Научная статья на тему 'Повышение информационной прозрачности как фактор устойчивого развития российских компаний'

Повышение информационной прозрачности как фактор устойчивого развития российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумин Валерий Максимович, Махалин Виктор Николаевич, Костромин Пётр Александрович

Рассмотрены показатели деятельности компаний, детально описаны управленческие и организационные стандарты, их влияние на информационную прозрачность деятельности предприятий, определена роль стандартов в устойчивом развитии. Проанализировано содержание различных видов нефинансовой отчетности как результата повышения информационной прозрачности, сформулированы предложения по ее раскрытию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумин Валерий Максимович, Махалин Виктор Николаевич, Костромин Пётр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF INFORMATION TRANSPARENCY AS FACTOR OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN COMPANIES

Indicators of activity of the companies are considered, administrative and organizational standards, their influence on information transparency of activity of the enterprises, a role of standards in a sustainable development are in details described. The maintenance of different types of the non-financial reporting as result of increase of information transparency, offers on her disclosure are formulated is analysed.

Текст научной работы на тему «Повышение информационной прозрачности как фактор устойчивого развития российских компаний»

УДК 338.1

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Аннотация. Рассмотрены показатели деятельности компаний, детально описаны управленческие и организационные стандарты, их влияние на информационную прозрачность деятельности предприятий, определена роль стандартов в устойчивом развитии. Проанализировано содержание различных видов нефинансовой отчетности как результата повышения информационной прозрачности, сформулированы предложения по ее раскрытию. Ключевые слова: информационная прозрачность, устойчивое развитие, стандарты управления, нефинансовая отчетность.

INCREASE OF INFORMATION TRANSPARENCY AS FACTOR OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN COMPANIES

Annotation. Indicators of activity of the companies are considered, administrative and organizational standards, their influence on information transparency of activity of the enterprises, a role of standards in a sustainable development are in details described. The maintenance of different types of the non-financial reporting as result of increase of information transparency, offers on her disclosure are formulated is analysed.

Keywords: information transparency, sustainable development, standards of management, non-financial reporting.

Куда сегодня идет экономика страны? Понятно, что если в стране экономический кризис, то явно движемся не вперед, а вниз. Об этом свидетельствует и официальная статистика Росстата. 2015 г. для страны был очень сложным. Упали реальные доходы россиян на 4 %, в то время как в

2014 г. это падение составило лишь 0,7 %. Реальные заработные платы снизились на 9,5 %. А если мы вспомним кризис 2008 г., то там реальные доходы и зарплаты росли. Размер начисленных пенсий снизился на 3,8 %. Таких снижений в нашей стране не было с 1990-х гг. Бедных в стране стало значительно больше - 20,3 млн чел., или 14,1 % от общей численности населения (за январь-сентябрь

2015 г.). Председатель Счетной палаты РФ Т. Голикова считает: «Изменилась структура потребления населения. В 2014 г. 57,4 % доходов занимала покупка товаров, теперь перевес в сторону продовольствия. Люди стали экономить с учетом роста цен и снижения уровня доходов. Если говорить о 2016 годе, то очень многое зависит от эффективности тех мер, которые мы будем принимать по развитию экономики и сдерживанию инфляции. Уже сейчас очевидно, что те параметры инфляции, что были заложены на этот год - 6,4 % - не сбудутся. Мы получим более высокие показатели. Но пока делать выводы преждевременно, нам нужно дождаться итогов первого квартала. И тогда можно будет подготовить корректные поправки в закон о бюджете 2016 г., определиться по поддержке отраслей экономики и населения - индексации пенсий и социальных пособий. Но в целом, мне кажется, 2016 г. будет чем-то похож на 2015-й» [3].

В разгар экономического кризиса, когда потребитель и производитель сталкиваются то с санкциями, то с «ответными мерами» в виде запретов на поставки продукции из заграницы, на первый план выходит вопрос импортозамещения на основе устойчивого развития собственного производства. В концепции устойчивого развития, получившей свое развитие после конференции «Наше общее будущее» в 1987 г., дано классическое определение устойчивого развития. Согласно этому документу, устойчивое развитие - это развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего поколения, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [16]. К настоящему моменту данная концепция охватывает экономическую, соци-

В.М. Тумин В.Н. Махалин П.А. Костромин

Valéry Tumin Victor Makhalin Pyotr Kostromin

© Тумин В.М., Махалин В.Н., Костромин П.А., 2016

альную и экологическую сферы деятельности предприятий и является важным фактором неценовой конкурентной борьбы за привлечение потенциальных потребителей и инвесторов. Руководствуясь данным подходом, концепция устойчивого развития трансформировалась в программы корпоративной социальной ответственности (КСО), в рамках которых организации отчитываются о производстве безопасной для потребителей продукции, социальных программах для работников, «зеленом бизнесе», ориентированном на информирование общественности о воздействии организации на окружающую среду.

Однако данные программы, как и вся концепция устойчивого развития, не могут быть эффективными без должной информационной прозрачности и готовности организаций раскрывать информацию о своей деятельности внешним пользователям. В этой связи необходимо определить, какие инструменты информационной прозрачности ведения бизнеса существуют и какого рода информация в каком случае раскрывается. К наиболее распространенным формам раскрытия информации относятся формы государственной статистической отчетности, обязательные для публикации акционерными обществами публичного типа, а также организациями, размещающими свои ценные бумаги на международных биржах. В последнем случае информация раскрывается, помимо обязательной формы, в той форме, какую требует комиссия биржи по листингу, то есть размещению ценных бумаг. Как правило, в таком случае информация раскрывается по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), в отличие от российской системы бухгалтерской отчетности для пользователей внутри страны.

Данные формы раскрытия информации относятся к обязательным и охватывают, в основном, финансово-экономические аспекты деятельности организаций. Однако большая часть информации, касающаяся организационно-управленческой, производственно-коммерческой, социальной и экологической деятельности, является закрытой для внешних пользователей. Концепция устойчивого развития как раз и направлена на освещение ранее относящийся к конфиденциальной информации. В данную группу можно отнести экологические отчеты, раскрывающие особенности менеджмента деятельности по охране окружающей среды, показатели негативного и позитивного воздействия на экологию прилегающих территорий. Социальные отчеты содержат информацию об основных социальных и экологических программах, направленных на поддержание своих работников и незащищенных слоев населения, корпоративном управлении и отношении с заинтересованными сторонами. Отчеты в области устойчивого развития объединяют в себе основные элементы социальных и экологических отчетов и содержат данные о взаимодействии с заинтересованными сторонами, инновационной деятельности и энергоэффективности, управлении качеством, кадровой политике и т.п. Все такие отчеты относятся к нефинансовой отчетности, потому что основной массив данных представлен в неденежной форме, хотя размеры финансовых отчислений по основным направлениям развити-ям в них тоже представлены.

Промежуточное положение между нефинансовой отчетностью и обязательной статистической отчетностью занимают интегрированные отчеты в форме годовых отчетов предприятий. Они также обязательны для публикации в сети Интернет, однако конкретное наполнение предприятия определяет самостоятельно, следуя названиям разделов. В случае, если предприятие не желает публиковать нефинансовую отчетность, некоторая информация раскрывается на сайте: данные о руководящих лицах, структуре управления, выпускаемой продукции. Специфической формой раскрытия информации является существующая в России форма публикации корпоративных практик, в рамках которой обобщается деловой опыт организаций, подписавших Социальную хартию российского бизнеса. Подобный сборник социальных практик был опубликован Российским союзом промышленников и предпринимателей [2]. Пример содержания инструментов информационной прозрачности и раскрытия финансовой и нефинансовой информации представлена в таблице 1.

Таблица 1

Пример содержания отчетности различных компаний

Форма раскрытия информации Раскрываемая информация

Государственная статистическая отчетность Финансовая деятельность, экономическая деятельность

Экологический отчет (на примере ОАО «Газпром») Особенности системы экологического менеджмента, негативное воздействие на окружающую среду и плата за данное воздействие, политика в отношении отходов и сбережения ресурсов, экологические риски и контроль, внедрение новых технологий

Социальный отчет (на примере ООО «Amway») Социальные проекты: благотворительность, волонтерское движение, спортивные мероприятия, образовательные программы; экологические проекты для оздоровления общества

Отчет в области устойчивого развития (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ») Управление рисками, корпоративное управление, инновационная деятельность, использование ресурсов, качество продукции, экологический контроль, система мотивации и оплаты труда, социальные обязательства

Интегрированный отчет (на примере АО «Сибирский химический комбинат») Положение в отрасли и на рынках сбыта, стратегия, миссия и цели, финансовая, экономическая, инвестиционная, природоохранная деятельность, социальная политика

Раскрытие информации на сайте организации Основные сведения об организации

Раскрытие корпоративных практик Деловая практика организаций, социальная направленность работы организаций

Сост. по [1; 10; 12; 13].

Возможности привлечения дополнительных инвестиций для развития российских компаний в условиях кризиса ограничены и фондовый рынок становится главным их источником, даже при том, что его возможности не полностью используются отечественными предприятиями. Однако снижение привлекаемых инвестиций обусловлено не только неблагоприятной экономической ситуацией и неразвитой деятельностью на международных рынках капиталов, но и крайне низкой информационной прозрачностью российских предприятий. Они раскрывают финансовую и нефинансовую информацию только в случае крайней необходимости. Особенно это негативно сказывается при привлечении иностранных инвесторов, особенно тщательно следящих за корпоративными практиками. Данный фактор повышает риски деятельности предприятия и, следовательно, цену привлечения капитала. Повышение процентной ставки по привлеченным средствам увеличивает цену продукции и снижает ее конкурентоспособность. В результате в России наблюдается отток капиталов, ввиду того, что отечественные и зарубежные инвесторы не заинтересованы вкладывать в развитие отечественных предприятий. В подтверждение данных слов к настоящему моменту нефинансовые отчеты имеют только около 160 организаций, которые выпустили 52 экологических отчета, 268 социальных отчетов, 204 отчета в области устойчивого развития, 87 интегрированных отчета. Распределение публикуемых нефинансовых отчетов по отраслям представлено на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, наибольшую активность в публикации нефинансовой отчетности проявляют компании нефтегазовой и энергетической направленности. Это объясняется присутствием на международных рынках и привлечением иностранных капиталов. Предприятия других отраслей значительно отстают.

В вопросах повышения информационной прозрачности важную роль играют стандарты в области устойчивого развития, которые выполняют две важные функции: во-первых, помогают пред-

приятию привести практику свой деятельности к признанным в международном бизнесе нормам, а во-вторых, позволяют повысить уровень информационной прозрачности предприятий, так как данные стандарты предполагают оповещение общественности о следовании им и публикацию информации об основных аспектах деятельности предприятия. Такие стандарты, действующие на международном и национальном уровне, подразумевают соблюдения ряда требований [7]:

— вовлеченности интересов заинтересованных сторон при принятии решений о направлениях экономической и экологической деятельности предприятия;

— подотчетности воздействия на эколого-экономическую среду;

— реагирование на запросы поставщиков, потребителей и конкурентов, защита интересов потребителей, поддержка местного сообщества, социальная охрана окружающей среды;

— верховенство закона и соблюдения международных норм, соблюдение социальных прав и гарантий занятости персонала.

X" 9% /Сз%\ \ / .-10.-1 \ \ \ 23% \ □ Энергетика □ Нефтегазовая □ Финансы и страхование

\ \ \ 6% □ Металлургическая и горнодобывающая ■ Химическая, нефтехимическая, парфюмерная □ Производство пищевых продуктов ■ Телекоммуникационная □ Целлюлозно-бумажная

\ 9% / \ 19% /

\ 12°° / 12% □ Некоммерческие организации □ Прочие

Рис. 1. Распределение публикуемых нефинансовых отчетов на 5 февраля 2016 г. по отраслевой принадлежности (составлено авторами по данным [8])

Российские стандарты, в частности национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 54598.1-2011 «Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития», ГОСТ ИСО 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и ГОСТ ИСО 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», разрабатывались на основе международных, при этом добавляя свои принципы [4; 5; 9]: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. В реальности на российских предприятиях большинство указанных стандартов не используются.

Международные стандарты особой распространенности в России не имеют, а Социальная хартия российского бизнеса по состоянию на конец 2015 г. принята всего 257 организациями по России, в том числе 135 производственными предприятиями. Это сильно противоречит мировым тенденциям повышения количества публикуемой нефинансовой отчетности в странах Западной Европы,

США и Азии. Корпорации в данных странах используют следующие преимущества развития нефинансовой отчетности являются: снижение рисков предпринимательской деятельности; рост конкурентоспособности; укрепление доверия инвесторов; активизация диалога со всеми заинтересованными сторонами и повышение лояльности потребителей; улучшение репутации компании путем позитивного вклада в социально-экономическое и экологическое развитие региона; создание благоприятных условий для реализации долгосрочной стратегии путем соблюдения балансов интересов основных заинтересованных сторон компании.

Так, по данным специализированного регистратора отчетов Согрога1еК^1$1ег, начиная с 2000 г. количество зарегистрированных отчетов выросло более чем в восемь раз. К концу 2012 г. нефинансовая отчетность имелась у примерно 7000 компаний, а к началу 2016 г. - уже примерно у 13000 компаний по всему миру. Однако по России, согласно данным регистратора, в 2014 г. было зарегистрировано всего 58 новых отчетов. Динамика публикации нефинансовых отчетов в РФ и в мире представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика публикации нефинансовых отчетов в РФ и в мире в 2010-2014 гг. [14]

Все крупнейшие мировые транснациональные корпорации в настоящее время рассматривают нефинансовую отчетность как фактор повышения инвестиционной привлекательности. Это особенно сильно проявляется в отраслях, оказывающих воздействие на окружающую среду, или связанных с безопасностью продукции для потребителей: нефтегазовой, фармацевтической, металлургической и прочих. Данная тенденция, несомненно, сильно коррелирует, во-первых, с ужесточением экологического законодательства и законодательства в отношении охраны здоровья потребителей, а вторых, с ужесточением требований к доступу корпораций к рынкам капитала, в частности на биржи. Около 80 % крупнейших корпораций мира готовят отчеты об устойчивом развитии, более 40 % создали специализированные сайты о корпоративном устойчивом развитии. При этом в области промышленного производства 56,2 % корпораций готовят электронную версию нефинансового отчета, который публикуется на официальном сайте, а 45,7 % корпораций публикуют отдельный отчет в области устойчивого развития, подготовленный по одному из существующих стандартов в области нефинансовой отчетности [11]. Такие тенденции существуют и в России, однако пока что к повышению информационной прозрачности это не привело.

Более распространенным среди остальных в России является Руководство по отчетности в области устойчивого развития (SRG), разработанная Всемирным Банком и Глобальной инициативой по отчетности (GRI). Руководство разделено на две части: общая информация по компании и раскрытие информации по профессиональной сфере деятельности. Структура отчетности GRI G4 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура нефинансовой отчетности Sustainability Reporting Guidelines [17]

Категория Аспект

Общая информация Стратегия и анализ деятельности

Профиль организации

Существенные аспекты и границы деятельности

Вовлечение заинтересованных сторон

Корпоративное управление

Этика и интеграция

Специфическая информация в соответствии с отраслевой принадлежностью

Экономические показатели Основные результаты финансово-экономической деятельности

Присутствие на рынках

Непрямое экономическое воздействие на заинтересованных сторон

Практика снабжения

Экологические показатели Использование материалов, энергии, воды

Поддержание биоразнообразия

Выбросы и отходы

Продукты, услуги и жалобы

Транспорт

Управление экологическими механизмами и оценка со стороны потребителей

Социальные показатели Труд и права человека

Отношения с обществом и ответственность за выпуск продукции

Данная система отчетности является наиболее распространенной для публикации нефинансовых отчетов, так как в ней проработаны наиболее существенные для заинтересованных сторон предприятия позиции, по которым предоставляются данные. В его разработку внесли вклад крупнейшие нефтегазовые компании, а также автопроизводители. К 2014 г. около 79 % всех нефинансовых отчетов в мире были подготовлены в соответствии со стандартом GRI. В 2015 г. в мире было зарегистрировано более 3700 нефинансовых отчетов по стандарту GRI, что меньше чем в 2014 г. - около 5200 отчетов, и в 2013 г. - около 4900 отчетов. Однако российские компании в данном списке практически недостаточно представлены: около 60 в 2013 г., 66 в 2014 г. и 50 в 2015 г. [15].

Таким образом, можно сказать, что причины, побуждающие зарубежные и российские компании раскрывать финансовую и нефинансовую отчетность, в целом схожи. Однако российские компании относятся к следованиям принципам устойчивого развития зачастую достаточно формально и поэтому с точки зрения потенциальных иностранных инвесторов менее конкурентоспособны. Зарубежные корпорации, если бы могли, также ограничивали бы доступ заинтересованных лиц в внутренней информации. И это зачастую происходит, например, недавний скандал с компанией Volkswagen, которая обманывала потребителей и контролирующие органы, занижая показатели объемов вредных выбросов путем манипуляций с контрольной аппаратурой в автомобилях [6].

Но все же за выполнением социально-экологических обязательств данные компании обязаны следить гораздо строже, чтобы не потерять репутацию и крупные рынки сбыта. Распространение

стандарты в области устойчивого развития в мире получили еще и потому, что они как правило не касаются пристально экономических сфер деятельности, которые в России остаются крайне закрытой областью деятельности и в развитых зарубежных странах публикуются только под нажимом государственного законодательства и биржевых комиссий по допуску ценных бумаг к торгам. В частности, Transparency International, специализирующаяся на оценке уровня прозрачности крупнейших корпораций, в своем обзоре транснациональных корпораций по критериям недопущения коррупции, прозрачности организационных и экономических действий на дно рейтинга в 2014 г. отправила таких корпораций-гигантов, как Amazon, McDonald's, Apple, Google и IBM [18]. Практики GRI получили свое распространение в мире в том числе и за счет своей относительной мягкости в отношении финансово-экономических данных, поэтому можно надеяться, что она получит свое распространение и в России.

Библиографический список

1. АО «СХК». Годовой отчет 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://media.rspp.ru/document/1/0/f/0fa7338230f834e871daf2457acbd45b.pdf (дата обращения : 10.01.2016)

2. Бизнес-регионам. Сборник корпоративных практик. - М. : РСПП, 2014. - 132 с.

3. Голикова Татьяна. Россия - не «выживший» герой Ди Каприо / Т. Голикова // Московский комсомолец. -2016. - № 27043.

4. ГОСТ ИСО 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М. : Стандарт-информ, 2012. - 32 с.

5. ГОСТ ИСО 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. - М. : Стандартинформ, 2012. - 36 с.

6. «Дизельный» скандал Volkswagen [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.interfax.ru/story/181 (дата обращения : 10.02.2016).

7. Макаренко, М. В. Стандарты как инструмент управления устойчивым развитием фармацевтического предприятия / М. В. Макаренко, П. А. Костромин // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 10. - С. 332-334.

8. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://рспп.рф /simplepage/157 (дата обращения : 11.01.2016).

9. Национальный стандарт РФ. ГОСТ РФ 54598.1-2011. Руководство по обеспечению устойчивого развития. М. : Стандартинформ, 2012. - 6 с.

10. Отчет о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации 2013-2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://media.rspp.ru/document/1/f/f/ ffd017da27cddfcf040fc321ff8378c0.pdf (дата обращения : 05.03.2016).

11. Фоменко, Г. А. Интеграция публичных экологических докладов в управление территориями / Г. А. Фоменко, М. А. Фоменко. - М. : Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации (Центр экологической политики России), 2013. - 186 с.

12. Экологический отчет ОАО «Газпром» за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://media.rspp.ru/document/1/f/5/f5e5cdcae09acac41cac17e35cf6aece.pdf (дата обращения : 15.01.2016).

13. Amway. Социальный отчет 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://media.rspp.ru/ document/1/f/e/fe1c27aa5ab0c320f1712d4d5327a7e7.pdf (дата обращения : 10.01.2016).

14. CorporateRegister. Live charts [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.corporateregister.com/livecharts/ (дата обращения : 15.01.2016).

15. Global Reporting Initiative. Reports list. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.globalreporting.org/services/analysis/reports_list/Pages/default.aspx (дата обращения : 10.01.2016).

16. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un-documents.net/our-common-future.pdf (дата обращения : 12.02.2016).

17. Sustainability Reporting Guidelines. Global Reporting Initiative. - New York, 2013. - 94 p.

18. Transparency in corporate reporting. Assessing the World's Largest Companies. - Berlin: Transparency International, 2014. 36 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.