Научная статья на тему 'Повышение квалификации молодых преподавателей: специфика и возможные направления'

Повышение квалификации молодых преподавателей: специфика и возможные направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / КВАЛИФИКАЦИЯ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / UNIVERSITY DEVELOPMENT DYNAMICS / QUALIFICATION OF YOUNG TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаров Дмитрий Владимирович

The author's vision of a role of professional development of young teachers of university is offered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development of young teachers: specifics and possible directions

The author's vision of a role of professional development of young teachers of university is offered in the article.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации молодых преподавателей: специфика и возможные направления»

жностей за счет формирования квалификационных групп по оплате труда с учетом сложности работ;

- разработка методики оценивания должностей и работ для объективного сравнения сложности функций и обязанностей работников;

- использование постоянной межразрядной разницы тарифных коэффициентов, обеспечение разницы в тарифных ставках и должностных окладах двух смежных квалификационных групп не менее 10% и др.

Таким образом, вопросы организации заработной платы являются важными и проблемными для Украины. Особенное место занимают вопросы обеспечения справедливой оплаты труда наемных работников. Существующий механизм организации заработной платы является неэффективным, что обосновывает необходимость реформирования системы оплаты труда в Украине. Необходимо комплексно подходить к реформированию системы оплаты труда, поскольку решение отдельных вопросов может существенно усугубить другие. Кроме того, вопрос обеспечения справедливой оплаты труда не может быть решен обособленно от других проблем в экономической и социальной сфере государства. Причины несправедливой оплаты труда имеют глубокие корни и, скорее всего, связаны с ценностями, нормами морали, установками.

Дальнейшие исследования должны быть направлены на конкретизацию требований к разработке научно обоснованных рекомендаций по проектированию различных составляющих заработной платы с целью обеспечения социальной справедливости.

Библиографический список

1. Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы // Постановление Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 № 1298 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ 1298-2002-%D0%BF (дата обращения 24.02.2013).

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения 24.02.2013).

3. О мероприятиях по случаю празднования в 2013 году Всемирного дня социальной справедливости // Постановление Президиума Федерации профсоюзов Украины от 11.12.2012 № П-15-7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.fpsu.org.ua/napryamki-diyalnosti/142-den-socialnoi-spravedlivosti/247-zahodysocsprav (дата обращения 24.02.2013).

УДК 378

Шаров Дмитрий Владимирович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

mr.sharov-44@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В статье предложено новое видение роли повышения квалификации молодых преподавателей университета. Ключевые слова: динамика развития университета, квалификация молодых преподавателей.

Йм динамично развивающегося университета принципиальное значение имеет квалификация молодых преподавателей го кадрового состава. Однако структура университета многопрофильна, что определяет специфику повышения квалификации.

Высшие профессиональные учебные заведения уже начинают функционировать в рамках новых образовательных стандартов двухуровневой подготовки, предусматривающих значительные изменения образовательного процесса в высшей профессиональной школе. Новая экономика и новый подход к человеческим ресурсам диктуют переход к компетентностно-ориентированному (инновационному) образованию, удовлетворяющему востребованность таких компетенций специалиста, как умения работать в коллективе, умения ориентироваться на рынке труда, готовности связывать свою карьеру с продолжением образования, способнос-

ти принимать решения, менять профиль деятельности в зависимости от изменения стратегии предприятия, технологий и т.п. Новый подход, основанный на превращении высшего профессионального образования в образование, соотнесенное с общечеловеческими ценностями, требует пересмотра привычной стратегии преподавания и воспитания в высшей школе, а также пересмотра подготовки самих преподавателей к реализации новых образовательных задач.

Не так давно межведомственная комиссия по проведению мониторинга деятельности вузов предложила Госдуме разработать закон, обязывающий высшие школы проходить проверку на эффективность, о чем говорится в протоколе заседания комиссии, размещенном на сайте Минобрнауки РФ 29 ноября 2012 года. Предполагается, что действие закона будет распространяться не только на государственные вузы. Кроме того, много разговоров

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

© Шаров Д.В., 2013

в последнее время ведется о качестве и конкурентоспособности отечественного образования, появился термин «инновации в образовании», но никто не говорит о том, кто будет внедрять это принципиально новое в образование - о преподавателях, не только об их квалификации, но и об их готовности к внедрению инноваций.

Одним из аккредитационных показателей высшего учебного заведения является количество работающих в нем докторов и кандидатов наук. Однако этот показатель статичен и не учитывает возрастной динамики. Анализируя преподавательский состав Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, отметим, что в университете на штатной основе работает 400 преподавателей, из которых две трети - доктора и кандидаты наук. В преподавательском составе имеются шестнадцать заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, пятьдесят шесть почетных работников высшего профессионального образования Российской федерации и т.д. В целом хорошо, что количество докторов и кандидатов наук за последние годы увеличилось втрое, но вряд ли можно оценить динамику роста квалификации кадров как положительную, ибо подавляющее большинство докторов наук - люди пожилого возраста. Данное обстоятельство актуализирует исследование проблемы повышения квалификации молодых преподавателей. На наш взгляд, именно квалификацию молодых преподавателей следует рассматривать как фактор сопротивления изменениям, происходящим в социально-экономической жизни страны.

Очевидно, что в различных образовательных организациях, типах вузов существуют особенности повышения квалификации. Отмеченное делает возможным рассмотрение специфики повышения квалификации в классических, технических и педагогических вузах. Рассмотрение специфики повышения квалификации молодых сотрудников делает необходимым анализ возможных моделей повышения квалификации молодых сотрудников в КГУ им. Н.А. Некрасова. Более того, структура КГУ им. Н.А. Некрасова имеет факультеты различной направленности, а это, в свою очередь, призывает к необходимости дифференцировать возможные модели.

Специфика повышения квалификации молодых преподавателей классических вузов заключается в следующем: во-первых, основной формой повышения квалификации в классических вузах является аспирантура и докторантура; во-вторых, наличие договоров с зарубежными партнерами позволяет осуществить академический обмен; в-третьих, укрупненность вузов, носящих статус классических, позволяет реализовать принцип «фабрики культуры цивилизации устойчивого развития» [4, с. 108-119; 6, с. 71-76].

Специфика повышения квалификации молодых преподавателей технических вузов заключается в том, что преподаватели технических вузов более подготовлены технически, чем педагогически, это делает необходимым повышение уровня педагогического мастерства преподавателей и осознание ими того, что процесс обучения, прежде всего, явление педагогическое. Наиболее важной формой повышения педагогического мастерства являются соответствующие занятия, которые проводятся по безотрывной форме обучения в течение учебного года согласно учебному плану и рабочим программам, утвержденным ректором. А наиболее важными компетенциями, с нашей точки зрения, являются: научнопредметная; психолого-педагогическая; коммуникативная; социально-организационная (управленческая); креативная; информационная [2, с. 16-24].

Специфика повышения квалификации молодых преподавателей в педагогических вузах заключается в том, что многие преподаватели не владеют педагогическими навыками обучения и работы с подопечными: предметными, организаторскими, дидактическими, перцептивными, суггестивными, исследовательскими, научно-познавательными [5, с. 63-66; 3, с. 44-47].

Решение проблемы сопротивления изменениям, происходящим в системе высшего профессионального образования Российской Федерации (рейтинг Вузов, имеющих признаки неэффективности, ФЗ об образовании, стиль управления КГУ имени Н.А.Некрасова и т.п.), на основе повышения квалификации молодых преподавателей, на наш взгляд, является теоритически и практически значимым и возможным.

Библиографический список

1. Гитман М.Б., Кузнецова Т.А., Матушкин Н.Н., Столбов В.Ю., Южаков А.А. Механизмы и инструменты подготовки научных кадров к инновационной деятельности // Высшее образование в России. - 2012. -№ 10. - С. 21-29.

2. Ким И.Н., Лисенко С.В. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС // Высшее образование в России. 2012. - № 1. - С. 16-24.

3. Кутузов А.Г. Конструирование новой модели подготовки кадров // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 44-47.

4. Назаров И.Б. Кадровые стратегии российских университетов // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 108-119.

5. Рябова Н.В. Инновационная инфраструктура педагогического вуза // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. - С. 63-66.

6. Шафранова Щ.Е. О профессиональной подготовке преподавателей вуза // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 71-76.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.