Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В РАЗВИТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В РАЗВИТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное автономное учреждение / муниципальное управление / физическая культура и спорт / местный бюджет / эффективность управления / экономический эффект / социальная эффективность / municipal autonomous institution / municipal administration / physical culture and sports / local budget / management efficiency / economic effect / social efficiency

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касаткина Елена Анатольевна

Представлен анализ деятельности муниципального автономного учреждения в современных условиях. Отмечена особая значимость спортивных школ в формировании здорового образа жизни, повышении качества жизни населения, формирования здорового человека, особенно в отношении детей. Отражены особенности функционирования муниципальных автономных учреждений в сфере физической культуры и спорта, акцентировано внимание на взаимосвязи муниципального управления с политикой управления муниципальным автономным учреждением. Определено, что автономная некоммерческая организация стала одной из самых популярных организационно-правовых форм деятельности некоммерческих организаций в сфере дополнительного образования в области физической культуры и спорта. Автором сформулирован вывод, согласно которому появление автономных учреждений способствует развитию конкурентной среды в муниципальном образовании и приводит к повышению качества предоставляемых услуг. Для эффективной работы у автономного учреждения в муниципальном образовании появляется больше возможностей по сравнению с муниципальными бюджетными учреждениями. В представленной работе проанализированы показатели деятельности МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г.Ижевска. На основании проведенного исследования выявлены наиболее и наименее востребованные виды спорта, которыми занимаются в учреждении. Исследование показало, что ежегодно в структуре численности существенно преобладает количество занимающихся по договорам платных услуг, при этом очевидна тенденция снижения занимающихся за счет средств местного бюджета. Сформулировано, что одними из самых проблемных точек развития учреждения на сегодняшний день являются катастрофическая нехватка площадей и рост конкуренции. В представленной статье разработаны и обоснованы рекомендации по решению выявленных проблем учреждения. Акцент делался на те виды спорта, которые реально реализовать в ближайшее время. Основными критериями отбора вида спорта стали минимум площади, возможность заниматься в удобное время, мобильность группы (при необходимости), наличие тренеров (имеющихся или есть возможность привлечь со стороны). В заключение сформулирован вывод о потенциальном получении положительного экономического и социального эффекта от разработанных рекомендаций для эффективного решения уставных целей и задач МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г.Ижевска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касаткина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF A MUNICIPAL AUTONOMOUS INSTITUTION IN THE DEVELOPMENT OF LIFE SAFETY IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the study of the activities of a municipal autonomous institution in modern conditions. The author draws attention to the importance of sports schools in forming a healthy lifestyle, improving the quality of life of the population, developing the healthy people, especially children. The paper reflects the features of the functioning of municipal autonomous institutions in the field of physical culture and sports, focusing on the relationship of municipal management with the management policy of a municipal autonomous institution. It is determined that autonomous non-profit organizations have become one of the most popular organizational and legal forms of NPOs in the domain of additional education in physical culture and sports. The author formulates a conclusion according to which the emergence of autonomous institutions contributes to the development of a competitive environment in the municipality and leads to an increase in the quality of services provided. For effective work, an autonomous institution in a municipality has more opportunities than municipal budget institutions. In the presented work, the performance indicators of the Comprehensive Sports School of Izhevsk (Russia) are analyzed. Based on the research conducted, the most and least popular sports that are practiced in the institution have been identified. The study showed that every year the number of contract students significantly, while the number of those supported by the local budget funds drops. It is formulated that one of the most problematic points of the institution's development today is a dramatic shortage of facilities and the growth of competition. The presented article develops and substantiates recommendations for solving the identified problems of the institution. The emphasis was put on those sports that can actually be practiced in the near future. The main criteria for selecting a sport were a minimum of space required, ability to practice at a convenient time, mobility of the group (if necessary), availability of coaches (in-house or invited). The conclusion is formulated about the potential to obtain a positive economic and social effect from the developed recommendations for the effective solution of the statutory goals and objectives of the Comprehensive Sports School of Izhevsk.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В РАЗВИТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.16 УДК 33: 352.07 (045)

©0®

Е.А. Касаткина

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В РАЗВИТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Представлен анализ деятельности муниципального автономного учреждения в современных условиях. Отмечена особая значимость спортивных школ в формировании здорового образа жизни, повышении качества жизни населения, формирования здорового человека, особенно в отношении детей. Отражены особенности функционирования муниципальных автономных учреждений в сфере физической культуры и спорта, акцентировано внимание на взаимосвязи муниципального управления с политикой управления муниципальным автономным учреждением. Определено, что автономная некоммерческая организация стала одной из самых популярных организационно-правовых форм деятельности некоммерческих организаций в сфере дополнительного образования в области физической культуры и спорта. Автором сформулирован вывод, согласно которому появление автономных учреждений способствует развитию конкурентной среды в муниципальном образовании и приводит к повышению качества предоставляемых услуг. Для эффективной работы у автономного учреждения в муниципальном образовании появляется больше возможностей по сравнению с муниципальными бюджетными учреждениями. В представленной работе проанализированы показатели деятельности МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г.Ижевска. На основании проведенного исследования выявлены наиболее и наименее востребованные виды спорта, которыми занимаются в учреждении. Исследование показало, что ежегодно в структуре численности существенно преобладает количество занимающихся по договорам платных услуг, при этом очевидна тенденция снижения занимающихся за счет средств местного бюджета. Сформулировано, что одними из самых проблемных точек развития учреждения на сегодняшний день являются катастрофическая нехватка площадей и рост конкуренции. В представленной статье разработаны и обоснованы рекомендации по решению выявленных проблем учреждения. Акцент делался на те виды спорта, которые реально реализовать в ближайшее время. Основными критериями отбора вида спорта стали минимум площади, возможность заниматься в удобное время, мобильность группы (при необходимости), наличие тренеров (имеющихся или есть возможность привлечь со стороны). В заключение сформулирован вывод о потенциальном получении положительного экономического и социального эффекта от разработанных рекомендаций для эффективного решения уставных целей и задач МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г.Ижевска.

Ключевые слова: муниципальное автономное учреждение, муниципальное управление, физическая культура и спорт, местный бюджет, эффективность управления, экономический эффект, социальная эффективность.

Введение. В последнее время дополнительное образование стало чрезвычайно востребованным направлением. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интел-

© Касаткина Е.А., 2023

Касаткина Елена Анатольевна - канд. экон. наук, доцент кафедры государственной службы и управления персоналом ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск, е-таН; kora-tay@yandex.ru.

лектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [1, ст. 75]. Учреждения дополнительного образования детей - это одна из базовых социальных основ, которые обеспечивают и индивидуальное развитие каждого ребенка, и воспитательный процесс как таковой. Спортивные школы занимают особое место в формировании здорового образа жизни, повышении качества жизни населения, формирования здорового человека. Особая значимость данной сферы подтверждается, в частности, Указом Президента РФ № 68 от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации», в котором однозначно и четко в числе критериев эффективности исполнительной власти регионов обозначены доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности [2]. Особенность современной системы управления в данной сфере заключается в том, что в настоящее время большая доля муниципальных учреждений являются автономными, что в свою очередь имеет определенные особенности. Возросшая финансово-хозяйственная самостоятельность автономных учреждений предоставляет ряд привилегий для функционирования в сравнении с бюджетным [3].

Особенности функционирования муниципальных автономных учреждений в сфере физической культуры и спорта. Система дополнительного образования детей, особенно в сфере спорта, традиционно решает важнейшие общественно значимые задачи, которые связаны с определением и развитием тех способностей детей, которые станут основой их стабильного развития в будущем. Особенно важно, что муниципальное управление тесно взаимосвязано с политикой управления муниципальным автономным учреждением. Развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальными автономными учреждениями на конкретной территории [4].

Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное или частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя [5]. Многие автономные учреждения обеспечивают предоставление социально значимых услуг, результаты их деятельности определяются не только экономическими критериями, но и критериями социальной востребованности и социального эффекта, выражающимися в развитии культуры и общества, творческого потенциала подрастающего поколения, удовлетворении их духовных потребностей и т.д. [6].

Автономные - это муниципальные некоммерческие учреждения [7], призванные оказывать услуги и выполнять работы в различных социальных сферах - в том числе в сфере физической культуры и спорта.

В процессе исследования основ реализации государственной политики развития автономных учреждений сферы физической культуры и спорта на муниципальном уровне важно учитывать определенные особенности. Как подчеркивается в работе [8], рост высокотехнологичных инноваций, внедрение передовых научно-технических достижений ведет к увеличению производительности труда в экономике, во многих ее сегментах снижает затраты и цены. Однако следует особенно подчеркнуть, что муниципальные автономные учреждения все-таки не могут в полном объеме закрыть свои расходы поступлениями от внебюджетной деятельности.

Особое значение в настоящее время придается развитию физической культуры и спорта в автономных учреждениях муниципального образования, формированию, реализации муниципальной политики с направлением ее на сохранение и оптимизацию сети учреждений физической культуры и спорта. Главной целью управления автономными учреждениями в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне является рациональное использование ресурсного потенциала для эффективной реализации и достижения результатов. В настоящее время население, особенно молодежь, подчеркивают, что недостаточное количество занятий спортом является причиной ухудшения здоровья [9, с. 205]. Следовательно, управление и развитие данной сферы - важный элемент безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни, роста социально-экономического положения человека и общества.

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики: формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, производителя физкультурно-спортивных услуг, так и для потребителей этих услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. [10].

В соответствии с основами теории управления, традиционно выделяется три метода управления [11, с. 50]. Соответственно, как и в других учреждениях, в качестве основных методов управления автономными учреждениями выделяют:

1) экономический, предполагающий использование приемов, которые обеспечивают материальное стимулирование труда сотрудников;

2) административный, основанный на мотивации, а также на неукоснительном подчинении установленным правилам и правопорядку;

3) социально-психологический, включающий в себя воздействие на сознание сотрудников, на их этические, социальные и религиозные интересы с помощью морального стимулирования трудовой деятельности [12].

Очевидно, увеличение количества автономных учреждений в сфере физической культуры и спорта в настоящее время свидетельствует о том, что данные учреждения экономически обоснованы, достаточно эффективны, в состоянии использовать и применять управленческие и здоровьесберегающие технологии, что в полной мере дает возможность для их успешного развития.

Таким образом, автономная некоммерческая организация стала одной из более популярных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, создаваемых в последнее время, ее основное предназначение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключается в предоставлении услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах [13].

Согласно Федеральному закону от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом перед муниципалитетом стоят задачи выявления эффективных инструментов управления муниципальными территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития [14, с. 86].

Появление автономных учреждений способствует созданию конкурентной среды в муниципальном образовании и, как следствие, способствует повышению качества предоставляемых услуг. Для эффективной работы у автономного учреждения в муниципальном образовании появляется больше возможностей по сравнению с муниципальными бюджетными учреждениями [15].

Сущность деятельности автономных учреждений в муниципальном образовании - выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации основной деятельности. Услуги (работы) должны относиться к основной деятельности автономного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ею признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано.

Иными словами, оказываемые платные услуги (выполняемые работы) должны соответствовать полномочиям учредителя автономного учреждения -Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следовательно, основной целью контроля со стороны учредителя автономного учреждения является проверка выполнения государственного (муниципального) задания, а также эффективности деятельности руководителя учреждения.

Руководитель любой организации - это лицо, принимающее решение. Руководителя среди других сотрудников выделяет именно то, что от него ожидают, в силу его должностного положения или знаний, принятия решений, которые окажут существенное влияние на всю организацию, ее работу и результаты [16, с. 231]. Руководитель автономного учреждения контролирует его деятельность, в первую очередь в плане выполнения государственного (муниципального) заказа.

Показатели деятельности МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г. Ижевска. С целью анализа показателей деятельности учреждения, выявления проблем и выработки управленческих решений для решения данных проблем необходимо изучить текущее состояние МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г.Ижевска (для анализа использованы данные официальных сайтов [18, 19]).

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Комплексная спортивная школа» функционирует на основании Устава от 28.12.2022 № 495/13 [20].

Учреждение является правопреемником МАУ «Комплексная спортивная школа» (переименовано на основании постановления Администрации г. Ижевска от 19.12.2022 г. № 2484 «О переименовании учреждений, подведомственных Управлению по физической культуре, спорту и молодежной политике Администрации города Ижевска» [21]). Учреждение функционирует на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная школа», которое было создано в соответствии с постановлением Администрации г. Ижевска от 30 ноября 2011 г. № 1228 «Об утверждении Перечней муниципальных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Ижевска» (учреждение было создано 28.01.2000 [22]).

В соответствии с Уставом, целями деятельности МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» является дополнительное образование детей, в частности: физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для освоения дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, совершенствование спортивного мастерства учащихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав сборных команд муниципального образования «Город Ижевск».

В настоящее время МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г. Ижевска реализует различные программы по дополнительному образованию детей. Эти программы охватывают занятия по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Одним из направлений деятельности учреждения является проведение тестирования выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

В таблице отражены показатели деятельности учреждения в сфере детско-юношеского спорта.

Основные (общие) показатели деятельности учреждения за рассматриваемый период

Показатель 2020 2021 2022 Абс. отклонение 2022 г. к 2021 г. Темп прироста 2022 г. / 2021 г., %

Среднесписочная численность работников -всего, чел. 101 103 99 -4 - 3,9

Численность занимающихся - всего, чел. 2832 4220 4727 507 12,0

Доходы - всего, руб. 50 330 517,48 66 644 238,40 61 728 019,02 -4 916 219,38 -7,4

Расходы - всего, руб. 56 447 471,29 60 239 829,30 63 124 685,93 2 884 856,63 4,8

Финансовый результат деятельности, руб. -6 116 953,81 6 404 409,1 -1 396 666,91 - -

На основании данных таблицы видно, что за анализируемый период численность работников снизилась на 4 чел. и составила 99 чел. Численность занимающихся существенно выросла: в 2021 г. на 1388 чел. (или на 49,0 %) по сравнению с 2020 г., в 2022 г. на 507 чел. (или на 12,0 %) по сравнению с 2021 г. За весь период рост численности занимающихся составил 1895 чел. (66,9 %). Доходы учреждения в 2022 г. сократились по сравнению с 2021 г. на 4 916 219,38 руб. (7,4 %), расходы увеличились на 2 884 856,63 руб. (4,8 %). По итогам 2022 г. учреждение получило убыток в размере 1 396 666,91 руб.

Анализ официальных данных показывает, что численность занимающихся за анализируемый период выросла на 1895 чел. (или на 67 %). Наиболее востребованными видами спорта являются плавание - около половины общего количества занимающихся (численность занимающихся увеличилась на 909 чел. (или на 76 %), спортивная гимнастика (рост на 613 чел., или на 11,5 %), художественная гимнастика (рост на 266 чел., или на 49,4 %). Менее востребованы эстетическая гимнастика (3,7-4,1 % в структуре занимающихся). Незначительное сокращение численности занимающихся произошло по одному виду спорта -по баскетболу (12 чел., или 7,7 %).

Проведенный анализ показал, что основная доля занимающихся находятся в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет. Часть из них занимается за счет бюджетных средств, часть - по договорам оказания платных услуг (рис. 1).

Рис. 1. Численность занимающихся в возрасте от 5 до 18 лет в зависимости от источников финансирования, чел.

На основании данных рис. 1 видно, что ежегодно в структуре численности преобладает количество занимающихся по договорам платных услуг. Численность занимающихся за счет местного бюджета растет незначительно: в 2020 г. 727 чел., в 2021 г. 755 чел. (прирост составил 28 чел., или 3,9 %), в 2022 г. 760 чел. (прирост составил 5 чел., или 0,7 %). Численность занимающихся на основе договоров на оказание платных услуг в 2020 г. составила 1937 чел., в 2021 г. 2746 чел. (прирост на 809 чел., или 41,8 %), в 2022 г. 3029 чел. (прирост на 283 чел., или 10,3 %). Численность занимающихся на платной основе почти в 4 раза больше численности занимающихся на основании муниципального задания.

Эффективность управления автономным учреждением предполагает в том числе необходимость самостоятельного зарабатывания финансовых ресурсов. На рис. 2 отражены данные по динамике средств, полученных от оказания учреждением платных услуг.

25 000 000,00

20 000 000,00 15 000 000,00 10 000 000,00 5 000 000,00 0,00

19 236 827,00

16 846 14 416 736,00 16 971 673,00 16 025 387,00

12 590 622,00 14 960 946,00 14114153

2 390 693,00 1 826 114,00 2 010 727,00 1911234

2019 год 2020 год 2021 год 2022 год Дети —с^ Взрослые Всего

Рис. 2. Динамика средств, полученных от оказания платных услуг, руб.

На основании приведенных данных можно сделать несколько выводов. Во-первых, произошло увеличение видов платных услуг, оказываемых учреждением (для взрослых: кинезиотейпирование, предоставление спортивного зала, волейбольная площадка; для детей - дартс). Во-вторых, величина поступлений в 2021 г. выросла по сравнению с 2020 г.: на 2 370 324,00 руб., или 18,8 % по детям и на 184 613 руб., или 10,1 % по взрослым; в 2022 г. по сравнению с 2021 г. объем средств сократился на 846 793 руб., или 5,7 % по детям и на 99 493 руб., или 4,9 % по категории «Взрослые».

На основании проведенного анализа следует, что дети занимались различными видами спорта; наиболее востребованными являются плавание (6 146 738,00 руб.), художественная гимнастика (4 568 420,00 руб.) и спортивная гимнастика (4 314 591,00 руб.). Взрослые занимались двумя видами спорта: плаванием (1 452 854,00 руб.) и дайвингом (71 000 руб.).

Целевым показателем деятельности спортивной школы является достижение определенных показателей эффективности, которая выражается в высоких результатах работы учреждения. В течение анализируемого периода МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» достигнуты высокие показатели эффективности деятельности. Учреждение активно участвует в жизни Удмуртской Республики и в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях муниципального образования «Город Ижевск», принимает участие в проектах, конкурсах, которые предусматривают привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения, активно и успешно привлекает дополнительные денежные средства на выполнение уставной деятельности учреждения из иных не запрещенных законом источников (за исключением денежных средств, полученных от оказания платных услуг населению и средств, полученных от сдачи в аренду имущества). Спортсмены ежегодно входят в состав сборных команд Российской Федерации, занимают призовые места на официальных соревнованиях межрегионального, всероссийского и международного уровней.

Для активного развития учреждению необходимо находить такие направления деятельности, которые будут способствовать росту его эффективности и достижению уставных целей. Представляется, что наиболее приоритетными управленческими решениями, которые реально внедрить в кратко- и среднесрочном периоде с учетом возможностей внешней среды, имеющихся ресурсов и резервов учреждения, являются:

1. Максимальное удовлетворение разнообразных потребностей занимающихся, родителей и социума.

2. Работа с новым для учреждения сегментом - внедрение различных технологий для занятий различными видами спорта (плавание, шахматы, шашки) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

3. Использование новых форм и методов привлечения клиентов. Привлечение еще большего количества детей на различные секции.

Расширение перечня видов спорта - введение нового вида спорта «Шахматы». Автономный статус учреждения на практике предполагает, что организация функционирует в условиях превалирующего самостоятельного финансового обеспечения, т.е. эффективность управления напрямую оценивается динамикой поступлений из внебюджетных источников. Для автономного учреждения, особенно в условиях рыночной экономики, внебюджетные доходы являются крайне важной базой деятельности. В связи с этим вопросы о видах и источниках доходов, а также о степени самостоятельности учреждения в распоряжении ими весьма важны [23].

Одной из самых проблемных точек развития учреждения на сегодняшний день является катастрофическая нехватка площадей. В связи с тем, что быстро и оперативно данная проблема в муниципальном учреждении решена быть не может, был проведен опрос населения г.Ижевска, на основании которого выявлены приоритетные виды спорта, которыми бы хотели заниматься настоящие и потенциальные воспитанники школы. Акцент делался на тех видах спорта, которые реально реализовать в ближайшее время. Основные критерии отбора вида спорта: минимум площади, возможность заниматься в удобное время, мобильность группы (при необходимости), наличие тренеров (имеющихся или есть возможность привлечь со стороны).

Опрос проводился среди занимающихся, их родителей/сопровождающих. Просили узнать мнение их семей и знакомых, дети опрашивали своих одноклассников в общеобразовательных школах. Всего в опросе приняли участие 132 человека разного возраста.

На основании результатов проведенного опроса выявлено, что наиболее востребованными видами спорта, соответствующими предъявляемым критериям и оперативным возможностям МАУ ДО «Комплексная спортивная школа», являются шахматы и шашки. Несмотря на то, что в структуре учреждения есть структурное подразделение, специализирующее на одном виде спорта - шашках, этого недостаточно. Спрос на данный вид спорта высокий, особенно с учетом финансовых возможностей населения, возможности дистанционного обучения, состояния здоровья (данный вид спорта почти не имеет противопоказаний по состоянию здоровья), доступен для лиц любого возраста. При этом Школа шашек им. А.Чижова находится на ул. Молодежной - далеко от других районов города.

В связи с полученными данными для повышения эффективности управления МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» разработана рекомендация по расширению перечня видов спорта, которыми занимаются в учреждении. В рамках данного исследования наибольший интерес представляет вид спорта «Шахматы». В учреждении таким видом спорта не занимаются, но с учетом вышеизложенного рекомендуется внедрить данный вид спорта в число предоставляемых МАУ ДО «Комплексная спортивная школа».

С 2017 г. Минпросвещения РФ решило сделать шахматы обязательным школьным предметом. Действительно, во многих российских школах в на-

стоящее время дети занимаются шахматами - этот предмет заменил третий урок физкультуры, который многие учителя и родители критиковали как «избыточный». Однако этого недостаточно. Кроме того, не все педагоги имеют необходимое образование и навыки (в Удмуртской Республике профессиональную переподготовку прошли 388 педагогов) [24].

Шахматы имеют сильное влияние на когнитивные способности людей в любом возрасте. Способности к аналитике, планированию и быстрому мышлению требуются во всех сферах знаний, способствуют всестороннему развитию человека. Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, а также прививает чувство ответственности за принятое решение [25, с. 4]. Привлекательность занятий шахматами обусловлена тем, что этот вид спорта является доступным для различных категорий граждан, удовлетворяющим их интересам и потребностям в умственной активности и волевой подготовке [26].

Приказом Министерства спорта РФ от 12 марта 2021 г. № 157 утверждена программа по развитию вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации [26]. Финансирование развития детских спортивных учреждений, клубов, секций, культивирующих развитие шахмат, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также внебюджетных источников в соответствии с программами развития вида спорта при содействии Минспорта России, Минпросвещения России и Федерации шахмат России.

Рекомендуется на начальном этапе запустить программу для группы «Дети младшего школьного возраста 7-11 лет, не имеющие специальных навыков».

Для эффективной реализации разработанной рекомендации необходимо:

1. Кадровое обеспечение. В связи с тем, что с 2023 г. МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» перешло в систему дополнительного образования, для реализации указанной рекомендации необходим тренер или педагог дополнительного образования. Рекомендуется привлечь внешнего совместителя.

2. Материально-техническое и методическое обеспечение. Для успешной работы потребуется:

• шахматы (несколько комплектов),

• демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур,

• ноутбук для преподавателя (тренера) с необходимыми обучающими шахматными программами,

• шахматные часы,

• мебель: мультимедийная установка, шкаф для хранения инвентаря, стол и стул для преподавателя (тренера), столы и стулья для учащихся, расходные материалы - рабочие тетради.

Тарифы на платные услуги рассчитываются учреждением самостоятельно, согласовываются с Администрацией г.Ижевска.

С целью наиболее обоснованного установления стоимости занятия нами был изучен рынок данной услуги по г. Ижевску. Выявлена стоимость занятия организаций, оказывающих данную услугу*:

Шахматный клуб «Ладья» 300 руб.

Спортивная школа по шахматам им.С.Ф.Ощепкова 300 руб.

Шахматная академия 250 руб.

Шахматный клуб 300 руб.

Используя метод средневзвешенной, найдем среднюю стоимость 1 ч: Ссв = (300 + 300 + 250 + 300) / 4 = 287,5 руб.

По полученным данным рекомендуемая стоимость 1 ч составит 300 руб.

Прогнозируемые доходы от внедрения данной услуги на стартовом этапе составят:

Д год = 300 руб. • 15 чел. • 128 ч = 576 000 руб.

На стартовом этапе рекомендуется набрать одну группу, услугу оказывать территориально во Дворце спорта. В последующие годы набор расширять. Ожидаемые результаты от внедрения разработанной рекомендации:

1. Экономический эффект (прирост дохода учреждения) в размере 576 000 руб. в год.

2. Социальный эффект: ежегодно дети в возрасте от 7 до 11 лет будут заниматься шахматами, вырастет уровень когнитивных способностей, дети будут заняты в системе дополнительного образования, не будут слоняться по улицам.

Одновременно с группой по шахматам рекомендуется набирать группу для занятий видом спорта «Шашки». Стартовые условия аналогичны выше-обозначенным.

Рекомендуется использовать один кабинет для занятий шахматами и шашками (чередуя занятия). Таким образом, затраты на приобретение инвентаря существенно сократятся.

По методу аналогий на основе среднерыночных цен рекомендуемая стоимость одного занятия составит 250 руб./ч.

Ожидаемый экономический эффект составит:

Э = Д - З = (250 руб./ч • 128 ч • 15 чел.) - 378393,17 = = 480 000 - 378393,17 = 101606,83 руб.

Таким образом, расширение перечня видов спорта для занятий путем включения шахмат и шашек приведет к приросту эффекта учреждения:

ДП = 139 253,66 руб.

* На основании данных открытых источников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупные ожидаемые результаты от внедрения разработанной рекомендации:

1. Экономический эффект (прирост прибыли учреждения) в размере 139 253,66 руб. в год.

2. Социальный эффект: ежегодно 30 детей в возрасте от 7 до 11 лет будут заниматься шахматами и шашками, вырастет уровень когнитивных способностей, дети будут заняты в системе дополнительного образования, не будут слоняться по улицам. Сократится заболеваемость, дети будут заняты спортом.

3. Определяющей целью является повышение уровня общей и специальной физической подготовки и уровня спортивных достижений учащихся. Прогнозный показатель: прирост участников соревнований на 20 чел. в год, международных - на 10 чел. ежегодно.

Полученные средства рекомендуется направить на развитие МАУ ДО «Комплексная спортивная школа», на выполнение уставных задач и развитие физической культуры и спорта на территории города Ижевска.

Повышение конкурентоспособности МАУДО «Комплексная спортивная школа» за счет внедрения инновационных услуг. В настоящее время одной из основных проблем учреждения является наличие конкурентов. Управленческая задача состоит в повышении конкурентоспособности учреждения, поиске вариантов привлечения и удержания детей и взрослых. Одним из инструментов воздействия на потенциальных клиентов является расширение видов услуг, которые могут быть оказаны учреждением.

В долгосрочной перспективе рекомендуется разработка концепции «Спортивная школа как элемент спортивного кластера». Нами проведено маркетинговое исследование данного территориального продукта. С помощью инструментов маркетингового анализа построена многоуровневая модель продукта [27].

1-й уровень (ядро продукта):

• удовлетворение потребностей (физиологических, эмоциональных, социальных, экономических);

• организационное время (спортивные занятия по разным направлениям, спортивные мероприятия);

• проведение спортивных мероприятий (соревнования по плаванию, художественной гимнастике, спортивной гимнастике, баскетболу, шашкам).

2-й уровень (товар в реальном исполнении):

• удобное местоположение, доступность в территориальном и временном аспектах;

• разнообразие видов занятий (по возрастам, по состоянию здоровья, по интересам, по финансовым возможностям).

3-й уровень (товар с подкреплением):

• новые услуги (новые виды спорта: шахматы; современные кафе; услуги профессиональных спортивных массажистов);

• сегментация потребителей по состоянию здоровья (формирование групп по востребованным видам спорта, в том числе для лиц с ОВЗ);

• ранжирование по проведению спортивных занятий с тренером, без тренера; градация тренеров по возрасту (молодой/со стажем работы), полу (мужской/женский), опыту профессиональной деятельности (есть опыт работы с детьми/нет опыта работы с детьми), месту работы (основное место работы в Институте физической культуры и спорта УдГУ/ МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г. Ижевска/другое);

• установка в нескольких доступных местах питьевых зон, урн для мусора, мест для зарядки телефона, автоматов по продаже шоколадных батончиков/печенья, раздевалок (в том числе для встречающих/ожидающих);

• условия для участия в выездных спортивных мероприятиях (организация транспорта, приобретение билетов).

На основе модели маркетингового анализа построена трехмерная схема с целью сегментации рынка (методом кастомизации) (рис. 3).

Что

Комплекс ГТО Спортивные занятия ~ Спортивные мероприятия

КТО Органы управления Общественные организации,

МАУДОКСШ НКО, федерации спорта УР

Рис. 3. Модель с учетом потенциальных стейкхолдеров

По результатам проведенного исследования выявлены приоритетные направления развития учреждения. Однозначно сформулировано, что необходимо повышать конкурентоспособность учреждения. Для этого рекомендуется предоставлять инновационные услуги, в частности перспективным является применение комплексного метода, включающего совокупное использование аппаратного программного комплекса для скрининговой оценки организма и тестирования уровня физической подготовленности и аппаратной реографии

для диагностики состояния здоровья и определения врожденных склонностей к определенному виду спорта.

Использование аппаратного программного комплекса для скрининго-вой оценки организма и тестирования уровня физической подготовленности. В рамках государственной программы «Здравоохранение» МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» получило аппаратный программный комплекс для скрининговой оценки организма и тестирования уровня физической подготовленности. Комплекс позволяет выявить у детей возраста 5-12 лет предрасположенность к занятиям видами спорта, в которых они смогут достичь высоких спортивных результатов.

Функциональные особенности и возможности методики:

• Автоматический выбор наиболее подходящих видов спорта.

• Предупреждение о низком уровне здоровья исследуемого, при котором физические нагрузки противопоказаны.

• Оценка выполнения нормативов ГТО.

• Глубокая интеграция аппаратной и программной части.

• Мгновенный результат после тестирования.

В настоящее время МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» - одна из немногих спортивных школ г.Ижевска, в которых есть подобная аппаратура (4-канальный многофункциональный компьютерный реограф РЕО-СПЕКТР). Однако использование данного метода в настоящее время сведено к минимуму, комплекс практически не используется. Между тем применение методик диагностики состояния здоровья влияет на правильный выбор вида спорта ребенком. Важно сделать это своевременно, чтобы не ухудшить состояние здоровья человека и его желание заниматься конкретным видом спорта. По завершении комплексного тестирования выдается подробное заключение -рекомендация по выбору видов спорта.

Комплекс предназначен для оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья человека, позволяет оценить и выявить резервы организма. На основе проведенной диагностики параметров физического развития человека формулируются рекомендации - отдельно каждому человеку по индивидуальной программе занятий, по коррекции состояния в настоящее время и определению здорового образа жизни для поддержания и развития безопасной и здоровой жизнедеятельности. Одновременно рекомендуется использовать методику аппаратной реографии для диагностики состояния здоровья детей, родителей и всех желающих.

В связи с вышеизложенным рекомендуется использовать указанную методику для диагностики состояния здоровья и правильной спортивной специализации детей и взрослых.

Затраты на приобретение и обслуживание аппарата не учитываются, поскольку он передан учреждению безвозмездно, находится на гарантийном обслуживании.

Специальной подготовки не требуется, данная процедура не является медицинским вмешательством или медицинской услугой, не требует обязательного оказания в условиях медицинской организации, не требует наличия лицензии или специальных разрешений. Осуществлять процедуру будет имеющийся в учреждении медицинский персонал.

На основании изучения цены данных процедур на рынке рекомендуется установить стоимость одной процедуры в среднем 500 руб.

Спрогнозировать объем спроса на услугу достаточно сложно. Методом опроса (проведенный комплексный опрос) были получены данные, приведенные на рис. 4.

Не определились Заинтересовались И Не заинтересовались

Рис. 4. Результаты опроса по возможному использованию комплекса в учреждении (чел.)

Прогнозируемый процент числа людей, которые с большой долей вероятности воспользуются данной услугой, составит 70 %. В таком случае прогнозируемый доход от использования данной методики составит:

94 чел. ■ 70 % = 66 чел.

66 чел. ■ 500 руб. = 33 000 руб.

В перспективе рекомендуется разработать систему скидок, бонусов, семейных карт. Рекомендуется проводить кастомизацию потенциальных клиентов. В данном случае это преимущественно сопровождающие, которые ожидают детей во время занятия (родители, бабушки, дедушки), а также дети, которые начинают заниматься впервые.

С целью своевременного мониторинга состояния здоровья рекомендуется использовать данную методику для текущего и преддиспансерного обследования членов сборных команд, спортсменов перед очередными соревнованиями.

Ожидаемый результат от использования данной методики включает экономический и социальный эффект.

Экономический эффект для учреждения равен 33 000 руб. в год (с прогнозируемой положительной динамикой не менее 5 % в год).

Социальный эффект: реография (диагностика состояния здоровья) не менее 66 чел. ежегодно, снижение заболеваемости за счет последующего обращения в медицинские организации; выявление склонностей в первую очередь детей к занятию определенными видами спорта.

Прогнозируется рост числа занимающихся спортом за счет оказания данной сопутствующей услуги не менее чем на 15 чел. ежегодно.

Правильная спортивная ориентация приведет к росту числа детей, показывающих высокие спортивные результаты. Прогнозным индикатором в данном случае считаем количество детей, сменивших основной вид спорта в первые 2 года занятий на другой (в среднем это 12 чел. в год). Также предполагается увеличение участия в соревнованиях разного уровня не менее чем на 10 %, высокие результаты деятельности - рост не менее 5 % ежегодно.

Выводы. Таким образом, разработанные рекомендации позволят достичь положительного экономического и социального эффекта. Прогнозируемые доходы будут направлены на дальнейшее обновление материальной базы, расширение площадей для привлечения еще большего числа детей, подростков и взрослых в занятия спортом, что в конечном счете будет способствовать эффективному решению уставных задач МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г.Ижевска.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: https://www.consultant.ru/

2. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68 (ред. от 09.09.2022). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375984/

3. Агафонова Л.Н. Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение // Молодой ученый. - 2015. - № 2 (82). -С.241-243.

4. Дулова П.А. Совершенствование управления муниципальной собственности г. Челябинска (на примере КУИиЗО). - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ЭУ, 2018. - 94 с. - URL: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/ 21937/2018_45 0_dulovapa.pdf?sequence= 1 &isAllowed=y?sequence=1 &isAllowed=y

5. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление / Ассоциация авторов и издателей «Тандем». - М.: ЭКМОС, 2020. - 304 с.

6. Лебедева А.Д. Местное самоуправление в РФ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2018. - № 73-74 (1-2). - С. 47-50.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 1. 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/

8. Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса на муниципальном уровне // Муниципальная академия. - 2019. - № 4. - С. 24-30.

9. Касаткина Е.А., Артыков С.Т. Молодежная политика как объект государственного и муниципального управления // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. - 2020. - Т. 30, № 2. - С. 200-207.

10. Кокшаров Д.В. Управление физической культурой и спортом в условиях современных социально-экономических преобразований: выпускная квалификационная работа / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Ин-т гуманитар. и соц.-экон. образования. - Екатеринбург, 2018. - 65 с.

11. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Теория управления: учеб. - М.: Юрайт, 2014. - 342 с.

12. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Управление автономным учреждением сферы культуры // Менеджмент в России. - 2019. - № 2. - С. 56-62.

13. Об автономных учреждениях: Федер. закон от 03.11.2006 № 174 (с изм. и доп.). - URL: https://www.consultant.ru/

14. Коротаева Е.А. Направления развития муниципальной экономики в сфере малого предпринимательства // Вестник ИжГТУ. - 2014. - № 4 (64). -С. 86-89.

15. Лагутина Е.Е. Автономные образовательные учреждения: основная характеристика, преимущества и риски // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 79-83.

16. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 240 с.

17. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. - URL: https://www.consultant.ru/.

18. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. - URL: https://bus.gov.ru/.

19. Официальный сайт МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г. Ижевска. - URL: https://дв-спорта.ру.

20. Устав МАУ ДО «Комплексная спортивная школа» г. Ижевска от 28.12.2022 № 495/13. - URL: https://bus.gov.ru/.

21. О переименовании учреждений, подведомственных Управлению по физической культуре, спорту и молодежной политике Администрации города Ижевска: постановление Администрации г. Ижевска от 19.12.2022 г. № 2484. -URL: https://www.izh.ru/

22. Об утверждении Перечней муниципальных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Ижевска: постановление Администрации г. Ижевска от 30 ноября 2011 года № 1228. - URL: https://www.izh.ru/.

23. Чагин К.Г. Какие источники дохода могут быть у автономного учреждения? // БухВести. РФ. - 2020. - 13 июля. - URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/1016050.html.

24. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. - URL: https://edu.gov.ru/.

25. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 256 с.

26. Об утверждении программы развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации: Приказ Министерства спорта РФ от 12 марта 2021 г. № 157. - URL: https://www.garant.ru/.

27. Рольбина Е.С. Маркетинговые исследования, сегментация, позиционирование: учеб. пособие. - Казань: Изд-во КГФЭИ, 2011. - 244 с.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal Law dated 29.12.2012, No. 273-FZ, available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 27.11.2023).

2. Ob otsenke effektivnosti deiatel'nosti vysshikh dolzhnostnykh lits sub"ektov Rossiiskoi Federatsii i deiatel'nosti ispolnitel'nykh organov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [On assessing activities of senior officials and executive bodies in constituent entities of the Russian Federation]. Decree of the RF President dated 04.02.2021, No. 68 (rev. 09.09.2022), available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_375984/ (accessed 09.09.2022).

3. Agafonova L.N. Preimushchestva i riski pri perevode biudzhetnogo uchrezhdeniia v avtonomnoe uchrezhdenie [Advantages and risks when transferring a budget institution to an autonomous institution]. Molodoi uchenyi, 2015, no. 2 (82), pp. 241-243.

4. Dulova P.A. Sovershenstvovanie upravleniia munitsipal'noi sobstvennosti g. Cheliabinska (na primere KUIiZO) [Improving the management of municipal property in Chelyabinsk (example of Committee for Property Management and Land Relations of Chelyabinsk]. Chelyabinsk, SUSU, EU, 2018, 94 p., available at: https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/21937/2018_450_dulovapa.p df?sequence=1&isAllowed=y?sequence=1&isAllowed=y (accessed 09.09.2023).

5. Utkin E.A., Denisov A.F. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie [State and municipal administration]. Assotsiatsiia avtorov i izdatelei "Tandem", Moscow, EKMOS, 2020, 304 p.

6. Lebedeva A.D. Mestnoe samoupravlenie v RF [Local government in the Russian Federation]. Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEI, 2018, no. 73-74 (1-2), pp. 47-50.

7. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (GK RF). Chast' 1. 30 noiabria 1994 goda № 51-FZ [Civil Code of the Russian Federation. Part 1. November 30, 1994, No. 51-FZ]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (accessed 09.09.2022).

8. Butova T.V. Organizatsiia vzaimodeistviia vlastnykh struktur i biznesa na munitsipal'nom urovne [Organizing interaction between government structures and business at the municipal level]. Munitsipal'naia akademiia, 2019, no. 4, pp. 24-30.

9. Kasatkina E.A., Artykov S.T. Molodezhnaia politika kak ob"ekt gosu-darstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [Youth policy as an object of state and municipal management]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ekonomika i pravo, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 200-207.

10. Koksharov D.V. Upravlenie fizicheskoi kul'turoi i sportom v usloviiakh sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh preobrazovanii [Management of physical culture and sports in the context of modern socio-economic transformations]. Yekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University, Institute of Humanities and Social-Economics Education, 2018, 65 p.

11. Gaponenko A.L., Savel'eva M.V. Teoriia upravleniia [Management theory]. Moscow, Iurait, 2014, 342 p.

12. Saak A.E., Zhertovskaia E.V. Upravlenie avtonomnym uchrezhdeniem sfery kul'tury [Management of an autonomous cultural institution]. Menedzhment v Rossii, 2019, no. 2, pp. 56-62.

13. Ob avtonomnykh uchrezhdeniiakh [About autonomous institutions]. Federal Law dated 03.11.2006, No. 174, available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 09.09.2022).

14. Korotaeva E.A. Napravleniia razvitiia munitsipal'noi ekonomiki v sfere malogo predprinimatel'stva [Directions for the development of the municipal economy in the field of small business]. Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta imeniM.T. Kalashnikova, 2014, no. 4 (64), pp. 86-89.

15. Lagutina E.E. Avtonomnye obrazovatel'nye uchrezhdeniia: osnovnaia kharakteristika, preimushchestva i riski [Autonomous educational institutions: Main characteristics, advantages and risks]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, no. 2, pp. 79-83.

16. Drucker P.F. What makes an effective executive (Russ. ed.: Druker P. Ef-fektivnyi rukovoditel'. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2006, 240 p.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obe-specheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd [On the contract system in purchase of goods and services to meet state and municipal needs]. Federal Law dated 05.04.2013, No. 44-FZ, available at: https://www.consultant.ru/ (accessed 09.09.2023).

18. Ofitsial'nyi sait dlia razmeshcheniia informatsii o gosudarstvennykh (mu-nitsipal'nykh) uchrezhdeniiakh [Official website for posting information about state (municipal) institutions]. Available at: https://bus.gov.ru/ (accessed 09.09.2023).

19. Ofitsial'nyi sait MAU DO "Kompleksnaia sportivnaia shkola" g. Izhevska [Official website of "Comprehensive Sports School" in Izhevsk]. Available at: https://dv-sporta.ru (accessed 09.09.2023).

20. Ustav MAU DO "Kompleksnaia sportivnaia shkola" g. Izhevska ot 28.12.2022 № 495/13 [Charter of "Comprehensive Sports School" in Izhevsk dated 28.12.2022 no. 495/13]. Available at: https://bus.gov.ru/ (accessed 09.09.2023).

21. O pereimenovanii uchrezhdenii, podvedomstvennykh Upravleniiu po fizicheskoi kul'ture, sportu i molodezhnoi politike Administratsii goroda Izhevska [On the renaming of institutions subordinate to the Department of Physical Culture, Sports and Youth Policy of the Izhevsk City Administration]. Resolution of the Izhevsk Administration dated 19.12.2022 no. 2484, available at: https://www.izh.ru/ (09.09.2023).

22. Ob utverzhdenii Perechnei munitsipal'nykh biudzhetnykh i avtonomnykh uchrezhdenii, podvedomstvennykh Upravleniiu po fizicheskoi kul'ture, sportu i tur-izmu Administratsii goroda Izhevska [On approval the group of municipal budgetary and autonomous institutions subordinate to the Department of Physical Culture, Sports and Tourism of the Izhevsk City Administration]. Resolution of the Izhevsk Administration dated 30.11.2011, No. 1228, available at: https://www.izh.ru/ (accessed 09.09.2022).

23. Chagin K.G. Kakie istochniki dokhoda mogut byt' u avtonomnogo uchrezhdeniia? [What sources of income can an autonomous institution have?]. BukhVesti. RF, 13.07.2020, available at: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/ a100/1016050.html (accessed 09.09.2022).

24. Ofitsial'nyi sait Ministerstva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii [Official website of the RF Ministry of Education]. Available at: https://edu.gov.ru/ (accessed 09.09.2022).

25. Nesterova D.V. Uchebnik shakhmatnoi igry dlia nachinaiushchikh [Chess tutorial for beginners]. Moscow, RIPOL klassik, 2007, 256 p.

26. Ob utverzhdenii programmy razvitiia vida sporta "Shakhmaty" v Rossiiskoi Federatsii [On approval of "Chess" sport development in the Russian Federation]. Decree of the RF Ministry for Sports dated 12.03.2021 no. 157, available at: https://www.garant.ru/ (accessed 09.09.2022).

27. Rol'bina E.S. Marketingovye issledovaniia, segmentatsiia, pozitsioniro-vanie [Marketing research, segmentation, positioning]. Kazan, Kazan Institute of Management, Economics and Finance, 2011, 244 p.

Оригинальность 76 %

Поступила 29.05.2023 Одобрена 15.06.2023 Принята к публикации 01.12.2023

E.A. Kasatkina

IMPROVING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF A MUNICIPAL AUTONOMOUS INSTITUTION IN THE DEVELOPMENT OF LIFE SAFETY IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the study of the activities of a municipal autonomous institution in modern conditions. The author draws attention to the importance of sports schools in forming a healthy lifestyle, improving the quality of life of the population, developing the healthy people, especially children. The paper reflects the features of the functioning of municipal autonomous institutions in the field of physical culture and sports, focusing on the relationship of municipal management with the management policy of a municipal autonomous institution. It is determined that autonomous non-profit organizations have become one of the most popular organizational and legal forms of NPOs in the domain of additional education in physical culture and sports. The author formulates a conclusion according to which the emergence of autonomous institutions contributes to the development of a competitive environment in the municipality and leads to an increase in the quality of services provided. For effective work, an autonomous institution in a municipality has more opportunities than municipal budget institutions. In the presented work, the performance indicators of the Comprehensive Sports School of Izhevsk (Russia) are analyzed. Based on the research conducted, the most and least popular sports that are practiced in the institution have been identified. The study showed that every year the number of contract students significantly, while the number of those supported by the local budget funds drops. It is formulated that one of the most problematic points of the institution's development today is a dramatic shortage of facilities and the growth of competition. The presented article develops and substantiates recommendations for solving the identified problems of the institution. The emphasis was put on those sports that can actually be practiced in the near future. The main criteria for selecting a sport were a minimum of space required, ability to practice at a convenient time, mobility of the group (if necessary), availability of coaches (in-house or invited). The conclusion is formulated about the potential to obtain a positive economic and social effect from the developed recommendations for the effective solution of the statutory goals and objectives of the Comprehensive Sports School of Izhevsk.

Keywords: municipal autonomous institution, municipal administration, physical culture and sports, local budget, management efficiency, economic effect, social efficiency.

Elena A. Kasatkina - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of Public Service and Personnel Management, Udmurt State University, Izhevsk, e-mail: kora-tay@yandex.ru.

Received 29.05.2023 Approved 15.06.2023 Accepted for publication 01.12.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Касаткина, Е.А. Повышение эффективности управления муниципальным автономным учреждением в развитии безопасности жизнедеятельности в современных условиях / Е.А. Касаткина // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 222-242.

Please cite this article in English as:

Kasatkina E.A. Improving the efficiency of management of a municipal autonomous institution in the development of life safety in modern conditions. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 222-242 (InRuss.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.