Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предприятия'

Повышение конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / РЫНОК / MARKET / БОРЬБА / FIGHT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джумаева Ямила Махмуд-Хусейновна

В данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятия в современных экономических условиях. Рассмотрены основные элементы конкурентоспособности предприятия и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики. Сегодня термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Экономисты, представители бизнеса, политики также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предприятия»

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE Zhumaeva Ja. (Russian Federation) ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Джумаева Я. М-Х. (Российская Федерация)

Джумаева Ямила Махмуд-Хусейновна / Zhumaeva Jamila — ассистент, кафедра экономики и управления производством, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Abstract: in this article examined methods of increase of competitiveness of enterprise in modern economic terms. The basic elements of competitiveness of enterprise are considered and measures are offered on the increase of competitiveness of firm on the modern stage of development of economy. Today the term "competitiveness" has become one of the most widely used in the scientific literature. Economists, representatives of business, politics is also widely used when talking about the need to integrate the economy into the modern world economy.

Аннотация: в данной статье рассматриваются способы повышения конкурентоспособности предприятия в современных экономических условиях. Рассмотрены основные элементы конкурентоспособности предприятия и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики. Сегодня термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Экономисты, представители бизнеса, политики также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Keywords: competition, economy, enterprise, market, fight, efficiency.

Ключевые слова: конкуренция, экономика, предприятие, рынок, борьба, эффективность.

Сегодня термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Экономисты, представители бизнеса, политики также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства. В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в частности и национальной экономики в целом является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику. Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия - задача непростая. Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы [2].

Необходимым условием определения конкурентоспособности выступает наличие конкуренции. Конкуренция осуществляется на рынке - условном месте купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции с соблюдением этических и правовых норм и правил. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса [1].

На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности компании. Рост эффективности производства - основа повышения прибыльности предприятия в условиях конкурентной борьбы -должен стать приоритетной целью внутрикорпоративного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек [2].

В целом программы повышения производительности и осуществляемые в процессе их внедрения и реализации мероприятия по совершенствованию управления и организации производства представляют собой одно из наиболее характерных проявлений перестройки сферы управления, которая применяется в развитых странах в направлении приспособления ее к новым условиям коммерческой деятельности и конкурентной борьбы, основанной на широком использовании инноваций. Инновационный фактор также уменьшает издержки на макроуровне. В современных условиях инновационное развитие компаний позволяет формировать такую структуру производства, при которой темпы роста национального дохода в совокупном общественном продукте превышали бы темпы роста потребления материальных ресурсов. Исходя из сложившейся структуры затрат

51

можно считать, что снижение затрат прошлого труда на один пункт по своему абсолютному значению в 5-6 раз превосходит соответствующую экономию живого труда. При этом особенно большое значение приобретает экономия сырья. Расход сырья, материалов, топлива значительно снижается при внедрении безотходной и малоотходной технологии. Принятие решения об использовании той или иной конкурентной стратегии может базироваться на модели М. Портера [5], на основе которой можно дать рекомендации. Р. А. Фатхутдинов отмечает: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [4].

Для повышения конкурентоспособности предприятия с учетом особенностей современного рынка необходимо:

- внедрение инновационной политики предприятия, которая определяет возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Поскольку с ростом НТП растут и видоизменяются потребности, потребитель выдвигает все более сложные требования к рынку товаров и услуг. Для этого необходима инвестиционная деятельность для освоения инноваций;

- развитие системы государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов предприятия за счет предоставления государственных гарантий и инвестиционных ресурсов, размещаемых на конкурсной основе;

- руководителям предприятий в первую очередь необходимо обратить внимание на мотивацию своих сотрудников, должны быть обеспечены соответствующие условия работы, отдыха, высокий уровень заработных плат, так как люди являются наиглавнейшим фактором развития любого предприятия. Трудовые ресурсы являются неотъемлемым элементом предприятия и важнейшим фактором повышения конкурентоспособности в глобальной экономике. Очень немногие отечественные фирмы, в том числе крупные, заботятся об улучшении условий работы и мотивации своих сотрудников;

- важнейшим критерием конкурентоспособности продукции, общепризнанным в мировой практике, является сертификация систем качества предприятий и производств на соответствие стандартам ИСО 9000. Соответствие системы управления качеством на предприятии международному стандарту предполагает изменение организационной структуры предприятия, перестроения всех этапов производственного цикла: от проектирования продукции до ее сбыта;

- непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции национальных производителей и расширение их деятельности на международном рынке.

Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики, более качественного использования ресурсов, в том числе человеческих, улучшения условий работы и ряда других факторов [6].

Литература

1. Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки, 2013. № 1-2.

2. Криворотов В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006.

3. Портер М. Международная конкуренция. М.: ИДМ, 2010.

4. учебник. М.: Инфра-М, 2000. 312 с.

5. Ивахник Д. Е. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе гибкой ассортиментной политики? 2001. 215 с.

6. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: учебник М.: Инфра-М, 2000. 312 с.

7. Ример М. И., Касатов А. Д., Матиенко Н. Н. Экономическая оценка инвестиций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eHbrary.ra/item.asp?id=19819142/ (дата обращения: 22.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.