Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления предприятием на основе оценки нематериальных активов'

Повышение эффективности управления предприятием на основе оценки нематериальных активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / MODEL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тусков Андрей Анатольевич, Рыбалкина Зарина Миникутдусовна

Актуальность и цели. Оценка и управление стоимостью предприятия является важнейшим инструментом регулирования отношений собственности в условиях рыночной экономики. Оценка бизнеса предполагает комплексное рассмотрение материальных и нематериальных активов предприятия, кадрового потенциала, системы управления бизнесом, сложившихся на дату оценки показателей доходности. В век современных технологий увеличивать стоимость предприятия во многом позволяют именно нематериальные активы. В связи с этим проблема повышения эффективности управления предприятием за счет нематериальных активов носит актуальный характер. Целью исследования является разработка модели управления предприятием на основе оценки его нематериальных активов. Материалы и методы. Реализация поставленной цели достигнута за счет изучения теоретических, методических и практических положений отечественной и зарубежной науки. Результаты. Результатом исследования стала модель управления предприятием на основе оценки его нематериальных активов. Подробно описан каждый этап создания модели и определены ее основные функции. Выводы. Предложенная модель позволяет на практике решить проблему коммерческого использования нематериальных активов предприятия. Решение этой проблемы дает возможность достигать положительных результатов инновационной и инвестиционной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тусков Андрей Анатольевич, Рыбалкина Зарина Миникутдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO IMPROVE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE BASED ON THE EVALUATION OF INTANGIBLE ASSETS

Background. Enterprise value evaluation and management is an essential tool of regulation of property relations in a market economy. Business valuation implies joint consideration of tangible and intangible assets of the company, human resources, business management systems, the prevailing at the date of evaluation indicators of profitability. In the age of modern technology to increase the value of a business largely to the intangible assets. Therefore, the problem of increasing the efficiency of business management at the expense of intangible assets is relevant. The aim of the study is to develop a model of enterprise management based on an assessment of its intangible assets. Materials and methods. Implementation of this goal is achieved through the study of theoretical, methodological and practical provisions of the domestic and foreign science. Results. The result of the study was the enterprise management model based on the evaluation of intangible assets. Detailed description of each stage of the model and defined its basic functions. Conclusions. The proposed model allows the practice to solve the problem of commercialization of intangible assets of enterprises. The solution makes it possible to achieve positive results, innovation and investment activities of the company activities.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления предприятием на основе оценки нематериальных активов»

УДК 657:658

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

А. А. Тусков, З. М. Рыбалкина

TO IMPROVE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE BASED ON THE EVALUATION OF INTANGIBLE ASSETS

А. A. Tuskov, Z. M. Rybalkina

Аннотация. Актуальность и цели. Оценка и управление стоимостью предприятия является важнейшим инструментом регулирования отношений собственности в условиях рыночной экономики. Оценка бизнеса предполагает комплексное рассмотрение материальных и нематериальных активов предприятия, кадрового потенциала, системы управления бизнесом, сложившихся на дату оценки показателей доходности. В век современных технологий увеличивать стоимость предприятия во многом позволяют именно нематериальные активы. В связи с этим проблема повышения эффективности управления предприятием за счет нематериальных активов носит актуальный характер. Целью исследования является разработка модели управления предприятием на основе оценки его нематериальных активов. Материалы и методы. Реализация поставленной цели достигнута за счет изучения теоретических, методических и практических положений отечественной и зарубежной науки. Результаты. Результатом исследования стала модель управления предприятием на основе оценки его нематериальных активов. Подробно описан каждый этап создания модели и определены ее основные функции. Выводы. Предложенная модель позволяет на практике решить проблему коммерческого использования нематериальных активов предприятия. Решение этой проблемы дает возможность достигать положительных результатов инновационной и инвестиционной деятельности предприятия.

Ключевые слова: нематериальные активы, модель, управление.

Abstract. Background. Enterprise value evaluation and management is an essential tool of regulation of property relations in a market economy. Business valuation implies joint consideration of tangible and intangible assets of the company, human resources, business management systems, the prevailing at the date of evaluation indicators of profitability. In the age of modern technology to increase the value of a business largely to the intangible assets. Therefore, the problem of increasing the efficiency of business management at the expense of intangible assets is relevant. The aim of the study is to develop a model of enterprise management based on an assessment of its intangible assets. Materials and methods. Implementation of this goal is achieved through the study of theoretical, methodological and practical provisions of the domestic and foreign science. Results. The result of the study was the enterprise management model based on the evaluation of intangible assets. Detailed description of each stage of the model and defined its basic functions. Conclusions. The proposed model allows the practice to solve the problem of commercialization of intangible assets of enterprises. The solution makes it possible to achieve positive results, innovation and investment activities of the company activities.

Key words: intangible assets, model management.

Введение

Основной целью любого бизнеса является максимальное увеличение доходов владельцев предприятия. Вкладывая свой капитал в создание пред-

приятия и в его развитие, владельцы закономерно ожидают прироста капитала. Стратегией предприятия могут быть приоритеты выхода на новые рынки, увеличение уже имеющейся доли рынка и др., которые в силу специфики рынков могут потребовать существенных инвестиций, снижающих прибыльность в течение определенного периода. Однако максимизация прибыли не является единственной целью управления. В настоящее время все больше собственников заботятся об увеличении стоимости самого предприятия за счет нематериальных активов. В деятельности предприятия возможны ситуации, когда происходит снижение текущих показателей прибыли, но это не означает снижения рыночной стоимости бизнеса за счет имеющихся нематериальных активов. Иногда задача увеличения прибыли может вступить в противоречие с преобразованиями, необходимыми для повышения стоимости нематериальных активов предприятия. Но после завершения преобразований финансовые результаты могут существенно возрасти. Это говорит о том, что управление предприятием должно ориентироваться на долгосрочные денежные потоки за счет увеличения стоимости нематериальных активов, а не на текущее изменение величины прибыльности. Величина будущего денежного потока, как известно, определяет стоимость всего бизнеса в целом. Таким образом, грамотно управляемое предприятие, ориентированное на увеличение будущего денежного потока за счет повышения стоимости нематериальных активов, со временем увеличивает свою ценность с точки зрения прибыльности. Поэтому нематериальные активы являются объектом мониторинга в управлении предприятием и влияют на все результаты его деятельности.

1. Определение ценности нематериальных активов

Любое предприятие независимо от его масштаба или уровня деятельности должно совершенствоваться в условиях высокой конкуренции. В настоящее время этому способствует внедрение современных инновационных технологий. Инновационные технологии важны для повышения конкурентоспособности предприятия. Именно поэтому особый акцент в управлении делается на управление нематериальными активами, являющимися в значительной степени источниками большинства технологических, технических и продуктовых нововведений в современных условиях.

Задача руководства в этом случае заключается в том, что предприятиям для внедрения нововведений необходимо сочетать внутренние исследования с внешними потребностями рынка и воплощать возникающие идеи в своей деятельности. Важным моментом в деятельности таких предприятий является создание системы определения недостающих, но важных для повышения конкурентоспособности предприятия частей инновационного продукта, в первую очередь нематериальных активов. Этого можно добиться путем оценки стоимости нематериальных активов предприятия. Необходимо учитывать при этом, что материальные активы сами по себе не имеют объективной ценности.

Например, экономическая ценность любой организационной, управленческой технологии остается скрытой, пока не начинается ее практическое использование. Кроме того, один и тот же нематериальный актив в виде изобретения, новой технологии производства, идеи, бренда, реализованный различными способами, разными предприятиями, в разных условиях обеспе-

чит достаточно различающиеся доходы, что наглядно видно на примерах лизинга, франчайзинга, лицензирования, патента и т. д.

В некоторых случаях для внедрения нововведения можно успешно использовать те организационные и управленческие технологии, которые уже присущи предприятию. В это же время другое предприятие может внедрять и применять такую деловую модель, которая даст возможность использовать нематериальный актив путем лицензирования, и таким образом сможет реализовать экономическую ценность данного актива. Важной задачей при этом является преобразование технологического потенциала нематериальных активов в экономическую ценность.

В настоящее время предприятия могут создавать и определять ценность своих новых нематериальных активов тремя основными способами [1]:

- через включение нематериальных активов в текущую деятельность;

- через продажу лицензий на нематериальные активы другим предприятиям;

- через запуск новых предприятий, которые будут эксплуатировать данные нематериальные активы в новых областях бизнеса.

2. Оценка стоимости нематериальных активов

Оценка стоимости нематериальных активов начинается с определения объемов и направлений предложения товара, созданного на основе конкретного нематериального актива, а также способов, при которых клиент сможет его использовать. Как правило, для этого проводится экспертная оценка и опрос покупателей о том, какую проблему клиент сможет решить с помощью данного товара или нематериального актива и насколько данная проблема актуальна для клиента. Вопрос об актуальности проблемы для потребителя имеет особое значение, т.к. правильная оценка масштабов задачи играет решающую роль в процессе функционирования предприятия в целом.

Определение ценности нематериального актива в значительной степени зависит от того, на какого клиента ориентируется предприятие, т.е. для кого данный нематериальный актив является более ценным, и от кого будет получена прибыль. Для успешной деятельности предприятия необходимо четко выделять группу клиентов, или рыночный сегмент использования нематериального актива. Потребитель может оценивать нематериальный актив или продукт, созданный с его использованием, согласно его способности уменьшить стоимость решения поставленной задачи или на основе способности создать новые возможности ее решения [2]. К тому же разные потребители заинтересованы в различных скрытых качествах нематериального актива.

3. Моделирование управления предприятием на основе оценки нематериальных активов

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что первым этапом создания модели управления предприятием на основе оценки нематериальных активов является выделение руководством предприятия потенциальных потребителей таким образом, чтобы решить, на каком нематериальном активе нужно сосредоточиться, чтобы удовлетворить будущий спрос. Однако на любом рынке уже присутствует большое количество различных технических

альтернатив, групп покупателей и конкурентов, которые необходимо учитывать. Поэтому необходимо планировать освоение рынков, принимая по внимание уже сложившиеся в технологической области ценности. Такое планирование дает возможность руководству предприятия и его инженерам определить, в какую область следует направить свою деятельность, нужно ли просто усовершенствовать уже существующий товар, провести его адаптацию или же требуется абсолютно новое решение. В результате предприятие может избежать неудач, которые часто сопровождают инновационную деятельность.

Следующим шагом создания модели управления предприятием на основе оценки нематериальных активов является оценка ее положения в ряду ценностей.

Знания об имеющемся рынке, о сложившихся у потребителей ценностях, об имеющихся современных технологических решениях проблемы создания нужного товара помогут предприятию определить ряд ценностей, позволяющих достичь экономической ценности нематериального актива и довести его до потребителя.

Однако создание ценностей на основе нематериального актива и построение ряда ценностей необходимо, но недостаточно, чтобы получить прибыль от нематериального актива. Как только предприятие обозначило совокупность ценностей, необходимых для определения нематериального актива, нужно создать механизм получения прибыли от их реализации. Во многом прибыль зависит от наличия на рынке комплиментарных благ и услуг, особых условий распределения товаров, марки товара, фирменного наименования и других активов предприятия, которые помогают ему поддержать составляющие его ценности. Помимо этого в создание ценности предприятия в целом и его нематериальных активов также вовлекают третьи лица, которые находятся вне имеющегося ряда ценностей. Таким образом формируется сеть ценностей [3].

Сеть, созданная вокруг данного бизнеса, определяет роли поставщиков, потребителей и третьих лиц по отношению к ценности, которая появилась от созданной и реализованной технологии. Помимо увеличения предложения комплиментарных благ такая сеть может увеличивать на уровне спроса эффект сети среди потребителей. Построение тесных взаимосвязей в рамках сети поможет определить ценность конкретного нематериального актива или технологии. Удачное построение такой сети может увеличить потенциальную ценность внедряемой технологии либо выпускаемого нового продукта, особенно если данная технология или товар нужны для конкуренции с производителями, чьи технологии или новые товары уже имеют развитую сеть потребителей. Потенциальные потребители обеспечивают информацию о реальной пригодности актива и его стоимости.

Особое значение при этом имеет структура формирования и распределения доходов между всеми субъектами такой сети, т.е. определение того, будет ли платить потребитель, каковы издержки предприятия и его контрагентов, а также того, как созданная ценность распределяется между потребителями самого предприятия, его поставщиками, третьими лицами и пр. Можно выделить разные варианты реализации таких активов: реализация товара потребителю путем своевременной оплаты и продажи; через аренду;

в виде рекламы (бесплатная раздача образцов товара); через лицензирование; а также путем дарения изделия. Причем предприятия могут использовать сразу несколько механизмов оплаты, как делают, например, газеты, когда получают прибыль от продажи газеты, от читателей за обращения в редакцию и от рекламодателей за размещение объявлений.

Следующим этапом после определения ряда ценностей и выявления структуры формирования и распределения доходов от реализации товара, созданного с помощью данного нематериального актива, является определение структуры стоимости конкретного нематериального актива [4].

На основе выявленного состава потенциальных покупателей и рынков, а также имеющегося у предприятия имущества устанавливается предел финансового использования нематериального актива и созданной на его основе технологии производства продукта в существующем бизнесе. Для того чтобы привлечь достаточное количество капитала для роста, предприятие должно предложить инвесторам надежную перспективу возврата активов, требуемых на создание и расширение деловой модели.

На рис. 1 представлена модель управления предприятием на основе оценки нематериальных активов [5].

2. Сравнение текущего состояния предприятия с эталонным но критерию максимизации значения рыночной стоимости предприятия

3. Прогноз будущих значений показателей предприятия

4. Реализация решений по повышению рыночной стоимости предприятия

1. Оценка текущего состояния предприятия и его среды

1

1,1 Определение рыночной стоимости предприятия за счет оненки активов

1.2 Анализ финансовой деятельности предприятия с целью выявления факторов, влияющих на изменение величины стоимости

2,1 Анализ использования факторов управления стоимостью на основе мобилизации ресурсов предприятия

2.2 Сравнение стоимости предприятия, полученной путем внутренних улучшений, и стоимости, полученной с учетом внешней реорганизации предприятия

2.3 Изменение структуры и форм финансирования предприятия

3,1 Определение наилучшего варианта

реструктуризации на основе сравнения

стоимости предприятия: (Урестр — Убу );

Уву- стоимость предприятия до

рестру кту ри заци и;

Уресгр - стоимость предприятия после

реструктуризации.

Лучший результат будет соответствовать тах разницы (Кр(:сф- Кву)

Рис. 1. Модель управления предприятием на основе оценки нематериальных активов

Предложенная модель управления предприятием выполняет следующие функции [5]:

1) создает определение ценности нематериального актива, которая возникает у ее пользователей из-за предложения, основанного на технологии применения этого нематериального актива;

2) идентифицирует понятие рыночного сегмента применения данного нематериального актива (это пользователи, для которых нематериальный актив является полезным, и цель, для которой он будет использоваться);

3) определяет ряд ценностей предприятия, который необходим для создания, распределения и применения конкретного нематериального актива [2];

4) определяет, какие дополнительные средства необходимы для поддержания положения предприятия в этом ряду ценностей;

5) определяет механизмы воспроизводства дохода на основе применения данного нематериального актива;

6) оценивает потенциальных потребителей производства и предложения, учитывая уже выбранную ценность технологии и положение в ряду ценностей;

7) описывает положение предприятия в рамках созданных ценностей, связывающих поставщиков и клиентов, включая определение потенциальных конкурентов;

8) позволяет сформулировать конкурентоспособную стратегию предприятия, в соответствии с которой из нововведения в виде нематериального актива будет извлечена польза и достигнуто преимущество перед конкурентами.

Как правило, владельцы предприятия преследуют две цели: повышение конкурентоспособности предприятия и последующее увеличение его стоимости. Поэтому все решения и действия руководства предприятия оцениваются с точки зрения их влияния на его стоимость. Главной целью менеджмента является наращивание рыночной стоимости предприятия в долгосрочном периоде. Для этого на первоначальном этапе анализируется стоимость предприятия. Для начала определяется текущая рыночная стоимость за счет имеющихся материальных активов. По мере развития предприятие накапливает потенциальную стоимость с учетом возникающих нематериальных активов в виде бренда, новых технологий, нововведений, организации производственного процесса. Это позволяет определять в дальнейшем стоимость предприятия с учетом материальных и нематериальных активов. Оценка предприятия соотносится с его стоимостью на фондовом рынке, когда становится очевидна потенциальная выгода для заинтересованных лиц.

Преимуществом управления предприятием на основе оценки стоимости нематериальных активов является широкое признание в экономическом и инновационном развитии. Оценка рыночной стоимости бизнеса за счет имеющихся нематериальных активов стала стандартом оценки проектов, предполагающих инвестирование. Рыночную стоимость предприятия на основе имеющихся нематериальных активов можно определить методом дисконтирования денежного потока, который позволяет учесть риски, связанные с реализацией проекта, показывает важность фактора времени и связь ценности ожидаемых доходов со временем их получения.

Таким образом, одной из важнейших задач управления предприятием является оценка стоимости предприятия на основе накопленных материаль-

ных и нематериальных активов, которая включает в себя оценку имущественного комплекса предприятия, оценку инвестиционной и рыночной привлекательности. Управление предприятием на основе оценки стоимости нематериальных активов позволяет повысить конкурентоспособность предприятия и производимых продуктов и оказываемых услуг, определить направление развития предприятия.

Заключение

Внедрение в практику управления предприятием предложенной модели управления на основе оценки нематериальных активов решает задачу включения в деятельность разнообразных и многочисленных нематериальных активов, имеющихся у любого предприятия. Именно нематериальные активы являются источниками большинства технологических, технических и продуктовых нововведений в современных рыночных условиях и повышают конкурентоспособность предприятия на рынке.

Список литературы

1. Фролов, Д. В. Технологии управления нематериальными активами / Д. В. Фролов, В. М. Исаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. -№ 13 (132). - С. 479-483.

2. Рыбалкина, З. М. Управляемость современной организации / З. М. Рыбалкина // Italian Science Review. - 2014. - № 14 (3) - P. 351-353.

3. Управление проектами / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Полковников. - М. : Омега-Л, 2012. - 960 с.

4. Панков, В. В. Анализ и оценка состояния бизнеса. Методология и практика / В. В. Панков. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 208 с.

5. Лукичева, Л. И. Управление интеллектуальными активами (научно-практический аспект) / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев, Е. В. Егорычева // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2009. - № 6.

Тусков Андрей Анатольевич

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической кибернетики, Пензенский государственный университет E-mail: tuskov@gmail.com

Рыбалкина Зарина Миникутдусовна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: zarina11max@rambler.ru

Tuskov Andrey Anatolyevich

candidate of economic sciences, associate

professor, sub-department of economic

cybernetics,

Penza State University

Rybalkina Zarina Minikutdusovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management, Penza State University of architecture and construction

УДК 657:658 Тусков, А. А.

Повышение эффективности управления предприятием на основе оценки нематериальных активов / А. А. Тусков, З. М. Рыбалкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). - С. 103-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.