Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности продукции: проблемы определения эффективности'

Повышение конкурентоспособности продукции: проблемы определения эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ЕФЕКТИВНіСТЬ / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ ПРОДУКЦії / ОЦіНКА ЕФЕКТИВНОСТі ПіДВИЩЕННЯ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТі ПРОДУКЦії / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ / EFFECTIVENESS / PRODUCT COMPETITIVENESS / ASSESSMENT OF EFFECTIVENESS OF INCREASE OF PRODUCT COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Виктория Александровна

В статье проведен критический анализ существующих подходов к оценке эффективности повышения конкурентоспособности продукции как экономического процесса, на основании которого выявлена недостаточная проработка данного направления развития теории конкурентоспособности продукции. Обоснована необходимость более детальной проработки вопросов, связанных с определением эффективности повышения конкурентоспособности продукции. Предложено для определения эффективности процесса повышения конкурентоспособности продукции использовать метод сравнительной эффективности, основанный на определении разработанного автором критериального показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of Product Competitiveness: Problems of Definition of Effectiveness

The article conducts a critical analysis of existing approaches to assessment of effectiveness of increase of product competitiveness as an economic process, on the basis of which an insufficient developmental work in this direction of development of the theory of product competitiveness is revealed. It justifies a necessity of a more thorough development of issues connected with definition of effectiveness of increase of product competitiveness. It offers to use the method of comparative effectiveness, based on definition of the criteria indicator developed by the author, for defining effectiveness of the process of increase of product competitiveness.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности продукции: проблемы определения эффективности»

УДК 373.24

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Ольга Евгеньевна КОНДРАШИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: kondrashina_oe@mail.ru

Описывается значение речи в целом, актуальность проблематики речевого развития детей дошкольного возраста, ряд педагогических условий, направленных на более успешное овладение родным языком.

Ключевые слова: речь; речевое развитие; педагогические условия; речевая предметно-развивающая среда; речевая мотивация; инновационные методы обучения.

Речь - один из первых видов деятельности, которым человек овладевает в онтогенезе. Она является ведущим средством общения. Дошкольное детство признано сензи-тивным периодом для речевого развития в целом. Потребность в общении с окружающими обусловливает появление речи. Формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослым ребенок получает образцы ведения диалога. Именно в процессе общения с взрослым дошкольник обучается внеситуативному общению, начинает говорить о предметах, отсутствующих в его поле зрения. Общение со сверстниками - это важнейший показатель сформированности коммуникативной способности. При формировании коммуникативной способности развивается, по крайней мере, два звена - овладение языком (формирование языковой способности, связи «знак -значение», семантики и синтаксиса) и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Применение языка в коммуникативных целях предполагает умение строить развернутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие, включающее в себя умение начать разговор, поддержать беседу, в случае необходимости сменить тему, построить диалог так, чтобы заинтересовать собеседника.

Процесс овладения родной речью - это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Развитие речи есть

целенаправленная и последовательная педагогическая работа (педагогов в детском дошкольном учреждении или родителей дома), предполагающая использование набора специальных педагогических методов и средств, а также собственные речевые упражнения ребенка. Закономерностью постижения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды - естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, преднамеренно подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Актуальность и востребованность проблематики речевого развития определяются реальными потребностями отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями: с одной стороны, речевое развитие имеет существенный потенциал в области общего развития дошкольников, с другой - этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке современных методов образования и воспитания дошкольников.

Большинство детей посещает дошкольные образовательные учреждения, которые предполагают не только присмотр за детьми, но и их полноценное и разностороннее развитие, в первую очередь речевое. Коллектив детского общеобразовательного учреждения должен создать наиболее благоприятные условия для полноценного речевого развития детей. В связи с этим вся образовательная деятельность, также как и любая другая, должна быть направлена на обогащение лексического запаса детей, усовершенствование

ее грамматической правильности и, как следствие, становление грамотной монологической и диалогической речи.

В теории и практике педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия» в частности. В толковом словаре русского языка «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [1].

Как философская категория термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия -как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [2].

Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень. С нашей точки зрения, педагогические условия составляют ту среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается, поэтому появляется необходимость создания благоприятных условий для обеспечения обозначенного образовательного процесса на первой образовательной ступени.

Для речевого развития дошкольников первым и очень важным условием является создание предметно-развивающей речевой среды.

Под речевой предметно-развивающей средой мы понимаем особым способом организованное предметное окружение, влияющее на развитие всех сторон речи ребенка. Правильно организованная речевая среда несет в себе эффект воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения и к окружающему миру, и к системе родного языка и речи. Ее влияние на развитие и воспитание дошкольников многогранно. Любой центр в группе должен нести многофункциональный характер: быть легко трансформируемым, учитывать возраст детей и обязательно яв-

ляться местом для всестороннего развития речи детей. Речевая среда должна способствовать уточнению, расширению и конкретизации речевых представлений. Правильно организованная предметно-развивающая

среда дает ребенку чувство комфорта, защищенности, помогает развитию его личности, стимулирует познавательную и речевую активность, воображение, побуждает к игре. Предметно-развивающая среда должна быть открытой и незамкнутой, способной к изменению, корректировке и развитию, т. е. она должна иметь характер не только развивающий, но и развивающийся. Она все время должна пополняться и обновляться различными дидактическими материалами, наглядностью по различным лексическим темам, различными пособиями и игровым материалом. Речевая предметно-развивающая среда должна отвечать некоторым психолого-педа-гогическим критериям: многофункциональность, трансформируемость, модульность, вариативность по содержанию и функциональным возможностям.

Второе условие - речевая мотивация ребенка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства [3]. Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства [4]. Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности. От него зависит и качество речи, успешность обучения ребенка. Обогащение речевой мотивации детей в процессе обучения имеет немалое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В ходе занятия часто пропадает естественность и непринужденность общения, сбивается натуральная коммуникативность речи: ребенок просто отвечает на вопрос педагога, пересказывает сказку, что-то повторяет. При этом чаще всего не учитыва-

ется потребность это делать. Как отмечают психологи - положительная мотивация речи повышает эффективность занятий. Существенной задачей является формирование педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, активизирующих потребность в общении. Также здесь важно учитывать возрастные особенности дошкольников, применять различные, увлекательные для ребенка приемы, активизирующие их речевую активность и инициативность и содействующие развитию творческих речевых умений и навыков [5, с. 58].

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной. естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям [5, с. 13].

Третье условие - научно-методическое обеспечение педагогов и родителей. Говоря о методическом обеспечении как о виде деятельности, можно сказать, что это процесс, сориентированный на создание различных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников и родителей, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. Методическое обеспечение - это своевременная помощь в процессе реализации той или иной цели, в нашем случае - развитии речи дошкольников. Необходимость данного условия обусловлена поднятием научного потенциала педагогов, повышения их профессионализма, углубления знаний о проблемах речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с современностью. Педагогам необходимо быть в курсе новых методик, которые описаны в специальной литературе, изучать публикации коллег в соответствующих журналах, поднимая тем самым свой образовательный уровень. Своими знаниями педагоги обязательно должны делиться с родителями детей. Как правило, у них нет специального

образования, а т. к. в развитии речи детей родители принимают самое непосредственное участие, педагогам необходимо делиться с ними теми знаниями, которые есть у них в доступной для родителей форме. Это могут быть сообщения на родительских собраниях (общих и внутригрупповых), стенды, папки-передвижки в доступных для родителей местах. Обязательными являются индивидуальные беседы, в ходе которых можно рассказать о проблемах каждого конкретного ребенка. Для успешной работы педагогов надо создавать условия для обмена ими опытом, а также передачи имеющейся у них информации по интересующей нас проблеме - развитие речи детей дошкольного возраста. Внутри детского сада необходимо регулярно проводить открытые занятия с последующим их обсуждением. Во время таких занятий педагоги обращают внимание на то, как их коллеги ведут занятия, выбирают для себя что-то новое, а на последующем их обсуждении выявляют недостатки как в занятиях коллег, так и в своих. На открытых занятиях городского уровня воспитатели делятся своим опытом в плане развития речи детей, показывают свои методические находки, которые другие педагоги могут взять в качестве примера и делятся своими разработками. Такие встречи с обменом опытом благотворно влияют на объем знаний педагогов, современность их взглядов и позиций. На подобных семинарах более взрослое поколение обучает молодых специалистов методикам, по которым они работают долгое время, а молодежь делится своими инновационными методами. Общаясь с коллегами в других образовательных учреждениях, воспитатели пополняют запас методических разработок, которые могут сделать своими руками или при помощи родителей.

Четвертым условием является внедрение инновационных методов обучения в развитии речи дошкольников.

Для улучшения качества развития речи дошкольников необходима активизация творческого потенциала педагогов, расширение их кругозора, привнесение в занятия новых технологий и инноваций. Одной из таких инноваций может быть применение элементов ТРИЗ-технологий (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач). К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие:

теории - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Элементы ТРИЗ заключают в себе внушительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

- в активизации познавательной деятельности детей;

- в создании мотивационных установок на проявление творчества;

- в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

- развивает гибкость аналитико-синте-тических операций в мыслительной деятельности.

Особое место в обучении занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления.

Также большое значение для развития речи имеет интегрированный подход в построении занятий. На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятель-

ности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира. Интегрированное обучение способствует общему развитию ребенка, а также более глубокому изучению тем. Оно формирует у детей целостное восприятие мира, поскольку является системой, которая объединяет знания по отдельным предметам в одно целое. Интеграция для школы широко разработана в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольной же педагогике она делает только первые шаги.

В дошкольной педагогике под интегрированной технологией мы понимаем использование одной тематики во всех блоках работы (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, конструирование, аппликация и т. д.). В отличие от комплексных занятий, которые проводятся на знакомом материале и эпизодично, интегрированные занятия построены по принципу объединения нескольких видов деятельности и проводятся систематически. Интегрированные занятия дают возможность сократить количество специально организованных занятий, увеличивая тем самым время для другой деятельности. Проводимые в системе интегрированные занятия эффективны, дают хороший результат, повышают продуктивную речевую деятельность детей. В процессе интегрированных занятий развитие речи идет во всех направлениях: расширение и систематизация словарного запаса, совершенствование грамматической структуры речи, развитие инициативной связной речи, усиление ее звуковой стороны.

Пятым условием является создание материально-технической базы. Выполнение этого условия представляет значительные трудности, поскольку материальное обеспечение в муниципальных дошкольных учреждениях не очень хорошее. Соответственно, многое для обучения и развития детей приходится покупать или делать самим родителям и педагогам. Для полноценного речевого развития в группе должны быть различные методические пособия, большой запас наглядного материала, современное техническое оснащение (магнитофон с необходимыми дисками, проектор), а также материал, развивающий мелкую моторику.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что создание условий для

речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная связная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград, 2001.

3. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 2004.

4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.

5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.

Поступила в редакцию 11.02.2013 г.

UDC 373.24

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORAL SPEECH ETIQUETTE OF PRE-SCHOLARS DEVELOPMENT Olga Evgenyevna KONDRASHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: kondrashina_oe@mail.ru

The meaning of the speech as a whole, the relevance of the speech problems early childhood development, a number of pedagogical conditions aimed at a successful mastery of the mother tongue are described.

Key words: speech; language development; pedagogical conditions; speech subject-developing environment; speech motivation; innovative teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.