Научная статья на тему 'Повышение профессиональных качеств культурологов в процессе преподавания учебного курса «Конфликтология» в вузе'

Повышение профессиональных качеств культурологов в процессе преподавания учебного курса «Конфликтология» в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЯ / КОНФЛИКТ / КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: ИНФОРМАЦИОННАЯ / НОРМАТИВНАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / АДАПТАЦИОННАЯ / CULTURE FUNCTIONS: INFORMATIVE / CONFLICTOLOGY / CONFLICT / CULTURE / STANDARD / COMMUNICATIVE / ADAPTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошников А. Е.

В статье обосновывается необходимость преподавания конфликтологии у студентов-культурологов, через основные педагогические критерии. В работе рассматривается связь конфликтологии и культурологии, а также деятельность в который могут быть заняты будущие культурологи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL QUALITIES IMPROVEMENT OF CULTURE DEPARTMENT STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING «CONFLICTOLOGY»1

The article deals with the necessity of teaching conflictology to culture department students using basic pedagogical criteria. The paper considers the correlation of conflictology with culture studies as well as activities prospective culture department students can perform.

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональных качеств культурологов в процессе преподавания учебного курса «Конфликтология» в вузе»

УДК 378

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУЛЬТУРОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» В ВУЗЕ

© 2011 А.Е.Сошников

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 13.10.2010

В статье обосновывается необходимость преподавания конфликтологии у студентов-культурологов, через основные педагогические критерии. В работе рассматривается связь конфликтологии и культурологии, а также деятельность в который могут быть заняты будущие культурологи.

Ключевые слова: конфликтология, конфликт, культура, функции культуры: информационная, нормативная, коммуникативная, адаптационная.

Мировой социально-исторический опыт позволяет определить главную цель воспитания как формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности. Критериями воспитанности человека могут служить: 1) степень овладения общечеловеческими гуманистическими доминантами; 2) овладение этическими нормами и эстетическими ценностями общества как основой социальной и профессиональной деятельности, личностных оценок и поступков; 3) уровень и иерархия качеств личности, приобретенных в процессе вос-питания1.

Приведенные выше критерии воспитанности человека в высшей школе не только не исключают важность преподавания конфликтологии, но и подтверждают необходимость данного курса в вузах страны. Конфликт является частью жизни любого человека. Но многие ли люди могут сказать, что такое конфликт, какими способами его можно разрешить, и какой способ является наилучшим? Многие имеют лишь смутные представления. Хотя ценностными приоритетами образования являются: 1) ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности; 2) демократизм и толерантность; 3) сочетание космизма и национальной идеи; 4) раскрытие сущностных креативных способностей личности; 5) региональный аспект образования, направленный на

Сошников Александр Евгеньевич, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры. Самарской государственной академии культуры и искусств. E-mail: soshnikov. alex@mail. ru

1 Психология и педагогика высшей школы: Учеб. по-соб. / Ред. М.В.Буланова-Топоркова. [Электронный ресурс] http: / /www.gumer.info /bibliotek Buks /

Pedagog/bulan/01 .php (дата обращения: 14.10.10).

формирование потребностей реализовать свой творческий потенциал в «обустройстве» малой родины2.

В нашем понимании одной из важнейших частей освоения гуманистических ценностей и формировании толерантности является изучение конфликтологии, которая сможет помочь в формировании качеств необходимых человеку культурному. Но в большинстве вузов данная дисциплина не преподается, хотя необходима для наилучшего освоения своей профессией. И одной из таких специальностей, где конфликтология, на наш взгляд необходима - является культурология. В.В.Горохов говорит о том, что целями курса культурологии являются: «на основе полученных и имеющихся у студентов знаний выработать понятие о происхождении, сущности, структуре культуры, общих закономерностях ее развития и функционирования, специфики локальных и региональных культур, их связи и преемственности с другими культу-рами»3.

Таким образом, одной из задач студентов-культурологов, является изучение специфики локальных и региональных культур, а также их связь и преемственность с другими культурами. Взаимодействие культур подразумевает не только их преемственность, связи, но и конфликты. Многие ученые говорят о столкновении культур «Запада» и «Востока», о столкновении «христианской» и «мусульманской» культур. Для того, чтобы у студентов, будущих культурологов, этнологов, сложилась более полная картина взаимодействия, в некоторых случаях, противостояния культур, одной из важнейших составляющих учебного процесса должна быть конфликтология в аспекте культурологии. Только тогда можно будет говорить

2 Там же.

3 Горохов В.В., Кознова И.Е. Культурология: План-

конспект лекционного курса. - М.: 1998. - С.5.

Педагогика

о профессиональном образовании студентов. В настоящее время, разговор о взаимодействии и конфликте культур приведет лишь к поверхностным знаниям. Так как у большинства студентов существует лишь смутные представления о конфликтах, о способах их разрешения, основанные на их жизненном опыте, зачастую ограничивающимся лишь бытовыми знаниями. Культурологи изучают не только дисциплины связанные с культурологическим аспектом, но также этнологию и этнографию. И с этими дисциплинами взаимодействует конфликтология. В настоящее время внимание общества все больше приковывают различные конфликты на этнической почве. Поэтому актуально говорить в этнологии и этнографии о конфликтах, но, как и в случае с культурологией, студенты не смогут представить целостной картины этнических конфликтов без специальной дисциплины, в данном случае конфликтологии. Необходимо показать студентам, что этнические конфликты являются одними из самых сложноразрешимых. Если же отойти от конфликтов, которые рассматриваются и могут быть рассмотрены в этнографии и культурологии, а взглянуть исключительно на культуру и ее функции. То и здесь мы сможем увидеть необходимость изучения конфликтологии.

«Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.... Различают материальную и духовную культуру. .В более узком смысле - сфера духовной жизни людей»4. Из данного определения видно, что культура - это определенный уровень развития общества, который помимо всего включает и взаимодействие людей. Но взаимодействие людей включает в себя различные конфликты, которые в нормальном обществе должны разрешаться цивилизованным путем. И для того, чтобы общество развивалось нормально, необходимо не только повышение культурного уровня, но и знание и умение разрешать спорные моменты.

Культура в свою очередь выполняет определенные функции: 1) Информационная. Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры. 2) Познавательная. Посредством культуры человек познает мир и себя в нем, раздвигает свои границы. 3) Нормативная. Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию су-

4 Фокин Ю.Г. Педагогика. Преподавание и воспитание в высшей школе. - М.: 2002. [Электронный ресурс] www.ihtik.lib.ru (16.10.2009).

ществования определенных культурных запретов, норм, табу. Культура как система нравственных, моральных ограничений и положений. 4) Коммуникативная. Общение людей во времени и пространстве, в конкретности и всеобщности. 5) Аксиологическая. Именно культура определяет ценность для человека тех или иных феноменов. 6) Адаптационная. Приспособление к среде проживания. На заре развития культуры эта функция была важнейшей. В настоящее время она постепенно перемещается все ниже по степени важности. Однако в современных условиях данная функция трансформируется и можно говорить о приспособлении к социальной среде, о выживании в этой среде. Если исходить из такого взгляда, то адаптационная функция культуры играет важнейшее значение для человека как члена общества. 7) Разграничение и интеграция человеческих общностей. Культура разделяет различные народы или объединяет один народ. Культура разъединяет людей различных субкультурных общностей или объединяет их в одной такой5.

Даже из функций культуры видно, что культурология и конфликтология неразрывно связаны. Одна из функций культуры - коммуникативная, которая связана с конфликтами. Как видно из вышесказанного, дисциплины преподающиеся студентам-культурологам, связаны с конфликтологией. И лишь преподавание всех этих дисциплин может способствовать формированию навыков необходимых для более успешной и эффективной работы на поприще культурологии. Нынешние студенты, будущие специалисты, в области культурологии смогут профессиональнее подходить к конфликтам культур, а также этническим конфликтам. И, возможно, в ближайшем будущем смогут, если не свести возникающие конфликты в данном аспекте на «нет», то хотя бы усмотреть его причину и верно разрешить. И лишь знание культурных и этнических традиций в совокупности со знаниями конфликтологии смогут предотвратить конфликты, рассмотреть первые сигналы нарастающих, возможных, конфликтов.

Студенты, обучающиеся на факультете культурологии, проходят практику в учебных заведениях, где призваны обучать детей культурологическим дисциплинам. Некоторые, уже работают педагогами в школах. Таким образом, их работа еще связана и с педагогической деятельностью. И кроме непосредственного обучения им придется сталкиваться с конфликтами в педагогическом процессе. Будь то конфликт с родителями или между учениками. Но без зна-

5 Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология. -М.: 1998. - С. 17.

ний специфики педагогических конфликтов, без умения их правильно разрешить, а еще лучше -предупредить, молодые специалисты не смогут стать настоящими учителями. Учителями, которые не только несут школьникам знания, но и их помощниками в процессе обучения. Необходимость знаний конфликтов и умений их правильно разрешить, в настоящее время связано с тем, что сейчас провозглашается концепция педагогики сотрудничества. Как уже говорилось выше, учителя призваны, не только дать детям знания, но и помочь в процессе обучения. В большинстве случаев, учителя разрешают конфликты с учениками с авторитарной позиции. Т.е. учитель старше - он и прав. Многие даже не пытаются понять, в чем заключается причина неуспеваемости школьников, почему они конфликтуют с учителями. Это связано, прежде всего, с той системой обучения, которая царила в стране, начиная с 17-го года. Поэтому, студенты, которые идут на практику, преподавать школьникам различные предметы, должны не только хорошо знать те дисциплины, которые будут преподавать, но и им необходимы умения и знания по конфликтологии.

Целью преподавания дисциплины «Конфликтология» является получение знаний о причинах и условиях возникновения, развития конфликтов и о способах их разрешения. Задачами предмета является: освоение основ теории конфликтологии, приобретение практических

навыков и умений предупреждения, разрешение и урегулирование конфликтных ситуаций. Формирование толерантного отношения к другим культурам, народам и религиям.

Изучением конфликтологии в отечественной науке наиболее активно стали заниматься с 90-ых годов XX века. Были изданы учебные программы: С.М.Емельянов6, В.Н.Рябцев7, Т.Е.Попова, И.П.Бобрешова, Т.А.Чувашова8 А также выпущены ряд учебников по конфликтологии, следующих авторов: А.Я.Анцупов9, Е.М.Бабо-сов10, А.В.Дмитриев11, А.И.Леонов12, А.С.Кар-мин13 и др. Таким образом, конфликтология в России развивается и получила широкое распространение. Особое место конфликтологии стоит уделять на гуманитарных специальностях.

6 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -СПб.: 2009.

7 Рябцев В.Н. Конфликтология: Учебная программа. -Ростов н/Д.: 2000.

8 Попова Т.Е., Бобрешова И.П., Чувашова Т.А. Конфликтология: Методические указания по изучению дисциплины. Краткий конспект лекций. - Оренбург: 2004.

9 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. -СПб.: 2007.

10 Бабосов Е.М. Конфликтология. - Мн.: 2000.

11 Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: 2000.

12 Конфликтология / Сост. А.И.Леонов. - М. - Воронеж: 2002.

13 Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина - СПб.: 1999.

PROFESSIONAL QUALITIES IMPROVEMENT OF CULTURE DEPARTMENT STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING «CONFLICTOLOGY»

© 2011 A.E.Soshnikov°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article deals with the necessity of teaching conflictology to culture department students using basic pedagogical criteria. The paper considers the correlation of conflictology with culture studies as well as activities prospective culture department students can perform.

Keywords: conflictology, conflict, culture, culture functions: informative, standard, communicative, adaptive.

Alexander Evgenevich Soshnikov, Senior Teacher of Theory and Culture History Department of Samara State Academy of Culture and Arts, Post-graduate Student. E-mail: soshnikov. alex@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.