Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий за счет кластерного подхода'

Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий за счет кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СЕТЕВОЙ АГЕНТ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / A CLUSTER / COMPETITIVENESS / THE NETWORK APPROACH / THE INDUSTRIAL ENTERPRISE / THE NETWORK AGENT / A CLUSTER THE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колотовкин А. В.

В статье рассматривается вариант применения кластерного подхода промышленными предприятиями как способ повышения их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES DUE TO A CLUSTER OF THE APPROACH

In clause the variant of application кластерного the approach by the industrial enterprises as a way of increase of their competitiveness is considered.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий за счет кластерного подхода»

циальных клиентов, выработать наиболее привлекательные коммерческие предложения.

Интеграция маркетинговой подсистемы в рамках CRM позволяет установить однозначную взаимосвязь между затратами на те или иные элементы маркетинговых программ и полученными финансовыми результатами, обеспечить надежную методологическую основу для проведения рациональной ценовой политики.

Особая важность проведения активных маркетинговых исследований и рекламных кампаний для освещения возможностей национальной системы информационного обеспечения технического регулирования определяется тем, что большая часть российских предприятий привыкла использовать в своей деятельности лишь минимально требуемый набор отечественных стандартов и недостаточно представляет себе состояние дел в области стандартизации в зарубежных странах и международных организациях. Это подрывает конкурентоспособность отечественной продукции на зарубежных рынках, затрудняет интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство, увеличивает технологическое отставание. В этих условиях именно ЕИС ТР должна взять

на себя ведущую роль в активном обеспечении информацией о мировых тенденциях в области стандартизации, распространении сведения о появлении новых стандартов, за счет персонализированного подхода к клиентам находить пути наиболее полного удовлетворениях информационных потребностей. Это позволит национальной системе информационного обеспечения технического регулирования служить локомотивом технического прогресса российской экономики, одним из важнейших звеньев процесса экономической интеграции как на постсоветском пространстве, так и в мировом масштабе.

Литература:

1. http://www.gostinfo.ru/show.php7/fond/l1.htm

2. Peppers, Don and Martha Rogers, Ph.D., The One to One Future: Building Relationships One Customer At a Time. New York: Doubleday, 1993.

3. Черкашин П. А. Готовы ли Вы к войне за клиента? Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). - М.: ООО «ИНТУИТ.ру». - 2004. - 384 с.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Колотовкин А.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и предпринимательства ГОУ ВПО «Российский заочный институт

текстильной и лёгкой промышленности»

В статье рассматривается вариант применения кластерного подхода промышленными предприятиями как способ повышения их конкурентоспособности.

Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, сетевой подход, промышленное предприятие, сетевой агент, кластерный подход, кластеризация.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES DUE TO A CLUSTER OF THE APPROACH

Kolotovkin A., PhD in Economics, the senior lecturer of faculty of management and business GOU VPO «Russian correspondence institute

textile and light industry»

In clause the variant of application кластерного the approach by the industrial enterprises as a way of increase of their competitiveness is considered.

Keywords: a cluster, competitiveness, the network approach, the industrial enterprise, the network agent, a cluster the approach, a cluster.

Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий во многом зависит от возможности и качества управления конкурентными преимуществами. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка необходимо разрабатывать адекватные конкурентные стратегии, которые в свою очередь должны вызывать изменения во внешней среде, способствующие повышению конкурентоспособности.

Основная часть российских производителей продолжает оставаться неконкурентоспособной на мировых рынках. При этом отсутствует позитивная структурная и инновационная динамика экономики в целом, усиливается энерго-сырьевая ориентация и зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Необходимо не только усовершенствовать уже применяемые инструменты, но и развить их многообразие, обеспечивая конкуренцию форм и методов осуществления структурных сдвигов, ускорения темпов роста. К настоящему времени ни отраслевой, ни территориальный, ни корпоративный принципы управления промышленностью не стали доминирующими. Одним из эффективных современных инструментов повышения конкурентоспособности предприятий является политика стимулирования кластеров как сетевой формы их интеграции.

Одним из важных показателем сетевой формы интеграции является степень централизации сети (network centrality). Она определяется тем, в какой мере связи агентов данной сети кластеризуются вокруг единого центра (или нескольких центров), в качестве которого могут выступать ведущие предприятия или бизнесы (например промышленный гигант или крупный банк). Центральное расположение того или иного агента является одним из важных индикаторов его властных позиций в данном организационном поле.

Оно означает, что потоки материальных и информационных ресурсов идут через данного агента, который имеет преимущества в управлении такими потоками. С этой точки зрения сеть делится на следующие сегменты:

- центр сети, включающий ключевые узлы связей (nodes);

- полупериферию сети, включающую вторичные узлы связей;

- периферию сети, охватывающую отдельных агентов, располагающихся на ее границах.

Кластерный подход к структурированию экономики, обоснованию стратегий региональной экономической политики и повышению конкурентоспособности является общепризнанным в развитых странах. Идея о том, что успехи национальной экономики зависят, в конечном счете, от развития локальной концентрации специализированных отраслей industrial districts) прослеживается более века назад в работах А. Маршалла (1890). Он впервые исследовал синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации предприятий. Основоположником современной концепции кластеров и их влияния на конкурентоспособность является М. Портер. Под его руководством проводятся наиболее фундаментальные исследования процессов кластеризации в Институте стратегии и конкуренции Гарвардского университета. Существует три основные причины географической концентрации фирм.

Первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов.

Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.

Рис. 1. Основные этапы формирования кластера

Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует распространению неявного знания, т. е. тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям. Так, по мнению МакДональда, «Работа индивидов на фирмы и большая часть их ценности для работодателей связана с их членством в сетях (network), однако членство в сетях является принципиально личным делом, выходящим за пределы фирм и даже лояльности к фирмам»

Важнейшее отличие кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими хозяйствующими субъектами, образующими кластер, и за его пределами.

Управление процессом искусственного построения промышленного кластера может осуществляться со стороны так называемого сетевого агента. При этом состав аппарата, структура и функции сетевого агента зависят от возлагаемой на него управленческой нагрузки. В качестве основных его функций можно выделить:

координацию участников; прогнозирование, выработку стратегии; финансовое и производственное планирование; контроль выполнения; анализ результатов. В зависимости от конкретной ситуации какая-либо функция может быть либо ограничена, либо расширена и дополнена другими задачами (например, по осуществлению централизованных инновационных программ, оптимизации финансов и т.д.). Возможный вариант построения управленческих взаимосвязей кластера с участием сетевого агента представлен на Рис. 2.

Данная управленческая схема позволяет уменьшить коммерческий риск кластера при сохранении оптимального уровня мобильности, так как роль сетевого агента заключается в осуществлении индивидуальной работы с участниками группы. В этом случае успех кластера во многом определяется квалификацией работников сетевого агента, добросовестности и лояльности руководства предприятий. При сокращении управленческой автономии предприятий снижается коммерческий риск и повышается устойчивость системы ввиду активизации действия управленческого механизма, позволяющего минимизировать возможные ошибки.

В зависимости от степени контроля со стороны сетевого агента за деятельностью участников кластера различают следующие

Анализ целей и задач развития группы, согласование финансовых планов, бюджетов, контроль их выполнения

Бюджетно-

аналитическая

служба

___________1_____________________

Осуществление основных планов, распорядительных и контрольных функций, в том числе: координация деятельности предприятий внутри кластера, управленческое обеспечение, прогнозирование, выработка стратегии, текущее планирование, контроль выполнения планов, анализ текущего состояния и причин отклонений

±_______________

ПРЕДПРИЯТИЯ

Рис. 2. Вариант организации кластерного подхода

стратегии: стратегическое планирование, стратегический контроль и финансовый контроль. В качестве доминирующего фактора, определяющего вариант построения структуры кластера, выступает управленческая стратегия, выбранная участниками кластера, их видение форм организации совместного бизнеса.

При целенаправленном проектировании кластерной структуры необходимо определить требуемое соотношение степени делегирования полномочий и мобильности управления, исходя из задач и характера деятельности участников. Общим критерием эффективного функционирования кластерной структуры является максимизация мобильности группы без ущерба для ее управляемости.

В настоящее время сильные экспортные позиции Россия сейчас занимает в четырех мегакластерах: производство нефти и газа, угля, металлов и древесины. У российских кластерных форм объединения промышленных предприятий также неплохие позиции в строительстве и производстве энергетического оборудования, однако Российская Федерации пока не входит в число ведущих стран мира по этим видам экономической деятельности. Области, которые также можно выделить как перспективные для промышленных кластеров, — это производство минеральных удобрений, атомная и традиционная энергетика, производство судового оборудования и подвижного состава.

Спецификой кластера является получение организациями, входящими в него, синергетического эффекта, выражающегося в повышении конкурентоспособности всей системы по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами. Кластерный механизм повышения конкурентоспособности основан на эффективном сочетании внутрикластерной кооперации в процессе производства продукции с внутренней конкуренцией в рамках промышленного кластера. При этом важно подчеркнуть сетевой характер взаимо-

действия его участников, поскольку именно горизонтальная интеграция в данном случае способствует формированию строго ориентированной цепочки распространения новых знаний, технологий и инноваций. Таким образом, создание сети устойчивых связей между участниками кластера является важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций через их коммерциализацию в конкурентные преимущества.

Стратегия кластера реализуется в полной мере посредством применения таких форм взаимодействия между его участниками, как субконтрактация и аутсорсинг, основанных на выделении ключевых компетенций хозяйствующими субъектами кластерной структуры и фокусировании деятельности именно на них. Наиболее приемлемым способом формирования в российской экономике кластеров является развитие субконтрактных сетей посредством концентрации ключевых поставщиков на высвобождающихся площадях в процессе реструктуризации крупных промышленных предприятий, поскольку территориальное размещение российских промышленных предприятий до сих пор соответствует экономическому районированию, осуществленному в плановой экономике.

Важнейшая роль в формировании, развитии и обеспечении конкурентоспособности кластера принадлежит управляющим структурам (например, сетевому агенту). При этом состав аппарата, организационная структура и функции сетевого агента напрямую зависят от возлагаемых на него задач из числа координации участников кластера, прогнозирования, выработки стратегии развития кластера, финансового и производственного планирования, контроля выполнения управленческих решений, анализа результатов.

Особенностью современной российской модели кластеризации, вытекающей из планово-социалистического прошлого, является преобладание центрированного типа кластерного ядра и тяготение

94 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

к холдинговым структурам. Кластерная форма территориально-экономической объединения промышленных предприятий с финансовыми и страховыми компаниями, научно-исследовательскими институтами и образовательными учреждениями в российских условиях пока немногочисленна. Существующие кластеры отличаются низким уровнем развития и недостаточной конкурентоспособностью, в первую очередь, на международном рынке.

Для России наиболее приемлемо формирование промышленных кластеров в пределах административно-территориальных единиц (республик, краев, областей), что обусловлено большей результативностью процесса управления видами экономической деятельности на региональном уровне по сравнению с общенациональным. Выбор стратегии развития кластеров в качестве концепции государственной региональной промышленной политики, позволит усилить преимущества кластерных форм организации промышленных предприятий, как «точек роста», и обеспечит выход на мировой рынок конкурентоспособных компаний, что особенно актуально в условиях продолжающейся глобализации и усиления международной конкуренции.

Литература:

1. Денисов, В., Управление организационным развитием промышленного предприятия. - В. Денисов., Д. Киреев., // Проблемы теории и практики управления №1/2007г. - с.86

2. Жданова О.И. Кластер как инструмент промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. -2008. - №9(66) (1 п.л.);

3. Жданова О.И. Кластер как современная форма управления промышленными предприятиями // Вестник Института экономики РАН. - 2008. - №4 (0,6 п.л.);

4. Жданова О.И. Потенциал кластеризации как фактор конкурентоспособности // В кн.: Трансформация факторов экономического развития и конкурентоспособность / Под ред. А.В. Барыше-вой. - М.: МАКС Пресс, 2007 (1,5 п.л.).

5. Жужгина, И.А., Виноградова, А.В. Факторы конкурентоспособности и их оценка субъектами малого предпринимательства // ЭКО №7(397) - 2007г. - с.93

6. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. 328 с.

сравнительный анализ технологии организации авиаперевозок

Кутепова Г.Н., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой туризма, Московский государственный институт индустрии туризма

Рассмотрены основные модели низкобюджетных авиаперевозок и условия их успешной реализации, определены проблемы развития низкобюджетных перевозок в России, выполнен сравнительный анализ различных типов авиаперевозок.

Ключевые слова: регулярные, чартерные, низкобюджетные рейсы, сервис на борту, модель низкобюджетной авиакомпании, критерии выбора технологии организации авиаперевозки.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION TECHNOLOGIES OF AIR TRANSPORTATION SERVICE

Kutepova G., Ph.D., Associate Professor, Head of Tourism, Moscow State Institute of Tourism Industry

The basic models of cheap air service and conditions of their successful realization are considered, problems of development of cheap transportations in Russia are defined, the comparative analysis of various types of air service is made.

Keywords: regular-, charter-, low cost- flights, service onboard, model of low cost airline, criteria of air service technology organization choice.

С целью повышения конкурентоспособности турпродукта, туроператоры стремятся снизить стоимость авиаперевозки в составе тура и обеспечить качественное предоставление транспортных услуг.

На направлениях массового туризма широко используются чартерные рейсы. Они экономически эффективны для туроператоров, так как заказываются под просчитанную заранее загрузку и на определенный срок.

Однако низкобюджетные авиаперевозки составляют серьезную конкуренцию как чартерным, так и регулярным рейсам.

Низкобюджетные авиакомпании (авиакомпании-дискаунтеры или «low cost») - авиакомпании нового типа, ставшие популярными во всем мире в последние годы.

Низкобюджетные авиакомпании определили новый подход к бизнесу авиаперевозок, выраженный формулой: «низкие расходы

- низкие тарифы - высокий спрос - высокие доходы».

Ценовая политика низкобюджетных авиакомпаний вынуждает авиакомпании на регулярных рейсах вступать в конкурентную борьбу за потребителя посредством проведения различных акций, пре-доставленя дополнительных услуг в аэропортах и на борту воздушного судна, развития бонусной системы и др.

Типичная бизнес-модель бюджетной авиакомпании обычно включает следующие положения:

- один пассажирский класс;

- один тип самолёта (обычно Airbus A-320 или Boeing-737), что позволяет сокращать издержки на подготовку персонала, ремонтное оборудование и обслуживание техники;

- минимальный набор дополнительного оборудования в самолёте, отсутствие развлекательных видеопанелей и др., что позволяет снизить стоимость авиалайнера, уменьшить его вес, а значит, и расход топлива;

- прямые продажи авиабилетов через Интернет (с целью отказа от выплат комиссионных агентам и системам резервирования);

- увеличение цены билета по мере загрузки самолёта с целью поощрения раннего резервирования и оформления авиаперевозки;

- отсутствие мест в посадочных талонах, что позволяет сократить время загрузки авиалайнера, поскольку побуждает пассажиров быстрее подняться на борт и занять места в салоне (не для всех авиакомпаний, например, в посадочных талонах авиакомпании «Airberlin» места указываются);

- использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером с целью сокращения возможных задержек из-за загрузки воздушного трафика, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов;

- быстрый оборот самолётов (для их максимальной загрузки);

- прямые рейсы, вместо использования промежуточных посадок в «хабах», с целью максимального использования самолётов и сокращения задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами;

- сокращение набора услуг, бесплатно предоставляемых пассажирам на борту авиалайнера, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод востребованных пассажирами услуг в разряд платных или отказ от их предоставления;

- получение дохода от продажи дополнительных услуг на борту, товаров первой необходимости и беспошлинной торговли;

- совмещение служащими нескольких функций (например, бортпроводники, кроме прямых обязанностей, могут также заниматься уборкой салона, регистрировать пассажиров на рейс, с целью экономии фонда оплаты труда и снижения издержек авиакомпании);

- уменьшение роли особых сервисов (повышение возраста детей, начиная с которого можно лететь самостоятельно, увеличение стоимости их сопровождения и др.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.