Научная статья на тему 'Повышение эффективности сжигания азейского угля в котле кв-тсв-20'

Повышение эффективности сжигания азейского угля в котле кв-тсв-20 Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
596
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ СО СЛОЕВЫМ СЖИГАНИЕМ / ВИХРЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ ДЫМОВЫХ ГАЗОВ НАД СЛОЕМ ТОПЛИВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЖИГАНИЯ / ТЕПЛОВЫЕ ПОТЕРИ В КОТЕЛЬНОМ АГРЕГАТЕ / ВОЗДУШНЫЕ СОПЛА / ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ / ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА / BOILER UNITS WITH FUEL-BED FIRING / SWIRLING OF FLUE GASES ABOVE THE FUEL BED / COMBUSTION EFFICIENCY / HEAT LOSSES IN A BOILER UNIT / AIR NOZZLES / HARMFUL EMISSIONS / FUEL ECONOMY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бочкарев Виктор Александрович, Фролов Александр Геннадьевич, Морозов Кирилл Алексеевич

Приводятся результаты сравнительных испытаний котла КВ-ТСВ-20 до внедрения подачи воздуха над слоем топлива и после. Подача воздуха над слоем топлива и замена короткого поворотного экрана на удлиненный позволили повысить КПД котельного агрегата и увеличить его теплопроизводительность до номинального значения. Приводятся данные по оценке годовой экономии топлива и снижению платежей за выбросы вредных веществ в окружающую среду в котельных агрегатах со слоевым сжиганием топлива в случае подачи воздуха над слоем топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бочкарев Виктор Александрович, Фролов Александр Геннадьевич, Морозов Кирилл Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE BURNING EFFICIENCY OF AZEISKY COAL IN THE BOILER

The article presents the results of comparative tests of the boiler КВ-ТСВ-20 before air introduction above the fuel bed and after it. The air supply over the fuel bed and the replacement of a short rotatory screen into a longer one enabled to improve the efficiency of the boiler unit and increase the heat productivity of the boiler unit to a nominal value. The article provides data on the assessment of annual fuel economy and decrease of payments for harmful emissions into the environment in boiler units with fuel-bed firing in case of air supply above the fuel bed.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности сжигания азейского угля в котле кв-тсв-20»

и молнии. В свою очередь, электрические поля, создаваемые воздушными линиями электропередачи, оказывают неблагоприятное воздействие на живые организмы. К зонам электромагнитного воздействия отнесены участки пересечения ВЛ 220 кВ автомобильной дороги, участки вблизи подстанций Олек-минск и НПС-14.

К основным рекомендациям по охране окружающей среды от воздействия объекта и объекта от неблагоприятных процессов является размещение опор на прочных грунтах, исключая закарстованные, переувлажненные и многолетнемерзлые породы. Здесь существует высокая вероятность развития процессов морозного пучения грунтов, при оттаивании мерзлоты - термокарста, солифлюкции, при обводнении карбонатных пород - карста. Особые требования предъявляются к размещению переходных опор на берегах рек Лена и Олекма; их следует устанавливать на прочных и устойчивых породах, выше уровня затопле-

ния и ледохода. Это участки наиболее высокого техногенного и экологического риска.

Таким образом, в ходе проведенных работ дана оценка инженерных сооружений как источников воздействия на окружающую природную среду, определено современное состояние экосистем, выявлены участки повышенных техногенных и экологических рисков. Даны рекомендации по размещению инженерных объектов, выполнен прогноз экологических последствий и предложены природоохранные мероприятия. Результаты проведенных исследований являются экологическим обоснованием проектных технических решений по строительству линии электропередачи. Представляется, что при соблюдении технических регламентов и экологических условий проектирования влияние строительства и эксплуатации ВЛ 220 кВ на окружающую природную среду не выйдет за пределы допустимых воздействий.

Библиографический список

1. Александров Г.Н. Установки сверхвысокого напряжения и охрана окружающей среды. Л.: Энергоатомиздат. Ленинград. отд-ние, 1989. 300 с.

2. Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Специальная инженерная геология. Л.: Недра, 1978. 496 с.

3. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). М.: Росэлектромонтаж, 2002. 312 с.

4. Ломтадзе В.Д. Инженерная геология. Инженерная петрология. Л.: Недра, 1984. 511 с.

5. Мацына А.И. Оценка и прогнозирование масштабов

гибели хищных птиц на ЛЭП в Нижегородской области (лесная и лесостепная зона Европейской части России) //Пернатые хищники и их охрана. 2005. № 2. С. 33-41. 6. Солодовников А.Ю. Физическое воздействие нефтегазодобычи на животный мир: состояние проблемы // Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов: мат-лы междунар. научно-практ. конф., посвященной 60-летию факультета охотоведения им. В.Н. Скалона. 27-30 мая 2010 г. Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2010. С. 134137.

УДК 621.311.181

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЖИГАНИЯ АЗЕЙСКОГО УГЛЯ В КОТЛЕ КВ-ТСВ-20

В.А.Бочкарев1, А.Г.Фролов2, К.А.Морозов3

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приводятся результаты сравнительных испытаний котла КВ-ТСВ-20 до внедрения подачи воздуха над слоем топлива и после. Подача воздуха над слоем топлива и замена короткого поворотного экрана на удлиненный позволили повысить КПД котельного агрегата и увеличить его теплопроизводительность до номинального значения. Приводятся данные по оценке годовой экономии топлива и снижению платежей за выбросы вредных веществ в окружающую среду в котельных агрегатах со слоевым сжиганием топлива в случае подачи воздуха над слоем топлива.

Ил. 4. Табл. 2. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: котельные агрегаты со слоевым сжиганием; вихревое движение дымовых газов над слоем топлива; эффективность сжигания; тепловые потери в котельном агрегате; воздушные сопла; вредные выбросы; экономия топлива.

IMPROVING THE BURNING EFFICIENCY OF AZEISKY COAL IN THE BOILER КВ-ТСВ-20 V.A. Bochkarev, A.G. Frolov, K.A. Morozov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Irkutsk.

1Бочкарев Виктор Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры теплоэнергетики, тел.:(3952) 405393. Bochkarev Victor, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Heat-and - Power Engineering, tel. (3952) 405393.

Фролов Александр Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры теплоэнергетики, тел.:(3952) 405393. Frolov Alexander, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Heat -and - Power Engineering, tel.: (3952) 405393.

Морозов Кирилл Алексеевич, аспирант, тел.: 89246065965. Morozov Kirill, Postgraduate, tel.: 89246065965.

The article presents the results of comparative tests of the boiler KB-TCB-20

before air introduction above the fuel bed and after it. The air supply over the fuel bed and the replacement of a short rotatory screen into a longer one enabled to improve the efficiency of the boiler unit and increase the heat productivity of the boiler unit to a nominal value. The article provides data on the assessment of annual fuel economy and decrease of payments for harmful emissions into the environment in boiler units with fuel-bed firing in case of air supply above the fuel bed.

4 figures. 2 tables. 4 sources.

Key words: boiler units with fuel-bed firing; swirling of flue gases above the fuel bed; combustion efficiency; heat losses in a boiler unit; air nozzles; harmful emissions; fuel economy.

В настоящее время в России более 60% котельных работает на твердом топливе [1], применяется преимущественно слоевое сжигание. В энергетическом балансе котельно-печного топлива в Иркутской области доля газа и мазута менее 10%, а доля твердого топлива соответственно более 90%. При этом в котлах малой и средней мощности сжигание твердого топлива осуществляется в слое. В Европейских регионах России доля твердого топлива в балансе котель-но-печного топлива составляет около 30% [2]. Ввиду ряда причин преобладающее использование твердого топлива в котельных Иркутской области обуславливает худшие эксплуатационные и экологические показатели, чем в Европейской части, где преобладает использование более качественных видов топлива -газа и мазута.

Обследование ряда котельных Иркутской области позволило выделить ряд характерных недостатков:

1. Значения коэффициента полезного действия (КПД) котельных значительно ниже паспортных значений. Особенно велики тепловые потери: q2 - с уходящими газами; q3 - с химическим недожогом; q4 - с механическим недожогом.

2. Экологические показатели работы котельных не отвечают предъявляемым требованиям.

3. Тепловые схемы котельных нерациональны: на многих из них нет подогрева исходной и химически очищенной воды, деаэрации питательной и подпиточ-ной воды, большие потери тепла, пара, конденсата.

4. Котельные агрегаты работают при пониженном давлении пара, а это приводит к снижению экономичности.

5. Обслуживание котельного агрегата зачастую осуществляется без режимных карт, не везде проводятся испытания котельных агрегатов и наладка работы теплоэнергетического оборудования.

6. Модернизация и замена оборудования котельных практически не производится. Замена поверхно-

стей нагрева и котлов производится в недостаточном объеме и не устраняет негативной тенденции старения оборудования.

7. Отсутствуют необходимые для эксплуатации котельных агрегатов приборы, не вовремя проводится поверка контрольно-измерительных приборов, нет должного учета вырабатываемой тепловой энергии.

8. Не соблюдаются нормативы по расходу топлива, электрической энергии и воды на единицу тепловой энергии и на собственные нужды.

9. Недостаточное обеспечение средствами механизации и автоматизации работы котельного оборудования. До сих пор в мелких котельных используется ручной труд.

10. Нет должного порядка в хранении технической документации.

11. Персонал энергопредприятий, в большинстве случаев, не проходит обучение в центрах по повышению квалификации.

Анализ работы котельных показал, что при слоевом сжигании отмечается низкий КПД котельных агрегатов, значение КПД ниже паспортных значений на 10-30 %, особенно это происходит при использовании непроектных топлив.

Для экономического сжигания топлива необходимо выполнение трех основных условий.

Первым из необходимых условий экономичного сжигания топлива является обеспечение топок достаточным количеством воздуха с резервом для возможности широкого регулирования тепловой мощности в зависимости от изменения требований технологического процесса. Для этого топочные устройства обеспечиваются дутьевыми вентиляторами и дымососами для удаления продуктов сгорания. Однако соответствие подачи воздуха расходу сжигаемого топлива еще не обеспечивает экономичности сжигания. Необходимо, чтобы кислород воздуха имел хороший доступ ко всей массе топлива и химическая реакция горения

1000 2000

Рис. 1. Изменение состава газов и температуры по высоте слоя

протекала полностью, а из зоны реакции не уходили непрореагировавшие горючие вещества.

Вторым важным условием экономичного сжигания топлива является создание условий надежного и полного перемешивания горючих веществ с кислородом воздуха. Если этого не произойдет в начале, то горение растянется, пламя будет вялым и длинным и при недостаточной температуре горение будет неполным.

Из законов химической кинетики следует, что скорость химической реакции пропорциональна концентрации реагирующих веществ (горючего и окислителя) и температуре реакции. Если скорость реакции зависит от концентрации в степени 1-2, то от температуры она зависит в большей степени, находясь в экспоненциальной зависимости (закон Аррениуса).

Это следует и из правила Вант-Гоффа, согласно которому скорость реакции при повышении температуры на 10°С возрастает в 2-4 раза. Этим и определяется третье условие экономичного и интенсивного сжигания топлива - процесс горения должен проводиться при высоких температурах.

Основным способом сжигания твердого топлива в котлах малой и средней мощности является сжигание в слое, при котором топливо подается сверху на колосниковую решетку и продувается дутьевым воздухом, подаваемым снизу. Горение твердого топлива в слое начинается с воспламенения летучих веществ, выделяющихся при прогреве топлива. Горение твердого топлива в слое характеризуется наличием двух зон: окислительной и восстановительной. В окислительной зоне происходит горение летучих веществ, выделяющихся на последних стадиях пирогенетиче-ского разложения и горения углерода кокса с образованием окиси (СО) и двуокиси (СО2) углерода (рис. 1)

В восстановительной зоне преимущественно протекают процессы прогрева, подсушки топлива и бурного выделения летучих, идут химические реакции восстановления раскаленным углеродом двуокиси углерода СО2 и влаги воздуха, а также некоторой части влаги топлива по реакции

СО2 + С ^ 2СО, Н2О + С ^ СО + Н2, 2Н2О + С ^ СО2 + 2Н2, С + 2Н2 ^ СН4.

Таким образом, восстановительная зона является поставщиком горючих газов - горючих и летучих веществ, поступающих в топочное пространство.

Увеличение толщины слоя топлива приводит к увеличению размеров восстановительной зоны и количества поступающих в топочной объем горючих газов. Горение твердого топлива в слое обычно протекает в диффузионной области, и скорость выгорания угля сильно зависит от интенсивности подвода воздуха.

При сжигании твердого топлива в слое необходимо поддерживать оптимальную толщину слоя и добиваться равномерного распределения топлива на колосниковой решетке. Неравномерный слой топлива приводит к прорывам воздуха, проходящего через

решетку в топку. Этот воздух не полностью участвует в процессе горения и проходит транзитом к выходу из котла.

С целью повышения эффективности слоевого сжигания применяются возврат уноса и острое дутье для снижения потерь тепла с химическим и механическим недожогом.

Для повышения эффективности сжигания топлива в слое предлагается организовать вихревое движение дымовых газов (ВДДГ) и воздуха в топочной камере над слоем топлива /3/, аналогичное низкотемпературному вихревому сжиганию немолотого топлива. Разработанная вихревая технология сжигания топлива имеет ряд характерных отличий от вихревых топок энергетических котлов Ленинградского политехнического института. Топливо подается на колосниковую решетку традиционным методом (ручным или механизированным), топочная камера не подвергается реконструкции. В топочной камере устанавливаются воздушные сопла таким образом, чтобы над слоем топлива образовалось вихревое движение дымовых газов и подаваемого воздуха (рис.2).

Рис. 2. Схема организации ВДДГ: 1 - фронтовой коллектор; 2 - задний коллектор; 3 - вихревая зона; 4 -подача воздуха под решетку; 5 - слоевая решетка; 6 -дутьевой вентилятор

Над слоем топлива через сопла 1 и 2 подается до 20% воздуха от теоретически необходимого на горение. За счет создаваемого вихревого движения осуществляется подвод окислителя над слоем топлива, улучшается процесс перемешивания горючих газов с окислителем, уменьшается количество зон с недостатком кислорода, в топочной камере происходит улучшение процесса горения топлива и создается восстановительная среда (в вихревой зоне), в которой протекают химические реакции восстановления образовавшихся окислов азота, а также сгорание окиси углерода.

N0 + СО ^ ^Т + С02, NO + ^ ^ ^Т + НА NO + ^ ^ ^Т + С02 + H2O, СО+ O2 ^С02.

ВДДГ над слоем топлива позволяет интенсифицировать теплообмен в топочной камере за счет увеличения доли конвективного теплообмена. ВДДГ также

Рис. 3. Котел водогрейный КВ-ТСВ-20 до модернизации

способствует повышению коэффициента тепловой эффективности топочных экранов вследствие снижения отложений сажи и золы на поверхностях нагрева топочной камеры в районе вихревой зоны.

Эффективность организации ВДДГ предопределяется следующими факторами:

а) выбором мест ввода дутья в топочную камеру;

б) выбором аэродинамических параметров дутья.

Места ввода и направления сопел в топочной камере должны располагаться таким образом, чтобы над слоем топлива образовалось вихревое движение газов и подаваемого воздуха. Причем топочная камера котельного агрегата не подвергается реконструкции. Угол наклона сопел следует выбирать так, чтобы струи не взрыхляли слои топлива, что привело бы к неустойчивому залеганию слоя и, как следствие, к выносу мелких частиц топлива из него, а организовывали вихревое движение дымовых газов и подаваемого воздуха.

При выборе угла наклона осей сопел следует учитывать влияние восходящего потока топочных газов, стремящегося отклонить траекторию струй дутья вверх и тем сильнее, чем выше средняя скорость восходящего потока газов.

Для организации ВДДГ необходимо на фронтовой и задней стенке топочной камеры установить воздушные коллекторы. Фронтовой коллектор монтируется по отношению к заднему коллектору ниже.

Согласно опытным данным рекомендуется сопла фронтового дутья направлять на середину слоевой решетки, а сопла заднего коллектора - на срез сопел фронтового дутья. Расход воздуха на фронтовое дутье составляет 10-15 % от общего расхода воздуха на котел, на заднее дутье - 5-10 %, а весь остальной воздух подводится под слоевую решетку. Сопла фронтового и заднего коллекторов выполняются из жаропрочных труб одного диаметра и равномерно располагаются по ширине топки котла. Трубы на соп-

ла подбираются на основании расчета дальнобойности струй.

По аэродинамическим условиям дальнобойность дутья обуславливается организацией вихревого движения газов и подаваемого воздуха над слоем топлива, т.е. такой длиной активного действия, которая обеспечивала бы вовлечение в вихревое движение поток газов по всему сечению топочной камеры. Таким образом, имея продольный разрез топочной камеры, можно, после того как выбраны места ввода дутья для организации ВДДГ, наметить оптимальную дальнобойность факелов с учетом некоторого искривления аэродинамических осей струй под влиянием восходящего потока газов.

Целью аэродинамического расчета является определение: количества и диаметра сопел дутья для организации вихревого движения дымовых газов над слоем топлива; диаметра воздушных коллекторов; дальнобойности дутья.

Данный способ сжигания угля в слое был реализован на водогрейных котлах малой мощности тепло-производительностью от 0,5 до 1,16 МВт, на паровых котлах с паропроизводительностью 6,5, 10, 25 т/ч, а также на водогрейных котлах теплопроизводительно-стью 20 Гкал/ч при сжигании бурых и каменных углей различных месторождений.

В качестве примера приводятся результаты испытаний котла КВ-ТСВ-20.

В 2009 году на котельной микрорайона «Угольщиков» города Тулун проводилось обследование котельной и теплотехнические испытания. В котельной установлено три котла КВ-ТСВ-20 (рис. 3), в которых сжигается рядовой уголь Азейского месторождения. Котел КВ-ТСВ-20 водогрейный, Дорогобужского котельного завода, оборудован механической топкой обратного хода Кусинского машиностроительного завода ТЧЗМ-2,7/6,5 и пневмомеханическими забрасывателями типа ЗП-600. Температурный график котельных агрега-

тов 115/70°С. Топки с пневмомеханическими забрасывателями и чешуйчатой цепной решеткой обратного хода относятся к классу механических факельно-слоевых топочных устройств. Теплопроизводитель-ность котлоагрегата 20 Гкалл/ч.

На основании ранее проведенных обследований была предложена модернизация сжигания угля в котле КВ-ТСВ-20, которая была реализована зимой 2010 года. Модернизация заключалась в следующем:

- установка на фронте котла воздушного коллектора с тремя соплами диаметром 60х3 мм с подачей воздуха из котельного цеха от вентилятора марки 19ЦС-63;

- замена короткого поворотного экрана на удлиненный с закладкой его с конвективной стороны огнеупорным кирпичом для создания газоплотности (рис. 4).

Температура дымовых газов в топке котла определялась с помощью оптического пирометра «ОПИР-7», а на поверхности трубопроводов, колосников, воздушных сопел - бесконтактным термометром «Рйоп-21». Давление воздуха в фронтовом воздушном коллекторе определялось при помощи и- образной трубки.

Отбор проб угля для определения технического состава производился в окнах бункеров сырого угля непосредственно перед пневмомеханическими забрасывателями, с последующей разделкой и усреднением. Отбор проб уноса для определения содержания горючих производился из-под бункеров циклонов.

Шлак для определения содержания горючих отбирался непосредственно с цепной решетки.

Обработка результатов испытаний и анализов с целью определения тепловых потерь и КПД котельно-

Рис. 4. Котел водогрейный КВ-ТСВ-20 с организацией ВДДГ

Данные мероприятия позволяют сформировать вихревое движение над слоем топлива.

Перед проведением испытаний был произведен внешний и внутренний осмотр котельной установки, в ходе которого было выявлено, что на котле обмуровка наклонной части экрана, разделяющего камеру охлаждения и камеру горения, выполнена негазоплотной в местах прилегания поворотного экрана к боковым поверхностям нагрева.

Испытания проводились согласно общепринятой методике. Основные режимные параметры фиксировались по приборам щита управления котлом и приборам, расположенным по месту, а также переносными приборами.

Содержание кислорода и концентрация окислов углерода, серы и азота в дымовых газах определялись переносным газоанализатором «ЭКОМ-А+».

го агрегата брутто проводилась, как и при проведении испытаний на данной котельной в ноябре 2009 года. Испытания проводились при расходе сетевой воды в подающей магистрали 347 т/ч с температурой 98°С. Поднять температуру выше не представлялось возможным из-за настройки автоматики по условиям надёжности теплосети и температурного графика. Температура обратной сетевой воды составляла 55°С. Расход подпиточной сетевой воды составлял 75 т/ч с температурой 27°С. Температура воды на входе в котел после смешения обратной и подпиточной воды составляла по результатам расчетов материального и теплового балансов 48,3°С. При этом тепловая мощность котельного агрегата составляла (98-48,3)х347=17,25 Гкал/ч, а максимальная температура в топке 1380°С.

Таблица 1

Результаты сравнительных испытаний_

Параметры Норматив значения [4] Котел №2 до модернизации, испытания 25.10.09 Котел №2 после модернизации, испытания 29.05.10

Топливо

Влажность рабочая, % 25,0 20,76 20,36

Зольность рабочая, % 16,5 25,41 13,12

Низшая теплота сгорания, ккал/кг 3820 3528 4410

Выход летучих, % 48 47,6 48,4

Характеристика топки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент избытка воздуха 1,4-1,6 3,73 2,47

Температура уходящих газов, °С 218 153 191

Тепловая нагрузка котла, Гкал/ч 20 7,3 17,25

Температура холодного воздуха, °С 30 21 44

Потеря тепла с уходящими газами, % 13,4 17,24 8,12

Удельные потери теплоты от хим. недожога q3, % До 0,1 2,54 2,04

Удельные потери теплоты от механического недожога в провале со шлаком q4шл, % 2,5 7,04 1,54

Удельные потери теплоты от механического недожога с уносом % 3,5 7,85 3,45

Суммарная от механического недожога q4, % (для рядового топлива с максимальным размером куска и содержанием мелочи размером 0-6,0 мм до 60%) 6,0 14,89 4,99

Давление воздуха под решеткой, мм.вод.ст. 50 60-70 60-70

Потери тепла в окружающую среду,% 1,2 1,2 1,2

Потери тепла со шлаком, % 0,2 0,48 0,2

Температера воды, °С: на входе не менее на выходе, до 70 150 58 77 48,3 98

КПД, брутто, % 79,1 61,56 83,42

В табл. 1 приводятся сравнительные данные по топливу, тепловым потерям в котле КВ-ТСВ-20 до и после модернизации, а также нормативные значения.

Анализ данных показывает:

- негазоплотная обмуровка поворотного экрана, особенно с левой стороны, приводит к повышению уноса несгоревшего топлива из топочной камеры, повышению химического недожога, повышению температуры уходящих газов, повышенному значению коэффициентов избытка воздуха в уходящих газах;

- коэффициент избытка воздуха за котлом находился на уровне аУХ - 2,47, и это превышает нормативные значения;

- температура уходящих газов на уровне &УХ -190°С; проанализировав опытные данные, можно сделать вывод о том, что поверхности нагрева котлов воспринимают больше тепла из-за увеличения луче-воспринимающей поверхности (поворотный экран имеет большую площадь нагрева) и увеличения конвективной составляющей теплообмена в топочной

камере вследствие более чистых поверхностей нагрева топочной камеры;

- потери теплоты с уходящими газами q2 понизились более чем в два раза и составили 8,12%;

- потери теплоты с механическим недожогом q4 снизились почти в три раза и составили 4,99%, и это ниже нормативных потерь;

- КПД брутто котлов ^6р повысился почти на 20% и составил 83,42%, что превышает нормативное значение;

- концентрация оксидов азота в дымовых газах за дымососом во всем диапазоне нагрузок находится на уровне 200...300 мг/м3.

Давление воздуха в фронтовом воздушном коллекторе составляет 200 мм вод. ст.

В табл. 2 приводятся результаты оценки годовой экономии топлива и снижение платежей за выбросы вредных веществ в окружающую среду в котельных агрегатах со слоевым сжиганием топлива на неподвижных и подвижных слоевых решетках. При выполнении расчетов принимался азейский уголь с низшей

Таблица 2

Тип решетки, марка котла Тепло-производитель-ность котельного агрегата, Гкал/ч Годовая экономия топлива ДВ, т/год Снижение выбросов твердых частиц ДМтв, т/год Снижение выбросов оксида углерода ДМсо, т/год Снижение выбросов оксида серы ДМsO2, т/год Снижение выбросов оксида азота ДМNOх, т/год Снижение выбросов бенз(а)пи рена ДМбп, т/год Снижение платежей за выбросы в окружающую среду ДП, руб./год

Неподвижная решетка 1 150 1,94 46,35 1,35 0,044 4,3210-9 1717,7

Подвижная решетка КЕ-2,5-14С 1,4 144 3,15 50,77 1,3 0,037 3,9310-9 2471,7

Подвижная решетка КЕ-4-14С 2,25 250 5,47 87,33 2,25 0,084 8,1-10"9 4295,2

Подвижная решетка КЕ-6-14С 3,66 406 8,89 142 3,65 0,142 13,210-9 6981,1

Подвижная решетка КЕ-10-14С 5,62 624 13,66 218,1 5,6 0,201 20,24 10-9 10719,1

Подвижная решетка КЕ-25-14С 14 1563 34,2 550,5 14,1 0,582 51,110-9 26897,1

теплотой сгорания ) 4040 ккал/кг. Экономия топлива за год рассчитана при повышении КПД котельного агрегата на 8%, продолжительности отопительного

сезона 241 сутки, коэффициенте загрузки котельного агрегата 0,7. Снижение платежей за выбросы вредных веществ рассчитаны в ценах 2010 года.

Библиографический список

1. Волынкина Е.П., Пряничников Е.П. Снижение выбросов загрязняющих веществ на угольных котельных со слоевой системой сжигания // Теплоэнергетика. 2002. №2. С. 33-41.

2. Региональные энергетические программы: методические основы и опыт разработки / под ред. Б.Г.Санеева. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. 246 с.

3. Патент 2202068 РФ. Топка для котла / Обухов И.В., Маня-хин Ю.И., Бочкарев В.А., Залевский Н.В. Опубл. 10.04.2003. Бюл. №10.

4. Тепловой расчет котлов. Нормативный метод. Изд. 3-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во НПО ЦКТИ, 1998. 256 с.

УДК 620.9

ВКЛАД ИРКУТСКЭНЕРГО В РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (1950-1970)

О.О.Готовко1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассматривается влияние Иркутской энергосистемы на развитие производительных сил Иркутской области, особое внимание уделяется таким отраслям экономики, как промышленность, железнодорожный транспорт, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство. Временной отрезок 1950-1970 гг. взят потому, что именно этот период характеризуется интенсивным строительством энергетических объектов Иркутской области и одновременно интенсивной электрификацией города и села. Ни в один из периодов в истории электрификация не проводилась так интенсивно, как в период 1950-1970 гг., причём не только в Иркутской области, но и в Восточной Сибири и России в целом. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: электрификация железных дорог в 1950-1960-е гг.; централизованное электроснабжение промышленности в 1960-е гг.; электрификация села и ЖКХ в 1950-1970-е гг.

1Готовко Оксана Олеговна, заведующая архивом Иркутской ТЭЦ-6, соискатель кафедры истории, экономических, политических учений, тел.: (3953) 366419, 89021799898, e-mail: anaxo@bk.ru

Gotovko Oksana, Head of the archive of the Irkutsk Heat station-6, Competitor for a scientific degree of the Department of History, Economic and Political Doctrines, tel. (3953) 366 419, 89021799898, e-mail: anaxo@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.