Научная статья на тему 'Повышение квалификации государственных гражданских служащих: мотивация и приоритеты'

Повышение квалификации государственных гражданских служащих: мотивация и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1869
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ракевич Илона Владимировна, Чепляев Виктор Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации государственных гражданских служащих: мотивация и приоритеты»

РАКЕВИЧ

Илона

Владимировна -

кандидат

экономических наук, доцент,

проректор по ДПО и взаимодействию с органами власти ПАГС,

ЧЕПЛЯЕВ

Виктор

Леонидович -

кандидат

социологических наук, доцент, руководитель Центра качества государственного и муниципального управления ПАГС

ПОВЫШЕНИЕ

КВАЛИФИКАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГРАЖДАНСКИХ

СЛУЖАЩИХ:

МОТИВАЦИЯ

И ПРИОРИТЕТЫ

И.В. Ракевич, В.Л. Чепляев

^^опрос эффективности и качества государственного и муниципального управления является сегодня одним из наиболее важных и обсуждаемых. Требование повышения качества публичного управления выдвигается не только населением в контексте обеспечения его прав и защиты интересов, но и необходимостью повышения конкурентоспособности государства, региона, муниципалитета. В первом случае имеется в виду качество и доступность государственных услуг и в конечном счете доверие к власти; во втором речь идет о связи результативности государственного управления и социально-экономического развития территории.

дате— да

Исходя из этого организация и содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов государственного и муниципального управления становятся в настоящий момент вопросами государственной стратегии. Президент России В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению остаются задачей номер один.

Системой координат для развития и совершенствования переподготовки и повышения квалификации являются ключевые принципы административной реформы и реформы местного самоуправления, которые предусматривают модернизацию организационных и финансовых основ управления государством, деятельности государственных и муниципальных служащих, что предполагает оптимизацию условий и содержания их обучения.

Сегодня даже понятийное поле государственного управления стало новым: государственные услуги, стандарты государственных услуг, доступность государственных услуг, доверие к власти, открытость власти, качество государственного управления, управление по результатам, мониторинг эффективности. Стратегия модернизации российской системы подготовки и обучения персонала государственной службы состоит в том, чтобы добиться максимального учета основных тенденций в развитии индивида, общества, государства и создать условия для повышения мотивации персонала к постоянному совершенствованию. Таким образом, система подготовки кадров государственной службы должна обеспечить широкую вариативность содержания и форм подготовки для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей государственных служащих, реализации индивидуальных образовательных траекторий. С другой стороны, система государственного управления призвана гарантировать возможности максимального использования профессионального потенциала чиновников и стимулировать их на повышение уровня социально-психологической, правовой и специализированной готовности.

Уровень мотивации к повышению квалификации и система стимулирования выступают одним из важнейших условий обеспечения эффективности подготовки государственных служащих. В целях оценки мотивационной основы повышения квалификации и определения направлений оптимизации содержания и организации повышения квалификации работников органов государственного управления Центром качества государственного и муниципального управления Повол-

жской академии государственной службы имени П.А. Столыпина был проведен опрос 115 государственных служащих в трех субъектах Российской Федерации - Республике Татарстан, Пензенской и Ульяновской областях.

В качестве задач исследования было заявлено определение мотивационных факторов в сфере повышения квалификации; предпочтений в формах реализации обучающих программ; актуальных тематик обучающих программ.

Среди опрошенных руководители департаментов, комитетов и управлений составили 33%, начальники отделов и секторов - 36%, специалисты - 31%. Данная структура выборки позволила оценить весь спектр предпочтений, независимо от должностного уровня служащих. Из числа опрошенных 69% уже проходили обучение по программам повышения квалификации, что позволяет рассматривать их в качестве внешних экспертов в вопросах организации и содержания программ повышения квалификации. В структуре выборки по продолжительности работы в органах государственного управления представлены практически все группы по стажу, что повышает уровень объективности полученных результатов.

Мотивационные факторы повышения квалификации. Удовлетворенность работой в организационном, содержательном и социальноэкономическом плане определяет стремление работника поддерживать необходимый уровень профессиональной готовности и соответствия функциональным требованиям. Участники проведенного опроса высказали достаточно высокую удовлетворенность работой. Полностью и в большой степени удовлетворены возможностями самореализации, социальным статусом, выполняемыми функциями и результатами работы от 82,6 до 94% опрошенных. Перспективами карьерного роста удовлетворены почти 79%, режимом работы - 65%. Наибольший показатель неудовлетворенности режимом работы характерен для госслужащих Республики Татарстан (52%) и Пензенской области (33%).

Достаточно скромно выглядят показатели удовлетворенности уровнем оплаты труда (лишь 38%) и уровнем социальной защищенности (35,6%). Представители Республики Татарстан продемонстрировали наиболее низкий показатель удовлетворенности уровнем оплаты труда (10%); в Пензенской области он составляет 32%, в Ульяновской -71%. Неудовлетворенность опрошенных уровнем социальной защищенности госслужащих в Республике Татарстан составляет 83%, в Пензенской области - 84%, в Ульяновской - 40%.

Участие в программах повышения квалификации респонденты связы-

дате— да

вают с необходимостью повышения качества выполнения своих функций (в 36,2% случаях), с собственным развитием и расширением кругозора (26,3% случаев). При этом наиболее высокая установка на качество исполнения должностных функций при прохождении повышения квалификации отмечают представители Республики Татарстан (45% случаев). Связь с перспективами карьерного роста в среднем отмечается лишь в 12% случаев, хотя для представителей Ульяновской области этот показатель равен 15,4% против 10% у госслужащих Пензенской области и Татарстана. Ориентация на должностной рост, в связи с участием в программах повышения квалификации, характерна в большей степени для начальников отделов (18,5%) и специалистов (16%).

Для 44% опрошенных курсы повышения квалификации - это в первую очередь получение новых и полезных знаний (44%), общение с новыми людьми (39%). В то же время для представителей Республики Татарстан немаловажным является возможность продемонстрировать свои знания. Необходимость такой возможности отметили 15% участников опроса.

Полезность программ повышения квалификации участники этих программ из числа опрошенных связывают с повышением успешности решения профессиональных задач в 32% случаев, с расширением кругозора - в 46% случаев. В первой группе лидируют представители Ульяновской области (47% случаев), во второй - представители Пензенской области (почти 60% случаев). Участие в программах повышения квалификации и связь с повышением профессионального статуса в организации отмечаются в 13% случаев; в 5% случаев отмечается связь с перспективами должностного роста; в 4% случаев констатируется отсутствие каких-либо изменений.

Необходимость дополнительного профессионального образования для занятия должностей государственной гражданской службы по направлению «Государственное и муниципальное управление» отмечают 71% опрошенных, но при этом 80% считают недостаточным наличие образования только по этой специальности для замещения соответствующих должностей, тогда как 43% полагают необходимым наличие специального профессионального образования.

Предпочтение определенных форм и условий реализации программ повышения квалификации. Несмотря на развитие новых форм реализации программ дополнительного профессионального образования, предпочтения опрошенных по формам обучения остаются традиционными. Подавляющее большинство (67%) считают наиболее удобной формой реализации программ повышения квалификации очную с отрывом от

работы и продолжительностью 3-5 дней. Целесообразность очно-заочной формы на основе установочных семинаров и увеличения компонента самостоятельной работы отметили 14,4% респондентов и 11,5% назвали наиболее привлекательным заочное обучение с использованием технологии дистанционного обучения.

Организацию повышения квалификации работников органов государственного управления 88% опрошенных делегируют руководителям этих органов; 91,5% из них не рассматривают повышение своей квалификации в качестве личной инициативы и задачи госслужащего.

Ограничения в повышении квалификации работников органов государственного управления, по мнению респондентов, связаны с отсутствием средств на эти цели. Такое мнение высказали 31,2% опрошенных. Почти 21% отметили нежелание руководства отпускать сотрудника на курсы повышения квалификации; 13,4% в качестве причины назвали отсутствие в программах обучения специфики деятельности органа управления. Незаинтересованность самих сотрудников в повышении собственной квалификации отметили 12% опрошенных.

Подавляющее большинство опрошенных (93,2%) считают необходимым проведение занятий по программам повышения квалификации преподавателями высших учебных заведений, при этом и участие практических работников называется важным. В отношении осуществления занятий в рамках программ повышения квалификации руководителями и специалистами вышестоящих организаций мнения анкетированных разделились практически поровну: 49% считают это правильным, но 51% признают такой подход нецелесообразным.

В открытых вариантах ответов участники опроса отмечают необходимость широкого использования в программах обучения отечественного опыта в решении задач управления и проведения обучения непосредственно в учреждениях, реализующих наиболее эффективные практики управления.

Тематические предпочтения программ повышения квалификации. Тематические предпочтения респондентов в сфере повышения квалификации оценивались только в отношении тематики курсов, реализуемых в Институте переподготовки и повышения квалификации ПАГС. Каждый респондент мог указать несколько наиболее важных для него тем, поэтому одобрения каждой тематики нормировались относительно общего количества выборов.

Наибольшее количество предпочтений выпало на следующие тематики: «Бюджетирование в органах государственного управления» (14,4%), «Планирование и управление по результатам» (14,1%).

дате— да

При этом представители Пензенской области отметили вторую тематику в 24% выборов, а представители Республики Татарстан - только в 7%.

Традиционное направление повышения квалификации «Информационные технологии в управлении» как важное отмечено в 12% выборов.

Необходимость проведения курса по регулированию отношений между органами власти различных уровней представлена в 10% анкет. Причем для госслужащих Республики Татарстан значимость этой тематики почти на 40% выше, чем для других регионов, - почти 13%.

Около 10% выборов связаны с психологическими основами управления, хотя представители Пензенской области обозначили эту тематику лишь в 4% выборов, Республики Татарстан - в 11,8%, Ульяновской области - в 10%.

Раздел «Специальные знания по профилю работы» фигурирует в 9% выборов. Но если представители Пензенской и Ульяновской областей имеют показатели 12 и 10% соответственно, то представители Республики Татарстан выделили это направление лишь в 5% выборов. Стандартизация и регламентация должностных функций наиболее значима для госслужащих Республики Татарстан, что отражено почти в 12% анкет, для их коллег из Пензенской области менее важна -только 4%, Ульяновской области - лишь 2,5%.

Сильная региональная дифференциация в выборе тематик повышения квалификации проявилась относительно традиционного направления подготовки - «Правовое регулирование государственной гражданской службы». Предпочтения представителей Татарстана (почти 12%) выглядят очень весомо на фоне 0% и 1,4% выборов у госслужащих Пензенской и Ульяновской областей.

Анализ выборов тематики программ повышения квалификации в зависимости от должностного статуса опрошенных позволяет говорить о некоторой дифференциации в предпочтениях. Если специалисты отмечают блок «Информационные технологии в управлении» в 8% выборов, то руководители управлений, комитетов и департаментов - в 15%, начальники отделов и секторов - почти в 13% выборов. Блок «Планирование и управление по результатам» наиболее предпочтителен для специалистов - 16% выборов. Для руководителей управлений этот показатель равен 10%, для начальников отделов - 7,6%. Число одобрений курса «Социология управления» руководителями управлений (9%) в 2 и 3 раза выше аналогичных выборов начальниками отделов и специалистами.

«Специальные знания по профилю работы» являются более предпоч-

тительными для специалистов (14%), для начальников отделов - почти 9% и для руководителей управлений - 6,3%.

На основе приведенных данных можно сформулировать конкретные выводы и предложения.

Существующая индивидуальная мотивация к повышению квалификации у государственных гражданских служащих не может рассматриваться в качестве основного фактора их участия в программах повышения квалификации. Невысокая степень влияния на перспективы должностного роста и отсутствие механизма соответствия качества выполнения профессиональных функций размерам оплаты труда снижают индивидуальную инициативу госслужащих в повышении квалификации.

Выраженная потребность в апробированных технологиях управления и освоении лучших практик предполагает как широкое внедрение блока передового опыта во все программы повышения квалификации, так и разработку специальных программ, посвященных региональным практикам решения задач государственного и муниципального управления.

Важным представляется проведение обучения в форме стажировок на базе органов управления, а также организация тематических семинаров и «круглых столов». В связи с этим очевидна целесообразность формирования портфеля лучших региональных практик управления.

Дефицит финансирования повышения квалификации, отмеченный большинством опрошенных, определяет необходимость проработки вопросов по «накопительной системе повышения квалификации» на основе модульных программ обучения. Несмотря на актуальность развития дистанционных технологий обучения, традиционная форма 3-5-дневных семинаров должна быть сохранена и модернизирована в направлении практической ориентации.

При разработке предложений органам государственного управления по тематике программ повышения квалификации важно учитывать региональные предпочтения тех или иных тем. Кроме того, программы должны быть сориентированы на соответствующий должностной уровень слушателей как по тематике, так и по содержанию.

Авторы статьи выражают благодарность за содействие в проведении исследования руководству органов исполнительной власти Республики Татарстан, Пензенской и Ульяновской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.