Научная статья на тему 'Повышение навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов на этапах стажировки'

Повышение навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов на этапах стажировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭРУДИЦИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЙСКОВАЯ СТАЖИРОВКА / МЕТОДИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / TEACHING STAFF / PSYCHO-EDUCATIONAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGIC KNOWLEDGE / EDU-CATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / MILITARY TRAINING / METHODOLOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняйков Михаил Николаевич

Данная статья рассматривает повышение навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов на этапах стажировки, как одному из путей повышения эффективности профессионального становления курсантов, в педагогической теории и практике в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации. В данной статье рассмотрены новые подходы и методы к обучению курсантов и подготовке их к дальнейшей профессиональной деятельности по прямому должностному предназначению. Рассмотрены 4 этапа педагогической техники применительно к войсковой стажировке, которая является составной частью педагогической культуры и мастерства, она объединяет все действия и шаги преподавателя. Развитие навыков и умений возможно за счет повышения методического мастерства преподавателей посредством организации и усиления методической работы в военном вузе и на кафедре. В результате овладения методической культурой обеспечивается уровень грамотности, подразумевающий систему научных знаний, которая может служить потенциальной основой мастерства Повышение навыков и умений педагогического состава формируется только в процессе его активной педагогической деятельности, которая имеет сложную психологическую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving skills of teachers in psycho-pedagogic support of educational-professional activity of students during period of probation

This article considers the improvement of skills of teachers in psycho-pedagogic support of educationalprofessional activity of students during period of pro-bation as one of the ways to improve the efficiency of professional formation of students, in educational theory and practice in the military academies of the Ministry of defence of the Russian Federation. This ar-ticle describes approaches to the training of cadets and prepare them for further professional activities direct official purpose. Pedagogic technology is an integral part of pedagogic culture and skills, it brings together all the actions and steps of the teacher. In pedagogic literature as a pedagogic technique raised a set of dif-ferent skills, techniques, and tools by which the teacher reaches the efficiency of applied methods of pedagogic influence on both individual students and the team as a whole. 4 stages are considered of educational technol-ogy applied to military training course, which is part of the pedagogic culture and craftsmanship, it combines all the actions and steps the teacher. Development of skills is possible by increasing methodological skills of teachers through the organisation and strengthening methodological work in the military College and the Department. As a result of mastering methodological culture is provided by the literacy rate, implying the system of scientific knowledge that can serve as a potential basis of skill Improvement skills and abilities of the teaching staff is formed only in the process of its active pedagogic activity, which has a complex psychological structure.

Текст научной работы на тему «Повышение навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов на этапах стажировки»

УДК 355.23

Черняйков Михаил Николаевич

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

chernyaikov@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ НА ЭТАПАХ СТАЖИРОВКИ

Данная статья рассматривает повышение навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов на этапах стажировки, как одному из путей повышения эффективности профессионального становления курсантов, в педагогической теории и практике в военных вузах Министерства обороны Российской Федерации. В данной статье рассмотрены новые подходы и методы к обучению курсантов и подготовке их к дальнейшей профессиональной деятельности по прямому должностному предназначению. Рассмотрены 4 этапа педагогической техники применительно к войсковой стажировке, которая является составной частью педагогической культуры и мастерства, она объединяет все действия и шаги преподавателя.

Развитие навыков и умений возможно за счет повышения методического мастерства преподавателей посредством организации и усиления методической работы в военном вузе и на кафедре. В результате овладения методической культурой обеспечивается уровень грамотности, подразумевающий систему научных знаний, которая может служить потенциальной основой мастерства Повышение навыков и умений педагогического состава формируется только в процессе его активной педагогической деятельности, которая имеет сложную психологическую структуру.

Ключевые слова: педагогический состав, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая эрудиция, учебно-профессиональная деятельность, войсковая стажировка, методическое мастерство.

Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов на этапах стажировки подтвердили актуальность и в современных условиях одной из важнейших педагогических мыслей К.Д. Ушинского, который писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя потому, что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Только личность может воздействовать на личность, только характером можно образовать характер» [9]. В процессе обучения и воспитания курсантов как никогда важно, чтобы сами воспитатели имели высокую общую и педагогическую культуру.

Проблеме формирования и развития педагогической культуры преподавателей высшей военной школы, как сложного образования личности, представляющего собой определенную степень овладения накопленным военно-педагогическим опытом обучения и воспитания, как показатель совершенства и достигнутый уровень развития педагогически направленного общения и поведения, постоянной устремленности к самосовершенствованию психолого-педагогических знаний, педагогических навыков и умений, педагогических качеств личности, посвящен ряд военно-педагогических исследований [1; 7].

Однако повышению навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов на этапах стажировки, как

одному из путей повышения эффективности профессионального становления курсантов, в педагогической теории и практике военных вузов уделяется недостаточное внимание. Преподавательский состав военных вузов, как известно, не однороден по уровню своей профессиональной подготовки, опыту военной службы и стажу педагогической деятельности. Наблюдения за представителями различных категорий преподавательского состава подтвердили, что необходимость педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности требует от них непрерывной работы над собой, совершенствования своих личностных качеств и деятельности.

Особенно значимым для преподавателей является непрерывное самообразование, самовоспитание, самосовершенствование своей деятельности и личности. В этой связи уместно привести слова А. Дистервега, который справедливо считал, что «преподаватель лишь до тех пор способен воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным образованием и воспитанием» [3].

В условиях совершенствования педагогических систем в военных вузах разрабатываются адекватные им педагогические технологии, использующие современную методологию творчества и требующие от преподавателей новых подходов к обучению курсантов и подготовке их к профессиональной деятельности. Важно отметить, что в значительной части исследований в последние годы качество педагогической деятельности преподавателей военных вузов оценивается через понятие «профессионализм». Одновременно с этим, исследователи

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Черняйков М.Н., 2016

педагогической деятельности неоднозначно подходят к определению профессионализма преподавателя. Так, часть из них отождествляют «профессионализм» и «педагогическое мастерство» [4; 6]. Профессионализм педагогической деятельности в свою очередь определяется как совокупность общекультурных, общетеоретических, специальных и психолого-педагогических знаний, умения передать эти знания своим воспитанникам. Ряд исследователей особо выделяют роль профессионального совершенствования педагога [8].

Профессионализм имеет самое непосредственное отношение к повышению навыков и умений педагогического состава. Так, в работе А.К. Быкова отмечается, что высшей ступенью профессионализма является педагогическое мастерство [2, с. 19-21].

Исторический опыт подтверждает, что все выдающиеся педагоги неоднократно замечали: чем искуснее используются различные средства и приемы воздействия обучающего на обучаемого, тем эффективнее их влияние и тем короче путь к достижению поставленных целей. Выдающийся мастер педагогического труда А.С. Макаренко по этому вопросу писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда», с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [8].

Элементов педагогической техники существует огромное количество. Являясь составной частью педагогической культуры и мастерства, она объединяет все действия и шаги преподавателя. В педагогической литературе под педагогической техникой поднимается комплекс различных навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых преподаватель достигает эффективности применяемых методов педагогического воздействия как на отдельных курсантов, так и на коллектив в целом. Применительно к подготовке и проведению войсковой стажировки педагогическая техника включает в себя четыре группы.

Первая группа: навыки и умения организации учебных занятий по дисциплинам специализации, с проведением различных мероприятий по формированию определенных качеств и осуществления психологической подготовки; создание специальных сложных ситуаций, максимально приближенных к условиям эксплуатации ЗРС, которые вносят в эти занятия элементы напряженности, внезапности, необходимости проявления креативности в сочетании с тщательно продуманными и организованными мерами безопасности.

Вторая группа включает в себя приемы выразительного показа преподавателем своего отношения и определенных чувств к действиям курсантов, умения пользоваться техникой речи, словом, интонацией голоса, мимикой и др.

Третья группа представляет «технологию» изучения и учета особенностей курсантов военных

вузов, а также особенностей учебных дисциплин по эксплуатации ЗРС (зенитных ракетных систем), создание различных педагогических условий воспитательного воздействия данных дисциплин, особенно формирование высоких военно-профессиональных качеств, эмоционально-волевой устойчивости и др.

Четвертая группа включает в себя навыки и умения в использовании различных технических средств обучения, применение их в процессе обучения, и в первую очередь, в овладении ЗРС, которая применяется в ходе групповых и практических занятий, умение педагогически правильно использовать кино, презентации, наглядные пособия и др.

Важным элементом повышения навыков и умений педагогического состава является психолого-педагогическая эрудиция. Она лежит в основе творческого подхода преподавателей при решении всех учебно-воспитательных задач. Психолого-педагогическая эрудиция выступает важнейшим компонентом методического мастерства преподавателей и необходимой предпосылкой его успехов в работе.

Как показывает практика, в настоящее время для достижения преподавателем высокого уровня мастерства в сфере высшей военной школы требуется широкое и качественное образование и культурное развитие. Другими словами, содержательное наполнение труда преподавателей обусловливает необходимость непременного и постоянного поддержания их потенциальной профессиональной готовности к непрерывному самосовершенствованию. Условием готовности педагога к работе является культ познания как мотивационная основа деятельности, основа профессионально-познавательной и общекультурной активности [5, с. 36-40].

Повышение навыков и умений педагогического состава формируется только в процессе его активной педагогической деятельности, которая имеет сложную психологическую структуру. Как показывает опыт, специальные исследования и анализ психолого-педагогической литературы, деятельность преподавателей включает в себя следующие области (компоненты): конструктивную, коммуникативную, организаторскую и исследовательскую (гностическую).

Совокупность этих областей представляет основу педагогического труда и имеет решающее значение для формирования навыков и умений педагогического состава. Данная структура педагогической деятельности изменяется по мере овладения профессиональным мастерством, накопления педагогического опыта, развития способностей совершенствовать, на основе анализа, свою педагогическую деятельность.

Большинство военных преподавателей, которые участвуют в подготовке и проведении вой-

сковой стажировки, не имеют специального педагогического образования, в то время как преподавательская деятельность является у них ведущей. Несмотря на высокий уровень собственной теоретической и практической подготовки по соответствующей специальности, такие преподаватели в учебно-воспитательном процессе участвуют лишь интуитивно, без опоры на глубокие знания педагогики и психологии высшей военной школы, а также частных методик преподавания военно-технических дисциплин. В основном они используют опыт собственного обучения в военных институтах и академиях, а также службы в войсках, обучения и воспитания военнослужащих срочной службы, иногда забывая, что техническая подготовка солдата и офицера - военного инженера с высшим военно-специальным образованием - не одно и то же. Подобная ситуация часто приводит к ряду типичных ошибок, которые тормозят личностное и профессиональное развитие курсантов, препятствуют успешному формированию эксплуатационной компетентности и гарантированному выполнению квалификационных требований. Самой распространенной ошибкой таких преподавателей является их уверенность в том, что одного отличного знания учебного материала вполне достаточно для успешного достижения дидактических целей занятия. Это заблуждение приводит к тому, что занятия по дисциплинам специализации проходят с низкой эффективностью, с подавляющим преобладанием репродуктивных методов обучения. Работа по совершенствованию учебного процесса во многих случаях сводится лишь к насыщению занятий техническими средствами обучения без должного анализа усвоения курсантами знаний, умений и навыков. Очевидно также, что никакое совершенствование учебно-методических материалов для проведения занятий по дисциплинам специализации не приведет к положительному результату, если инновационные методики не будут осмыслены, усвоены и применены на практике преподавателями, проводящими соответствующие виды занятий.

Таким образом, возникает необходимость в повышении навыков и умений преподавательского состава в процессе организации занятий по дисциплинам специализации при подготовке курсантов к войсковой стажировке. Именно от педагогического мастерства преподавателя зависит качество проводимых им занятий и, как следствие, качество подготовки будущих офицеров.

Неотъемлемой и существенной частью повышения навыков и умений преподавательского состава является методическое мастерство. Следовательно, развитие навыков и умений возможно за счет повышения методического мастерства преподавателей посредством организации и усиления методической работы в военном вузе и на кафедре.

По мнению В.В. Жилкина, методическое мастерство - это культуротвоческое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов усвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях. Элементами методической культуры являются знания, приемы, творчество, эмоциональный опыт.

Знания о целях, средствах, объекте, результатах, способах и приемах процесса обучения - то есть обо всех его компонентах, включая знания о самом себе как преподавателе, являются первым элементом методической культуры. Вторым элементом методической культуры являются приемы профессиональной деятельности, основанные на навыках, составляющих опыт работы. Именно на их основе осуществляется репродукция методической культуры (воспроизведение уже достигнутого). Третий элемент методической культуры - творчество, то есть продуцирование нового в обучении.

Знания, умения, способности к творчеству иногда не обусловливают потребность преподавателя применять их на практике. Четвертым элементом методической культуры является опыт эмоционального отношения к своей профессиональной деятельности. Появление такого опыта, как и приобретение знаний, и овладение приемами, и их творческое использование связано с педагогической деятельностью и обращено на систему ценностей преподавателя. Осваивая элементы методической культуры, преподаватель достигает соответствующих уровней профессионализма. В результате овладения методической культурой обеспечивается уровень грамотности, подразумевающий систему научных знаний, которая может служить потенциальной основой мастерства. Приобретение опыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека до уровня ремесла, которое представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Достижение уровня мастерства возможно только после освоения третьего элемента методической культуры - творчества. Система методических умений (мастерство) возникает лишь на основе овладения способностью преобразовывать освоенные приемы (опыт) и переносить их в новые условия.

Методическое мастерство не является суммой всех элементов методической культуры и качеств индивидуальности: все, что входит в методическое мастерство, из чего оно складывается, интегрируется в нем и преобразуется в способность на должном уровне выполнять свою профессиональную деятельность. Сложившаяся в Ярославском высшем военном училище противовоздушной

210

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Повышение педагогического

мастерства преподавателей

Рисунок 1. Система формирования методического мастерства в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны

обороны система формирования у преподавателей методического мастерства в целом отвечает требованиям руководящих документов. Организационно ее структура показана на рисунке 1.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что целью методической работы в процессе организации подготовки к войсковой стажировке курсантов военных вузов является непрерывное повышение квалификации преподавателей военно-технических и специальных дисциплин, повышение их методического мастерства, содействие формированию и развитию их компетентности в области овладения основами психолого-педагогических знаний, последними достижениями в области педагогических технологий, инновационными методами обучения и воспитания, конкретной учебной дисциплиной и методикой ее преподавания.

Понятно, что процесс становления (совершенствования) методического мастерства сложен, многогранен, и происходит индивидуально в зависимости от имеющегося жизненного, педагогического опыта и свойств (качеств) личности, присущих конкретному преподавателю. Однако вышеописанный комплекс мер позволил довести подготовку преподавателей до уровня, позволив-

шего получить репрезентативные результаты эксперимента.

Повышение навыков и умений педагогического состава в психолого-педагогическом сопровождении учебно-профессиональной деятельности курсантов зависит от:

- внедрения системы повышения методического мастерства преподавателей кафедры, включающей в себя совокупность задач и форм методической работы на кафедре, а также комплекса организационных и учебно-тренировочных мероприятий в соответствии с программой повышения методического мастерства преподавателей кафедры;

- постоянное мотивирование и стимуляция самостоятельной работы преподавательского состава над развитием своего педагогического мастерства;

- осваивая элементы методической культуры, преподаватель достигает соответствующих уровней профессионализма. В результате овладения методической культурой обеспечивается уровень грамотности, подразумевающий систему научных знаний, которая может служить потенциальной основой мастерства;

- приобретение опыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека до уровня ремесла, которое представляет со-

бой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма).

Библиографический список

1. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры. - М., 1983.

2. Быков А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы. - М., 2000.

3. Дистервег А.С. Сочинения: в 3 т. - М.: Мысль, 1956.

4. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Ленинград, 1974.

5. Каряев В.А. Некоторые подходы к обоснованию актуальности формирования технологической

культуры личности на современном этапе развития общества. - Тамбов: Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, 2000.

6. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993.

7. Лобач А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992.

8. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. Т. 5. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

212

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.