Научная статья на тему 'Повышение качества образовательных услуг и рост конкурентоспособности отечественных научно-образовательных систем'

Повышение качества образовательных услуг и рост конкурентоспособности отечественных научно-образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / УЧАСТНИКИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / COMPETITIVENESS / MARKET / EDUCATIONAL SERVICES / PARTICIPANTS OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / SCIENTIFIC AND ACADEMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина А. П.

В работе рассмотрены качества высшего образования, определения приоритетов спроса на услуги высшего образования и пути повышения конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг. Предложены инструменты решения задачи роста эффективности использования финансовых средств в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балакина А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AND THE GROWTH OF THE COMPETITEVENESS OF NATIONAL EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SYSTEMS

The article considers the traits of higher education, defines the priorities of the demand for higher educational services and ways of increasing the competitiveness of the participants of the educational services market. The author puts forward a spectrum of methods for the efficiency of investments of finances within the higher educational system.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образовательных услуг и рост конкурентоспособности отечественных научно-образовательных систем»

© Балакина А.П., 2012

УДК 33:378 ББК 65.497.4

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А.П. Балакина

В работе рассмотрены качества высшего образования, определения приоритетов спроса на услуги высшего образования и пути повышения конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг. Предложены инструменты решения задачи роста эффективности использования финансовых средств в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок, образовательные услуги, участники рынка образовательных услуг, научно-образовательные системы.

Исследования Всемирного банка подтверждают, что образование обеспечивает формирование личности, развитие ее потенциала и аналитических возможностей, что способствует эффективному развитию национальной экономики. Повышение качества образовательных услуг и рост конкурентоспособности отечественных научно-образовательных систем является одной из самых актуальных проблем современной России, поскольку уровень развития образования и интеллектуального потенциала страны определяет ее успешную интеграцию в мировое экономическое сообщество.

В рамках реализации инновационной доктрины государства был принят ряд документов федерального уровня, которые открыли новые возможности инновационного развития образовательных учреждений. Так, Программа повышения эффективности бюджетных расходов дает возможность перехода от управления затратами к управлению результатами вуза, что ведет к усилению ответственности образовательных учреждений за конечные результаты деятельности.

В августе 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, формирующий правовую

основу для создания инновационных предприятий при бюджетных научных учреждениях и вузах. Эти предприятия предназначены для реализации инновационной деятельности. Их основные концептуальные задачи заключаются в следующем:

- превращение знаний и изобретений в технологии;

- превращение технологий в коммерческий продукт;

- передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства.

Основной проблемой в реализации инновационного развития российских вузов является отсутствие на уровне Минобразования и науки регламентирующих документов, нормативных актов, которые обеспечивают обязательную взаимосвязь фаз единого инновационного цикла в научно-технической и образовательной сферах [2].

В условиях перехода экономики России на инновационную социально-ориентированную модель развития формируется новая политика стимулирования инновационной активности и усиливается необходимость модернизации системы российского высшего профессионального образования [1, с. 25]. Неизбежность инновационного прорыва в поиске организационных структур и механизмов финансирования, обеспечивающих конкурентоспособность российской высшей школы, осознается в настоящее

время на всех уровнях и всеми участниками рынка образовательных услуг. С одной стороны, это продиктовано тем, что система образования, в частности высшего профессионального образования, является неотъемлемой частью национальной инновационной системы, а инвестиции в образование, их уровень, структура и эффективность, являются фактором появления инновационных предприятий, фундаментом развития инновационной способности национальной экономики [6].

Инновационная экономика сопровождается бурным развитием информационных систем и информационных технологий, становится все более капиталоемкой, с большей долей использования наукоемкой продукции. Возросшая интенсивность информационных потоков вследствие развития процессов глобализации мировой экономики и становления информационного пространства определила дальнейшее развитие информационных технологий во всем мире, а тем самым подняла роль знаний, образования и человеческого капитала на принципиально новый уровень. Развитие наукоемких производств и информационных технологий является показателем стратегического уровня и экономики страны, и ее статуса в системе мировой экономики. Ключевую роль начинают играть «институты знаний», работающие в области высоких технологий, корпорации, реализующие инновационную стратегию развития, учреждения науки и образования, создающие потенциал будущих инноваций.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики страны в целом. Образование как таковое приобретается как услуга, но прежде в него нужно вложить капитал, и капитал значительный. Государство и общество, игнорирующие данную экономическую детерминанту, рискуют остаться на обочине прогресса, на периферии процесса глобализации. Образование становится стратегическим ресурсом развития и конкурентоспособности нации.

На современном этапе механизмом построения экономики знаний является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для проведения и коммерциализации результатов

фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ. Эта система представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций и структур, занятых созданием и коммерческой реализацией научных знаний и технологий. Институциональная среда, обусловленная национальными традициями, политическими и культурными особенностями государства, должна быть представлена комплексом институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы. В этом плане на формы и характер национальной инновационной системы в наибольшей степени влияют государственное регулирование, масштабы страны, особенности ее исторического развития, обеспеченность природными ресурсами, а также доминирующие формы предпринимательской деятельности.

Являясь непременным участником национальной инновационной системы, государство должно выполнять следующие важные функции [5, с. 94]:

-аккумулирование средств на научные исследования и разработки;

- координацию инновационной деятельности;

- стимулирование и поддержку инноваций;

- создание правовой базы инновационной деятельности;

- институциональное обеспечение инновационных процессов;

- формирование инфраструктуры рынка инноваций;

- кадровое обеспечение инноваций;

- регулирование направленности инноваций. Инновационный рынок России существенно отличается от западного; это связано, прежде всего, с иной интеграцией взаимосвязей между наукой, образованием и бизнесом. Еще в советский период научные исследования проводились в академических институтах, функционирующих вне образовательного комплекса, отраслевыми институтами и в вузах. Сегодня эта структура организации научных исследований в значительной мере сохранилась при существенной деградации отраслевой науки. Это приводит к необходимости «проталкивания» научных разработок на рынок при относительно низкой инновационной активности отечественных предприятий. Во многих развитых странах инновационная инициатива исходит главным образом от круп-

ных корпораций, организующих международный мониторинг новых наукоемких разработок; это дает возможность оптимизировать финансирование фундаментальной и прикладной науки [4]. Венчурное инвестирование на Западе как форма финансовой поддержки инновационных проектов не нашло должного развития в России в силу указанных различий.

В контексте перехода экономики России на инновационную социально-ориентированную модель развития и формирования политики стимулирования инновационной активности значительное внимание уделяется стимулированию научно-исследовательской деятельности и инновационного развития в сфере высшего профессионального образования (СВПО). Модернизация экономики осуществляется в жесткой взаимосвязи и взаимодействии с модернизацией образования [3].

Сегодня сфера образования должна обеспечивать проведение собственных поисковых и прикладных НИОКР, использовать новые знания, созданные в других областях, прежде всего в академических и отраслевых институтах, вести подготовку специалистов, владеющих новыми профессиональными знаниями и навыками их применения и развития в практической деятельности, а также специалистов, владеющих навыками управления знаниями.

Решение проблем модернизации российской экономики требует новых подходов в моделях обучения специалистов ВПО. Наибольшей актуальностью сегодня обладают модели, связанные с развитием критического мышления, творческих способностей личности, а также с созданием механизмов управления интеллектуально-креативными ресурсами. Для достижения этой цели необходима разработка единой инновационной политики, направленной на повышение уровня конкурентоспособности продукции (прежде всего на внутреннем рынке) и приоритетное развитие научно-технологического комплекса страны. Особая роль при этом должна отводиться соответствию системы высшего образования России мировому уровню. Одним из основных вопросов, касающихся динамики развития инновационного процесса в системе высшего образования, является сокращение временного промежутка между появлением новой формы знания, ее использованием и внедрением. Эти вопросы в настоящее время весьма ак-

туальны, поскольку от времени внедрения нового знания в практику деятельности человека существенно зависит эффективность всей инновационной системы. Инновационное образование можно рассматривать как принцип рационального использования вновь открываемых возможностей известных элементов системы образовательного процесса. Повышение качества образовательных услуг и рост конкурентоспособности отечественных образовательных и научных систем является одной из самых актуальных проблем современной России, поскольку уровень развития образования и интеллектуального потенциала страны определяет ее успешную интеграцию в мировое экономическое сообщество.

В высокоразвитых государствах и новых индустриальных странах содействие развитию инновационно-ориентированного предпринимательства тесно связано со стимулированием функционирования инновационной инфраструктуры. В качестве территориальных форм комплексной поддержки инновационных предприятий, интеграции науки и производства, особенно широко используемых в последние десятилетия, выступают такие элементы инфраструктуры, как технополисы, технопарки и инновационные центры, инкубаторы инновационного бизнеса, центры трансфера технологий и т. д.

Высшая школа России с середины 1990-х гг. проводит работу, связанную с развитием инновационной деятельности: создается инновационная инфраструктура, в которую входят университетские технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры, центры коммерциализации и трансферта технологий, центры сертификации и консалтинга, инновационных компетенций, фонды поддержки инновационной деятельности. Но, несмотря на значительные изменения, произошедшие за последнее время в системе образования России, эффективность инновационной системы высшей школы является низкой.

Развитие вуза можно считать инновационным, если большая часть прироста показателей его деятельности обеспечивается за счет инновационной деятельности; подавляющее большинство высших учебных заведений развивается экстенсивно.

Согласно современным подходам к классификации отраслей, выделяющим отрасли Ы-

tech и отрасли высоких технологий среднего уровня, сфера образования относится к отраслям повышенного спроса на новые знания и технологии, которая определяет эффективность инновационной деятельности в других отраслях, создание инновационного климата и конкурентоспособности национальной экономики в целом. Другими словами, характер, скорость протекания и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности существенно зависят от характера и эффективности сферы образования, интенсивности ее инновационной деятельности. Миссией вузов является подготовка для различных отраслей национальной экономики высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, интеллектуальный, творческий и личностный потенциал которых адекватен инновационной модели развития общества. Потенциал выпускников вузов должен обеспечить формирование потенциала будущих инноваций, обеспечивающих повышение технико-технологического уровня производства, производительности труда, конкурентоспособности России на мировом рынке товаров и услуг и в конечном счете качества жизни.

Необходимость модернизации финансового механизма российской системы высшего профессионального образования зафиксирована в документах о современной образовательной политике РФ, в частности, в Федеральной программе развития образования, в которой указывается, что в российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в него. Инвесторами при этом становятся физические лица, бизнес и государство (его федеральные, региональные и местные органы власти). Среди рыночных механизмов финансирования системы образования выделены следующие:

1. Нормативное подушевое финансирование вузов с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). ГИФО - документ, полученный гражданином в порядке, установленном законом, иными нормативными правовыми актами, согласно которому государство обязуется предоставить учебному заведению бюджетные средства на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в

соответствии с государственным образовательным стандартом. Финансирование вузов с использованием ГИФО является дифференцированным нормативным финансированием образовательной деятельности вузов.

2. Финансирование развития вузов на основе среднесрочных (3-5 лет) программ (бюджетные целевые программы). Эти программы должны обеспечивать инвестиции в основные фонды образовательных учреждений, в том числе в объекты социально-культурной сферы; в информационно-коммуникационное развитие, в том числе пополнение и модернизацию библиотек; в кадровое развитие вузов -повышение квалификации преподавателей и обеспечение профессиональной мобильности (участие в конференциях, стажировках и т. п.).

В наиболее концентрированном виде суть модернизации финансового механизма системы высшего профессионального образования в современных экономических условиях можно свести к следующему:

- расширению автономии и ответственности университетов в решении вопросов бюджета, организационной структуры и кадровой политики. Это приводит к росту конкурентоспособности вузов в исследованиях и образовании, внедрению передовой системы финансовой отчетности, применению в сфере высшего образования современных методик стратегического и функционального менеджмента;

- внедрению в сфере высшего образования передовой системы финансовой отчетности, современных методик финансового менеджмента, ориентированных на достижение заданных результатов деятельности вуза, что предполагает переход от сметного принципа финансирования к бюджетированию, ориентированному на результат и базирующемуся на государственном задании и государственных контрактах;

- совершенствованию системы оценки качества деятельности вузов посредством внутреннего и внешнего мониторинга, с привлечением внешних экспертов, занимающихся оценкой качества в сфере высшего образования на основе международных принципов и методик.

В современных условиях сочетания государственных и рыночных подходов в функцио-

нировании высшей школы стало очевидно, что недостаточность бюджетных средств вызывает объективную необходимость повышения эффективности использования государственными вузами выделяемых общественных финансовых ресурсов, с одной стороны, и более широкого привлечения ими средств из внебюджетных источников - с другой. Нам представляется, что повышение эффективности использования финансовых средств в системе высшего профессионального образования должно опираться на учет таких факторов, как:

а) ограниченность в перечне источников финансирования образовательной деятельности;

б) неравномерность денежных поступлений, обусловленная графиками учебного процесса;

в) растяжимость во времени процесса оказания образовательных услуг;

г) законодательное ограничение ведения деятельности без прибыли.

Инструментом решения задачи роста эффективности использования финансовых средств в системе высшего профессионального образования может быть проектное финансирование.

В качестве целей инвестирования могут выступать: ежегодный, устойчивый прирост количества обучаемых; расширение линейки / ассортимента образовательных услуг, открытие новых специальностей и специализаций, оказание услуг по дополнительному и послевузовскому образованию; повышение качества образовательных услуг за счет технического перевооружения, компьютеризации

и автоматизации учебного и вспомогательных процессов; снижение себестоимости образовательной услуги, в том числе по таким ее видам, как полная себестоимость, себестоимость отдельной специальности / профессиональной программы, учебной группы, филиала; достижение социальных целей (например, компенсация стоимости обучения для малообеспеченных студентов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационная политика высшего учебного заведения / под ред. д.э.н., проф. Р. Н. Федосовой. - М. : Экономика, 2006. - 80 с.

2. Клячко, Т. Л. Экономика высшего образования - смена модели. Экспертный канал «Открытая экономика» / Т. Л. Клячко. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://opec.ru/1340471.html. - Дата обращения: 11 янв. 2011 г. - Загл. с экрана.

3. Мау, В. А. О реформе бюджетных учреждений / В. А. Мау, Т. Л. Клячко, С. Г. Синельников-Мурылев // Экономика переходного периода. Сборник избранных работ 2003-2009. - М. : Дело АНХ, 2010. - 246 с.

4. Система образования и инфраструктура поддержки инновационной деятельности в Германии. Аналитический обзор. - Дюссельдорф : ЮТАМГ, 2011. - 275 с.

5. Фадейкина, Н. В. Стратегия инновационного развития вуза / Н. В. Фадейкина. - Новосибирск : САФБД, 2008. - 183 с.

6. Юрга, В. А. Роль высшей школы в инновационном развитии российской экономики / В. А. Юрга, А. И. Привалов // Экономические и гуманитарные науки, 2011. - N° 7. - С. 10-18.

INCREASING THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AND THE GROWTH OF THE COMPETITEVENESS OF NATIONAL EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC SYSTEMS

A.P. Balakina

The article considers the traits of higher education, defines the priorities of the demand for higher educational services and ways of increasing the competitiveness of the participants of the educational services market. The author puts forward a spectrum of methods for the efficiency of investments of finances within the higher educational system.

Key words: competitiveness, market, educational services, participants of the market of educational services, scientific and academic systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.