Научная статья на тему 'Повышение уровня психологического здоровья студентов'

Повышение уровня психологического здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
519
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЭНЕРГЕТИКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОНАБЛЮДЕНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOENERGETICS / SELF-REGULATION / SELF-CONSCIOUSNESS / INTROSPECTION / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарманова В. Ф.

Психологическое здоровье одна из наиболее остро обсуждаемых проблем. Многомерность этого явления и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют дать конкретного определения, выделить составляющие психологического здоровья. В статье излагаются различные подходы к пониманию категории «психологическое здоровье», раскрывается взаимосвязь психологического здоровья и психоэнергетики. Анализируется психоэнергетика и ее влияние на психологическое здоровье. Приводятся способы повышения энергетики и улучшения здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF THE LEVEL OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL HEALTH

Psychological health is one of the sharpest problems under discussion. We cannot give a definition of the term and extract the constituents of psychological health because of the diverseness of this phenomenon and variety of the approaches to study. This article states the different approaches to the comprehension of "psychological health" and reveals the interrelation of psychological health and psychoenergetics. There is analysed psychoenergetics and its influence on the psychological health. The article gives the ways of increase of energetics and improvement of the students' health.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня психологического здоровья студентов»

хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

В педагогической литературе и практике нередко для определения учителя как профессионала используется такая категория, как «стиль преподавания», или поведение педагога, в основу которого положены индивидуализированные, личностные отношения с учащимися. Стиль учителя — это проявление его индивидуальности, отношения к себе и другим. Важно все, что учитель думает о себе, своем предмете, какие у него отношения с учащимися, что он о них думает и что ожидает, как и какие вопросы задает, какими технологиями владеет и какие методы использует. Ценности, опыт, личные взгляды, воображение и оценки — вот тот «багаж», который дает каждому учителю свой стиль поведения с учащимися.

Современный учитель - организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиция предопределяют, а не просто влияют, на развитие человеческих отношений в классе, а значит - и на развитие социальных мотивов. Стиль общения учителя, принятая им позиция - это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе [4]. Второе - это значимость учителя для учеников (по терминологии А.В. Петровского - референтность [5]). Референтный учитель - это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок. Таким образом, успешность личностных особенностей современного учителя зависит от соблюдения некоторых принципов:

- педагогический гуманизм (“принятие” всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);

- эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение “чувствовать другого как себя”;

- сотрудничество - установка на доверительное открытое общение с детьми, обеспечение им роли “активного деятеля” на уроке, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;

- диалогизм - умение слушать ребенка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

- личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения.

Личностные качества учителя проявляются во всем, в том числе и в стиле деятельности, который зависит от объективных и субъективных причин. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности проявляются личностные качества, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива учащихся..

Подводя итог, можно сказать, что хороший учитель сегодня тот, кто относится к своей работе неформально и ответственно, сочетает качества педагога, психолога, воспитателя, частично — психотерапевта; постоянно учится сам и учится в творческом взаимодействии с коллективом школы. И тогда к учителю охотно обращаются ученики со своими радостями и бедами. И если удаётся пробудить лучшие чувства в детях, испытать мгновения, когда победа и радость ребенка стали общими для его родителей и учителя — тогда результат работы приносит всем новые силы для дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1946.

2. Гоноболин, Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

3. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970; Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002.

5. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985.

Bibliography

1. Ushinskij, K.D. Chelovek kak predmet vospitanija. - M., 1946.

2. Gonobolin, F.N. O nekotoryh psihicheskih kachestvah lichnosti uchitelja // Voprosy psihologii. - 1975. - № 1.

3. Kuz'mina, N.V. Metody issledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti. - L., 1970; Kuz'mina, N.V. Sposobnosti, odarennost', talant uchitelja. - L., 1985.

4. Nikitina, N.N. Osnovy professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti: Ucheb. posobie dlja stud.uchrezhdenij sred. prof. obra-zovanija / N.N. Nikitina, O.M. Zheleznjakova, M.A. Petuhov. - M.: Masterstvo, 2002.

5. Petrovskij, A.V. Kratkij psihologicheskij slovar' / A.V. Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. - M., 1985.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 159.922

Garmanova V.F. INCREASE OF THE LEVEL OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL HEALTH. Psychological health is one of the sharpest problems under discussion. We cannot give a definition of the term and extract the constituents of psychological health because of the diverseness of this phenomenon and variety of the approaches to study. This article states the different approaches to the comprehension of “psychological health” and reveals the interrelation of psychological health and psychoenergetics. There is analysed psychoenergetics and its influence on the psychological health. The article gives the ways of increase of energetics and improvement of the students' health.

Key words: psychological health, psychoenergetics, self-regulation, self-consciousness, introspection, self-control.

В.Ф. Гарманова, доц. ФГБОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: garmanova.valentina@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Психологическое здоровье - одна из наиболее остро обсуждаемых проблем. Многомерность этого явления и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют дать конкретного определения, выделить составляющие психоло-

15З

гического здоровья. В статье излагаются различные подходы к пониманию категории «психологическое здоровье», раскрывается взаимосвязь психологического здоровья и психоэнергетики. Анализируется психоэнергетика и ее влияние на психологическое здоровье. Приводятся способы повышения энергетики и улучшения здоровья студентов.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психоэнергетика, саморегуляция, самосознание, самонаблюдение, самоконтроль.

Проблемой здоровья начали интересоваться с античных времен. В психологии активная разработка этой проблемы началась с идей психологов-гуманистов о сущности полноценной здоровой личности [1]. Продолжили исследования в области психического и психологического здоровья отечественные психологи, такие как В.А.Ананьев, B.C. Братусь, О.С. Васильева, И.В. Дубровина, Г.С. Никифоров, Е.Р. Калитеев-ская, В. В. Колпачников, Ф. Р. Филатов. Работ посвященных изучению здоровья студенчества немного [2-9]. В них лишь рассматриваются некоторые аспекты здоровья студентов. В настоящее время в психолого-педагогической науке происходит становление парадигмы развивающего образования, поэтому необходимы дальнейшие практические разработки, направленные на выявление способов и средств, способствующих превращению образования в "здоровьетворящую" среду. Поэтому целью нашего исследования стала повышение уровня психологического здоровья и в частности, саморегуляции поведения студентов в рамках изучения дисциплин психологического цикла. В нашей работе значительное место уделялось изучению психоэнергетике, ее роли в общении, в саморегуляции поведения в улучшении здоровья. Исследований по данной теме нет.

Психологическое здоровье - одна из наиболее остро обсуждаемых проблем. Многомерность этого явления и разноплановость подходов к его изучению до сих пор не позволяют дать конкретного определения, выделить составляющие психологического здоровья [10; 11; 1; 12; 13; 14].

Научная категория "психологическое здоровье" была введена и наиболее детально разработана Дубровиной Ириной Владимировной [13], которая считает, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний, ценностей, смысла жизни, саморегуляция, самоактуализация.

Нами было проанализированы психологические тесты и методики, которые были проведены со студентами, ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийска на занятиях по психологии. Изучались документы 276 студентов разных факультетов (факультет технологии и экономики, физико-математический, педагогический) очной и заочной формы обучения (средний возраст 24 года). Помимо этого проводились дополнительные уточняющие исследования. Все это показало, что многие составляющие психологического здоровья (отношение к жизни, акцентуация характера, агрессия и др.) в норме. Результаты наблюдений и опрос показали, что 90% студентов хотели бы лучше научиться управлять эмоциями и поведением. Дальнейшая наша работа была направлена на улучшения регуляции поведения и эмоциональных состояний.

Самонаблюдение и самоконтроль имеют наиважнейшую роль в саморегуляции поведения. По словам Ананьева В.А. [10] «Здоровая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе. Она движется к пределам совершенства с помощью самоконтроля и самонаблюдения». Со студентами провели тренинг медитации самонаблюдения, использовали упражнения на осознание из гештальттерапии. На лабораторных и практических занятиях после каждого выполненного теста студенты сравнивали результаты показателей теста и результаты самонаблюдения. Мы предположили, что саморегуляция эмоциональных состояний и поведения зависит от психоэнергетики. Психологи давно указывают на энергетическую роль эмоций. Исследования по психоэнергетике проводились В.В. Бойко [15], который считает, что эмоции выпол-

няют роль посредника в преобразовании материальных внешних и внутренних воздействий в психическую энергию. Психическая энергия одного человека воздействует на состояние и поведение другого. Участники коммуникации совместным влиянием создают единое информационно-энергетическое поле.

Каждый человек несет ответственность за свой информационно-энергетический вклад в коммуникацию и должен осознавать, какое влияние оказывает его психическая энергия на партнеров. Воздействие энергетики человека на межличностные отношения может быть положительным, негативным или нейтральным.

У каждого человека есть своя доминирующая формула преобразования внешних и внутренних воздействий в положительную, отрицательную, нейтральную энергию состояний и поведенческих актов. В.В. Бойко [15] выделяет четыре основных формулы: эйфорическая активность вовне, рефрактерная активность во внутрь, дисфорическая активность вовне, пассивное реагирование.

Возможны также их сочетание, однако та или иная формула преобладает.

«Эйфорическая активность во вне» - в соответствии с этой формулой энергетика воздействий (положительных, нейтральных или негативных) преобразуется как правило, в позитивные психические состояния.

Рефрактерная активность вовнутрь. Энергетический прилив (положит, нейтральный или отрицательный) обычно обращается на самого индивида и блокирует или замораживает его поведение.

Дисфорическая активность вовне. Энергетически приливы воздействия выливаются в негативные поведенческие акты и психические состояния, направленные на окружающую среду.

Пассивное реагирование. Характерно сдержанное отношение к положительным, негативным, тем более и нейтральным стимулам. Человек как бы эмоционально выключается из ситуации, в свою очередь эмоциональный стереотип поведения отличается некоторой ригидностью, сниженной восприимчивостью.

В зависимости от обстоятельств и интеллектуальной оценки воздействий у индивида может срабатывать та или иная формула переработки энергии, но у каждого есть доминирующая формула, наиболее соответствующая природе человека.

Чтобы повысить саморегуляцию поведения учили студентов наблюдать и контролировать психическую энергию. С этой целью провели исследование на изучение доминирующей формулы преобразования энергии воздействия.[15] Результаты по тесту В. В. Бойко на изучение доминирующей формулы преобразования внешних и внутренних воздействий подтвердили ранее проведенные исследования: В юношеском возрасте преобладает формула эйфорическая активность во вне, затем рефрактерная активность вовнутрь, пассивное реагирование и дисфорическая активность вовне [12] Чаще встречаются типы: эйфорически- рефрактерные -около 45%, затем 20% студенты с пассивным реагированием и 2% студенты у которых доминирующей формулой преобразования энергии воздействия является дисфорическая активность вовне. Подтвердилась связь инроверсии с рефрактерной активностью вовнутрь. В целях повышения психоэнергетики знакомили студентов с психоэнергетическими практиками (йога, цигун, медитация). Последующие самоотчеты студентов, наблюде-

ния, изучение успеваемости показали улучшения эмоционального состояния и саморегуляции поведения Таким образом, наши исследования показали: Преподавание психологических дисциплин можно целенаправленно направлять на улучшение здоровья студентов.

Саморегуляция один из основных показателей здоровья и именно он является сниженным у студентов и требует развития.

Осознание и управление студентами своей психоэнергетикой способствует повышению саморегуляции поведения, а значит и повышению психологического здоровья.

Библиографический список

1. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

2. Буйлов, В. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема / В. Буйлов, Г. Куропова, Н. Сенаторова // Высшее образование в России. - 1996. - № 2.

3. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. - 2003. - № 2.

4. Кудряшова, В.В. Критерии психологического здоровья // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. - Калмыкия, 1999.

5. Кудряшова, В. В Показатели психологического здоровья в юношеском возрасте // Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. - Ростов-на-Дону, 1999.

6. Пальцев, М.А. Образование и здоровье студентов // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 11.

7. Панов, В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 1.

8. Семикин, Г.И. Комплексное валеологическое сопровождение учебного процесса: Технология и система «Валео-МГТУ» для обеспечения скрининга и мониторинга медико-социального благополучия учащихся и сотрудников в вузе // Валеология. -2002. - № 4.

9. Хватова, М.В. Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор психосоматического здоровья студентов / М.В. Хватова, Т.В. Юрьева // Валеология. - 2003. - № 2.

10. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. - СПб., 1998.

11. Васильева, О. С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. - 2010. - № 6.

12. Гарманова, В.Ф. Психология здоровья: методические рекомендации. - Бийск: Бийский пед. Гос. ун-т им. В.М. Шукшина, 2009.

13. Дубровина, И. В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.

14. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002.

15. Бойко, В.В. Психоэнергетика. - СПб.: Питер, 2008.

Bibliography

1. Vasil'eva, O. S. Psihologiya zdorov'ya cheloveka: etalony, predstavleniya, ustanovki: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. za-vedenij / O. S. Vasil'eva, F. R. Filatov. - M.: Izdatel'skij centr “Akademiya”, 2001.

2. Bujlov, V. Nervno-psihicheskoe sostoyanie studentov kak valeologicheskaya problema / V. Bujlov, G. Kuropova, N. Senatorova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 1996. - № 2.

3. Vajner, Е. N. Obrazovatel'naya sreda i zdorov'e uchaschihsya // Valeologiya. - 2003. - № 2.

4. Kudryashova, V. V. Kriterii psihologicheskogo zdorov'ya // Razvitie lichnosti v obrazovatel'nyh sistemah Yuzhno-Rossijskogo regiona. - Kalmykiya, 1999.

5. Kudryashova, V. V Pokazateli psihologicheskogo zdorov'ya v yunosheskom vozraste // Sbornik nauchnyh rabot aspirantov i mo-lodyh prepodavatelej. - Rostov-na-Donu, 1999.

6. Pal'cev, M. A. Obrazovanie i zdorov'e studentov // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2002. - № 11.

7. Panov, V. I. Sostoyanie i problemy ]kologicheskoj psihologii // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 1998. - № 1.

8. Semikin, G. I. Kompleksnoe valeologicheskoe soprovozhdenie uchebnogo processa: Tehnologiya i sistema “Valeo-MGTU” dlya obespecheniya skrininga i monitoringa mediko-social'nogo blagopoluchiya uchaschihsya i sotrudnikov v vuze // Valeologiya. - 2002. -№ 4.

9. Hvatova, M. V. Sostoyanie kognitivno-]mocional'noj sfery kak faktor psihosomaticheskogo zdorov'ya studentov / M. V. Hvatova, T. V. Yur'eva // Valeologiya. - 2003. - № 2.

10. Anan'ev, V. A. Vvedenie v psihologiyu zdorov'ya: uchebnoe posobie. - SPb., 1998.

11. Vasil'eva, O. S. Obrazovanie v sfere zdorov'ya kak strategicheskoe napravlenie psihologii zdorov'ya // Psihologiya v vuze. -2010. - № 6.

12. Garmanova, V. F. Psihologiya zdorov'ya: metodicheskie rekomendacii. - Bijsk: Bijskij ped. Gos. un-t im. V. M. Shukshina, 2009.

13. Dubrovina, I. V. Psihologicheskaya sluzhba obrazovaniya: Nauchnye osnovaniya, celi i sredstva // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 1998. - № 2.

14. Nikiforov, G. S. Psihologiya zdorov'ya: uchebnoe posobie. - SPb.: Rech', 2002.

15. Bojko, V. V. Psiho]nergetika. - SPb.: Piter, 2008.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.