Научная статья на тему 'Повышение роли историко-культурного аспекта содержания школьного исторического образования в условиях системно-деятельностного подхода к обучению'

Повышение роли историко-культурного аспекта содержания школьного исторического образования в условиях системно-деятельностного подхода к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ / ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / HISTORICAL AND CULTURAL COMPONENT OF CONTENTS OF SCHOOL HISTORY EDUCATION / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH OF TEACHING HISTORY / CIVILIZATION AND CULTURAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL CONTENTS / TRANSFORMING ACTIVITY OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко О. В.

В статье определяется место и роль историко-культурного аспекта в структуре современного содержания школьного исторического образования, указаны факторы, влияющие на позицию данного компонента содержания, говорится о принципиальном пересмотре отношения к историко-культурному материалу в связи с переходом образовательных учреждений среднего общего образования на ФГОС по истории нового поколения. Автор соотносит методические характеристики историко-культурного материала с требованиями системно-деятельностного подхода, который определяется более открытой и активной (преобразующей) позицией школьника в процессе обучения. Таким образом, современная образовательная парадигма определяет новые грани историко-культурного содержания в преподавании школьных исторических курсов, создаёт благоприятные условия для реализации его воспитательного и дидактического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE ROLE OF HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS OF THE CONTENT OF SCHOOL HISTORY EDUCATION IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO LEARNING

The article defines the place and role of historical and cultural aspects in the structure of the modern content of school history education. There are such factors that influence the position of the component of contents. The author refers to fundamental revision of the relationship to the historical and cultural materials in connection with the transition of educational institutions of secondary education in the FSES (Federal State Education Standard) the history of the new generation. The author relates the methodological characteristics of the historical and cultural material with the requirements of system-activity approach, which are determined by a more open and active position of pupils in the learning process. Thus, the current educational paradigm defines new facets of historical and cultural content in teaching school history courses creates favorable conditions for the implementation of the educational and didactic potential.

Текст научной работы на тему «Повышение роли историко-культурного аспекта содержания школьного исторического образования в условиях системно-деятельностного подхода к обучению»

формации, позволяет студентам успешно освоить грамматический материал, экономит время при повторении пройденного материала, способствует умственному развитию студентов, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи и развивает память.

Результаты экспериментального обучения подтверждают эффективность использования графической наглядности

Библиографический список

в формировании грамматических навыков у студентов. Тестирования и анкетирования показали, что качество знаний студентов повысилось после внедрения графической наглядности в процесс обучения. Но, тем не менее, необходимо заметить, что эффективность обучения также зависит от навыков и умений преподавателя методически правильно разрабатывать и применять графическую наглядность в учебном процессе.

1. Основная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык, квалификация бакалавр. Кызыл, 2014.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций; пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва: Просвещение, 2006.

3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.

4. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие. Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.

5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009.

6. Течинова А.М. Использование графической наглядности в развитии перцептивных и продуктивных речевых умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Иностранный язык». Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).

7. Bellanca J.A. A Guide to Graphic Organizers. Corwin Press, 2007.

8. McKnight K. The Teacher's Big Book of Graphic Organizers. John Wiley & Sons, 2010.

9. Гвоздева А.В. Дидактические условия обучения студентов грамматике французского языка с учетом типов восприятия учебной информации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2002.

References

1. Osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, profil' Inostrannyj yazyk, kvalifikaciya bakalavr. Kyzyl, 2014.

2. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs lekcij; posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 2006.

3. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii isovremennost'. Pod red. A.A. Mirolyubova. Obninsk: Titul, 2010.

4. Problema navykov i umenij v obuchenii inostrannym yazykam: uchebnoe posobie. Pod red. E.I. Passova, E.S. Kuznecovoj. Voronezh: NOU «Interlingva», 2002.

5. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.

6. Techinova A.M. Ispol'zovanie graficheskoj naglyadnosti v razvitii perceptivnyh i produktivnyh rechevyh umenij u bakalavrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» profil' «Inostrannyj yazyk». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).

7. Bellanca J.A. A Guide to Graphic Organizers. Corwin Press, 2007.

8. McKnight K. The Teacher's Big Book of Graphic Organizers. John Wiley & Sons, 2010.

9. Gvozdeva A.V. Didakticheskie usloviya obucheniya studentovgrammatike francuzskogo yazyka s uchetom tipov vospriyatiya uchebnoj infor-macii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2002.

Статья поступила в редакцию 24.03.15

УДК 378

Tkachenko O.V., Cand. of Humanity Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin

(Biysk, Russia), E-mail: timoist@mail.ru

ENHANCING THE ROLE OF HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS OF THE CONTENT OF SCHOOL HISTORY EDUCATION IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO LEARNING. The article defines the place and role of historical and cultural aspects in the structure of the modern content of school history education. There are such factors that influence the position of the component of contents. The author refers to fundamental revision of the relationship to the historical and cultural materials in connection with the transition of educational institutions of secondary education in the FSES (Federal State Education Standard) the history of the new generation. The author relates the methodological characteristics of the historical and cultural material with the requirements of system-activity approach, which are determined by a more open and active position of pupils in the learning process. Thus, the current educational paradigm defines new facets of historical and cultural content in teaching school history courses creates favorable conditions for the implementation of the educational and didactic potential.

Key words: historical and cultural component of contents of school history education, system-activity approach of teaching history, civilization and cultural approaches to development of educational contents, transforming activity of pupils.

О.В. Ткаченко, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: timoist@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО АСПЕКТА СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

В статье определяется место и роль историко-культурного аспекта в структуре современного содержания школьного исторического образования, указаны факторы, влияющие на позицию данного компонента содержания, говорится о принципиальном пересмотре отношения к историко-культурному материалу в связи с переходом образовательных учреждений

среднего общего образования на ФГОС по истории нового поколения. Автор соотносит методические характеристики историко-культурного материала с требованиями системно-деятельностного подхода, который определяется более открытой и активной (преобразующей) позицией школьника в процессе обучения. Таким образом, современная образовательная парадигма определяет новые грани историко-культурного содержания в преподавании школьных исторических курсов, создаёт благоприятные условия для реализации его воспитательного и дидактического потенциала.

Ключевые слова: историко-культурный компонент содержания школьного исторического образования, систем-но-деятельностный подход в обучении истории, цивилизационный и культурологический подходы к разработке учебного содержания, преобразующая деятельность школьника.

В основу процесса реформирования системы образования, который во многом совпал с фундаментальными преобразованиями российского общества, был положен принцип приоритета личности, а средствами этой цели должны были стать гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Перенос центра внимания на проблемы человека, а основного направления образовательной политики на овладение языком отечественной, мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира - так, в настоящее время определяются практические ориентиры поэтапного реформирования системы образования, главный вектор её развития на ближайшую перспективу [1].

Мы можем также наблюдать, как меняется в настоящее время парадигмальная основа отечественного образования. Особенностью государственного образовательного стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подходов в обучении. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, других основоположников теории деятельности, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебно-познавательного процесса с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется теперь, в первую очередь, характером организации их деятельности.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие, самоактуализация личности. При этом становление учебно-познавательной деятельности означает становление духовного развития личности школьника, формирование внутреннего мира и его главной составляющей - личностной культуры. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание си-стемно-деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности. Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира и культурного наследия, но и на его преобразование, происходящее в контексте системного видения окружающей действительности. При таком подходе у школьников развивается позитивное отношение к познанию научной картины мира, так, как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающей действительности. Системное содержание может развивать способность порождать собственное знание, видеть мир своими глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет внимательно наблюдать и понимать процессы окружающей действительности, творчески перерабатывать, создавать собственные знания о мире, вести с этим миром конструктивный диалог.

Преобразования в социально-экономической, политической и культурной жизни российского общества с неизбежностью пробуждают интерес к культурному наследию человечества, выяснению места и роли культуры в русской истории и современности, выявлению взаимосвязи социально-экономических сдвигов и культурных факторов, закономерностей в развитии самого культурного процесса с древности до наших дней. Всё это закономерно, ведь культурная традиция, призванная сыграть колоссальную жизнеутверждающую роль в становлении новой

постсоветской России, продолжает пока оставаться недостаточно разрабатываемой в школе. В этой связи хорошим примером может служить программа по истории России для средней общеобразовательной школы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, где авторы отмечают важность системного ознакомления учащихся с прогрессивным развитием культуры страны, с её выдающимися деятелями и наиболее значительными историческими памятниками, а также предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций, народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации, с историей своего края, города, села [2].

Определённой новизной является обращение к проблематике истории быта, российской ментальности, национальной политике. Постижение духовного содержания исторического наследия, интерес к диалогу с прошлым создают основу для восприятия культурных образцов, ценностей, традиций. Впервые к проблеме осуществления «диалога культур» в преподавании школьной истории обратились Г.М. Донской и В.С. Библер Они считали, что: «изучение подхода к эстетическому воспитанию требует формирования историзма при изучении развития искусства. Искусство должно рассматриваться в неразрывной связи с породившей его эпохой, в постоянной смене художественных течений, стилей, форм их взаимодействиях и взаимовлияниях». По мнению вышеназванных авторов, задачи эстетического воспитания решаются не только учебником, но внеклассной и внешкольной работой, источниками массовой информации. Провести эти средства в движение может, и должен, учитель, который обладает высокой общей культурой и искусствоведческой эрудицией [3].

Изучение вопросов культуры необходимо сделать ключевым звеном в связи с реализацией цивилизационного и культурологического подходов к разработке учебного исторического материала, реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании истории. Над этой проблемой работали и в настоящее время продолжают работать известные методисты-историки - А.А. Данилов, Е.Е. Вяземский, Л.Г. Косулина, Ю.С. Рябцев, В.В. Кириллов, Л.А. Кацва, М.Т. Студеникин, А.Т. Степанищев и другие. Культурологический подход в последнее десятилетие очень популярен, и не без основания. Выдающийся ученый-педагог, философ и публицист С.И. Гессен справедливо считал, что: «Об образовании в подлинном смысле слова можно говорить только там, где есть культура. Задача всякого образования -приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Цели образования - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек» [4, с. 19].

Современные теоретики отечественной педагогики развивают и дополняют идеи С.И. Гессена: «Выработка у ребёнка умения видеть идейно-художественную позицию художника, судить и ценить произведения искусства с позиции идеалов нашего общества - это и есть реализация принципа народности и высокой идейности в определении содержания искусства для работы с детьми. Смысл художественного воспитания не только в художественно-эстетическом развитии, но и в формировании у детей идейно-нравственной позиции в отношении к искусству, определенных идеалов прекрасного в искусстве, их места и роли в общественной жизни» [5, с. 82].

Стоит отметить, что культурно-исторический материал вызывает неизменный интерес со стороны учащихся и активизирует учебно-познавательную деятельность. Где, как не на уроках по истории культуры можно реализовать в полном объеме познавательную, коммуникативную, гедонистическую, эстетическую, аксиологическую функции преподавания истории. Кроме того, в процессе изучения вопросов культуры происходит воспитание личности, гражданина, патриота, ребенок приобщается к прекрасному, которое благотворно влияет на его развитие.

Система исторического образования усматривает особую роль культуры в историческом бытии человечества и его индивидуальном существовании, трактует становление и деятельность человека как целостный процесс, как единство социализации и развития индивида в его взаимодействии с обществом и в соци-

Библиографический список

окультурном творчестве. Система учитывает динамику ценностных ориентаций личности, создает оптимальные условия для освоения социальных, культурных и нравственных ценностей, превращение их во внутренние мотивации человека, делая эти ценности критерием жизненного выбора личности.

1. Закон об образовании 2013 г. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Москва, 2013.

2. Кирилов В.В., Чернова М.Н. Методические рекомендации учителю истории. Москва, 2000.

3. Донской Г.М. Целый мир уложить на странице. Москва, 1992.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва, 1995.

5. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Москва, 1982.

References

1. Zakon ob obrazovanii 2013 g. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii vRossijskojFederacii». Moskva, 2013.

2. Kirilov V.V., Chernova M.N. Metodicheskie rekomendacii uchitelyu istorii. Moskva, 2000.

3. Donskoj G.M. Celyjmir ulozhit'na stranice. Moskva, 1992.

4. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Moskva, 1995.

5. Lihachev B.T. Vospitatel'nye aspekty obucheniya. Moskva, 1982.

Статья поступила в редакцию 29.03.15

УДК 796 (091) (571.15)

Sheyenko Ye.I, Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai Institute of Financial Management (Barnaul, Russia),

E-mail: sheenk@rambler.ru

Bodyukov E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Technical University named after I.I. Polzunov

(Barnaul, Russia), E-mail: udgeen74@mail.ru

SPORTS EDUCATION IN ALTAI IN THE FIRST HALF OF THE 20th CENTURY. Considering the questions of formation and development of physical culture, generally we face the information about its evolution stages. But often we don't pay attention to the questions of sports education: the role of the scientists', teachers' and other professionals' personality who founded the formation of physical culture in the specific region of our great country, the characterization and appreciation of their educational activities. In this paper we took a shot at the introduction of clearness in the questions of sports education in Altai in the first half of the 20th century. The authors define the beginning of the development of sport training work in Altai, which goes back to the period before the World War I. The first sports clubs taught to do gymnastics. The work focuses its attention at a Gymnastics Society of Topographers in Altai Region. The history of sports in Altai also has other directions in sports, such as doing boxing and Greco-Roman wrestling.

Key words: education, physical culture, sport, gymnastics, educational institutions.

Е.И. Шеенко, канд. пед. наук Алтайского института финансового управления, г. Барнаул, E-mail: sheenk@rambler.ru

Е.В. Бодюков, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова,

г. Барнаул, E-mail: udgeen74@mail.ru

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА АЛТАЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Рассматривая вопросы становления и развития физической культуры, нашему вниманию в основном предстают сведения об её эволюционных этапах. Но, зачастую, остаются без внимания вопросы физкультурного просвещения: о роли личности учёных, педагогов и других специалистов, стоявших у истоков становления физической культуры в конкретно взятом регионе нашей страны; о характеристике и оценке их просветительской деятельности.

В настоящей работе авторы вносят определённую ясность в вопросы физкультурного просвещения на Алтае в первой половине XX века.

Ключевые слова: просвещение; физическая культура; спорт; гимнастика; учебные заведения.

Говоря о проблеме просвещения в области физической культуры и спорта, необходимо выделять две стороны рассмотрения вопроса: во-первых, историю и роль педагогических кадров данной области; во-вторых, историю физической культуры, как образовательной дисциплины и как части культуры общества.

Касательно сведений о первых специалистах-просветителях в области физической культуры, их роли и оценки их просветительской деятельности, в истории Алтайского края следует отметить их недостаточную изученность. В силу этого данный вопрос является актуальным и открытым.

Более изученными являются вопросы становления в нашем регионе физической культуры и спорта, как культурного массового движения. Музеями спортивной славы Алтайского края, Алтайского краевого училища олимпийского резерва и другими образовательными учреждениями накоплен значительный материал по данному направлению, но и этот материал остается не достаточно последовательным и окончательно скомплекто-

ванным. Обобщение изученного материала осложняет тот факт, что при систематизации и подборе информации этими организациями постоянно делался акцент на спортивных достижениях спортсменов и коллективов, связанных с различными этапами становления спорта на Алтае.

Итак, физкультурное просвещение в России развивалось неоднородно. Зависело это от близости к столичным городам, от политической и экономической обстановки на местах. Алтайский край не был исключением: в крупных городах физкультурное просвещение на рубеже XIX и XX столетий (именно этот период принято считать началом становления физической культуры и спорта в нашем регионе) развивалось гораздо быстрее, чем в глубинке [1, 2]. Слабое развитие системы воспитательно-образовательных мероприятий в области физической культуры объясняется и тем, что Алтай вообще в культурном отношении оставался одной из отсталых регионов страны. Вопросы просвещения, в том числе и физкультурного, здесь решались крайне медленно. В это время физической культурой занимались в ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.