Научная статья на тему 'Повышение уровня образования в административных районах КНР (на примере автономного района Внутренней Монголии)'

Повышение уровня образования в административных районах КНР (на примере автономного района Внутренней Монголии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗГРАМОТНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДВУЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫРАВНИВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / ILLITERACY / REFORM OF EDUCATION / BILINGUAL EDUCATION / ALIGNMENT OF INTERREGIONAL IMBALANCES / IMPROVING OF EDUCATION OF MINORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Инга Дмитриевна

Данная статья посвящена исследованиям административного образования на примере автономного района Внутренняя Монголия и выравниваю межрегиональных диспропорций, возникших в результате проведения реформ в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improving of the level of education in the districts of China on the example of autonomous region of Inner Mongolia

This article is devoted to the researches of administrative education on the example of Autonomous region of Inner Mongolia and to the problem of equalize of interregional imbalances, which arose from the reforms in system of education.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня образования в административных районах КНР (на примере автономного района Внутренней Монголии)»

Литература

1. Даржаева Н.Б. Полипредикативные конструкции бурятского языка с подчинительной связью. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 100 с.

Актамов Иннокентий Галималаевич - кандидат педагогических наук, докторант Педагогического университета автономного района Внутренняя Монголия КНР e-mail: kenti81@mail.ru

Жамьянова Маргарита Зориктуевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры филологии Центральной Азии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 25, e-mail: mgdaisy9703@mail.ru

Aktamov Innokentiy Galimalayevich, candidate of pedagogical science, doctorant of Pedagogical University of Autonomous District Inner Mongolia of the Peoples’ Republic of China, e-mail: kenti81@mail.ru

Zhamyanova Margarita Zoriktuyevna, candidate of philological sciences, senior instructor of department of philology of countries of Central Asia, Oriental faculty of BSU. Ulan-Ude, Pushkin str. 25, e-mail: mgdaisy9703@mail.ru

У ДК 811.58 И. Д. Алексеева

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНАХ КНР (НА ПРИМЕРЕ АВТОНОМНОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ)

Данная статья посвящена исследованиям административного образования на примере автономного района Внутренняя Монголия и выравниваю межрегиональных диспропорций, возникших в результате проведения реформ в системе образования.

Ключевые слова: безграмотность, реформирование образования, двуязычное обучение, выравнивание межрегиональных диспропорций, повышение уровня образования национальных меньшинств.

I.D. Alekseeva

THE IMPROVING OF THE LEVEL OF EDUCATION IN THE DISTRICTS OF CHINA ON THE EXAMPLE OF AUTONOMOUS REGION OF INNER MONGOLIA

This article is devoted to the researches of administrative education on the example of Autonomous region of Inner Mongolia and to the problem of equalize of interregional imbalances, which arose from the reforms in system of education.

Key words: illiteracy, reform of education, bilingual education, alignment of interregional imbalances, improving of education of minority.

На протяжении всей истории человечества в разные эпохи Китай всегда на мировой арене играл важную роль. В разные периоды времени значение и роль Китая были различными.

1 октября 1949 г. после провозглашения независимости и образования Китайской Народной Республики экономическая, политическая и социальная ситуация была крайне тяжелой. Перед правительством тогдашнего Китая стояла практически неразрешимая задача, т.к. свыше 80% всего населения страны было неграмотным либо полуграмотным. С целью создания единой системы образования был проведен ряд реформ, увеличены расходы на образование, созданы и разработаны единая программа обучения и учебные материалы, что позволило в короткие сроки снизить неграмотность населения Китая. Одновременно в целях ликвидации неграмотности среди взрослого населения была разработана система обучения для них. Коммунистической партией Китая были взяты под контроль все частные учебные заведения, т.к. в тот момент большинство учебных заведений было частным, в дальнейшем (с 1950 по 1982 г.) государством были ликвидированы все частные школы и учебные заведения. Некоторые из них были объединены с государственными. Тем самым правительство Китая централизовало все высшие учебные заведения страны, и все вузы были переданы в ведение Министерства просвещения.

Проведение реформ в системе образования позволило за короткий промежуток времени не только повысить уровень и качество образования, но и заявить о себе всему миру как о стремительно развивающейся стране с высокоразвитой экономикой. Наука была признана одним из важнейших направлений для социально-экономического прорыва, и правительство КНР в последние годы успешно развивает данную сферу.

Основным документом, который позволил в кратчайшие сроки снизить уровень неграмотности среди населения, был «Закон об обязательном образовании», изданный в 1985 г., а также свою роль сыграло ежегодное увеличение ассигнований в развитие образования. В июне 2006 г. появилась обновленная редакция «Закона об обязательном образовании», которая была нацелена на новый взлет. Закон поставил воспитание, ориентированное на качество, в центр учебного процесса, сделал упор на сбалансированное развитие системы образования, наделил ответственностью правительства всех уровней, обязав их инвестировать данную сферу. Согласно научно-эволюционистским взглядам, в сферу образования была введена концепция «человек - корень всего», что превращало воспитание в «корень всего», а учащегося - в субъект воспитания.

В Законе говорится о необходимости усиления поддержки образования в бедных районах и осуществления политики единого планирования и согласованного развития масштабов, структуры, качества и эффективности образования всех уровней и типов в городе и на селе в отношении социально незащищенных групп населения, а также о согласовании процессов развития, реформирования и стабилизации образования с целью удовлетворения запросов населения.

Несмотря на принятые законы и реформы во всей системе образования и на быстрый прорыв, все же остро ощущается межрегиональная диспропорция. Между регионами Китая существовали и по сей день существуют огромные различия в уровне образования населения, что, безусловно, сказывалось на развитии науки и техники и, конечно же, на экономическом развитии как отдельного региона, так и всей страны в целом. Уровень грамотности среди населения некоторых регионов намного отстает, в частности, неграмотность среди взрослого населения. Поэтому, проводя политику выравнивания межрегиональных диспропорций, правительство Китая стало уделять большое внимание реализации программы по ликвидации безграмотности среди населения национальных меньшинств, проживающих в отдаленных районах и сельской местности. В отдаленных районах, в селах зачастую не было учебных заведений, а у семей не было финансовой возможности отправлять своих детей в другие местности для обучения.

С момента претворения в жизнь данной программы уровень грамотности среди них стал возрастать быстрыми темпами. Для ликвидации безграмотности и развития образования национальных меньшинств, правительством Китая и органами местного правления автономных районов в районах, населенных национальными меньшинствами, стало осуществляться двуязычное обучение, а также обеспечение их учебными материалами. Для обучения учащихся используются материалы с переводом на родной язык, а занятия проводятся как на родном языке, так и на путунхуа (литературный язык), тем самым поддерживая культуру, традиции, обычаи и главное - родной язык. Одновременно создаются специальные образовательные фонды, которые выплачивают учащимся национальных меньшинств частичную или полную компенсацию оплаты за обучение, стипендии, пособия. Это, безусловно, явилось огромным стимулом для самих граждан - представителей национальных меньшинств, а также позволило значительно повысить уровень грамотности среди населения, как школьного возраста, так и уже работающих граждан. В целях обучения взрослого и уже работающего населения, а также повышения квалификации правительство разработало ряд специальных программ, позволяющих учиться без отрыва от производства. Однако ощущается острая нехватка преподавателей, учебников и переводного материала, поэтому в средних школах в настоящее время существуют четыре категории учебных классов:

1. В классах первой категории на уроках языка осуществляется преподавание, как местных языков, так и путунхуа (китайского), а преподавание других дисциплин ведется на местных языках.

2. В классах второй категории часть предметов ведется на местных языках, а часть на путунхуа.

3. В классах третьей категории на уроках языка преподаются местные и китайский языки, а преподавание специальных предметов ведется на путунхуа.

4. В классах четвертой категории преподавание всех предметов ведется на путунхуа.

Главной задачей начального и среднего образования в районах является подготовка учащихся, в равной степени владеющих родным языком и путунхуа. Кроме того, в средних школах преподаются иностранные языки.

В 1999 г. в Китае функционировало 12 национальных институтов (университетов), в пяти автономных национальных районах - 74 высших учебных заведения, 150 средних национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних школ, 3500 с лишним национальных средних школ, 20 тыс. с лишним национальных начальных школ и около одной тысячи детских садов. Количество учащихся в национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигало 5 миллионов человек, а преподавателей в них насчитывалось свыше 300 тысяч. В уни-

верситетах обучалось 250 тысяч студентов из национальных меньшинств, что составляло 6,06% студентов университетов во всей стране. В настоящее время все 55 нацменьшинств Китая имеют своих студентов в университетах.

Автономный район Внутренняя Монголия был создан 1 мая 1947 г. и по площади занимает третье место среди административных единиц. Общая площадь территории составляет 1183 тыс. квадратных километра, что составляет 12,3% общей площади КНР. На территории АРВМ более 49 национальных образований: в том числе китайцы - 18,7 миллиона человек, монголы - 4,21 миллиона человек, прочие национальные меньшинства (маньчжуры, хуэйцы, дауры, эвенки, орочоны, корейцы) составляют около 900 тысяч человек. ВВП автономного района составляет примерно 1,6% от общекитайского ВВП. По размерам средней заработной платы относительно других районов заметно отстает от общекитайских показателей. С учетом экономического отставания с 2000 г. регион был включен в состав западных территорий Китая с распространением на него инвестиционных и налоговых льгот, предусмотренных долгосрочной программой освоения западной части страны.

До образования Нового Китая Внутренняя Монголия была очень отсталым районом, т.к. свыше 90% населения было неграмотным либо полуграмотным. Большая часть населения Внутренней Монголии проживала и проживает в сельской местности, где количество учебных заведений было либо недостаточно, либо не было вообще, и жители зачастую не могли получить среднего образования. Так, например, в 1947 г. во всей Внутренней Монголии было 3769 начальных школ, где обучалось 2143 человека; функционировала 21 обычная средняя школа, где обучалось 445 учащихся; 5 средних педагогических училищ с количеством учащихся 1223 человека; в учебных заведениях всех уровней работало 7319 преподавателей и административного персонала. В то время в регионе не было университетов, а образование являлось чуть ли не самым отсталым по всей стране.

С момента проведения политики открытости и реформ одним из самых важных вопросов стало осуществление программы обязательного образования на территории Внутренней Монголии. Осуществление данной программы можно разделить на четыре основных этапа:

1. После третьей сессии одиннадцатого созыва ВСНП (1978 г.) основными задачами были строительство и укрепление начальных и средних школ в районах, а также развитие профессионально-технического и народного образования, принципы и основы которых ориентированы на корректировку внутренней структуры.

2. С 1984 г. региональное правительство поставило задачу и обнародовало план реализации программы «всеобщего начального образования». Основными задачами были улучшение условий жизни крестьян, проживающих в сельских скотоводческих районах, строительство и ремонт школ. Так, к 1990 г. уже не было аварийных школ, у каждой группы учащихся был свой учебный класс, все учащиеся имели парты. Для учащихся из бедных семей и учащихся из скотоводческих районов бесплатно предоставлялись места в общежитии, бесплатное питание, также выплачивались стипендии.

3. С 1993 г. по конец 2000 г. 65,68% всего населения было охвачено получением «обязательного образования».

4. В 2004 г. правительство Внутренней Монголии в рамках реализации программы регионального развития вошло в завершающую стадию. Уже в 2008 г. в регионе функционировало 3605 начальных школ, где обучалось 15527000 учащихся, что составило 99,73% всех детей школьного возраста. После окончания начальной школы все выпускники имели возможность продолжить обучение в средней школе. Функционировало 990 средних школ, где обучалось 8754000 человек, что составило 99,85%. 87,37% учащихся после окончания средней школы поступили в среднюю школу высшей ступени, количество таких школ составило 324, где обучалось 5411000 учащихся, или 80,20% от их общего числа.

Согласно статистическим данным ведомства просвещения автономного района Внутренняя Монголия, в настоящее время в автономном районе насчитывается в общей сложности около 500 тысяч бедных школьников. В целях совершенствования системы стипендий в начальных и средних школах правительством АРВМ был создан специальный фонд по оказанию помощи нуждающимся бедным ученикам, также дети из бедных семей, сироты и дети-инвалиды полностью освобождаются от расходов на покупку учебников и других расходов, связанных с получением образования. Начиная с текущего года правительство АРВМ собирается ежегодно изыскивать средства в размере 25 миллионов юаней для оказания помощи школьникам, проживающим в сельских и скотоводческих районах и покинувшим из-за бедности школы. Центральным правительством Китая совместно с правительством административного района ежегодно увеличивается финансирование обязательного образования в сельских и скотоводческих районах. Так, например, на каждого учащегося начальной школы выделя-

ется от 300 до 500 юаней в год. С весеннего семестра 2009 г. правительство АРВМ на проживание в общежитии каждого учащегося начальных классов выделяет по 50-60 юаней. В период с 2006 г. по весенний семестр 2009 г. на обязательное образование было выделено около 46590 миллионов юаней, что оказало благотворное влияние на бедные семьи из сельских и скотоводческих районов.

Также уделяется огромное внимание развитию профессионального образования и ежегодно прибавляется финансирование для увеличения числа учащихся. Так, например, в период с 2007 по 2008 г. включительно из бюджета района на поддержку и развитие профессионального образования было выделено 18 миллионов юаней, что послужило мощным стимулом для развития и совершенствования профессионального образования. Также правительство автономного района Внутренняя Монголия совместно с руководством профессиональных училищ проводит политику помощи семьям, имеющим финансовые затруднения. Только в 2008 г. правительством АРВМ на финансирование грантов высших и средних профессиональных училищ была выделена достаточная сумма денег для 366 тысяч учащихся.

В поддержку развития профессионального образования в скотоводческих районах, а также в целях дальнейшего снижения финансовой нагрузки на фермеров и содействия студентам из скотоводческих районов был организован специальный фонд оказания помощи студентам среднего профессионального образования и предоставления бесплатного образования 36 тысячам учащихся из 33 скотоводческих районов. Для развития и оздоровления профессионального образования и улучшения инфраструктуры среднего и профессионального образования на территории Внутренней Монголии ежегодно выделяются специальные средства. Так, только в 2008 г. было выделено порядка 6720 тысяч юаней.

Центральное правительство и правительство АРВМ также уделяют большое внимание развитию высшего образования на территории Внутренней Монголии. Первые высшие и профессиональные учебные заведения на территории АРВМ были открыты в 50-х гг. прошлого столетия. В 1952 г. на территории Внутренней Монголии был открыт педагогический колледж Внутренней Монголии и Институт животноводства и ветеринарной медицины; в 1956 г. был открыт медицинский колледж; в 1957 г. был создан университет Внутренней Монголии, который в данный момент является одним из самых крупных университетов АРВМ. С 1999 г. в соответствии с требованиями центральное правительство и правительство АРВМ приступили к реформированию вузов, находящихся на территории Внутренней Монголии.

Университет Внутренней Монголии в г. Хух-Хото стал первым высшим учебным заведением, основанным в районе проживания национальных меньшинств. На сегодняшний день он является самым большим и главным вузом в автономном районе. В 1997 г. вошел в список ста лучших вузов Китая. Он включает в себя 15 институтов, 41 факультет, 58 направлений бакалавриата, 17 направлений докторантуры, 61 направление магистратуры и магистратуру административного управления. В университете обучается около 20 тысяч студентов, 100 иностранных студентов (40 студентов из России), работают 5500 преподавателей. Библиотека университета является одной из самых больших в автономном районе. В ней хранится более 1300 экземпляров книг. Также университет активно развивает отношения с вузами США, Японии, Канады, Финляндии, Австралии, Южной Кореи, Монголии, России и вузами других стран. Специально для иностранных студентов, желающих изучать монгольский и китайский языки в стенах университета Внутренней Монголии, был создан Институт международного образования.

За годы, прошедшие с начала реформ, Китай добился огромных успехов в развитии образования. Правительство Китая совместно с правительством административных районов предпринимает все больше усилий и вкладывает все больше средств в развитие образования. Основные задачи, которые ставит перед собой правительство на последующие годы, - это распространение обязательного образования на селе, в реализации которого уже достигнуты определенные результаты; развитие профессионального образования; повышение качества высшего образования.

В заключение отметим, что в ходе развития и реформирования образования Китаем накоплен определенный базовый опыт, необходимый для становления китайского образования более высокого уровня. Основами являются концепция научного развития, всесторонняя реализация стратегий "процветания государства через науку и образование" и «укрепление державы с помощью специалистов», а также утверждение роли образования. Главными концепциями стремительного подъема образования КНР являются твердый принцип последовательного развития, умение ухватить момент, продвижение вперед ускоренными темпами, а движущей силой служит неизменное следование реформам и инновациям, неустанное изучение и разрешение новых проблемы, а также гарантией успеха является правильная организация взаимосвязей между реформами, развитием и стабильностью.

Литература

1. http://www.abiru.ru - Народное образование. Китай // Жэньминь жибао, изд. «Синьсин». 2007.

2. http://libnn.ru - Ван Жунжун. О повышении образовательного потенциала населения Северо-Западного региона Китая. - 2009.

3. Ван Чанчунь. Состояние и перспективы профессионального образования в Китае. Год Китая в России // Профессиональное образование. - 2007. - №7. - С.22-23.

4. http://www.portalus.ru - Чжан Ли, Ян Иньфу. Выбор стратегии развития образования КНР. - 2007.

5. Чжан Бэйбэй Реформа образования в Китае и его финансовое обеспечивание // Китай сегодня. Социальногуманитарные знания. - 2007. - №2. - С.24-25.

6. http://nation.nmgnews.com.cn - Чжао Вэньцзя. 60 лет со дня образования Нового Китая. Обзор и перспективы развития Внутренней Монголии. - 2009.

7. info@allchina.ru - Закон об обязательном образовании. - 2008.

8. info@allchina.ru - Высшее образование в Китае. - 2008.

9. www.planetadisser.com - Проблемы и особенности реформирования профессионального образования КНР.

Алексеева Инга Дмитриевна - ассистент кафедры филологии стран Дальнего Востока Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, e-mail: inga-alex@rambler.ru

Alekseeva Inga Dmitrievna, assistant of department of philology of Far East countries, Buryat State University. Ulan-Ude, e-mail: inga-alex@rambler.ru

УДК 398 (510) В.Ф. Алсаева

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ КИТАЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Статья посвящена малым жанрам китайского фольклора: пословицам, загадкам, благопожеланиям. В статье приводится тематическая классификация данных жанров.

Ключевые слова: тематика, китайский фольклор, пословицы, загадки, благопожелания.

V.F. Alsaeva THEMATIC DIVERSITY OF SMALL GENRES OF CHINESE FOLKLORE

The article is devoted to small genres of Chinese folklore: proverbs, riddles, felicitations. The thematic classification of these genres is presented.

Key words: themes, Mnese folklore, proverbs, riddles, felicitations.

В богатейшей фольклорной сокровищнице китайского народа заметно выделяется афористическая поэзия. Ее изучению посвящены работы китайских ученых Шу Янь, Ван Юйсяо, Чжэн Цин, Шэнь Цзян и др. В рамках афористической поэзии обычно рассматриваются пословицы, загадки, благопожелания -так называемые «малые жанры». Они издавна пользуются в народе огромной популярностью, активно бытуют и в условиях современной действительности.

Пословицы (□□). Огромный фонд китайских пословиц является ценнейшим источником для изучения быта, нравов, обычаев и прочих специфических особенностей создавшего его народа. В пословицах находит свое отражение все, чем живет и с чем сталкивается народ на протяжении веков. Здесь и полный набор этнографических реалий, начиная от орудий труда и заканчивая нарядами, и всесторонняя характеристика географической среды с ее ландшафтами, климатом, животным и растительным миром; здесь и воспоминания о давно минувших событиях и выдающихся исторических личностях, отзвуки древнейших религиозных воззрений и подробная картина современной организации общества. Это становится возможным благодаря тому, что китайские пословицы затрагивают очень широкий круг тем, относящихся ко всем сферам жизни китайской нации. Многие китайские исследователи предпринимают попытки систематизировать это огромное разнообразие пословиц чаще всего по тематическому принципу. Рассмотрим наиболее подробную классификацию китайских пословиц, предложенную Шу Янь [□ □ Шу Янь, 2002, с. 292].

1. Пословицы, в которых говорится о явлениях, присущих определенной местности (□□□□□□□□□): На северо-востоке есть три ценности: женьшень, соболиный мех и трава ула / □□□□□□□□□□□□□□□ . Пословица указывает на три наиболее характерные явления для северо-востока Китая.

2. Пословицы, отражающие климат и окружающую среду определенной местности (□□□□□□□□□□□□□□)□Небо не бывает ясным три дня, земля не бывает равной три ли / □ □□□□□□□□□□. В пословице говорится об особенности Гуйчжоу, где часто идут дожди и много гор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.