Научная статья на тему 'Повышение лингвистической компетенции учащихся через использование стратегий технологии критического мышления'

Повышение лингвистической компетенции учащихся через использование стратегий технологии критического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / Критическое мышление / развитие / развивающее обучение / личность / лингвистическая компетенция

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журбенко М. А.

<i>В статье анализируются методики использования технологии критического мышления в целях повышения лингвистической компетенции учащихся.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение лингвистической компетенции учащихся через использование стратегий технологии критического мышления»

Журбенко М.А.,

преподаватель английского языка высшей квалификационной категории, ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

Zhurbenko M. A.

ПОВЫШЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируются методики использования технологии критического мышления в целях повышения лингвистической компетенции учащихся.

INCREASE OF THE LINGUISTIC COMPETENCE OF PUPILS THROUGH USE OF STRATEGY OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING

SUMMARY. In article techniques of use of technology of critical thinking with a view of increase of the linguistic competence of pupils are analyzed.

Ключевые слова: педагог, критическое мышление, развитие,

развивающее обучение, личность, критическое мышление, лингвистическая компетенция.

Keywords: The teacher, critical thinking, the development developing training, the person, critical thinking, the linguistic competence.

«Критическое мышление» - не новый термин. Вопрос о необходимости воспитывать личность, способную мыслить критически, учёные поднимали ещё в начала 20 века. Согласно концепции развивающего обучения (В.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) приоритетом является развитие творческого мышления детей, и важны внутренние закономерности развития ребенка, внимание к его внутреннему миру. Необходимо научить ученика мыслить и быть готовым к самообразованию и саморазвитию.

В наше время этот вопрос не потерял актуальности. В соответствии с требованиями, предъявляемыми Евросоюзом к формированию конкурентоспособной личности и в связи со вступлением России в Болонский процесс появилась тенденции построения нового образовательного пространства, характеризующегося переходом от «школы памяти» к «школе мышления». Вхождение в общеевропейское пространство и планирование построения открытого демократического общества ставит перед российской системой образования новую цель: формирование обучающихся личностей, граждан России, воспринимающих себя не только как представителей одной определенной культуры, но как граждан мира, субъектов полилога культур, осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, происходящих как в России, так и в мире в целом. Обучение

иностранным языкам является одним из эффективных средств к достижению данных целей.

Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке многоязычной информации; умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами иноязычных текстов, способности осуществлять сотрудничество в деятельности с представителями различных культур. Необходимость формирования новых жизненных установок личности выдвинута в документе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Этот документ отражает потребность современного общества в образованной, нравственной, предприимчивой личности, которая сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов. Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности. Но критическое мышление требуется не только ученому, оно необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет, осуществления гражданских прав, критического восприятия рекламы, формирования адекватной самооценки.

Сущность критического мышления отражена в пяти признаках, сформулированных Дэвидом Клустером. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими [1].

Критическое мышление - это сложный мыслительный процесс, начинающийся с восприятия информации и заканчивающийся принятием продуманного независимого решения. Мы представляем этот процесс как последовательность взаимосвязанных операций:

получение информации

т

т

постановка проблемы

сравнение информации из различных источников

I

выстраивание системы рассуждений

р'

принятие решения.

Сравнивая информацию из разных источников, человек с развитым критическим мышлением легко находит ошибки и несоответствия, сделанные им выводы основаны на фактах. Вместе с тем он открыт для новых идей, сопоставив противоположные точки зрения, он выстраивает вспомогательные системы рассуждений и на этом основании вырабатывает свою позицию. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Рассуждая о приоритетах образования, мы полагаем, что процесс обучения - это процесс жизни, ведущий в дальнейшем к позиции самореализации личности, обеспечению выживаемости, комфортному существованию, сохранению духовной и нравственной среды. Важно не только умение жить в условиях современного мира, сохраняя себя духовно интеллектуально и физически, но и выбирать стратегию своего взаимодействия с окружающим миром. Развитие у школьников межкультурной коммуникации делает актуальным обращение к целому ряду личностных параметров школьников, таких, как открытость, терпимость, эмпатия, готовность к диалогу.

Это важно, так как проектирование индивидуального образовательного маршрута учащихся является одним из условий нового подхода к оценке знаний и достижений учащихся, основой успешной социализации школьника.

Для формирования способности мыслить критически необходимо создание определенной учебной среды. Технология развития критического мышления через чтение и письмо, которую разработали Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, дает возможность через использование комплекса стратегий сформировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции и создает базу для развития компетентности решения проблем. Мы считаем возможным использование технологии не только в процессе обучения чтению и письму, но также и при обучении аудированию иноязычных текстов. Базовая модель технологии, состоящая из трех фаз: вызов, реализация смысла, рефлексия - задает логику построения урока и способы сочетания стратегий - методических приемов, способствующих развитию критического мышления. Важно, чтобы они использовались систематически и целенаправленно.

Стратегия «Кластер» («Ассоциация») используется на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний. На доске или на листах бумаги записываем тему урока, затем учащиеся в течение 3-5 минут пишут вокруг слова и фразы, которые ассоциируются для них с темой. Когда

установленное время закончится, ученики объясняют возникшие у них идеи. В ходе обсуждения они могут сформировать из записанных слов ассоциативные ряды, отразить в кластере связи элементов. Выстраивание кластера создает базу для целеполагания как на отдельном уроке, так и для цикла уроков по теме. Эти ситуации могут стать содержанием деятельности учащихся на последующих уроках. Составление кластера на стадии рефлексии позволяет структурировать информацию, переосмыслить связи элементов, создает основу для прочного запоминания. Насколько эффективной была работа ученика, можно определить при сравнении кластеров, составленных им в начале и в конце работы над темой. Финальный кластер должен отразить степень расширения лексического запаса учащихся. Необходимым условием эффективности работы с кластером является обсуждение ассоциаций, помогающее совместно выявить неверные представления об объектах и явлениях, найти объяснение различных понятий, установить причинноследственные связи. Приемы стратегии позволяют обобщить изученный материал, помогают учащимся расширить лексический запас по теме, развивают коммуникативные умения.

Перед чтением или прослушиванием художественного текста я предлагаю учащимся догадаться о его содержании по названию, иногда по иллюстрации. Версии учащихся часто оказываются неожиданными, оригинальными, подчас спорными, но всегда интересными. Использование стратегии «Прогноз» не только формирует информационно-коммуникативные умения, но и способствует развитию творческих способностей детей.

Прием Д. Огле «Знаю» - «Хочу узнать» (иногда его обозначают ЗХУ) является сквозной стратегией. Перед началом работы с текстом (перед прослушиванием сообщения по теме) учащиеся определяют границы имеющегося знания и вопросы, которые им хотелось бы выяснить, и заполняют первые два столбика таблицы «I know» и «I want to know». Если при заполнении колонки «I know» возникают сомнения в достоверности информации, ее отмечают вопросительным знаком. Знакомясь с информацией, учащиеся заполняют третий столбик «I learned», а потом определяют, что так и осталось неизвестным «I still don't know». Ответы на вопросы последнего столбика становятся содержанием домашнего задания. Информация присваивается учеником как личное знание, когда каждый ученик заполняет таблицу самостоятельно (обычно на каждый столбик выделяется 5-7 минут), а затем в результате коллективного обсуждения заполняется таблица на доске.

Стратегия «Конспектирование» способствует формированию навыков работы с информацией, так как для сокращения текста без потери существенной информации необходимо выделить ключевые понятия, вычленить главную мысль, установить причинно-следственные связи. Наиболее хорошо знакомый нам вид конспекта - линейный конспект (тезисное свертывание информации) - на уроке иностранного языка приемлем в виде текста компьютерной презентации, выполненной слабым учеником. Более хорошо подготовленные в языковом плане ученики составляют конспект в виде личного списка слов или на основе опорных сигналов: символов, схем, рисунков. Очень эффективным приемом

является составление конспекта - таблицы, часто в вопросно-ответной форме, с помощью которого проблема обсуждается в парах. Эта стратегия полезна при работе с научно-популярными текстами и применяется в основном в старших классах.

Стратегия «Разметка текста» («INSERT») позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It's well-known (V), It's new and interesting (+), I don't believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.

Хорошо знакомые учителям упражнения типа “Say true, false or don't know” не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить. Выявив ошибку, учащиеся не только высказывают свои предположения но и пытаются аргументировать их.

Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Will John find a friend? и т.п. Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.

Двойной дневник - простой и эффективный прием, который дает возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и выразить свое отношение к прочитанному. Ученик записывает в левой части листа цитаты или идеи, которые произвели впечатление, понравились или озадачили, вызвали некоторые ассоциации, а справа - собственные комментарии к ним. Затем учащиеся в парах или в малых группах обсуждают идеи и отмечают то, что им понравилось в работе товарищей. В условиях ограниченного времени можно провести блиц-опрос: попросить ряд учеников зачитать только одну цитату и только один комментарий и попросить детей выявить самый интересный ответ. При обсуждении прочитанного особое внимание обращается на формирование способности интерпретировать содержание текста и его достоинства или недостатки в отношении высказываемых идей, отделять факты от частных мнений и субъективных суждений.

Стратегия «Тонкий и толстый вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа; а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы (в частности why-questions), которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы и задавать такие вопросы - шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приема «Три вопроса».

Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.

Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры: конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, а также диспут и дебаты. Они способствуют развитию таких важнейших характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение слышать аргументы оппонентов; умение доказательно отстаивать свою позицию, одновременно воспитывая толерантное отношение к различным точкам зрения. Принимая решение по обсуждаемой проблеме, участники ролевой игры должны учитывать все её аспекты. Им становится ясно, что не только в игре, но и в реальной жизни часто нет однозначно устраивающих всех решений проблемы. Необходимо внимательно относиться к чужому мнению и уметь аргументировано доказывать своё мнение.

Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. На помощь приходит метод самооценки «языковой портфель»: при завершении определенного этапа работы над темой детям предлагается оценить свои достижения, отвечая на вопросы «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?». При этом заполняется «Лист самооценки», на котором зафиксированы требования к знаниям и умениям, которые должны быть достигнуты к концу определенного периода. Оценивая достигнутый уровень, ученик ставит перед собой задачи на будущее и планируя таким образом свои дальнейшие действия. Рефлексия позволяет структурировать информацию, мысли и эмоции, когда она вербализована.

Рефлексивная стратегия «Синквейн» («Пятистишье») способствует творческому развитию ученика. Форма требует немногословного выражения синтезированной информации и отношения к ней по определенным правилам. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах. Из пятистиший можно составить целые поэтические произведения. Целесообразно выделить в кабинете «Стену синквейна», это позволит детям вернуться к впечатлениям урока, без напряжения восстановить в памяти изученное.

Детям нелегко освоить письменную речь на иностранном языке. Мотивирует к этому игровая ситуация. Учащийся в зависимости от возраста, темы, предложенной ситуации сам выбирает себе роль (героя сказки, президента, ученого, поэта, художника), форму письма и стиль изложения мыслей. Дети с удовольствием представляют свои сочинения в группе или перед всем классом.

Работа в технологии развития критического мышления требует специально подобранных и обработанных текстов. В старших классах, когда уровень владения языком уже достаточен для восприятия аутентичных текстов, учащимся предлагаются материалы из СМИ и Интернет, работа с которыми требует сформированного умения критически мыслить, быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. При условии, что методический аппарат «направлен на формирование информационных

умений, связанных с определением степени достоверности и однозначности трактовки информации» допускается использование аутентичных текстов, имеющих отрицательную коннотацию по отношению к русской культуре, искажающие информацию о вкладе России в мировую культуру [4]. Но ограничения на использование технологии развития критического мышления связаны не только с необходимостью подготовки специального содержания текстов. Эффективность технологии во многом зависит также от уровня сформированности у школьников умений самостоятельной работы. Формирование критического мышления в процессе обучения иноязычной речевой деятельности осложняется недостаточным владением языковыми средствами иностранного языка.

Однако, пройдя ряд проблемных курсов, ознакомившись с опытом работы педагогов США я поняла, что воспитать личность, открытую для диалога, умеющую гибко реагировать на меняющиеся потребности в условиях мира, готовую к глобальному сотрудничеству и конкуренции, умеющую осуществить выбор жизненной траектории, возможно, развивая способность учащихся к критическому мышлению.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть перспективы, ставить четкие задачи, разработать оптимальные пути к их достижению, видит проблему в ширину и глубину. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? [Электронный

ресурс] . - Режим доступа:

http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleni ya.htm. - Загл. с экрана.

2. Лукша, И.В., Лирмак, Ю.М. Создание проблемных ситуаций при использовании материалов англоязычных средств массовой информации [Текст] / И.В. Лукша, Ю.М., Лирмак // Иностранные языки в школе. - 2007. -№2. - С. 69-71.

3. Селевко, Г.К. Дискуссия как эффективный метод познания [Текст] / Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 106-114.

4. Соловова, Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников [Текст] /Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. - 2007. - №2. - С. 2-10.

5. Сухова, Л.В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка [Текст] / Л.В. Сухова // Иностранные языки в школе. - 2006. - № . 1- С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.