Научная статья на тему 'Повышение квалификации и переподготовка базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования'

Повышение квалификации и переподготовка базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КАДРОВАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА / PROFESSIONAL COMPETENCY / CONTINUING LIS EDUCATION / PERSONNEL POLITICS IN LIBRARIANSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Яковлевна

Рассматривается современная система дополнительного библиотечно-информационного образования и его роль в профессиональном развитии библиотечных специалистов новой формации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the modern system of postgraduate LIS education and importance of training the personnel politics in the librarianship.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации и переподготовка базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования»

УДК 021:37.018.46

Т. Я. Кузнецова

Повышение квалификации и переподготовка - базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования

Рассматривается современная система дополнительного библиотечно-информационного образования и его роль в профессиональном развитии библиотечных специалистов новой формации.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, непрерывное библиотечное образование, переподготовка и повышение квалификации, кадровая библиотечная политика

Tatiana Y. Kouznetsova

Training and retraining - basic element of continuous LIS education

The analysis of the modern system of postgraduate LIS education and importance of training the personnel politics in the librarianship.

Keywords: professional competency, continuing LIS education, personnel politics in librarianship

Активный процесс модернизации библиотек России, обусловленный широким внедрением цифровых технологий в библиотечно-информационную сферу и повышением их социальных роли как информационных, культурных и образовательных центров с широкими коммуникативными возможностями, открывают перед ними новые горизонты развития.

Современные библиотеки, способные существовать в двух ипостасях: физически реальной и электронной, имеют все больше возможностей для обеспечения свободного и равного доступа населения к национальным и мировым информационным ресурсам, формирования у членов общества информационной культуры, повышения уровня образования и содействия социализации личности. При этом они многое делают для сохранения документного культурного наследия и народных историко-культурные традиций, бережно предают их молодому поколению.

Новый облик библиотеки в век информационных технологий расширяет функциональный диапазон профессиональных компетенций, которыми должен обладать современный библиотечный специалист.

Прежде всего, современный библиотекарь - это информационный навигатор, аналитик и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе сетевых. Одновременно он - инструктор по информационным ресурсам и информационной культуре. Затем, он менеджер и маркетолог библиотечно-информационной сферы, знаток современного книжного и медиа-рынков, сетевых ресурсов, умеющий управлять процессом формирования информационно-ресурсной базы библиотеки.

32

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

При этом, он - хранитель документного культурного наследия, служитель Книги как культурного феномена, профессионал в области продвижения чтения, развития читательской культуры, владеющий педагогическими и социально-психологическими приемами этой непростой в современных условиях работы.

Библиотекарь также организатор разнообразных культурных и общественных акций. Кроме того он, по-прежнему, остается просветителем и хранителем гуманитарных социальных ценностей. Но главное, библиотекарь - это профессионал с высоким уровнем культуры, прекрасно знающий художественную литературу, основы гуманитарных и естественных наук, понимающий специфику современного цивилизационного процесса, имеющий четкую духовно-нравственную ориентацию.

Таким образом, библиотекарь XXI века - это многопрофильный специалист, владеющий современными информационными, метазнаниевыми, социокультурными и гуманитарными технологиями.

В связи с этим перед системой профессионального библиотечно-информационного образования сегодня поставлены весьма ответственные задачи по подготовке библиотекарей новой формации, отвечающих требованиям, предъявляемым к этой непростой и очень важной профессии в контексте задач развития информационного общества, основанного на знаниях.

В условиях динамично развивающейся отрасли возникла острая необходимость в ускоренном расширении и принципиальном обновлении профессиональных компетенций, знаний и умений уже работающих библиотекарей, создание максимальных условий для их профессионального развития.

Именно эту задачу призвана решить система дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования и ее базовые звенья - повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Сегодня эти формы обучения становятся интегральным фокусом отраслевой образовательной системы, поскольку являются наиболее эффективным инструментом скорейшего включения библиотекарей в реализацию стоящих перед ними новых социальных и технологических задач. Эти формы профессионального развития как наиболее массовые содействуют также росту кадрового потенциала отрасли в целом.

Весьма важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального обучения (ДПО) в восполнении недостающих порой конкретных знаний и навыков у молодых специалистов, закончивших библиотечные школы (средние и высшие), их скорейшей адаптации к реалиям библиотечной практики, вхождения в профессиональную среду. Названная форма обучения наиболее востребована, поскольку до 60 % работающих в библиотеках не имеют специального библиотечного образования.

Кроме того, непрерывное профессиональное образование представляет собой действенный инструмент реорганизации библиотечного дела в целом, это площадка для освоения новых идей, концепций, технологий; в его недрах сегодня

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

33

Уровни библиотечно-информационного образования

аккумулируется инновационный библиотечный опыт, а затем транслируется и внедряется в практическую деятельность. Вместе с тем это открытая трибуна развития профессиональных библиотечных коммуникаций.

Главная целевая установка современных моделей непрерывного образования - содействие профессиональной социализации личности библиотекаря, стимулирование его продуктивной и творческой деятельности в принципиально изменившейся технологической и социальной среде. Решается задача сформировать новое профессиональное сознание, если хотите - новый «профессиональный менталитет», найти новый смысл в деле, которому служишь, понять его социальную значимость и перспективность в информационную эпоху.

В связи с этим начинают происходить существенные изменения в содержании и методологии построения образовательных программ. Они наполняются новым контентом и ориентированы на формирование лидеров отрасли, профессионалов-единомышленников, способных творчески и эффективно решать задачи модернизации отрасли.

Современные модели дополнительного профессионального библиотечного образования в России базируются на следующих принципах:

- приоритет инновационной компоненты в образовательном процессе относительно нормативной в связи с высокой степенью обновляемости профессиональных знаний в области библиотечного дела. При этом важна оперативная трансляция библиотечной инноватики в широкую сферу профессиональной деятельности, что является прерогативой данной системы образования;

- принцип функциональной интеграции образовательной деятельности и библиотечной практики, позволяющий конструировать системные отношения между этими звеньями учебного процесса, что помогает совершенствовать его дидактические, методические и прикладные основы;

- принцип универсальности обучения с учетом всех современных направлений библиотечно-информационной деятельности, а также повышения роли гуманитарных, естественных и точных наук в формировании профессионального библиотечного знания;

- принцип модульности построения учебных планов и программ, обеспечивающий их модификацию в зависимости от контингента обучаемых, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения;

- принцип социальной открытости образовательной системы, предусматривающей ее взаимодействие с органами государственной власти и самоуправления, функциональными уровнями отраслевой профессиональной деятельности (имея в виду науку, управление и др.), смежными отраслями (книгоиздательским делом, книжной торговлей, научно-информационной деятельностью) и другими социальными партнерами.

34

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

Научно-методологической основой новых моделей непрерывного профессионального образования выступает андрагогика, активно развивающаяся наука об образовании взрослых. Исходя из ее принципов, предлагаемые программы повышения квалификации и переподготовки предусматривают:

- индивидуализацию обучения с учетом социально-ролевых и профессиональных характеристик обучаемых;

- динамизм процесса обучения (в минимальный срок - максимум знаний);

- демократизм отношений между педагогом и обучаемым, их творческое сотрудничество;

- максимальную активность обучаемого, стимулирование его профессиональной рефлексии.

Наиболее полно вышеназванные принципы и целевые установки реализуются в образовательных проектах федерального уровня. Приведу примеры программ, осуществляемых АПРИКТом:

- Управление центральной библиотекой региона в новых социально-экономических условиях (для директоров универсальных научных библиотек);

- Национальная электронная библиотека: ресурсы, функционал, сервисное обслуживание»;

- Школа директора муниципальной библиотеки;

- Библиотека и местное самоуправление;

- Всероссийская школа библиотечной инноватики (проводится ежегодно с 2000 г.) (задача - обобщение и анализ библиотечных новшеств, содействие их внедрению в практику);

- Менеджмент качества в библиотечной деятельности (регулярно с 2005 г);

- Международная библиотечная философская школа (ежегодные сессии с 2004 г.);

- Организация, методики и технологии продвижения чтения;

- Модельная библиотека как инновационная структура библиотечного обслуживания сельского населения;

- Дистанционные курсы: «Применение интернет-технологий в информационной деятельности библиотек», «Электронные библиотеки».

Для библиотекарей, не имеющих специального библиотечного образования, предлагаются программы профессиональной переподготовки:

- Библиотечное дело. Информационные ресурсы;

- Менеджмент библиотечно-информационных коммуникаций;

- Менеджмент сохранения библиотечных фондов;

- Организация и методика системной работы с книжными памятниками.

Вместе с тем, при определенных достижениях в области дополнительного

библиотечного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, это важное звено профессионального развития библиотечных кадров на-

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

35

Уровни библиотечно-информационного образования

ходится в стадии становления и не может пока в полном объеме удовлетворять неуклонно растущие потребности работников отрасли в обновлении знаний.

Не хватает финансовых и кадровых ресурсов, медленно внедряются новые образовательные технологии, нет возможности широко использовать дистанционные формы обучения. Отмечаются резкие диспропорции в организации, масштабах и систематичности проведения образовательных мероприятий. Есть регионы, где повысить свою квалификацию за последние три года смогли не более 10 % библиотекарей (Курская область). Особенно тревожная ситуация сложилась на Северном Кавказе. Почти по всех регионах страны не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию сельские библиотекари.

В целях выхода из проблемной ситуации считаем необходимым:

1. В соответствии с ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)» (раздел «Развитие и модернизация библиотек России» (пункт 99) продолжить поддержку системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки библиотечных специалистов из регионов России по актуальным направлениям крупномасштабной модернизации отрасли с учетом реализации проекта Национальной электронной библиотеки и создания сети общедоступных библиотек нового типа.

2. Для повышения качества программ дополнительного профессионального образования и придания им легитимного статуса сформировать систему общественной профессиональной сертификации образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых библиотеками и альтернативными учебными центрами, не имеющими лицензий на образовательную деятельность. При Российской библиотечной ассоциации создать Сертификационную комиссию из ведущих представителей библиотечно-информационной сферы, наделенную соответствующими полномочиями.

3. Развернуть планомерную работу по внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий, включая дистанционное обучение и создание электронных учебников и учебных пособий по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что особенно важно для отдаленных регионов.

4. Профильным ссузам и вузам шире внедрять в образовательный процесс программы оперативного повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «библиотечно-информационная деятельность».

5. Создать систему мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, а также приступить к формированию электронной информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения учебных программ и мероприятий, реализуемых в первую очередь на региональном уровне.

В современном мире экономики знаний непрерывное образование на протяжении всей жизни становится приоритетным направлением развития всей мировой образовательной системы. Центральное звено этой системы - дополнительное

36

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Уровни библиотечно-информационного образования

профессиональное образование. Руководством страны поставлена задача охватить к 2020 г. этой формой обучения более 20 млн человек.

Учитывая, что в библиотечно-информационной сфере около 25 тыс. работников библиотек, не имеющих профильного образования, нуждаются в профессиональной переподготовке, и почти каждый второй - в оперативном повышении квалификации, ДПО должно стать главным направлением отраслевой образовательной политики,

Мы убеждены, что от того, насколько успешно будет работать система дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования, напрямую зависит сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли, и дальнейшее эффективное реформирование библиотечного дела страны.

• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.