Научная статья на тему 'Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса'

Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МАКРОЦИКЛ / ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОЦЕСС / PHYSICAL PERFORMANCE / MACROCYCLE / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлова Вера Ивановна, Кислякова Светлана Сергеевна, Сарайкин Дмитрий Андреевич, Камскова Юлиана Германовна, Нагорнов Игорь Владимирович

Цель изучить механизмы повышения работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Физическую работоспособность определяли при помощи теста Купера, Гарвардского степ-теста и пробы Руфье-Диксона. Выявлено достоверное повышение физической работоспособности и тренированности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Это связано с методикой оптимизации специальной физической подготовленности легкоатлеток и проведением индивидуальных коррекций двигательных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлова Вера Ивановна, Кислякова Светлана Сергеевна, Сарайкин Дмитрий Андреевич, Камскова Юлиана Германовна, Нагорнов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PHYSICAL PERFORMANCE OF 14-15-YEAR-OLD FEMALE ATHLETES IN THE TRAINING PROCESS MACROCYCLE

Aim: our aim is to study the mechanisms of improving the physical performance of 14-15-year-old female athletes in the training process macrocycle. Physical performance was measured using the Cooper test, the Harvard step test and the Ruffier-Dickson test. We revealed a significant increase of the physical performance and physical fitness of 14-15-year-old female athletes in the training process macrocycle. This increase is associated with optimization of the special physical conditioning of the female athletes and with individual correcting of the motor activity range.

Текст научной работы на тему «Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса»

УДК 796.07

DOI: 10.14529/ozfk150413

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК 14-15 ЛЕТ В МАКРОЦИКЛЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

В.И. Павлова1, С.С. Кислякова2, Д.А. Сарайкин1, 1 1 Ю.Г. Камскова', И.В. Нагорнов'

1 Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, 2Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Цель - изучить механизмы повышения работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Физическую работоспособность определяли при помощи теста Купера, Гарвардского степ-теста и пробы Руфье-Диксона. Выявлено достоверное повышение физической работоспособности и тренированности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Это связано с методикой оптимизации специальной физической подготовленности легкоатлеток и проведением индивидуальных коррекций двигательных возможностей.

Ключевые слова: физическая работоспособность, макроцикл, тренировочной процесс.

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию высококвалифицированных легкоатлетов. При этом действие повышенной физической нагрузки и нервно-эмоционального напряжения в период тренировочной и соревновательной деятельности может вызывать нарушение гомеостаза организма юных спортсменок, которое приводит к существенным адаптационным изменениям, нередко переходящим границы целесообразного приспособления [3, 4].

Перед тренером стоит ответственная задача: повысить работоспособность спортсменов и сохранить их здоровье.

Поэтому изучение физической работоспособности является актуальной проблемой физиологии спорта для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья легкоатлеток 14-15 лет, а также для достижения высоких спортивных результатов и продления их профессионального долголетия. Это и послужило основанием выбора темы исследования.

Цель исследования: изучить механизмы повышения работоспособности.

Материалы и методы исследования. Изучение работоспособности осуществляли на 20 спортсменках, которые имели высокий уровень физического развития (выше третьего разряда). Контрольная группа была того же возраста (14-15 лет), она обучалась по основной программе физической культуры общеобразовательной организации. Все исследова-

ния проводились в фолликулярную фазу ову-ляторно-менструального цикла.

Физическую работоспособность определяли при помощи теста Купера, Гарвардского степ-теста и пробы Руфье-Диксона. Для оценки тренированности спринтеров в динамике тренировочного процесса мы использовали систему контрольных упражнений.

Полученные результаты было подвергнуты статистической обработке при помощи программы 81ай8йса 6.0. Показатели достоверности различий определяли по Стьюденту.

Организация исследования. Для достижения поставленной цели была разработана и апробирована программа макроцикла тренировочного процесса для юных легкоатлеток 14-15 лет. Каждая тренировка рассматривалась в контексте возможностей для восстановления. Поскольку чрезмерная тренировочная нагрузка может вызывать неполную адаптацию, и у спортсменок могут возникнуть проблемы с восстановлением от стимулирующего воздействия тренировки. План тренировочного процесса модифицировался в зависимости от физического состояния и физической подготовленности легкоатлеток [4-6].

Так, в годичном тренировочном процессе были выделены этапы: зимний и летний (табл. 1).

На каждом этапе спортивной подготовки акцент делался на изменение параметров объема и интенсивности нагрузок.

Таблица 1

Схема годичного планирования тренировок для легкоатлеток 14-15 лет

Периоды подготовки Временные периоды

Общей физической подготовки (1) Август - октябрь

Специально-подготовительный (2) Октябрь - декабрь

Соревновательный (3) Январь - февраль

Переходный 2 недели февраля

См. период 1 Март

См. период 2 Апрель - май

См. период 3 Май - июль

Период восстановления Июль

Тренировка в зимнем сезоне формировала физическую подготовленность, а именно развитие скоростных способностей и технического мастерства спортсменок.

Продолжительность данного этапа составила 5-6 недель, который характеризовался максимальным увеличением беговой нагрузки анаэробной направленности в середине цикла [4-6].

Во время летнего цикла тренировочного процесса реализовались задачи по совершенствованию техники старта и стартового ускорения, а также повышению максимальной скорости бега и улучшению показателей в специально-подготовительном этапе тренировочного процесса. Скоростно-силовая работа осуществлялась в поддерживающем режиме

[1, 2, 5, 6].

Таким образом, в соответствии с современными требованиями, тренировка во всех периодах годичного цикла носила комплексный характер, обеспечивающий рост технического мастерства и повышение специальной физической подготовленности легкоатлеток.

Результаты и их обсуждение. На рис. 1 представлены показатели физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. В зимнем специально-подготовительном этапе средняя величина пробегаемой дистанции контрольной группы в тесте Купера составляла 2320 м, а экспериментальной - 2400,4 м. В зимнем соревновательном этапе у экспериментальной группы наблюдалось общее повышение средней величины пробегаемой дистанции на 5,4 % по сравнению с контрольной группой. Средняя величина пробегаемой дистанции

достоверно увеличилась на 9,4 % (р < 0,05) в летнем специально-подготовительном этапе и на 21,4 % (р < 0,01) в летнем соревновательном этапе. По нашим данным подобная динамика результатов бега по тесту Купера легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса отражает положительную реакцию организма на характер выполняемой работы.

Для надежности определения физической работоспособности мы использовали у исследуемых групп подростков нагрузочный комплекс - пробу Руфье-Диксона [4]. В зимнем специально-подготовительном этапе общий индекс в контрольной группе составлял 7,0 и соответственно 6,9. В зимнем соревновательном этапе у экспериментальной группы наблюдалось общее повышение индекса пробы Руфье-Диксона на 10 % (р < 0,05) по сравнению с контрольной группой. Динамика показателей индекса пробы Руфье-Диксона у легкоатлеток 14-15 лет в летнем специально-подготовительном этапе характеризовалась тенденцией к повышению уровня тренированности. Так, общий индекс пробы Руфье-Диксона достоверно увеличился на 9 % (р < 0,05) в летнем специально-подготовительном этапе и на 22 % (р < 0,01) в летнем соревновательном этапе. Полученные результаты индекса пробы Руфье-Диксона у экспериментальной группы соответствовал хорошему уровню физической работоспособности.

Индекс Гарвардского степ-теста не имел достоверных различий у контрольной и экспериментальной групп в зимнем специально-подготовительном этапе. Вместе с тем, в зимнем соревновательном этапе у легкоатлеток 14-15 лет наблюдалось повышение индекса Гарвардского степ-теста на 10 % (р < 0,01) по сравнению с контрольной группой. Средняя величина индекса Гарвардского степ-теста достоверно увеличилась на 12 % (р < 0,01) летнем специально-подготовительном этапе и на 19,5 % (р < 0,01) в летнем соревновательном этапе. Полученные значения соответствовали отличному уровню физической работоспособности. Установленный факт свидетельствует о формировании адаптационных перестроек к физическим нагрузкам у легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса.

Для оценки тренированности спринтеров

Вопросы двигательной активности и спорта

в динамике тренировочного процесса мы использовали систему контрольных упражнений. Результаты исследования представлены на рис. 2. При анализе результатов контрольных тестов, представленных на рис. 2, можно предполагать о возрастании спортивного мастерства, физической подготовленности легкоатлеток 14-15 лет в динамике тренировочного процесса. Результаты бега на 30 м у экспериментальной группы достоверно улучшились на 8 % (р < 0,05) к зимнему соревновательному этапу по сравнению с контрольной груп-

пой. Средняя величина результатов бега на 30 м достоверно увеличилась на 13 % (р < 0,01) в летнем специально-подготовительном этапе и на 16,4 % (р < 0,01) в летнем соревновательном этапе. Результаты бега на 60 м имели аналогичную динамику. В зимнем соревновательном этапе наблюдалось достоверное улучшение на 6,6 % (р < 0,05), в летнем специально-подготовительном этапе - на 7 % (р < 0,05) и на 11 % (р < 0,01) в летнем соревновательном этапе по сравнению с контролем [4].

В зимнем специально-подготовительном

120 100 80 60 40 20 0

а)

V

Тест Купера

Проба Руфье-Диксона

Гарвардский степ-тест

□ контроль

□ СПЭ_спорт.

□ СЭ_спорт.

б)

140 120 100 80 60 40 20

0

**

7

Тест Купера Проба Руфье- Гарвардский Диксона степ-тест

□ контроль

□ СПЭ_спорт.

□ СЭ_спорт.

Рис. 1. Показатели физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса: а - зимний этап, б - летний; достоверность отличий от соответствующего контроля: * - р < 0,05; ** - р < 0,01

**

*

А*

*

*

А*

этапе тренировочного процесса средний показатель количества сгибания и разгибания рук в контрольной группе составлял 13,9 повторений, а в экспериментальной группе - 14,2 повторений и не имел достоверных отличий. В зимнем соревновательном этапе у легкоатлеток 14-15 лет наблюдалось повышение значений на 5,6 % (р < 0,05) по сравнению с контрольной группой. Общий прирост количества сгибания и разгибания руку спортсменок в летнем специально-подготовительном этапе составил 10,5 % (р < 0,01) и соответственно 21,3 % (р < 0,001) в летнем соревновательном этапе по сравнению с контролем.

При адаптации к физическим нагрузкам в макроцикле тренировочного процесса у легкоатлеток 14-15 лет результаты прыжка в длину с места в зимнем соревновательном этапе достоверно увеличились на 8,5 %(р < 0,05) по сравнению с контрольной группой. При повторном тестировании результаты прыжка в длину с места также имели достоверное увеличение на 11,3 % в летнем специально-подготовительном этапе (р < 0,01) и на 17,3 % (р < 0,01) в летнем соревновательном этапе по сравнению с контрольной группой.

Результаты в наклоне вперед из положения стоя в экспериментальной группе не имели

120 100 80 60 40 20 0

а)

30м с 60м с

низкого низкого

старта старта под

сходу, с. команду, с.

сгибание и разгибание рук, кол-во раз

прыжки в длину с места, см.

наклон вперед из положения стоя, см

подъем туловища из положения

лежа на спине, кол-во раз

контроль

□ СПЭ_спорт.

□ СЭ_спорт.

140 120 100 80 60 40 20 0

б)

30м с низкого старта сходу, с.

60м с сгибание и прыжки в наклон подъем

низкого разгибание длину с вперед из туловища из старта под рук, кол-во места, см. положения положения команду, с. раз стоя, см лежа на

спине, кол-во раз

контроль

□ СПЭ_спорт.

□ СЭ_спорт.

Рис. 2. Результаты изучения тренированности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса: а - зимний этап, б - летний; достоверность отличий от соответствующего контроля: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001

*

Вопросы двигательной активности и спорта

достоверных отличий в зимнем специально-подготовительном и соревновательном этапах тренировочного процесса по сравнению с контрольной группой. В летнем сезоне спортивной подготовки легкоатлеток 14-15 лет наблюдалась тенденция к улучшению данного показателя. Так, в летнем специально-подготовительном этапе результаты в наклоне вперед из положения стоя в экспериментальной группе увеличились на 7 % (р < 0,05) и на 8 % (р < 0,05)по сравнению с контролем. Нами было выявлено достоверное увеличение результатов в подъеме из положения лежа на спине у легкоатлеток 14-15 лет в зимнем специально-подготовительном этапе на 10,2 % (р < 0,01), в летнем специально-подготовительном этапе - на 12 % (р < 0,01) и на 12,3 % (р < 0,01) в летнем соревновательном этапе по сравнению с контролем.

Выводы. Таким образом, результаты проведенных функциональных проб и контрольных тестов свидетельствуют о росте физической работоспособности и тренированности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что рост физической работоспособности характеризуется существенным наращиванием функциональных резервов организма спортсменок, а также связан с методикой оптимизации специальной физической подготовленности легкоатлеток, включающей индивидуализированную оценку и коррекцию степени реализации их двигательных возможностей.

Литература

1. Алабин, В.Г. Спринт / В.Г. Алабин, Т.П. Юшкевич. - Минск: Беларусь, 1977. -128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бугачаев, А.В. Кинематические характеристики и функциональное состояние спринтеров в беге на 100 м / А.В. Бугачаев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта, СПб. - 2009. - № 2 (48). - С. 3-6.

3. Влияние физических нагрузок при занятиях легкоатлетическим спринтом на физическую работоспособность подростков /

B.И. Павлова, С. С. Кислякова, Д.А. Сарайкин, Ю. Г. Камскова // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2012. -

C. 336-339.

4. Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека: учеб. пособие / А.П. Исаев, С.А. Лича-гина, Т.В. Потапова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. - 248 с.

5. Кузьмин, М.А. Эффективность технологии ускорения адаптации спортсменов игровых и циклических видов спорта к условиям соревнований / М.А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, СПб. - 2012. - № 10 (92). - С. 69-73.

6. Щеглов, В.Н. Пути повышения специальной работоспособности юных спринтеров / В.Н. Щеглов // Актуальные проблемы и пути повышения спортивной работоспособности: межвуз. сб. науч. трудов. - Воронеж, 2007. - Вып. 1. - С. 64-75.

Павлова Вера Ивановна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Челябинский государственный педагогический университет (г. Челябинск), рау1оуау1@С8ри.гц.

Кислякова Светлана Сергеевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск), horovets@mai1.ru.

Сарайкин Дмитрий Андреевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Челябинский государственный педагогический университет (г. Челябинск), saraykind@cspu.ru.

Камскова Юлиана Германовна, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Челябинский государственный педагогический университет (г. Челябинск), kamskovaug@cspu.ru.

Нагорнов Игорь Владимирович, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Челябинский государственный педагогический университет (г. Челябинск), nagornoviv@cspu.ru.

Поступила в редакцию 10 сентября 2015 г.

DOI: 10.14529/ozfk150413

IMPROVEMENT OF PHYSICAL PERFORMANCE OF 14-15-YEAR-OLD FEMALE ATHLETES IN THE TRAINING PROCESS MACROCYCLE

V.I. Pavlova1, pavlovavi@cspu.ru, S.S. Kislyakova2, horovets@mail.ru, D.A. Saraykin1, saraykind@cspu.ru, Yu.G. Kamskova1, kamskovaug@cspu.ru, I.V. Nagornov1, nagornoviv@cspu.ru

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 2Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

Aim: our aim is to study the mechanisms of improving the physical performance of 14-15-year-old female athletes in the training process macrocycle. Physical performance was measured using the Cooper test, the Harvard step test and the Ruffier-Dickson test. We revealed a significant increase of the physical performance and physical fitness of 14-15-year-old female athletes in the training process macrocycle. This increase is associated with optimization of the special physical conditioning of the female athletes and with individual correcting of the motor activity range.

Keywords: physical performance, macrocycle, training process.

References

1. Alabin V.G., Yushkevich T.P. Sprint [Sprint]. Minsk, Belarus' Publ., 1977. 128 p.

2. Bugachaev A.V. [Kinematic Characteristics and Functional State of the Sprinters in the Race for 100 Meters]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes University P.F. Lesgaf-ta], 2009, no. 2 (48), pp. 3-6. (in Russ.)

3. Pavlova V.I., Kislyakova S.S., Saraykin D.A., Kamskova Yu.G. [Effect of Physical Activity in the Classroom Athletics Sprint on the Physical Performance of Adolescents]. Adaptatsiya biologicheskikh sistem k estestvennym i ekstremal'nym faktoram sredy: materialy 4 mezhdunarodnoy nauchno-praktiche-skoy konferentsii [Adaptation of Biological Systems to Natural and Extreme Environmental Factors. Materials 4 International Scientific-Practical Conference]. Chelyabinsk, 2012, pp. 336-339. (in Russ.)

4. Isaev A. P., Lichagina S.A., Potapova T.V. Strategii adaptatsii cheloveka: uchebnoe posobie [Strategies Human Adaptation. Textbook]. Tyumen', TGU Publ., 2003. 248 p.

5. Kuz'min M. A. [Efficiency Acceleration Technology Adaptation and Cyclic Athletes Playing Sports to the Conditions of Competition]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes University P.F. Lesgafta], 2012, no. 10 (92), pp. 69-73. (in Russ.)

6. Shcheglov V.N. [Ways to Improve the Efficiency of Special Young Sprinters]. Aktual'nye prob-lemy i puti povysheniya sportivnoy rabotosposobnosti: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Actual Problems and Ways to Improve Athletic Performance. Interuniversity Collection of Scientific Papers]. Voronezh, 2007, iss. 1, pp. 64-75. (in Russ.)

Received 10 September 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса / В.И. Павлова, С.С. Кислякова, Д.А. Сарайкин и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2015. -Т. 15, № 4. - С. 74-79. БО!: 10.14529/о7&150413

FOR CITATION

Pavlova V.I., Kislyakova S.S., Saraykin D.A., Kamskova Yu.G., Nagornov I.V. Improvement of Physical Performance of 14-15-Year-Old Female Athletes in the Training Process Macrocycle. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 74-79. (in Russ.) DOI: 10.14529/ozfk150413

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.