекта, т. е. к закономерному превращению конкретных правовых знаний, умений и навыков в витагенный опыт и к становлению у них компетенций, включающих, как и у будущих офицеров и руководителей следующие способности: понимать сущность противоправных и ведущих к ним действий; выявлять носителей девиантных взглядов; понимать особенности социально-психологических ситуаций, способствующих формированию у молодого человека подобных взглядов; доказывать негативное влияние выявленных девиантных элементов поведения и мировоззрения на различные стороны жизни: на конкретную личность, ее близких, деятельность учебного заведения, всего российского общества [4].

В ходе этого процесса не только проявляются, но и развиваются их личностные качества. Как следствие, необходимо отметить, что в данном случае универсальной основой и одновременно атрибутом эффективного процесса педагогической профилактики проявлений девиантного поведения в среде курсантов и слушателей вузов МВД является не только формирование правовой грамотности, но и ее трансформация в правовую компетенцию, успешно развивающую

иммунитет личности будущего или действующего сотрудника МВД к любым внешним негативным формам воздействия.

Эффективность процесса углубленной подготовки различных категорий должностных лиц к воспитательной деятельности напрямую зависит от уровня их методических знаний [1]. Совершенствование содержательных основ процесса педагогической профилактики девиантного поведениясо-трудников, как средство обеспечения надежности личного состава МВД России определяет повышение качества подготовки должностных лиц к воспитательной деятельности по предупреждению и преодолению девиан-тного поведения подчиненных.

Таким образом, решение данной задачи предусматривает создание ряда необходимых условий:

а) внесение изменения в тематику и содержание лекций по профильным и общеобразовательным дисциплинам, с выделением основных направлений деятельности офицера по профилактике девиантного поведения среди сотрудников ОВД;

б) совершенствование методического обеспечения практических занятий, в т.ч. с использованием активных форм обучения (деловых игр, тренингов) с курсантами и слушателями, в ходе которых можно отрабатывать действия сотрудников полиции в типичных ситуациях;

в) создание широкой методической базы использования ситуационных центров с возможностью моделирования штатных и нештатных ситуаций для основных должностных категорий сотрудников МВД России.

Источники:

1. Макарова О.Ю. Опыт нравственного и патриотического воспитания в гражданской и военной образовательной системе США // Образование и саморазвитие. 2011. № 6 (28). С. 207. [Makarova O.Yu. The experience of moral and patriotic education in civil and military educational system of the USA // Obrazovanie i samorazvitie. 2011. № 6 (28). S. 207. (In Russ.)]

2. Зиннуров Ф.К. Культурные ценности подростков девиантного типа: статья // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4. С. 45-47. [Zinnurov F.K. Cultural Values adolescent deviant type: article // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011. № 4. S. 45-47. (In Russ.)]

3. Ушаков И.А. Обеспечение социальной защищенности личности в образовательном процессе как условие становления профессионального мастерства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1. С.174-176. [Ushakov I.A. Providing social security for the individual in the educational process as a condition of formation of professional skills // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2014. №1. S.174-176. (In Russ.)]

4. Зеленов Ю.Н. Проблемы педагогической профилактики молодежного экстремизма: учебное пособие. Москва: Изд-во ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014. 43 с. [Green Y.N. Pedagogical problem of youth extremism prevention: a tutorial. Moscow: Publishing House of FGKU «Institute of the Russian Interior Ministry», 2014. 43 p. (In Russ.)]

5. Вараксин В.Н., Психолого-педагогический практикум / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 283 с. [Varaksin V.N., psycho-pedagogical workshop /

V.N. VARAKSIN, E.V. Kazantsev. Rostov n / D.: Feniks, 2012. 283 p. (In Russ.)]

6. Макарова О.Ю. Воспитательный аспект в системе высшего образования в России XVIII-XIX веков [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. URL: http://www.science-education. ru/99. [Makarova O.Yu. educational aspects of higher education in Russia XVIII-XIX centuries. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011. № 5. [Electronic resource]. URL: http://www. science-education.ru/99. (In Russ.)]

References:

1. Makarova O.Yu. Opyt nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya v grazhdanskoy i voennoy obrazovatel'noy sisteme SShA // Obrazovanie i samorazvitie. 2011. № 6 (28). S. 207.

2. Zinnurov F.K. Kul'turnye tsennosti podrostkov deviantnogo tipa: stat'ya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011. № 4. S. 45-47.

3. Ushakov I.A. Obespechenie sotsial'noy zashchishchennosti lichnosti v obrazovatel'nom protsesse kak uslovie stanovleniya professional'nogo masterstva // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2014. №1. S.174-176.

4. Zelenov Yu.N. Problemy pedagogiche-skoy profilaktiki molodezhnogo ekstremizma: uchebnoe posobie. Moskva: Izd-vo FGKU «VNII MVD Rossii», 2014. 43 s.

5. Varaksin V.N, Psikhologo-pedagogi-cheskiy praktikum / V.N. Varaksin, E.V. Kazantseva. Rostov n/D.: Feniks, 2012. 283 s.

6. Makarova O. Yu. Vospitatel'nyy aspekt v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii XVIII-XIX vekov [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011. № 5. URL: http://www.science-education.ru/99.

Зарегистрирована: 20.01.2014

Шмелева Ольга Геннадьевна (г. Казань), ФГКОУ ВПО «Казанский юридический институт МВД России», кафедра экономической теории, правовой статистики, математики и информатики, доктор экономических наук, профессор. Тел.:2-96-76-13. E-mail: shmelog @mail.ru

Габдрахманова Ландыш Габдульбаровна (г. Казань), ЧОУ ВО «Академия социального образования», кафедра предпринимательского права, заведующий, кандидат филологических наук, доцент. Тел: 8-904-665-80-65. E-mail: Karimova.Lan@mail.ru

Shmeleva Olga Gennadievna (Kazan), FGKOU VPO «Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry», Legal Statistics, Mathematics and Computer Science Department, Doctor of Economic Sciences, Professor of Economic Theory Ph.: 2967613. E-mail: shmelog @ mail.ru

Gabdrakhmanova Landysh Gabdulbarovna (Kazan), Academy of Social Education, Department of Business Law, head, Candidate of philological sciences, associate professor. Ph.: 8-904-665-80-65. Email: Karimova.Lan@mail.ru

УДК 378.4

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

В.Ю. Михайлов, А.А. Андрианова, Р.Х. Латыпов

Казанский (Приволжский) федеральный университет),420008, г. Казань, Российская Федерация

Обсуждаются вопросы точной формулировки образовательных задач и их решений. Предлагается концепт «проект решения образовательной задачи», который является удобным инструментом для изучения качественных характеристик образовательных программ, реализуемых на основе конкретного проекта.

Ключевые слова: образовательная задача, проект решения образовательной задачи, качественный анализ образовательных программ.

ISSUES OF SOLUTIONS DESIGN OF EDUCATIONAL PROBLEMS

QUALITY

V.U. Mikhailov, A.A. Andrianova, R.H. Latypov

Kazan (Volga) federal university, 420008, Kazan, Russian Federation

Abstract. Issues of exact wording of educational problems and their solutions are discussed. A conceptof «project of educational problemsolution»is proposed. It is a convenient tool for the study of the qualitative characteristics of educational programs which are implemented on the basis of a specific project.

Key words: educational problem, project of educational problem solution, qualitative analysis of educational programs.

Основными образовательными задачами, так или иначе решаемыми в каждом вузе, является подготовка высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов. Эти задачи сложны как в смысле их точной формулировки, так и в смысле обоснованности предлагаемых решений. Как правило, под решением образовательной задачи понимается

весь образовательный процесс, реализуемый в вузе. При этом в оценку качества решения принято включать много взаимоувязанных компонент, таких как организация учебного процесса, материально-техническое обеспечение вуза, квалификация преподавателей и многое другое. В данной статье мы фокусируемся на понятии «проект решения образовательной за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.