Научная статья на тему 'Повышение качества высшего образования в российской федерации'

Повышение качества высшего образования в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Инна Андреевна

В статье рассматриваются вопросы повышения качества высшего образования в Российской Федерации. По мнению автора, наряду с улучшением материальной базы, важную роль в этом процессе должно сыграть повышение качества обучения, что, в свою очередь, может быть достигнуто за счет применения менеджмента качества в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Improve the Quality of Higher Education in Russia?

The article examines the quality of higher education in the Russian Federation. According to the author, along with improving the material base, improvement of education quality should play an important role in this process, which in its turn can be achieved through the implementation of quality management in the sphere of education.

Текст научной работы на тему «Повышение качества высшего образования в российской федерации»

_Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения качества высшего образования в Российской Федерации. По мнению автора, наряду с улучшением материальной базы, важную роль в этом процессе должно сыграть повышение качества обучения, что, в свою очередь, может быть достигнуто за счет применения менеджмента качества в сфере образования.

Ключевые слова: высшее образование, модернизация системы образования, менеджмент качества образования, конкурентное преимущество, учебные заведения

Ефимова Инна Андреевна

аспирантка факультета менеджмента,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва [email protected]

как повысить качество вузовского образования

вроссии?

повышение качества высшего образования

в российской федерации

Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (1).

Образование является важнейшей подсистемой социальной сферы нашего государства, которое обеспечивает получение систематизированных знаний, умений и навыков с дальнейшей целью применения их в профессиональной деятельности.

В сфере российского образования непосредственно занято 22% населения России, работает 68,6 тыс. образовательных учреждений, численность преподавательского состава - более 1,9 млн человек, общая численность учащихся - более 26 млн человек, ежегодный выпуск составляет боле 4,4 млн человек. Свыше 7 млн человек - это студенты вузов (6). Образование является инструментом повышения качества населения и главным средством развития страны в целом. В настоящее время в нашей стране функционирует 1868 государственных и 1026 негосударственных аккредитованных высших учебных заведений (2).

Согласно данным агентства Reuters, инновационный сценарий предполагает рост образования с 5,1% до 6,8%; науки - с 1,2% до 3,0%. Его реализация будет сопровождаться среднегодовыми темпами роста ВВП на уровне 4-4,2%, ростом реальных доходов населения в 2030 году в 2,3 раза, по сравнению с 2010 годом, инвестиций в основной капитал - в 3,9 раза и госдолга с 10% ВВП до 30% ВВП в 2030 году (3).

Материальная база

современного

образования

Основной задачей вузов является обеспечение высокого качества образования. Данную задачу можно реализовать только в случае, если для этого будут созданы благоприятные условия, такие, как развитие современных материально-технических, информационных и кадровых ресурсов. Для достижения поставленной цели необходимы оборудованные кабинеты, электронные и печатные учебные пособия, демонстрационное и лабораторное оборудование, интерактивные и мультимедиа-комплексы, призванные обеспечить высокое качество образования. Таким образом, условием подготовки качественных специалистов является наличие материальной базы. Это особо важно, если речь идет об организации образования различного уровня: бакалавр, специалист, магистр.

Из бюджетного послания президента Российской Федерации о бюджетной политики в 2011 - 2013 годах, третьим приоритетом бюджетных расходов, по мнению главы государства Д.А. Медведева, является развитие образования, здравоохра-

нения и социального обслуживания. Как говорится в послании, в трехлетний период должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием (4). Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество образования представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения потребностей обучаемого во всестороннем развитии личности (6).

«Качество обучения» и «качество образования»

Существует два термина: «качество обучения» и «качество образования», данные термины частично различны между собой, так как они обладают следующими особенностями, Термин «качество обучения» включает в себя результат учебного процесса: организация учебно-методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения, Говоря о «качестве образования», следует отметить, что данный термин состоит из вышеперечисленных показателей «качества обучения», а также включает в себя востребованность выпускника высшего учебного заведения в профессиональной

деятельности и его оценку с точки зрения работодателя.

Основой социальной мобильности и дальнейшего снижения социально-экономической дифференциации в обществе является предоставление качественного образования для всего населения нашей страны. Так, к примеру, абитуриент изначально очень тщательно подходит к вопросу выбора высшего учебного заведения, так как, получив качественное образование и став образованным специалистом в определенной области деятельности, он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, ведь именно высокое качество профессионального образования проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального образования на рынке труда. В повышение качества образования основную роль играет преподавательский состав. Только преподаватель постоянно совершенствующейся в своей деятельности, с высоким уровнем квалификации, профессиональным и интеллектуальным уровнями сможет передать знания учащимся.

Интеллектуально-активный потенциал преподавателей неизбежно коррелируется с их научной деятельностью, поскольку вне ее преподаватель обречен на чтение «чужих» учебников и их более или менее умелое изложение студентам (5). Педагогическая деятельность требует постоянного развития и кардинального повышения фактического комплексного статуса педагога, тем самым превращение образующихся и образующих в сословие, то есть повышение ценности образования. Только создав все необходимые

условия педагогам, можно говорить о повышении ценности образования в целом.

Менеджмент качества образования

Для повышения качественного образования в высших учебных заведениях необходимо учесть следующие параметры, такие как качество программ, качество преподавательского состава (возраст, педагогическая активность, регулярное повышение квалификации), информа ционное обеспечение, качество компьютерных сетей, материально-техническое обеспечение, помещения для практического применения полученных знаний, лабораторное оборудование, спецаудитории и качество научной работы, а так же важным составляющим является постоянный мониторинг, в который можно включить социологические исследования на тему достижений всех условий для предоставления высшим учебным заведением качественного образования. Так основным показателем достигнутых результатов в дальнейшем может являться опрос преподавателей и обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов, и молодых ученых).

Основной прогресс в сфере повышения качества образования может дать менеджмент качества в этой сфере, который позволит грамотно управлять высшими учебными заведениями нашей страны и повышать уровень качества образования. Менеджмент качества образования несет в себе возможности: - построения оценок на основе реализации основных принципов менеджмента качества, в том числе и «ориентация на потребителя»;

- производить оценку на системной основе в режиме мониторинга;

- разрабатывать системы оценки преподавания на основе компетентност-ного подхода;

- разработать модель внутривузовской системы оплаты труда преподавателей на основе стимулирующих надбавок за качество работы и т.д.

За счет перечисленных возможностей, которые могут применяться для оценки качества образования в высших учебных заведениях, можно повысить уровень высшего образования в нашей стране, приблизив его к мировому. Российская высшая школа имеет потенциал, чтобы занять лидирующие позиции в предоставлении высшего образования мирового качества.

Литература

1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

2. Все вузы России (аккредитованных вузов) (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://abitur.nica.ru.

3. Два процента на инновации // Определен оптимальный дефицит бюджета для инновационного роста. -Коммерсант. - 2011. - № 23 (4564).

4. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 годах.

5. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 392 с.

6. Менеджмент образования: учеб. пособие / под ред. А.П. Егоршина. -М.: Логос, 2009. - 308 с.

Inna A. Efimova

Postgraduate Student, Department of Management, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

How to Improve the Quality of Higher Education in Russia?

_Abstract

The article examines the quality of higher education in the Russian Federation. According to the author, along with improving the material base, improvement of education quality should play an important role in this process, which in its turn can be achieved through the implementation of quality management in the sphere of education.

Keywords: higher education, modernization of education system, education quality management, competitive advantage, educational institutions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.