Научная статья на тему 'Повышение надёжности изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин тягового подвижного состава'

Повышение надёжности изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин тягового подвижного состава Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
382
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОЛЯЦИЯ / ЩЁТОЧНЫЙ АППАРАТ / ТЯГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ПЕРЕКРЫТИЕ ИЗОЛЯЦИИ / ИЗОЛЯЦИОННЫЙ ПАЛЕЦ КРОН-ШТЕЙНА ЩЁТКОДЕРЖАТЕЛЯ / INSULATION / BRUSHING MACHINE / TRACTION MOTOR / INSULATION COVER / INSULATING FINGER OF THE BRUSH HOLDER BRACKET

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лобыцин И. О., Дульский Е. Ю., Васильев А. А.

Данная статья направлена на решение актуальных в настоящее время задач, связанных с повышением надежности тягового подвижного состава в целом. В частности, в статье рассматриваются вопросы, связанные с ремонтом и восстановлением изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин тягового подвижного состава. Проведенный анализ статистических данных по отказам пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин показал, что их отказы от общего числа составляют порядка 30% и ежегодно растут. В статье рассмотрены главные причины отказов пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин, связанные с наличием газовых включений между твёрдым диэлектриком и металлом, накопление объемных электрических зарядов на боковой поверхности пальца и отрицательное влияние увлажнённой пыли между токоподводящей клеммой и траверсой. Представлены пути решения проблемы низкой надежности пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин на основе повышения поверхностной электрической прочности и трекингостойкости с учетом условий появления трещин в технологиях изготовления и восстановления деталей из полимерных материалов. Рассмотрена технология изготовления и ремонта пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин, вы-явлены наиболее слабые стороны. В качестве совершенствования технологии ремонта и восстановления пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин предлагается использовать новые способы, основанные на использовании энергии теплового излучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лобыцин И. О., Дульский Е. Ю., Васильев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is aimed at solving current problems related to increasing the reliability of traction rolling stock as a whole. In particular, the article deals with issues related to the repair and restoration of the insulating fingers of the brackets of the brush holders of electric machines of traction rolling stock. The analysis of statistical data on finger failures of the brackets of the brush holders of electric machines showed that their refusals from the total number are of the order of 30% and grow annually. The article considers the main reasons for the failure of the fingers of the brackets of the brush holders of electrical machines are associated with the presence of gas inclusions between the solid dielectric and the metal, the accumulation of volumetric electrical charges on the side surface of the finger, and the negative effect of moistened dust between the current-carrying terminal and the traverse. The ways of solving the problem of low reliability of the fingers of the brackets of the brush holders of electric machines are presented on the basis of increasing the surface electric strength and tracking stability, taking into account the conditions for the emergence of cracks in the technologies for manufacturing and restoring parts from polymeric materials.The technology of manufacturing and re-pairing the fingers of the brackets for the brush holders of electric machines is considered, and the weakest aspects are revealed. As an improvement of the technology of repair and restoration of the fingers of the brackets of the brush holders of electric ma-chines, it is proposed to use new methods based on the use of thermal radiation energy.

Текст научной работы на тему «Повышение надёжности изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин тягового подвижного состава»

иркутским государственный университет путей сообщения

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 4 (56) 2017

УДК 621.33

И. О. Лобьщин, Е. Ю. Дульский, А. А. Васильев

DOI: 10.26731/1813-9108.2017.4(56).218-224

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация Дата поступления: 07 декабря 2017 г.

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ИЗОЛЯЦИОННЫХ ПАЛЬЦЕВ КРОНШТЕЙНОВ ЩЁТКОДЕРЖАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Аннотация. Даная статья направлена на решение актуальных в настоящее время задач, связанных с повышением надежности тягового подвижного состава в целом. В частности, в статье рассматриваются вопросы, связанные с ремонтом и восстановлением изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин тягового подвижного состава. Проведенный анализ статистических данных по отказам пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин показал, что их отказы от общего числа составляют порядка 30% и ежегодно растут.

В статье рассмотрены главные причины отказов пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин, свя-занные с наличием газовых включений между твёрдым диэлектриком и металлом, накопление объемных электрических зарядов на боковой поверхности пальца и отрицательное влияние увлажнённой пыли между токоподводящей клеммой и траверсой.

Представлены пути решения проблемы низкой надежности пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин на основе повышения поверхностной электрической прочности и трекингостойкости с учетом условий появления трещин в технологиях изготовления и восстановления деталей из полимерных материалов. Рассмотрена технология изготовления и ремонта пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин, вы-явлены наиболее слабые стороны.

В качестве совершенствования технологии ремонта и восстановления пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин предлагается использовать новые способы, основанные на использовании энергии теплового излучения.

Ключевые слова: изоляция, щёточный аппарат, тяговый двигатель, перекрытие изоляции, изоляционный палец кронштейна щёткодержателя.

I. O. Lobicin, E. Yu. Dulsky, A. A. Vasilev

1 Irkutsk State Transport University, Irkutsk, the Russian Federation Received: December 07, 2017

INCREASING THE RELIABILITY OF INSULATING FINGERS OF BRUSH HOLDER BRACKETS OF ELECTRIC MACHINES OF TRACTION ROLLING STOCK

Abstract. This article is aimed at solving current problems related to increasing the reliability of traction rolling stock as a whole. In particular, the article deals with issues related to the repair and restoration of the insulating fingers of the brackets of the brush holders of electric machines of traction rolling stock. The analysis of statistical data on finger failures of the brackets of the brush holders ofi electric machines showed that their refusals firom the total number are ofi the order ofi 30% and grow annually. The article considers the main reasons fior the fiailure ofi the fingers ofi the brackets ofi the brush holders ofi electrical machines are associated with the presence ofi gas inclusions between the solid dielectric and the metal, the accumulation ofi volumetric electrical charges on the side surfiace ofi the fiinger, and the negative effect ofi moistened dust between the current-carrying terminal and the traverse.

The ways ofi solving the problem ofi low reliability ofi the fingers ofi the brackets ofi the brush holders ofi electric machines are presented on the basis ofi increasing the surfiace electric strength and tracking stability, taking into account the conditions fior the emergence ofi cracks in the technologies fior manufacturing and restoring parts firom polymeric materials. The technology ofi manufacturing and repairing the fiingers ofi the brackets fior the brush holders ofi electric machines is considered, and the weakest aspects are revealed.

As an improvement ofi the technology ofi repair and restoration ofi the fiingers ofi the brackets ofi the brush holders ofi electric machines, it is proposed to use new methods based on the use ofi thermal radiation energy.

Keywords: insulation, brushing machine, traction motor, insulation cover, insulating fiinger ofi the brush holder bracket.

Введение

В процессе эксплуатации тяговый подвижной состав железных дорог подвергается комплексному воздействию факторов различной природы, при этом тяговые двигатели (ТД) подвержены наиболее интенсивному воздействию особенно на участках железных дорог с плохим строением пути. Анализ статистических данных показывает, что более 30% всех отказов грузовых магистральных электровозов приходится на долю ТД. В свою очередь слабым местом ТД является изоляция, на долю повреждений которой приходится до 75% от

общего количества отказов ТД, в том числе до 3 % - отказы изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей. Такая статистика представлена на основании экспертов технических отделов ремонтных и сервисных локомотивных депо по грузовым магистральным электровозам постоянного и переменного тока разных типов (ВЛ60, ВЛ80, ВЛ85, ВЛЮидр.).

Переоснащение железных дорог ОАО «РЖД» новыми сериями электровозов (2ЭС6 «Си-нара», 2ЭС4К «Дончак», 2ЭС5К и 3ЭС5К «Ермак») в значительной степени позволили повысить

) И. О. Лобыцин, Е. Ю. Дульский, А. А. Васильев, 2018

Транспорт

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2017, Vol 56, no.4

их надёжность и эффективность. Однако по данным профессора Шантаренко С.Г. неплановые отказы ТД электровозов серии 2ЭС6 за 2015 год составили 26%, многие отказы были вызваны перекрытием или пробоем изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей [1]. За пределами этой статистики остаются отказы изоляционных пальцев, которые устраняются на пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). Так, например, по ВСЖД, прохождение ПТОЛ-Тайшет в месяц 402 единицы, Иркутск - 532 единицы. Плюс 30% по Тайшету и 20% по Иркутску эти ПТОЛ обслуживают электровозы других дорог. Регламент на устранение перекрытия или пробоя изоляционных пальцев устанавливается не более 3 часов. Аналогичная картина и по тяговым двигателям электропоездов.

В технике высоких напряжений перекрытием принято называть электрический разряд, проходящий по границе раздела двух сред, обычно этой границей выступает газ и твердый диэлектрик. Электрическое напряжение перекрытия ипер во всех случаях значительней меньше напряжения пробоя ипр газового промежутка с этими же рабочими электродами.

Главными причинами перекрытия изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей ТД принято считать влияние различных газовых включений между твёрдым диэлектриком и металлом электрода, накопление объемных электрических зарядов на боковой поверхности пальца и отрицательное влияние увлажнённой пыли между токоподводящей клеммой и траверсой.

Газовые включения, имеющиеся между металлом электродов и твердой, полимерной изоляцией, характеризуются высокой напряженностью электрического поля и определяются определёнными условиями на границе раздела «воздух -изоляционный палец». Следует учесть, что диэлектрическая проницаемость полимерной изоляции выше, по сравнению с диэлектрической проницаемостью воздуха, поэтому напряженность электрического поля выше в воздухе. В газовых включениях ионизация начинается при относительно малом напряжении. Продукты электрической ионизации выходят на боковую поверхность пальца, накапливаются и увеличивают напряженность поля в свободном промежутке, облегчая разряд. После длительной эксплуатации осмотр боковой поверхности пальцев указывает на наличие микро и макротрещин, заполненных графитовой пылью.

Присутствие влажных микрокапель в газовом промежутке ведёт к увеличению напряженности электрического поля по краям капель, а даль-

ше к нежелательному эффекту перекрытия изоляционных промежутков между ними. Повышение ипер возможно за счёт увеличения расстояние между электродами и изменения конструкции изоляционных пальцев, это увеличивает пути разряда. Данный способ малоэффективен из-за ограничения габаритов электрических машин тягового подвижного состава. Наиболее эффективным решением на наш взгляд, является повышение диэлектрической поверхностной прочности изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей коллекторных ТД.

При перекрытии изоляции электрическое напряжение газового промежутка с слабонеоднородным и однородным электрическим полем зависит от произведения относительной газовой плоскости на промежуток между электродами. Эта зависимость в основном характеризуется понижением электрической прочности при увеличении длинны между электродами в условиях, приближенных к нормальным, и содержит минимум при малых давлениях либо очень маленьких расстояниях между электродами.

Изоляционный пробой при перекрытии возникает из-за действий ударной ионизации, термической ионизации, фотоионизации, в объеме газа катодной эмиссии электронов. Такое явление иногда наблюдается с торца пальца.

В случае быстрого подъема электрического напряжения разрядная разность потенциалов оказывается напрямую связана с предразрядным временным промежутком, данная зависимость носит название вольт-секундной характеристикой диэлектрического изоляционного промежутка.

Определённые резервы повышения надёжности изоляционных пальцев заложены в дальнейшем совершенствовании конструкции щёточного узла, а в большей степени в совершенствовании технологии изготовления и восстановления изоляционных пальцев. Прежде всего, необходимо повысить поверхностную электрическую прочность и трекингостойкость.

Трекингостойкость - один из показателей диэлектрика сопротивляться электрическому разрушению. Трекингостойкость показывает, насколько диэлектрик сопротивляется образованию проводящих треков (дорожек), которые образуются при воздействии электрических токов дуговых разрядов, при протекании электрического тока через образовавшиеся иней и токопроводя-щую дорожку из графитовой пыли. Данная характеристика важна при выборе способов крепления кронштейнов щёткодержателей на изоляционных пальцах и для технологий изготовления или восстановления.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 4 (56) 2017

С середины XX века начало развиваться новое физическое направление в науке о прочности и разрушении, трактующее разрушение не как одномоментный критический акт, а как сложный, развивающийся во времени процесс. Распад образца на части - это лишь финальный акт этого процесса. Это новое кинетическое направление зародилось в трудах представителей школы академика С. Н. Журкова. Особенно значимы кинетические явления в разрушении полимеров. В рамках кинетического направления стали впервые изучать элементарные акты разрушения на уровне атомов и связей современными физическими методами. Критический анализ исследований в этом направлении выполнен в докторской диссертации A.A. Валишина [2-5].

В работах Валишина показано, что адекватный ответ на эти и другие вопросы может быть дан только с применением компьютерного моделирования. Однако, как в работах Валишина, так и в работах предшественников не были учтены условия появления трещин в технологиях изготовления и восстановления деталей из полимерных материалов.

Более подробно причины локального разрушения полимера изоляционных конструкции электрических машин тягового подвижного состава были освещены в работах сотрудников Иркутского Государственного университета путей сообщения. Более того были показаны пути решения по повышению надёжности полимерной изоляции на основе внедрения новых технологий при изготовлении или восстановлении электрических машин и прецизионных методов расчёта на основе составления комплекса математических моделей и решения их с использованием новейших компьютерных технологий. Адекватность этих моделей подтверждалась, но основе мощной лабораторной и производственной экспериментальной базе.

При изготовлении и восстановлении изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей для большинства электровозов постоянного и переменного тока в качестве диэлектрика используется прессматериал из волокнита типа АГ-4В в сочетании с другими полимерами. В работах некоторых авторов с целью повышения электрической прочности и трекингостойкости рекомендуется использовать прессматериал из аминопласта типа МФЕ-2. Однако по заявленным в ГОСТах электротехническим характеристикам электрическая прочность волокнита на 1кВ/мм выше по сравнению с аминопластом. После изготовления или восстановления боковая поверхность пальца

должна быть ровной и чистой, шероховатость поверхности должна быть не более °Яа6,3. На наш взгляд, этот показатель в основном и определяет прочность и трекингостойкость изоляционных пальцев. Данный вывод подтверждается многочисленными исследованиями по повышению надёжности ТД путём внедрения локальных методов упрочнения лобовых частей электрических машин тягового подвижного состава с использованием теплового (инфракрасного) излучения. В автомобильной промышленности операции по сушке лакокрасочных покрытий осуществляются, как правило, с использованием теплового излучения. Это позволяет получать поверхности с шероховатостью близкой к «зеркальному блеску». Таким образом, обеспечивается наивысшая прочность и трекингостойкость поверхности. Конструкция щёточного аппарата тягового электродвигателя электровозов переменного тока показана, с позиций анализа наиболее вероятных причин перекрытия и пробоя изоляционных пальцев. Щёточный аппарат тягового электродвигателя состоит из траверсы разрезного типа с поворотным механизмом, шести кронштейнов с изоляционными пальцами, шести щёткодержателей и разжимного устройства.

Кронштейн щёткодержателя (рисунок 1) разъемный, состоит из корпуса 2 и накладки 1, которые с помощью болта М16 закреплены на двух изоляционных пальцах 4, установленных на траверсе. Пальцы (рисунок 2) представляют собой стальные шпильки 1, опрессованные прессматери-алом 2 типа АГ-4В и покрыты электроизоляционным лаком 3 типа ФЛ-98, к траверсе пальцы крепятся корончатыми гайками. Со стороны щёточного аппарата кронштейн имеет гребёнку. Между собой кронштейны соединены изолированными медными проводами ППСТ площадью 95 мм2, которые закреплены на траверсе стальными скобами [6, 7].

Щёткодержатель к кронштейну крепят шпилькой М16, гайкой с пружинной шайбой. Фиксацию щеткодержателя в осевом направлении относительно петушков коллектора производят специальной шайбой, помещенной на шпильке крепления корпуса щёткодержателя к кронштейну. На сопрягаемых поверхностях кронштейна и щёткодержателя для более надежного их крепления сделана гребенка, которая позволяет выбрать и зафиксировать положение щёткодержателя по высоте относительно рабочей поверхности коллектора при его износе.

1 - стягивающий болт М16; 2 - корпус кронштейна щёткодержателя; 3 - накладка кронштейна щёткодержателя; 4 - изоляционный палец Рис. 1. Кронштейн щёткодержателя

В литературе рекомендуется на поверхность изоляционных пальцев устанавливать трубки из фторопласта для уменьшения загрязнения поверхности пальцев токопроводящей пылью и предотвращения перекрытия электрического потенциала на корпус [8]. Более эффективным и менее затратным, на наш взгляд, является полировка боковой поверхности прессматериала покрытого полимером 4 до «зеркального блеска» с использованием некогерентного и когерентного теплового излучения.

Наиболее уязвимым участком для возникновения перекрытия является зазор в 3мм (рисунок 1) между корпусом и накладкой кронштейна щёткодержателя. Попадание увлажнённой пыли в данный промежуток способствует увеличению напряженности электрического поля краев пыли, что приводит к последующему неблагоприятному результату. На сегодняшний день, эксплуатируемые магистральные электровозы оснащены различными моделями тяговых электродвигателей (НБ-418К6, НБ-514, и т.д.), конструктивно отличающихся по многочисленным показателям. Однако устройство щёточного аппарата остаётся неизменным.

В процессах длительной эксплуатации тягового двигателя формируется дорожка из токопроводящей пыли между щёточным контактом и траверсой. При неблагоприятных условиях в основном по этой дорожке и происходит разряд перекрытия (рисунок 3). Формирование токопроводя-

щей дорожки происходит не только из-за несовершенствования конструкции крепления кронштейна щёткодержателя к изоляционному пальцу, но и из-за наличия или появления микротрещин на боковой поверхности изоляционного пальца.

Технология изготовления и восстановления пальцев предусматривает несколько операций по нагреву детали. В заводских и деповских условиях такая операция производится в сушильных печах с конвективным принципом нагрева деталей перед пропиткой и после пропитки. Причём в деповских условиях в сушильную печь с мощностью 100 кВт устанавливают для нагрева подставку всего лишь с 12... 18 пальцами. Время восстановления в соответствии с технологическими картами достигает более 12 часов.

С целью ресурсосбережения сотрудниками Иркутского государственного университета путей сообщения предлагаются локальные технологии в процессах производства и восстановления изоляционных пальцев электрических машин тягового подвижного состава на основе применения теплового (инфракрасного, терморадиационного) некогерентного и когерентного (лазерного) излучения. Применительно к производству и восстановлению пальцев предложено несколько способов и устройств на основе когерентного и некогерентного теплового излучения [9, 10].

Предварительные экспериментальные исследования по упрочнению изоляционных кон-

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 4 (56) 2017

струкций на основе использования теплового излучения подтвердили высокую эффективность предлагаемых способов в сравнении со штатным методом конвективной сушки по таким показателям как время сушки, напряжение перекрытия или пробоя, шероховатость поверхности после обработки [11-15]. Эти исследования были выполнены совместно с заводом по производству электроизоляционных материалов компании «Элинар». В настоящее время разрабатываются проекты производственных установок для упрочения изоляционных пальцев в заводских и деповских условиях.

Заключение

Проведенный анализ статистических данных показал, что существующие технологии ремонта изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин тягового подвижного состава не обеспечивают должный уровень надежности. Таким образом требуются новые более эффективные способы восстановления изоляции, способные обеспечить высокую трекинго-стойкость.

Рис. 2. Изоляционный палец кронштейна щёткодержателя

Рис. 3. Перекрытие изоляционных пальцев кронштейна щёткодержателя

CBS] A4 «0 Транспорт

Modern technologies. System analysis. Modeling, 2017, Vol 55, no.3 Ш

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шантаренко С.Г. Особенности токосъёма в коллекторно-щёточном узле тяговых электродвигателей электровозов 2ЭС6/ С.Г. Шантаренко, О.Д. Юрасов// Известие Транссиба. - 2015. - № 2 - С. 53-58.

2. Валишин, А.А. Комплекс математических моделей механизма разрушения полимеров: дис ...доктора физ.-мат. наук. Москва, 2007,421 с.

3. Валишин А.А., Карташов Э.М. Статистическое описание теплового движения в полимерах. Пластические массы. 2006. № 7. С. 36-39.

4. Валишин А.А. Тепловое состояние в полимерах и композитах на их основе при наличии трещин. Современные проблемы инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 5-23.

5. Валишин А.А. Распределение и диффузия локальных микродефектов вблизи фронта трещины разрушения в полимерах и композитах на их основе. Национальная Ассоциация Ученых. 2015. N° 2-10 (7). С. 69-74.

6. Электровоз ВЛ85. Руководство по эксплуатации / Тушканова Б.А., Пушкарев Н.Г., Позднякова Л.А. - М.: Транспорт, 1992г. -480 с.

7. Устройство и ремонт электровозов и электропоездов учебник для нач. проф. образования / А. В. Грищенко, В.В.Стрекопытов, И. А. Ролле ; под ред. А. В. Грищенко. —М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

8. Грищенко Л.В., Козаченко Е.В. Новые электрические машины локомотивов: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. —271 с.

9. Пат. на изобр. РФ, МПК51 F 26 В 3/30 Способ сушки полимерной изоляции пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин инфракрасным лазерным излучением и устройство для его реализации/ Дульский Е.Ю. и др.- № 2622595; заявл.13.07.15. опубл.16.06.17 бюл. № 17.-7с.

10. Пат. на изобр. РФ, МПК 51 Н 02 К 15/00 Конвеерный способ сушки полимерной изоляции пальцев кронштейнов щеткодержателей электрических машин инфракрасным излученим / Дульский Е.Ю. и др. - № 2596149 Р.

11. Дульский, Е.Ю. Совершенствование технологии восстановления пальцев щеткодержателей электрических машин тягового подвижного состава. Транспортная инфраструктура Сибирского региона: Материалы шестой международной научно-практической конференции 2016 г. Иркутск: В 2 т. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2016. - 760 с. - С. 510- 513.

12. Дульский, Е.Ю. Капсулирование элек-троизоляции из полимерных материалов тяговых электродвигателей при воздействии инфракрасного излучения / Е.Ю. Дульский, С.К. Каргапольцев // Безопасность и живучесть технических систем: материалы и доклады / V Всероссийской конференции (Красноярск, 12-16 октября 2015 года) : в 3 т.; науч. Ред. В.В. Москвичев. -Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т,2015. - Т.1.-263 с. С. 175-180.

13. Дульский, Е.Ю. Влияние химических свойств полимеров и режимов ИК-энергоподвода на прочность и пластичность изоляции в локальных технологиях продления ресурса электрических машин тягового подвижного состава / Е.Ю. Дульский., А.М. Худоногов, Е.М. Лыткина // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2015. № 1 (21). С. 6-11.

14. Худоногов, А.М. Инновационная технология повышения надёжности и продления ресурса электрических машин тягового подвижного состава / А.М. Худоногов, Е.М. Лыткина, Е.Ю. Дульский // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование 4 (36), 2012. - 261 с. - С. 102-108.

15. Дульский, Е.Ю. Анализ пространственного распределение инфракрасного излучения в процессе капсулирования изоляции электрических машин тягового подвижного состава / Е.Ю. Дульский // Вестник ИрГТУ 7 (78), 2013. - 348 с.

REFERENCES

1. Shantarenko S.G., Jurasov O.D. Osobennosti tokosjoma v kollektorno-shhjotochnom uzle tjagovyh jelektrodvigatelej jel-ektrovozov 2JeS6 [Features of the current collector in the collector-brush assembly of traction electric motors of electric locomotives 2ES6]. Izvestie Transsiba [Journal of Transsib Railway Studies], 2015, No. 2, pp. 53-58.

2. Valishin, A.A. Kompleks matematicheskih modelej mehanizma razrushenija polimerov: dis ...doktora fiz.-mat. nauk [A complex of mathematical models of the mechanism of destruction of polymers: D. Sci. in Phys. and Math. thesis]. Moskva, 2007, 421 p.

3. Valishin A.A., Kartashov Je.M. Statisticheskoe opisanie teplovogo dvizhenija v polimerah [Statistical description of thermal motion in polymers]. Plasticheskie massy [Plastic masses], 2006, No. 7, pp. 36-39.

4. Valishin A.A. Teplovoe sostojanie v polimerah i kompozitah na ih osnove pri nalichii treshhin. Sovremennye problemy inno-vacionnogo razvitija nauki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 chastjah [Thermal state in polymers and composites based on them in the presence of cracks. Modern problems of innovative development of science: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: in 3 parts], 2017, pp. 5-23.

5. Valishin A.A. Raspredelenie i diffuzija lokal'nyh mikrodefektov vblizi fronta treshhiny razrushenija v polimerah i kompozitah na ih osnove. Nacional'naja Associacija Uchenyh [Distribution and diffusion of local microdefects near the fracture front in polymers and composites based on them. National Association of Scholars], 2015, No. 2-10 (7), pp. 69-74.

6. B.A. Tushkanova, N.G. Pushkarev, L.A. Pozdnjakova. Jelektrovoz VL85. Rukovodstvo po jekspluatacii [Electric locomotive VL85. Instruction manual]. Moscow: Transport Publ., 1992, 480 p.

7. A. V. Grishhenko, V.V.Strekopytov, I. A. Rolle. Ustrojstvo i remont jelektrovozov i jelektropoezdov uchebnik dlja nach. prof. obrazovanija [The device and repair of electric locomotives and electric trains a textbook for the elementary prof. education]; In: A. V. Grishhenko (ed.). Moscow: Izdatel'skij centr "Akademija" Publ., 2008, 320 p.

8. Grishhenko L.V., Kozachenko E.V. Novye jelektricheskie mashiny lokomotivov: Uchebnoe posobie dlja vuzov zh.-d. transporta [New electric locomotive machines: Textbook for high schools. transport]. Moscow: SEI «Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte», 2008, 271 p.

9. Dul'skij E.Ju. et al. Sposob sushki polimernoj izoljacii pal'cev kronshtejnov shhjotkoderzhatelej jelektricheskih mashin in-frakrasnym lazernym izlucheniem i ustrojstvo dlja ego realizacii [Method of drying polymeric insulation of the fingers of brackets for

иркутским государственный университет путей сообщения

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 4 (56) 2017

brush holders of electric machines by infrared laser radiation and a device for its implementation]. Patent for invention RF, MPK51 F 26 В 3/30 No. 2622595; applied Jul 13, 2015, published Jun16, 2017, bull. No. 17, 7p.

10. Dul'skij E.Ju. et al. Konveernyj sposob sushki polimernoj izoljacii pal'cev kronshtejnov shhetkoderzhatelej jelektricheskih mashin infrakrasnym izlucheniem [Conveyor method for drying polymeric insulation of fingers of brackets for brush holders of electric machines by infrared radiation]. Patent for invention RF, MPK 51 N 02 K 15/00. No. 2596149 R.

11. Dul'skij, E.Ju. Sovershenstvovanie tehnologii vosstanovlenija pal'cev shhetkoderzhatelej jelektricheskih mashin tjagovogo podvizhnogo sostava [Perfection of technology of restoration of fingers of щеткодержателей electric cars of traction rolling stock]. Transportnaja infrastruktura Sibirskogo regiona: Materialy shestoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2016 [Transport infrastructure of the Siberian region: Materials of the sixth international scientific and practical conference in 2016, Irkutsk]: In 2 vol. Irkutsk: ISTU Publ., 2016, 760 p., pp. 510- 513.

12. Dul'skij, E.Ju, Kargapol'cev S.K. Kapsulirovanie jelektroizoljacii iz polimernyh materialov tjagovyh jelektrodvigatelej pri vozdejstvii infrakrasnogo izluchenija [Encapsulation of electrical insulation from polymeric materials of traction motors under the influence of infrared radiation]. Bezopasnost' i zhivuchest' tehnicheskih sistem: materialy i doklady V Vserossijskoj konferencii (Kras-nojarsk, 12-16 oktjabrja 2015 goda)[ Safety and vitality of technical systems: materials and reports. Vth All-Russian Conference]: in 3 vol.; In: V.V. Moskvichev (sci. ed.). Krasnojarsk: Sib. Feder. Un-ty, 2015, Vol.1, 263 p., Pp. 175-180.

13. Dul'skij, E.Ju., Hudonogov A.M., Lytkina E.M. Vlijanie himicheskih svojstv polimerov i rezhimov IK-jenergopodvoda na prochnost' i plastichnost' izoljacii v lokal'nyh tehnologijah prodlenija resursa jelektricheskih mashin tjagovogo podvizhnogo sostava [Influence of chemical properties of polymers and modes of IR energy supply on the strength and ductility of insulation in local technologies for prolonging the life of electrical machines of traction rolling stock]. Izvestija Transsiba [Journal of Transsib Railway Studies]. Omsk: Omsk state transport un-ty, 2015, No. 1 (21), pp. 6-11.

14. Hudonogov, A.M., E.M. Lytkina, E.Ju. Dul'skij. Innovacionnaja tehnologija povyshenija nadjozhnosti i prodlenija resursa jelektricheskih mashin tjagovogo podvizhnogo sostava [Innovative technology to increase the reliability and extend the life of electrical machines traction rolling stock]. Sovremennye tehnologii. Sistemnyj analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 4 (36), 2012, 261 p, pp. 102-108.

15. Dul'skij, E.Ju. Analiz prostranstvennogo raspredelenie infrakrasnogo izluchenija v processe kapsulirovanija izoljacii jelektricheskih mashin tjagovogo podvizhnogo sostava [Analysis of the spatial distribution of infrared radiation in the process of encapsulation of insulation of electric machines of traction rolling stock]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 7 (78), 2013, 348 p.

Информация об авторах

Лобыцин Игорь Олегович - аспирант кафедры «Электроподвижной состав», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: lobycin@mail.ru

Дульский Евгений Юрьевич - к. т. н., доцент кафедры «Электроподвижной состав», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: E.Dulskiy@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Васильев Антон Александрович - зам. начальника мотор-вагонного депо Иркутск-Сортировочный, г. Иркутск, e-mail: locomotivschik@mail.ru

Authors

Igor Olegovich Lobytsin - Ph.D. student, the Subdepartment of Electric rolling stock, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: lobycin@mail.ru

Evgeny Yurievich Dulsky - Ph.D. in Engineering Science, Assoc. Prof., the Subdepartment "Electric rolling stock", Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: E.Dulskiy@mail.ru

Anton Alexandrovich Vasiliev - Deputy Chief of the motor railroad car shed of the Irkutsk-Sortirovochny, Irkutsk, e-mail: locomotivschik@mail.ru

Для цитирования

Лобыцин И. О. Повышение надёжности изоляционных пальцев кронштейнов щёткодержателей электрических машин тягового подвижного состава / И. О. Лобыцин, Е. Ю. Дульский, А. А. Васильев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2017. — Т. 56, N 4. — С. 218-224. — БО!: 10.26731/1813-9108.2017.4(56).218-224.

For citation

Lobytsin I.O., Dulsky E. Yu., Vasiliev A.A. Povyshenie nadjozhnosti izoljacionnyh pal'cev kronshtejnov shhjotkoderzhatelej jelektricheskih mashin tjagovogo podvizhnogo sostava [Increasing the reliability of insulating fingers of brush holder brackets of electric machines of traction rolling stock]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modeling], 2017. Vol. 56, No. 4, pp. 8-16. DOI: DOI: 10.26731/1813-9108.2017.4(56).218-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.