Научная статья на тему 'Повышение имиджа региона как задача социокультурной политики'

Повышение имиджа региона как задача социокультурной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
518
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА / IMAGE POLICY / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / TARGETED AUDIENCE / ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT POTENTIAL / КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATIVE SPACE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Когай Евгения Анатольевна, Комков Константин Анатольевич

В статье анализируется проблема разработки проекта по продвижению позитивного имиджа Курской области на межрегиональном, федеральном и международном уровнях. Обозначены задачи повышения роли символов в продвижении региона в коммуникационном пространстве, выявлена роль СМИ в этом процессе, обозначены типы элементов «имиджевой привлекательности». Затронута также проблема использования культурного наследия в качестве фактора социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem in the development of the project on the promotion of a positive image of the Kursk Region on the interregional, federal and international levels is analysed in the article. Objectives for the increase in the role of symbols in the promotion of the region in the communicative space as well as element types of «image attractiveness» are determined. The problem of cultural heritage use as factor for social and cultural development of the region is touched upon.

Текст научной работы на тему «Повышение имиджа региона как задача социокультурной политики»

Е. А. КОГАЙ, ПОВЫШЕНИЕ ИМИДЖА К. А. КОМКОВ РЕГИОНА КАК ЗАДАЧА

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ1

Ключевые слова: имиджевая политика, целевая аудитория, потенциал развития, коммуникационное пространство

Key words: image policy, targeted audience, development potential, communicative space

На современном этапе социально-экономического, политического и культурного развития Курской области ее имиджевая привлекательность в значительной степени зависит от потенциала региона и от того, как этот потенциал используется. В условиях рыночной экономики идет постоянная конкуренция за инвестиционные ресурсы между государствами, регионами, городами и предприятиями. При этом успех стратегии развития территориальных и социально-экономических образований во многом зависит от имиджевой политики органов власти, выстраивающей эффективную обратную связь с общественностью.

Исследования («Социологический портрет региона: Курская область», «Курская область и ЦФО в динамике социокультурных измерений»), проведенные социологической научно-исследовательской лабораторией Курского государственного университета в 2006—2009 гг. на территории Курской области, показали наличие высокого природного, социального, историко-культурного потенциала региона и вместе с тем его недостаточное использование2. Интернет-опрос, проведенный летом 2009 г. на портале KURSKSITY и охвативший более 300 респондентов, показал, что 69 % из них оценивают свой регион как «отстающий», хотя объективные данные свидетельствуют о том, что область занимает срединные позиции, а по ряду параметров находится выше средних как среди регионов ЦФО, так и по стране в

КОГАЙ Евгения Анатольевна, заведующая кафедрой социологии и политологии Курского государственного университета, доктор философских наук, профессор.

КОМКОВ Константин Анатольевич, соискатель кафедры социологии и политологии Курского государственного университета.

целом. Проведенные исследования показали необходимость повышения динамики развития региона.

Грамотно выстроенная имиджевая политика позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность региона, увеличить финансовые поступления минимум на 20 %. Разработка стратегий и программ комплексного позиционирования регионов позволяет привлечь бюджетные и внебюджетные расходы на имиджевые, информационные, социокультурные и другие проекты. При использовании комплексного подхода результаты реализации таких проектов целенаправленно синтезируются в усиление бренда, развитие положительного образа региона и его руководителей в восприятии целевых аудиторий — органов федеральной власти, российских и зарубежных инвесторов, ассоциаций бизнеса, институтов гражданского общества, СМИ.

В качестве основных задач, связанных с повышением роли общественно-экономических и культурно-исторических символов Курской области в коммуникационном пространстве, следует назвать сохранение и повышение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг; повышение степени идентификации граждан с территорией проживания; активное привлечение в область новых предприятий, связанных с индустрией в сфере культуры; привлечение внимания федеральной власти к проблемам и достижениям региона; повышение инвестиционной привлекательности области; увеличение потока туристов; развитие экологического туризма; широкое вовлечение населения в процессы решения региональных проблем. Целевой аудиторией при этом могут быть инвесторы и предприниматели, органы управления федерального и регионального уровней, СМИ, туристы и гости региона, мигранты и, безусловно, население Курской области.

Для продвижения региона в коммуникационном пространстве необходимо максимально использовать региональные ресурсы экономической политики и информационной работы. Профессиональное продвижение информации о достижениях и преимуществах области выступает одним из важнейших и вместе с тем недоиспользованных стратегических резервов региона. Контент-анализ федеральных СМИ последних трех лет показал, что о Курской области либо информации нет вообще, либо она появляется преимущественно в связи с

какими-либо происшествиями. Следует отметить, что центральные и региональные СМИ играют определенную роль в формировании стереотипов, оказывающих влияние на отношение к региону самых различных аудиторий, в том числе и населения этого региона. Следует отметить, что региональные СМИ часто драматизируют местные проблемы, не соотнося их с российскими и глобальными процессами.

В связи с этим актуализируется вопрос о роли СМИ как ресурса территориального развития для его эффективного использования в качестве инструмента позиционирования региона в коммуникационном пространстве. Особенно продуктивным такое влияние может быть на региональном уровне, где печатные СМИ при соответствующей информационной политике могут сыграть решающую роль в оздоровлении социальной и культурной ситуации в регионе. Вместе с тем пока можно привести совсем немного примеров того, когда региональные и муниципальные власти серьезно занимаются проблемой продвижения информации и поддержания благоприятного имиджа территории.

Субъективная составляющая имиджа региона включает оценку возможностей региона разными аудиториями (туристами, предпринимателями, отечественными и иностранными политиками, населением), созданную на основе их представлений, убеждений, ощущений и опыта. Следует подчеркнуть зависимость имиджа от действий региональных и местных органов власти. Важно акцентировать внимание на связи имиджа региона с воздействием на аудиторию СМИ. Значительный поток негативной информации о событиях в регионе в прошлом, а также замалчивание или отсутствие положительной информации о нем в настоящем так или иначе способствуют утверждению устойчивой отрицательной репутации региона. Однако сегодня ситуация такова, что без адекватной информации не будет доверия людей к планам и проектам развития региона и к действиям, предпринимаемым властями. Без доверия не будет инвестиций и развития производства. Наконец, без развития производства не будет экономического роста.

Курский край, как отмечалось выше, имеет значительный потенциал социально-экономического и культурного развития: обширная площадь, выгодное географическое положение (Курская область — южные врата России), развитая транс-

портная инфраструктура, давние традиции промышленного и сельскохозяйственного производства, наличие крупных объектов энергетики, богатые природные ресурсы, исторические и культурные традиции, значительный трудовой потенциал.

В Курской области представлены все основные типы «имиджевой привлекательности»: имидж территорий (соловьиная столица России, курский чернозем); ивент-бренды, или «бренд-мероприятия» («Курская коренская ярмарка», «Соловьиная трель»); бренды региональных коллективных торговых марок («Курская водка», «Стрелецкая степь»); личностный имидж (сестры Толмачевы, Александр Поветкин); исторические традиции (Курская битва, Рыльск); духовный центр России (Коренная пустынь).

Поэтому общий подход к развитию регионального имиджа предусматривает определение стратегии развития имиджа, перевод стратегии в планы развития территории, перевод стратегии в содержание и планы коммуникаций, управление реализацией плана коммуникаций.

Субъектами продвижения имиджа региона являются руководители администраций; органы и отделы, регулирующие инвестиционную деятельность территорий; структуры, ответственные за связи с общественностью, экономическое развитие, туризм, внешнеэкономическую деятельность, международное сотрудничество; руководители ключевых региональных компаний; СМИ; общественные организации; лидеры общественного мнения.

В продвижении имиджа региона Курская область находится «в начале пути». Соответственно, в качестве направлений разработки имиджевой стратегии можно назвать интернет-пространство (создание качественных порталов Курской области); формирование позитивных новостных поводов для федеральных СМИ; использование единой символики региона; партнерство с региональными бизнес-структурами (имиджевая ответственность бизнеса); привлечение к проблемам региона общественных организаций и лидеров общественного мнения; оперативное реагирование на «плохие» известия из региона; активное вовлечение в проблему развития имиджа ученых, журналистов, коммуникаторов; максимальную поддержку «островков» имиджевой идентификации региона.

Следует подчеркнуть, что использование культурного наследия в качестве фактора социально-экономического развития территории является сегодня одним из проектов инновационной политики развития России и ее регионов. Так, существуют и реализуются соответствующие проекты, охватывающие ряд областей России, например, проект развития расположенных в интервале между Москвой и Санкт-Петербургом Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей. Целями проекта являются сохранение и эффективное использование культурного наследия как ресурса социально-экономического развития регионов. Его задачи состоят в повышении востребованности и доступности объектов культурного наследия, находящихся между Москвой и Санкт-Петербургом; в развитии соответствующей инфраструктуры с созданием взаимосвязанной цепи региональных культурно-экономических кластеров. Участниками проекта являются Министерство культуры России, Министерство финансов России, Министерство экономического развития России, администрации участвующих субъектов Федерации, Всемирный банк, Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга. При этом финансирование проекта включает в себя средства федерального и регионального бюджетов, а также Всемирного банка. Сроки реализации проекта определены в краткосрочной (подготовительная стадия — 20 месяцев) и долгосрочной (период реализации — 6 лет) перспективе.

Следует отметить, что в разработке этого проекта выявлялись сильные и слабые стороны, близкие к отмеченным в курском крае. Сильными сторонами являются географическое и транспортное расположение регионов, возможность начала развития профессионального туризма, природные и культурные достопримечательности, а слабыми — средняя покупательная способность населения, ограниченные возможности государственного и частного секторов относительно принятия на себя ответственности и риска за развитие туризма, слабые туристические традиции, относительная ограниченность достопримечательностей для коммерциализации3.

Следует отметить, что развитие культурного и экологического туризма способно внести существенный вклад в развитие экономики региона. Известно, что в г. Санкт-Петербурге туризм создает около 10 % ВРП, обеспечивает

более 5 % налоговых доходов города. Туризм при этом формирует имидж Санкт-Петербурга как мощного политического, экономического и культурного центра мирового уровня.

Конечно, г. Курск сложно сравнить с Санкт-Петербургом — культурной столицей России. Однако и в курском крае следует внимательно приглядеться к недоиспользуемому ресурсу, связанному с развитием культурного и экологического туризма и культурно-исторического наследия. Это наследие следует оценивать как многомерное, многофункциональное. Важно подчеркнуть, что его использование возможно лишь в рамках концепции устойчивого развития региона, подразумевающей сохранение этого наследия и вписывание его в социально-экономические процессы региона.

Довольно сложным представляется оценка вклада культурного сектора в экономику региона и страны. Проблемой является и измерение совокупного продукта культуры. Дело в том, что культурно-историческое наследие многими рассматривается как исключительно гуманитарный ресурс, при этом не ожидается прямой экономической отдачи от инвестиций в эту сферу. Вместе с тем идея сохранения культурного наследия может быть представлена одним из направлений развития региона, а также возможностью создания нового вида общественных работ, направленных на консервацию, реставрацию и восстановление материально-культурного наследия. Есть примеры того, что обращение к проблеме восстановления культурного наследия привели в западных странах к созданию значительного количества рабочих мест, увеличили заработки в оптовой и розничной торговле и привели к росту ВВП.

А что в России? В 2007 г. был составлен реестр памятников культуры России и ее регионов в количестве 131 100 ед. Доля реставрируемых памятников в России составила 2 %, не менее 50 % нуждается в реставрации. В Центральном федеральном округе картина аналогична российской, и средств, необходимых на реставрацию, затрачивается в 25 раз меньше требуемых4. Следовательно, эта ниша имиджевой политики вместе с решением проблемы занятости населения нуждается в самом пристальном внимании.

Таким образом, становится очевидным, что настало время для разработки и реализации в регионе имиджевой программы, а на ее основе — для осуществления по-

следовательной социально-культурной политики региона, которая будет способствовать тому, чтобы курский край занял достойное место в жесткой конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов, умных и талантливых людей, креативных профессионалов и менеджеров, являющихся ключевыми ресурсами развития отраслей экономики постиндустриальной эпохи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ и Администрации Курской области в рамках проекта «Позиционирование имиджа региона в коммуникационном пространстве» (проект № 10-03-72301 А/ц).

2 См.: Когай Е.А., Пасовец Ю.М. Социокультурный потенциал развития Курской области: аналитический отчет по результатам социологического исследования. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. 61 с.; Когай Е.А. Социокультурный ресурс в инвестиционном потенциале регионов Центрального Черноземья // Социокультурные основания стратегии развития регионов России: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». Смоленск: «Универсум», 2009. С. 19—23.

3 См.: Лимонов Л.Э. Использование культурного наследия как фактор социально-экономического развития территории (на примере подготовки проекта с участием МБРР для 4-х субъектов РФ) // XI Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М., 6—8 апр. 2010 г. URL: http://conf.hse.ru/2010/prog_sections (дата обращения: 25.10.2010).

4 См.: Рубинштейн А.Я. Культурное наследие и развитие территорий // Там же.

Поступила 26.10.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.