Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности менеджера на основе диверсификации образования'

Повышение конкурентоспособности менеджера на основе диверсификации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестрикова Н. А.

Рассматривается взаимосвязь диверсификации в образовании с происходящими в экономике изменениями. Подчеркивается влияние диверсификации на конкурентоспособность специалиста. Приводятся различные формы обучения менеджеров (студентов и специалистов) иностранному языку, подчеркивается экономическая целесообразность для предприятий трудоустройства специалистов с дополнительной квалификацией, а именно владеющих иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности менеджера на основе диверсификации образования»

УДК 378

Н.А. Пестрикова

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕНЕДЖЕРА НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается взаимосвязь диверсификации в образовании с происходящими в экономике изменениями. Подчеркивается влияние диверсификации на конкурентоспособность специалиста. Приводятся различные формы обучения менеджеров (студентов и специалистов) иностранному языку, подчеркивается экономическая целесообразность для предприятий трудоустройства специалистов с дополнительной квалификацией, а именно владеющих иностранным языком.

Нестабильность современного экономического состояния требует от предприятий гибкого реагирования на всякого рода изменения. Одной из тенденций, позволяющих предприятию адаптироваться к происходящим изменениям на рынке, является диверсификация, т.е. расширение и совмещение различных специализированных видов деятельности в рамках существующей организации, ее потенциала и структуры ресурсов. Данная тенденция повышает конкурентоспособность, делает более гибкой стратегию поведения, позволяет полнее использовать имеющиеся ресурсы, комбинировать технологические процессы и конъюнктуры, использовать достижения научно-технического прогресса, ускорять оборачиваемость экономических средств, повышать эффективность инвестиционной политики [1].

Диверсификация позволяет учитывать изменения потребностей и конъюнктуры и проявляется в различных направлениях: в производстве, экономике, образовании, управлении. В производстве она может характеризоваться расширением поля деятельности или ассортимента продукции, что влечет за собой изменения в структуре персонала. В этих условиях меняется стратегия подготовки кадров: важно готовить специалистов в соответствии с потребностями работодателей, запросами субъектов рыночных отношений. Предприятие вынуждено обращаться в образовательные структуры либо заниматься организацией обучения сотрудников своими силами, что связано с определенными затратами, причем возврат на инвестиции не всегда гарантирован. Оптимальным вариантом было бы трудоустройство специалиста с дополнительной квалификацией. Возникает реальная конкуренция на рынке труда, успех в которой зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять место в социальной структуре общества.

Интеграция российской высшей школы в европейское образовательное пространство, стимулированное Болонским процессом, актуализирует потребность в решении комплекса новых проблем, связанных с появлением диверсифицированной модели высшего образования. Смысловой доминантой понятия диверсификации является разнообразие образовательных программ, расширение, модернизация и обновление номенклатуры специальностей и специализаций, сочетание гибкости и вариативности содержания обучения с учетом потребностей как государства, так и личности в образовательных услугах.

Неслучайно в последнее время особенно актуальным становится тезис о необходимости постоянного обучения. Обучение в течение всей трудовой деятельности и повышение квалификации помогает специалисту упрочить свои позиции на рынке труда. В образовании процесс диверсификации приводит не столько к количественному увеличению предметов, сколько к качественному изменению специальностей. Диверсификация в образовании проявляется в методах, формах, технологиях образования. Возросший спрос на образовательные услуги привел к возникновению разнообразных консалтинговых агентств, курсов, тренингов, обучающих программ, предлагающих обучение внутри предприятия, дистанционно, заочно. Рождающееся разнообразие переходит во взаимопроникновение, слияние, комбинации в связи с ресурсным ограничением количественного роста. Возникает новое качество специальности и дисциплины.

Своевременно реагировать на изменения на рынке труда позволит многоуровневое образование, благодаря которому у студента при поступлении в магистратуру появится возможность выбрать специальность, пользующуюся спросом и соответствующую его способностям. Введение в России многоуровневой системы дает студенту возможность более верно определить траекторию своего последующего образования, тем более что в настоящее время первое высшее образование все чаще становится той базой, которая дает возможность человеку определиться в своем видении мира, в своих профессиональных интересах. И не только в России многие выпускники в последующем не работают по первому образованию. В Великобритании, например, только 2/3 занятых работают по специальности, соответствую-

щей диплому. Степень бакалавра должна быть главным образом подготовительной ступенью для дальнейшего обучения. Бакалавриат не должен рассматриваться как законченная профессиональная подготовка. Это своего рода методологическая подготовка, целью которой является научить человека учиться всю его последующую жизнь, привить навыки профессиональной мобильности [2].

Диверсификация - это одно из направлений развития. Она характеризует не всякие изменения, а только те, которые позволяют полнее использовать ресурсы, обеспечивать относительную устойчивость развития, удовлетворять изменяющиеся потребности, повышать потенциал развития за счет разнообразия деятельности, поиска новых подходов.

Под влиянием рыночных изменений происходит слияние различных направлений, что приводит к возникновению новых специальностей - например, информационный менеджмент, логистика (как сочетание экономики и программирования) и т.д. Подобное взаимопроникновение дисциплин приводит к новому качеству специальностей и специалиста.

Следует отметить, что объединение направлений происходит не без взаимного влияния «объединяющихся» дисциплин, т.к. одна из них, как правило, играет ведущую роль, а вторая дополняет ее, по крайней мере, на начальном этапе, так же как и при открытии нового дополнительного направления деятельности предприятия. Современный рынок диктует свои условия: в эпоху глобализации повышается конкурентоспособность специалистов со знанием иностранного языка. Подготовка управленческих кадров сегодня включает как неотъемлемую составляющую образования обучение иностранному языку, причем наблюдается тенденция к увеличению количества часов на преподавание иностранного языка с усилением профессиональной направленности, т.е. языка для специальных целей. Так, на третьем курсе экономического факультета введен курс делового иностранного языка, на третьем курсе гуманитарного факультета для направления «специалист по связям с общественностью» преподается менеджмент на иностранном языке, а на четвертом курсе - теория коммуникации.

Совпадение тем в программах по иностранному языку и по специальному циклу дисциплин не означает дублирования одних и тех же вопросов, что обусловлено, во-первых, различными целями, во-вторых, тем, что преподаватель иностранного языка не является специалистом, например, в технических или экономических вопросах. Его основная задача состоит в обучении иностранному языку, а также в том, чтобы дополнить специальное образование гуманитарной составляющей.

Однако последовательность преподавания образовательных дисциплин, к сожалению, не всегда находится в требуемом соответствии и согласовании. Иностранный язык преподается на неязыковых факультетах два, в лучшем случае три года при соблюдении следующих этапов: общий язык - профессионально-ориентированный - специальный. Но на первых двух курсах изучаются общеобразовательные дисциплины, и зачастую получается, что со специальной терминологией студент знакомится сначала на уроках иностранного языка, что не соответствует целям и задачам предмета. Т.е. в самый продуктивный период (4-5 курсы), когда формируется профессиональное самосознание и преподаются специальные дисциплины, иностранный язык не включен в программу. К тому же школьное образование не дает требуемого сегодня уровня знаний, и преподаватель вуза вынужден на 1-м и 2-м курсах повторять курс школьной программы, что опять-таки противоречит основным целям обучения иностранному языку в техническом вузе.

Вместо того чтобы расширить возможности доступа к оригинальной информации, помочь в становлении современного специалиста, иностранный язык как учебный предмет для многих студентов становится проблемой. Реальная возможность сдвинуть ситуацию с мертвой точки -это перераспределить часы и ввести иностранный язык для профессиональных целей на старших курсах, когда студент уже владеет терминологией и изучил основы своей специальности. В этом случае иностранный язык поможет ему углубить профессиональные знания благодаря знакомству с современными мировыми достижениями в конкретной области и подготовиться к возможным контактам с зарубежными предприятиями и специалистами.

Иноязычное образование востребовано профессиональными сферами в связи с развитием международных связей, усилением компьютеризации, внедрением современных технологий и импортного оборудования. Обучение продуктивному общению, важной специфике деятельности менеджера, может способствовать цивилизованным отношениям при организации производства в условиях рыночных отношений. Несоответствие уровня языковой подготовки менеджеров требованиям, предъявляемым к ним в меняющихся условиях производственной деятельности, требует внесения изменений в содержание их профессиональной подготовки. Необходимо разрешить противоречие между потребностью в подготовке менеджеров, отвечающих социальному заказу, и недостаточной их подготовленностью к решению профессиональных задач.

Деятельность менеджеров представлена следующими основными функциями: прогнозированием, планированием, координированием, контролем. Выполнение этих функций основано на деловом взаимодействии, формами которого являются деловая встреча, совещание, переговоры, конференция, инструктирование, деловая переписка, презентация и т.д. Работа руководителя бизнеса - это на 60-90% общение. На современном этапе усиливается роль письменного общения благодаря развитию электронных систем коммуникации, что делает обучение письменной коммуникации не менее значимой составляющей, чем обучение устной речи.

Анализ структурных изменений компаний позволяет сделать вывод об изменении требований, предъявляемых к менеджерам высшего звена. Организациям необходимы эффективные лидеры, умеющие работать с людьми, самоопределяться, структурировать сферу собственной деятельности, осознавать свои действия и предвидеть ответные, адаптироваться в сложившихся объективных условиях; они должны донести концепцию компании таким образом, чтобы каждый служащий мог понять свою роль в ней и выгоду от хорошей работы. В настоящее время диапазон профессиональной компетентности идеального кандидата на руководящий пост становится все шире. Во многих организациях требуется опыт работы в зарубежных компаниях и владение иностранным языком в профессиональных целях. Еще одна тенденция, характеризующая коммуникативную деятельность современного менеджера - это попытка наладить общение без преград и посредников между руководителями и партнерами или клиентами. Знания в области межкультурной коммуникации, получаемые при изучении иностранного языка, влияют на процесс сотрудничества, т.к. от этого зависит уровень взаимопонимания между партнерами, а значит, и степень успешности сотрудничества.

При обучении менеджеров иностранному языку авторами современных методик и технологий подчеркивается необходимость обучения специальности, а не отдельным дисциплинам, т.е. обучение ведется с использованием тех же «инструментов», что и при профессиональной подготовке: бизнес-кейсов, деловых и ролевых игр, метода модерации, проектов, которые способствуют развитию основных навыков, необходимых для современного менеджера. Такими навыками являются, прежде всего, умение работать в команде, способность принимать решения и нести за них ответственность, владение основами деловой коммуникации и презентации, умение вести дискуссию.

При составлении программ по иностранному языку для соответствующих специальностей учитываются квалификационные характеристики и задачи, поставленные перед данным специалистом в профессиональной деятельности. При подготовке современного специалиста невозможно игнорировать зарубежный опыт. Понятие конкурентоспособности не может быть реализовано в условиях национальной изолированности, оно предполагает ориентированность на глобальные интеграционные процессы. Даже там, где дело не дошло до конкретной практики международного партнерства, есть потенциальная готовность к такому сотрудничеству.

Деятельность менеджера и инженера связана с прогнозированием и проектированием, поэтому в программе по иностранному языку предусмотрено выполнение проектных заданий. Студенты третьего курса экономического факультета готовят презентацию предприятий Самарского региона на иностранном языке с анализом сильных и слабых сторон выбранного предприятия и защищают проект в студенческой группе. Как правило, к этому моменту они прошли первую практику на предприятии, написали курсовые работы по специальным предметам, в которых проанализировали деятельность выбранных предприятий. Будущие менеджеры по связям с общественностью на втором курсе работают над проектом по стилистике, анализируя тексты различных жанров (пресс-релиз, интервью, промышленную рекламу) на иностранном языке и предлагая авторский вариант с использованием стилистических жанровых особенностей текста. На третьем курсе они готовят отчет о практике и представляют информацию о предприятии на иностранном языке. Проектная работа по иностранному языку основана на интегративном подходе, т.е. при подготовке проекта студенты опираются на знания, полученные в рамках специальных дисциплин. Целью проектной работы является усвоение знаний на уровне их самостоятельного и творческого использования при решении профессиональных задач, т.е. в профессиональной деятельности.

Работа со студентами отделения дополнительного образования по подготовке переводчиков в сфере профессиональной коммуникации продемонстрировала готовность к работе со специальными текстами студентов старших курсов, прошедших теоретическую подготовку по специальным предметам, в то время как их младшие коллеги зачастую предлагают перевод дословный либо далекий по смыслу от оригинала, демонстрируя две крайности, встречающиеся в переводческой практике: буквализм и вольность. Студенты младших курсов еще не могут позиционировать себя как специалисты, не владея профессиональными знаниями, и, соответственно, цель обучения не может быть достигнута в полном объеме.

В процессе изучения иностранного языка происходит усвоение тезауруса профессии и углубляется профессиональная направленность студентов. Иностранный язык способствует развитию инженерного мышления за счет его когнитивной функции. В процессе развития коммуникативной компетентности вырабатывается умение профессионального общения, реализуются коммуникативные намерения на основе проектирования речевых действий.

Выяснить, какую роль в профессиональной деятельности играют те или иные виды знаний, позволяет практическая работа по обучению иностранному языку специалистов-управленцев в рамках президентской программы.

Обучение менеджеров иностранному языку для специальных целей протекает более эффективно с учетом андрагогических факторов и при наличии партнерских (субъект-субъектных) отношений между преподавателем и обучающимися. При оптимальной компрессии учебного материала и четко поставленных задачах 180 часов аудиторного времени (по условиям программы переподготовки управленческих кадров) достаточно, чтобы подготовиться к собеседованию и зарубежной стажировке на профильном предприятии. Фундамент теории обучения взрослых составляют андрагогические принципы, сформулированные С.И. Змеевым:

- приоритет самостоятельного обучения;

- принцип совместной деятельности;

- принцип опоры на опыт обучающегося;

- контекстность обучения;

- принцип актуализации результатов обучения;

- принцип элективности;

- принцип развития образовательных потребностей;

- принцип осознанности обучения.

Особенности обучения основаны на характеристике взрослых как обучающихся. Взрослый человек является активным субъектом образовательного процесса, он учится добровольно, ориентирован на достижение конкретной цели, отдает предпочтение неформальной обстановке, негативно относится к конкуренции в группе и выставлению оценок в процессе обучения.

Свойство субъектности у взрослого человека выражается в способности самостоятельно формировать информационный запрос, возможности выбора модели обучения, осознанности принятия той или иной позиции в процессе обучения, готовности к обучению, стремлении и возможности привнести свой опыт в содержание обучения. Субъектная позиция предполагает ответственность за полученное право управлять, разумность в принятии решений, человечность в экономических преобразованиях, гуманизм и демократичность в социальных отношениях.

Все вышеназванные особенности и характеристики имеют непосредственное отношение к менеджерам как представителям самой распространенной профессии взрослого контингента, продолжающего или дополняющего свое образование. Существенную роль играет также тот факт, что обучение менеджеров протекает в жестких временных рамках, без отрыва от основной профессиональной деятельности. Следует принять во внимание и то обстоятельство, что рабочее время менеджера не нормировано. Производственная деятельность многих менеджеров связана с незапланированными командировками, встречами.

Одним из вариантов диверсификации учебного процесса может стать разработка сценариев (конспектов) с предложенными вариантами заданий для развития различных видов иноязычной деятельности. Преимуществами работы с использованием конспекта являются:

- возможность индивидуального подхода;

- возможность сотрудничества преподавателя и обучающихся на этапах планирования и подведения итогов при изучении определенной темы;

- возможность самостоятельного освоения материала;

- экономия времени на объяснение, повторение, закрепление;

- осознание обучающимися промежуточных целей и средств достижения этих целей;

- возможность постоянного обновления материала.

Конспект как раздаточный (рассылочный) материал при обучении взрослых особенно важен. Он дает возможность обучающемуся видеть целостную картину определенного блока информации, где отражены тема, цель, средства ее достижения, варианты заданий, ссылки на возможные источники. Конспект позволяет взрослому человеку актуализировать пройденный материал. В отличие от учебников, материал конспекта не устаревает, т.к. преподаватель имеет возможность гибко управлять его содержанием, обновляя фактический и текстовый материал.

Конспект может предъявляться как в начале, так и в конце занятия, а также путем Интернет-рассылки. Применение конспекта не означает абсолютного следования предложенной последовательности изложения материала, т.к. множество факторов могут повлиять на изменение

его структуры (дефицит времени, психологический настрой группы, необходимость прокомментировать отдельные вопросы более подробно и т.д.). В конспекте должен найти свое отражение принцип индивидуализации обучения.

Учебный процесс для будущих руководителей должен индивидуализироваться в максимальной степени с использованием всех наличных теоретических, дидактических и методических возможностей. Возможным шагом в этом направлении является диверсификация учебного процесса, то есть внесение большего разнообразия в его содержание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коротков Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление // ГУУ. М., 2002. 84 с.

2. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 136 с.

УДК 448.0(2)25 Е.Н. Руднева

ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, БУДУЩЕГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье рассматривается процесс становления профессиональной идентичности у студентов и предлагается программа, позволяющая формировать здравое отношение будущих молодых специалистов к профессиональной деятельности, прививать им умение выявлять имеющиеся сложности и разрабатывать стратегию их преодоления, осваивать и укреплять отношения внутри профессионального сообщества, что обеспечит им в будущим социальную поддержку в среде профессионалов.

Выстраивание профессиональной идентичности является одним из важных аспектов профессиональной подготовки и сопровождения профессионального роста молодого специалиста, так как существуют профессии, отличающиеся высоким уровнем ответственности и сложности, наличием экстремальных факторов и условий. Для подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности необходимо изучение им психологических особенностей этой деятельности и выявление требований к человеку как к субъекту труда. Студенту необходимы психологические знания, которые позволили бы эффективно прогнозировать будущую успешную деятельность в связи с выбранной специальностью. Эти знания невозможны без психологического анализа деятельности, цель которого -выявление требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психофизическим и личностным качествам человека, то есть к профессионально важным качествам данной специальности. Они составляют основу ролевых характеристик специалиста.

В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации. Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную профессию, тот или иной стиль профессиональной деятельности, и какие жизненные задачи он решает посредством приобретения профессии [1].

Под идентичностью в предлагаемой методике мы понимаем совокупность ценностей, принципов, намерений, идей, знаний и умений, связанных в единую целостность.

Особенность профессионального развития инженера, по сравнению с представителями других профессий, заключается в том, что одним из предметов его познавательной и преобразующей деятельности является человек в повседневных и экстремальных ситуациях, его выборы, поступки. Получая профессиональную подготовку инженера, будущий молодой специалист не может избежать «проработки» собственной жизненной реальности с профессионально-психологической точки зрения, что подчас вызывает достаточно сильный дискомфорт, так как существующие на данный момент его знания в профессиональной сфере можно назвать в лучшем случае эклектическими и ему не достает внутренней согласованности. В жизненной реальности студента присутствуют такие контексты упорядочивания и осмысления переживаний своей идентичности, как, например, религия, культурные традиции, духовность, искусство и пр. [5].

Попытки проанализировать все перечисленные контексты, определить их применимость и «правильность» для формирования индивидуальной траектории развития человека и его про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.