Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогов системы дошкольного образования на основе гендерного подхода'

Повышение квалификации педагогов системы дошкольного образования на основе гендерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климина Л. В.

В статье рассматривается проблема реализации личностно-ориентированных принципов повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Гендерный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс формирования гендерного самосознания ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогов системы дошкольного образования на основе гендерного подхода»

1. Культура красоты, мира и здоровья в пространстве современного образования // Сб. статей под ред. О.А. Смагиной. Международная научно-практическая конференция. - Самара, 2007. - 368 с.

2. Качество и конкурентоспособность среднего профессионального образования. Опыт, проблемы, пути решения. 2-е изд., доп. - Самара, 2007. - 600 с.

3. Вестник СамГТУ. Сер. Психолого-педагогические науки. - №2(12). - Самара, 2009. - 117 с.

4. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд. - М., 2004. - 480 с.

Поступила в редакцию 22/II/2010; в окончательном варианте - 25/111/2010.

UDC: 378

THE ARTICLE DEALS WITH THE SYSTEM MODEL OF FORMING HEALTHY

PROFESSIONAL ORIENTED STUDENTS’ COMPETENCE AS FUTURE OPERATORS

OF COMPLICATED TECHNICAL SYSTEMS

A.I. Kardashevski

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: AIK1780@yandex.ru

The results of the conducting special course for undergraduate students “Forming healthy professional oriented students ’ competence as future operators of complicated technical systems " is also given in this article.

Key words: health-saving expertise, operators of technical systems, a model of competencies.

Original article submitted 22/II/2010; revision submitted - 25/III/2010

Aleksey I. Kardashevski Senior Lecturer, Dept. Physical Education and Sports.

УДК 378

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА Л.В. Климина1

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,

443111, Самара, Московское шоссе, 125А E-mail: larisasipkro@mail.ru

В статье рассматривается проблема реализации личностно-ориентированных принципов повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Гендерный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс формирования гендерного самосознания ребенка.

Ключевые слова: квалификация педагогов, личностно-ориентированные

принципы, гендерный подход.

Система дополнительного профессионального образования, являясь элементом непрерывного образования человека, решает задачи повышения квалификации и

1 Лариса Владимировна Климина, ст. преподаватель, каф. дошкольного образования государственного образовательного учреждения дошкольного профессионального образования

76

профессиональной переподготовки руководителей и специалистов, является наиболее мобильной и гибкой структурой образования взрослых, быстро реагирующей на динамично меняющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию. В теории дополнительного профессионального образования в настоящее время происходят радикальные изменения, связанные с формированием новой парадигмы образования взрослых, позволяющей разрабатывать оптимальные условия для осуществления непрерывного профессионального саморазвития педагогов. Вопросами изучения процесса формирования профессионально обусловленных качеств личности педагога и их интеграции с профессионально значимой системой знаний, умений и опыта деятельности посвящены работы С.И. Архангельского, Е.П. Белозерцева, М.Л. Виленского, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, М.М. Левиной, Н.Р. Милютиной,

А.П. Савченко, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, Н.Е. Щурковой и др.

Квалификация (лат. - качество) - это уровень, вид профессиональной обученности, необходимый для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности [10, с. 420]. Повышение квалификации - дополнительное обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний [1, с. 266].

Основные функции повышения квалификации:

1. Диагностическая - определение склонностей и способностей слушателей, выявление их подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения действенности повышения квалификации.

2. Компенсаторная - ликвидация пробелов и освоение современных психологопедагогических технологий преподавателями и мастерами производственного обучения в целях более эффективной реализации профессионально-образовательного процесса.

3. Адаптационная - развитие информационной культуры, изучение методики самообразования, основ педагогического менеджмента; формирование умений проектирования универсальных педагогических технологий с целью успешного освоения профессиональной деятельности при смене статуса образовательного учреждения, профиля подготовки, должности, места работы.

4. Познавательная - удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности.

5. Прогностическая - раскрытие творческого потенциала слушателей, выявление их возможностей и готовности к инновационной профессионально-педагогической деятельности [7, с. 372].

Анализируя систему дошкольного воспитания, ряд исследователей отмечает, что процесс формирования личности ребенка предполагает особый уровень развития личности у тех, кто этот процесс организует и направляет: «личность формирует личность» (В.А. Петровский, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова). Проблема целенаправленного развития личности в дошкольном возрасте непосредственно связана с вопросом организации личностно-ориентированной системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Гендерный подход в полной мере отражает связь процессов индивидуализации и интеграции, позволяя личности проявлять себя в системе межличностных отношений, ориентировать на активную жизненную позицию.

Обобщение опыта профессионального образования педагога системы дошкольного образования в рамках повышения квалификации позволило выделить ряд противоречий:

- между растущими потребностями в постоянном повышении уровня профессионально-педагогической компетентности специалиста и существующей системой подготовки и повышения квалификации педагогов системы дошкольного образования;

- между потребностью педагога системы дошкольного образования в активной субъектной позиции и низким уровнем ориентации в инновационных технологиях и подходах;

- между разработанностью в педагогической науке организационно-методических условий повышения квалификации и недостаточной изученностью особенностей процесса повышения квалификации педагогов системы дошкольного образования;

- между потребностью общества в личности, способной к индивидуальным проявлениям, и практическим отсутствием в рамках системы дошкольного образования механизмов реализации гендерного подхода.

Анализ педагогической, психологической, социологической литературы показал, что понятие «гендер» понимается как культурно-символическое определение пола (Е. Трофимова); как система межличностного взаимодействия (Р.Г. Петрова); как система взаимодействия, посредством которого создается представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка (К. Уэст, Д. Зиммерман); как культурное отношение социального порядка (И. Гофман); как различия, обусловленные культурой (Ш. Берн); как биосоциокультурное единство (Е.Н. Каменская); как половозрастной статус (А. Мудрик); как социальный статус (И.Г. Малкина-Пых, А.А. Чекалина). В качестве компонентов «гендера» западные психологи (Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич) выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при явной недооценке социально детерминирующих факторов. Однако, как считает Г.Г. Силласте, признак пола необходимо рассматривать изначально в социальном контексте, так как личность независимо от ее пола рождается и развивается в социуме, в многообразной системе социальных связей и отношений.

Анализ научной литературы демонстрирует неоднозначность взглядов на проблему роли педагога в процессе гендерной социализации дошкольника. В многочисленных исследованиях процесса социализации детей среди значимых средств социализации дошкольные учреждения не упоминаются, в отличие от семьи, школы, сверстников. Приоритетная роль семьи и второстепенная роль педагогов дошкольных учреждений в процессе гендерной социализации объясняется высокой степенью психологической зависимости, эмоциональной привязанности, подражательности маленьких детей, формированием рабочей модели социальных отношений на основе внутрисемейных в то время, когда социальное пространство - это условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами прав и обязанностей человека (В.С. Мухина). Система дошкольного образования в России имеет свою традицию, отличается целенаправленностью, методичностью. В дошкольном возрасте социальное пространство осваивается через реализацию потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослого, через ожидание быть оцененным как «хороший». Группа детского сада - наиболее ранняя ступень социальной организации детей. Ребенок работающих родителей находится в дошкольном учреждении 40-50 часов в неделю. Проблема необходимости исследования роли дошкольных учреждений и корректировки позиций педагогов в процессе социализации детей отражена в работах современных педагогов и социологов (М. Арутюнян, И.С. Кон, Л.В. Попова, Н.Л. Пушкарева, Л.В. Штылева и др.). Немногочисленные труды, освещающие полоролевые и гендерные аспекты процесса социализации дошкольника, отмечают фокусирование на стереотипности понятий «мужественности - женственности», что является объективным препятствием для эффективного усвоения социальных ролей ребенком дошкольного возраста (О.Б. Отвечалина, О.В. Прозументик, М.В. Коржова и др.). В ходе теоретического исследования проблемы подготовки педагогов системы дошкольного образования выяснилось, что на сегодняшний день практически

отсутствуют научные работы, рассматривающие педагога системы дошкольного образования как представителя институциональной социализации дошкольников с точки зрения гендерного подхода.

Педагогические аспекты гендерной проблематики находятся на периферии современных научных исследований. Разработки в области гендерных исследований в педагогической науке до сих пор не имеют в нашей стране целостной концепции. В педагогической лексике термин «гендер» разработан недостаточно. «Гендерный аспект переосмысления педагогической науки и практики лежит в русле более широкой тенденции создания педагогики XXI века» [3, с. 69). В трактовке гендерного подхода прослеживается проблема неустоявшейся терминологии. Анализ научной литературы транслирует две полярные точки зрения: стереотипная, признающая равнозначность гендерного и полоролевого подхода с ориентацией на подчеркивание традиционных различий, видов поведения и деятельности (В.В. Абраменкова, Ю.Е. Алешина,

В.Ф. Базарный, А.С. Волович, М.И. Воловикова, В.Е. Каган, А.В. Мудрик,

Н. Пижурина, Л.И. Столярчук, Л. Сычева и др.); альтернативная (Е. Здравомыслова, И.В. Иванова, В.Я. Кисленко, Л.В. Попова, О.В. Прозументик, А. Темкина,

Л.В. Штылева, Л.П. Шустова и др.), признающая межполовое равенство с ориентацией на нейтрализацию различий между полами, отступление от традиционных патриархальных моделей общества. Наиболее рациональной, на наш взгляд, является не столь категоричная точка зрения, выделяющая фундамент гендерного подхода в человекоцентрированной картине мира, основанной на личностном и культурологических подходах, идеях развития гендерного воспитания в контексте культуры (Е.Н. Каменская); способы сформированности педагогических ценностей не в отрицании физиологических и психологических различий мужчин и женщин, а на основе интерпретации и самоидентификации своего положения в обществе, культуре (С.В. Рожкова). Гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно-ориентированного образования, носящий инновационный характер, учитывающий индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов обучения и воспитания, создание гендернокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Гендерный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процесс гендерного самосознания ребенка.

Гендерное самосознание в ряду с идентичностью и ролью в отечественной психологии трактуется в качестве компонентов гендера следующим образом: гендерная идентичность (эмоциональный компонент), гендерные роли и особенности поведения (поведенческий компонент), гендерное самосознание (когнитивный компонент). Рассматривая принятие гендерной идентичности («я - мальчик», «я - девочка»), Маккена и Кесслер отмечают, что категоризация по гендеру не зависит от внутреннего выбора ребенка, а носит принудительный характер. Принятие определенной гендерной идентичности задействует процесс саморегуляции и контроль над своим поведением и поведением других в соответствии с матрицей гендерной идентичности. Гендерная роль рассматривается с точки зрения разделения социальных миров, типичного для детей разного пола, которое влечет становление двух различных культур (В.С. Мухина, А.А. Хвостов); как система средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину) (Р.С. Овчарова); как дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей людей в зависимости от половой принадлежности (И.Г. Малкина-Пых).

При этом процесс становления самосознания автономен, представляет собой сложную структуру «самости» человека, включает в себя «образ Я» и содержание самоидентификации личности; имеет объектную («сходное») и субъектную («отличительное») формы. Развиваясь, субъектная форма создает основу социализации, усиливая функцию личного опыта. Самосознание в философской и психологической науках трактуется как характеристика субъектно-объектных образований индивида (Я-физическое, Я-социальное, Я-духовное) (У. Джемс); когнитивная и аффективная составляющая образа Я (К. Рождерс); регулятивная функция образа Я (Я.Х. Маркус, П. Нуриус); один из путей эволюции сознания (Ю.И. Новоженов); осознание самого себя с точки зрения сознательного субъекта (С.Л. Рубинштейн); результат становления человеческой личности (А.Н. Леонтьев); как интегративное свойство личности (Т.Л. Миронова); как центральное образующее свойство личности (И.И. Чеснокова); как подструктура личности (А.А. Молчаджян); как самоконтролирующая поведенческая функция человека в обществе (А.Г. Спиркин); как процесс ситуативного оценивания при социальных взаимодействиях (Л.М. Митина); как осознанная форма представления человека о себе (В.И. Моросанова); как познание и оценка человеком себя в качестве мыслящего, чувствующего, действующего субъекта (Г.Г. Кириленко); как активность индивида в его отношении к бытию (О.П. Елисеев).

В трудах отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) источник развития самосознания усматривается в общении, в деятельности, в создаваемых трансформациях субъекта, в становлении самостоятельности при осмыслении собственного поведения и условий его реализации, в столкновении личностных черт индивида со значимыми мотивами в ситуации поступка. Значительная честь исследования самосознания проведена с детьми подросткового возраста на фоне интенсивного проявления интереса к себе, внутренней жизни, самовоспитанию. Лишь незначительная часть научных трудов посвящена детям дошкольного возраста (Е.В. Басина, И.Т. Димитров, Е.В. Кучерова, М.И. Лисина,

О.В. Прозументик, А.И. Сильвестру, В.М. Слуцкий, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина). Установлено, что приоритетным направлением в развитии самосознания детей дошкольного возраста являются возможность проявлять инициативу, выполнять действия, расширять сферу общения, включив в нее сверстников и педагогов. Осознание качественных характеристик («какой я?») формируется в процессе идентификации с родителями своего пола и первым чужим взрослым (педагогом), через общение с которым зарождается эмоциональная децентрация (Пиаже) - понимание, что другие люди думают и чувствуют.

Под гендерным самосознанием понимаем осознание и оценку разнополыми детьми своих гендерных качеств. На основе анализа понимания самосознания в философском и психологическом аспектах в структуре гендерного самосознания выделяем когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий компоненты. В рамках когнитивного компонента гендерного самосознания рассматриваем следующие процессы: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание своей личности как представителя определенного пола; формирование образа «Я»; знание гендерных стереотипов и ролей; знание о специфике мужского и женского поведения. В рамках эмоционально-ценностного компонента: осознание своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам, ролям; самооценка; самоанализ как соотношение Я-идеального (идеального представления и смыслов, ценностной ориентации, нравственной позиции) и Я-реального (желаний, стремлений, переживаний, размышлений, действий). Поведенческий компонент гендерного самосознания включает в себя осознание себя как активного субъекта деятельности; стремление к самовыражению; способность к саморегуляции поведения и чувственной сферы; способность выбора поведенческого репертуара гендерной направленности;

транслирование гендерного поведения. Нарушение процесса становления гендерного самосознания несет в себе искажение жизненно значимых основ личности. Так, проблему транссексуализма (стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на соответствующее генетическому полу формирование гонад, урогенитального тракта и вторичных половых признаков) одни исследователи (Г.С. Васильченко) объясняют нарушением дифференциации мозговых структур, наличием Н-У-антигена, соответствующего небиологическому полу, другие (А.И. Белкин) - несоответствием между полом и половым самосознанием. Раннее начало болезни характеризуется нарушением половой типизации (3 года), выражающемся в нежелании носить соответствующую полу одежду и играть в типично мальчиковые/девичьи игрушки. Конфликт в осознании чуждости своего тела достигает апогея в подростковом возрасте, принимая искаженные формы (самокалечение, суицидальные попытки).

В ходе обобщения теоретических обобщений и практических обоснований были выделены условия, способствующие реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении:

- создание физиологической среды (организация питания, сна, удовлетворения физиологических потребностей детей) с учетом половых различий воспитанников;

- дифференциация видов деятельности разнополых детей;

- учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей;

- возможность позитивной трансляции собственного опыта мальчиками и девочками;

- выявление различий в усвоении знаний разнополыми детьми;

- оптимальный выбор форм, методов, средств обучения разнополых детей;

- определение гендерного стиля педагога ДОУ;

- позитивная трансляция гендерного опыта педагога ДОУ;

- учет педагогом ДОУ гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

В государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Самарском институте повышения квалификации работников образования разработана собственная модель повышения квалификации на основе именного образовательного чека. Именной образовательный чек - документ, подтверждающий право его обладателя на финансово гарантированное один раз в пять лет повышение квалификации по выбору в одном или нескольких образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования. Основная цель введения данной модели - достижение максимальной эффективности профессионального развития педагога при ограниченности материальных и финансовых ресурсов [4, с. 3].

Данная технология повышения квалификации способствует:

- интеграции усилий всех субъектов профессионального образования: педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием, что содействует повышению качества профессионального развития педагогов;

- реализации новых возможностей демократизации системы образования за счет переноса центра внимания к интересам конкретной личности педагога;

- развитию рынка образовательных услуг на основе конкурентной среды в сфере дополнительного профессионального образования;

- формированию позиции педагога как реального заказчика содержания и форм своего профессионального совершенствования, что способствует повышению ответственности за результаты своего обучения;

- решению вопроса эффективного использования бюджетных средств за счет целевой оплаты образовательных услуг [4, с. 4].

В соответствии с новой редакцией Положения об именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования (2008 г.) полный курс

предусматривает инвариантную и вариативную части, в общем объеме не менее 144,5 часов. Учебные программы двух вариативных блоков в объеме не менее 36 часов каждый учреждения разрабатывают самостоятельно.

Контент-анализ содержания подготовки педагогов дошкольного образования в рамках средне-специального и высшего образования, а также вариативной и инвариантной частей повышения квалификации показал отсутствие разработанных и реализуемых программ с учетом гендерного подхода. Авторская программа повышения квалификации педагогов системы дошкольного образования на основе гендерного подхода, реализуемая в рамках вариативной части именного образовательного чека, позволяет:

- учитывать особенности становления женщин и мужчин в профессии педагога;

- знать свою гендерную доминанту;

- понимать гендерную доминанту своих воспитанников;

- использовать знания о гендерной доминанте в работе с маскулинноориентированными, фемининно-ориентированными или смешанными по гендерному признаку группами;

- строить учебно-воспитательную деятельность с учетом гендерных различий однополого или разнополого детского коллектива;

- рассматривать гендерные представления как динамичные, изменяющиеся образования;

- учитывать, что в основе процесса профессионального становления педагога лежит система детерминирующих факторов: социальные ценности, индивидуальные ценности, гендерные ценности (представления, стереотипы и пр.).

Деятельность педагога является, с одной стороны, важнейшей категорией культуры, ее составной частью, а с другой - динамически меняющейся итоговой системой (внешней формой) ее конкретных проявлений. Профессиональная культура включает в себя индивидуально выработанные стратегии, средства ориентации в действительности, способы решения задач для перевода уровня педагогического мастерства из наличного в целевое, предпочитаемое состояние. Социальный и статусный порядок являются формой передачи ценностей культуры индивидам в процессе образования. Рассматривая гендерные статусные позиции как модель социальных отношений общества, можно утверждать, что предписания, соответствующие понятиям мужественности и женственности, различны для каждой культуры. Соответственно, для гендера как статуса характерна гендерная культура.

Результатом повышения квалификации педагогов системы дошкольного образования на основе гендерного подхода является формирование гендерной культуры - базового отношения социального порядка, транслирующего проявление социокультурных гендерных статусных позиций и регулирующего нормы поведения. Логика комплементарности при построении модели гендерной культуры актуальна как универсальная основа взаимосвязей поведенческих характеристик (коммуникативное поведение, когнитивное поведение, этическое поведение, рефлексивное поведение). Сформированная гендерная культура педагога необходима для осуществления функций деятельности педагога-воспитателя (обеспечение полноценного прохождения воспитанником главных этапов онтогенеза - детства, отрочества, юности - как самоценных, неповторимых периодов развития личности; осуществление подготовки к

82

самостоятельной взрослой жизни, к выполнению семейных, гражданских, профессиональных функций, формирование готовности к нравственному самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявлению самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей [6, с. 168].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Повышение квалификации / Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. Т.2. - М.: АПО, 1998.

2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи -учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: Линка-пресс, 1998.

3. Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Грудасова Ю. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. - 2001. - №2. - С. 68-75.

4. Носков И.А., Бельчикова Е.П., Матвеева Г.В. Повышение квалификации работников образования на основе именного образовательного чека. - Самара, 2004.

5. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2000.

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т.1.

7. Сибирская М.П. Инновационные технологии повышения квалификации работников профессионального образования / Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 568 с., ил. Т.1 - 1998. - С. 371-374.

8. Силласте Г.Г. Гендерная социология: состояние, противоречие, перспективы // Социс. -2004. - №9. - С. 77-84.

9. ЧекалинаА.А. Гендерная психология: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2006.

10. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - Т.1.

Поступила в редакцию 10/II/2010; в окончательном варианте - 15/III/2010.

UDC: 378

PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS OF SYSTEM OF PRESCHOOL FORMATION ON THE BASIS OF THE GENDER APPROACH L. V. Klimina

Samara Regional Institute for Training and Retraining of Educators 125A Moskovskoye shosse, Samara, 44311 E-mail: larisasipkro@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In clause the problem of realization of the individually-focused principles of improvement of professional skill of teachers of preschool formation is considered. The gender approach allows to consider specific features of the child according to its floor and allows by means of a support on system of interconnected concepts, ideas and ways of actions to provide and support process of gender consciousness of the child.

Key words: qualification of teachers, student-oriented principles, the gender approach.

Original article submitted 10/II/2010; revision submitted - 15/III/2010

Larisa V. Klimina Senior Lecturer, Dept. Preschool Education of State Educational Institution of Pre-school Vocational Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.