Научная статья на тему 'Повышение эффективности работы гидропривода мобильных машин'

Повышение эффективности работы гидропривода мобильных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
889
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОПРИВОД / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ / ВЯЗКОСТЬ / ТРЕНИЕ / МОЩНОСТЬ / КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ / HYDRAULIC ACTUATOR / WORKING CAPACITY / NEGATIVE TEMPERATURES / VISCOSITY / FRICTION / POWER / TORQUE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Рылякин Е. Г., Волошин А. И.

В статье рассматриваются условия эксплуатации одной из самых важных систем мобильных машин гидропривода, особенно под воздействием отрицательной температуры окружающего воздуха. Описываются способы предпускового подогрева и поддержания температуры рабочей жидкости в процессе эксплуатации транспортно-технологических мобильных машин. Выявляются основные преимущества и применяемых систем и устройств. Предлагается оригинальная система регулирования температуры рабочей жидкости в гидроприводе, которая позволит повысить эффективность, надежность и точность регулирования температуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of overall performance of a hydraulic actuator of mobile cars

In article service conditions of one of the most important systems of mobile cars a hydraulic actuator, especially under the influence of the negative temperature of air are considered. Ways of prestarting heating and maintenance of temperature of working liquid in use of transport and technological mobile cars are described. The main advantages and the applied systems and devices come to light. The original system of regulation of temperature of working liquid in a hydraulic actuator which will allow to increase efficiency, reliability and accuracy of regulation of temperature is offered.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности работы гидропривода мобильных машин»

Повышение эффективности работы гидропривода мобильных машин

Е.Г. Рылякин, А.И. Волошин Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация: В статье рассматриваются условия эксплуатации одной из самых важных систем мобильных машин - гидропривода, особенно под воздействием отрицательной температуры окружающего воздуха. Описываются способы предпускового подогрева и поддержания температуры рабочей жидкости в процессе эксплуатации транспортно-технологических мобильных машин. Выявляются основные преимущества и применяемых систем и устройств. Предлагается оригинальная система регулирования температуры рабочей жидкости в гидроприводе, которая позволит повысить эффективность, надежность и точность регулирования температуры.

Ключевые слова: гидропривод, работоспособность, отрицательные температуры, вязкость, трение, мощность, крутящий момент.

Анализ проведенных исследований показывает, что эффективная работа гидропривода мобильных машин возможна только при рациональной температуре рабочей жидкости. Современные транспортно-технологические машины не оснащены системами регулирования температуры масла гидроагрегатов [1]. Их отсутствие становится заметно в основном при эксплуатации техники в условиях отрицательных температур. На большей площади нашей страны - 96... 97% среднемесячная температура окружающего воздуха находится в интервале температур плюс-минус 20оС свыше четырех месяцев в году, причем до 65% машинно-тракторного парка эксплуатируется в зимнее время года. Зимние работы могут достигать 30% от всех выполняемых работ [2].

В автотранспортном секторе, применяются следующие способы повышения эффективности гидропривода: использование масла с более пологой вязкостно-температурной характеристикой; предпусковой подогрев и обеспечение рациональных температур непосредственно при выполнении транспортно-технологических операций [3,4].

Самым эффективным способом можно было бы считать применение масел с улучшенными эксплуатационными свойствами [5,6]. Однако использование таких масел обоснованно лишь в момент пуска и в начале работы. На величину максимально установившейся температуры масла гидропривода это не оказывает заметного влияния. Помимо этого, ассортимент этих марок масел в нашей стране достаточно ограничен и дефицитен, вследствие чего стоимость низкотемпературных масел весьма велика, поэтому их эксплуатируют преимущественно в районах Крайнего Севера для самых ответственных узлов трения [7].

Повышение эффективности работы гидропривода в эксплуатационных условиях обеспечением рациональных нагрузочного и скоростного режимов работы агрегатов совместно с увеличением коэффициента сменности и загрузки гидропривода в течение рабочей смены представляется малоперспективным из-за особенности работ в зимний период.

Хранение машин в зимнее время в теплом гараже значительно уменьшает скорость охлаждения их деталей и к началу пуска температура масла в гидроагрегатах немного выше, чем температура в закрытом помещении. Таким образом, это способствует более легкому запуску машины в работу, облегчает условия труда операторов и, соответственно, увеличению производительности. Однако, в виду того, что парк мобильных машин чаще всего территориально разобщен и их работы в зимних условиях, как правило, осуществляются небольшими группами, для большинства единиц подвижного состава отсутствие отапливаемых гаражей является нормой. И, если для нагревания двигателей развиты различные способы (индивидуальные средства нагревания, групповые, и т.д.), то гидравлические системы мобильных машин чаще всего запускаются в работу, без прогрева, что проводит к известным негативным последствиям [6,8,10].

Сохранение тепла гидроагрегатов, теплоизоляционными материалами очень эффективно, но эта задача технически трудновыполнимая, так как агрегаты гидравлической системы, располагаются по всей длине трактора, на значительном расстоянии друг от друга [9].

Из некоторых способов нагрева рабочей жидкости гидравлической системы можно отметить следующие: горячим воздухом, инфракрасными горелками, дросселированием, изменением области теплообмена, электронагревательными элементами, нагрев за счет тепла выделяемого двигателем внутреннего сгорания, выхлопными газами [1,5].

Нагревание горячим воздухом агрегатов гидравлической системы весьма эффективно, просто и доступно. Водо-воздушный нагреватель Целинного филиала ГОСНИТИ может нагреть сразу шесть автомобилей. С его помощью нагревается масло в картере двигателя, баках гидравлических систем, коробке передач, заднем мосту. Масло разогревают горячим воздухом с температурой 300 ... 350°С [3]. Главные недостатки этого способа - потребность в приобретении дополнительного оборудования и значительных затрат на топливосмазочные материалы.

Нагрев агрегатов гидравлической системы газовыми горелками инфракрасного излучения также не был широко востребован из-за низкой эффективности этих установок и потребности в дополнительных затратах на приобретение топлива. Нужно отметить, что показатели установок, основанных на применении горелок инфракрасного излучения на сжиженном газе значительно, улучшаются, если применяют их к другим целям, например, для отопления зданий [11].

Системы нагревания рабочей жидкости дросселированием [1,5], основаны на принципе прохождения рабочей жидкости через дроссель под большим давлением. Нагревание рабочей жидкости происходит в результате дросселирования, когда рабочая жидкость проходит через гидравлическое

сопротивление (дроссель) и, из-за потери давления в ходе деформации (мятия) жидкости, происходит преобразование механической энергии в тепловую.

Недостатком этих систем является то, что, когда дросселируемая жидкость под давлением на высокой скорости перетекает через каналы, направляюще-регулировочное гидрооборудование и другие местные сопротивления, она многократно сминается, что очень пагубно влияет на физические и химические свойства рабочей жидкости. В ходе дросселирование масла под большим давлением происходит разрушение молекулярных цепей, в результате чего уменьшается вязкость, ухудшаются смазывающие свойства, и наблюдается потемнение масла.

Известны системы нагревания рабочей жидкости изменением емкости гидробака и области теплоотдачи [1,5], которые включают маленькие и большие баки, главные и дополнительные распределители, насос, тепловой датчик, гидравлический двигатель.

Недостатком этих систем является то, что после достижения рациональной температуры во время работы на маленьком баке при сообщении с большим баком температура рабочей жидкости резко понижается и становится намного ниже рациональной, так как массы холодного масла намного больше массы горячего. Кроме того, это направление теплового регулирования рабочей жидкости требует достаточно существенных конструктивных изменений гидравлической системы, которая приводит к усложнению технологий производства, увеличения размеров, веса и стоимости автомобиля.

Главным недостатком систем нагревания рабочей жидкости электронагревательными элементами [1,5,8] является обязательное существование источников электроэнергии для питания электронагревательных элементов гидравлической системы, что не всегда

возможно обеспечить, особенно, в условиях значительного удаления машины от постоянных источников электроэнергии. Нагреватели же, приводимые в действие от бортовой сети, имеют низкую эффективность и значительно увеличивают нагрузку автомобильной электрической системы.

Конструкция устройства обеспечивающего нагрев масла за счет высокой температуры выделяемой двигателем [1], применена на белорусском тракторе МТЗ-1221, и состоит из трубчатого теплообменника и прикрепленного крышкой к блоку-картеру двигателя посредством болтов. Масло, подаваемое гидравлическим насосом, нагревается в теплообменнике за счет высокой температуры выделяемой двигателем.

Необходимо отметить, что к недостаткам этого способа относится следующее. В начальный момент перекачки масла через теплообменник температура деталей картера двигателя все еще остается довольно низкой. Нагревание рабочей жидкости выполняется только из-за ее хеширования и барбатирования насосом, что проводит к увеличению его изнашивания. В то время, когда температура двигателя увеличится до наибольшей установившейся в ходе теплообмена с окружающей средой, температура блока цилиндров намного превысит рациональную рабочую температуру гидрожидкости, создавая, таким образом, условия для ухудшения эксплуатационных свойств рабочей жидкости.

Системы нагревания рабочей жидкости выхлопными газами двигателя [1,5] также не стали широко применяться, потому что масло гидравлической системы подвергается значительному местному перегреву, так как температура выхлопных газов, после выпуска их от двигателя в несколько раз превышает рациональную температуру рабочей жидкости. Под влиянием высокой температуры масло начинает интенсивно окисляться и полимеризироваться, что является основным фактором старения масла,

кроме того образовавшиеся органические кислоты и асфальтовые вещества, забивают маслопроводы, и каналы и выпадают в осадок.

Описанные ранее организационно-технические мероприятия, при несомненных достоинствах каждого из них, все-таки не до конца решают проблемы, связанные с улучшением выходных показателей гидропривода, в особенности, при отрицательной температуре окружающего воздуха.

Из всех перечисленных способов выдвигаемым требованиям полностью не отвечает ни один. В виду этого, нами была предложена система для терморегулирования жидкости гидропривода оригинальной конструкции. Эту систему можно использовать и для подогрева, и для охлаждения рабочей жидкости в эксплуатационных условиях [10,12].

Система терморегулирования состоит из гидронасоса, сообщенного нагнетательной гидролинией с теплообменником, который сообщается с гидробаком через сливную гидролинию, гидравлическое сопротивление, помещенное в указанной нагнетательной гидролинии, шестеренный насос смазочной системы двигателя и вентилятор блока охлаждения кабины, также связанные с теплообменником, и отличается тем, что для разогрева масла гидропривода применяется тепло моторного масла из смазочной системы двигателя.

Разработанная система терморегулирования лишена обозначенных ранее недостатков, и ее применение увеличит эффективность, надежность и точность регулирования температуры рабочей жидкости гидропривода.

Таким образом, повышение работоспособности гидроагрегатов мобильных машин терморегулированием гидравлического масла в эксплуатационных условиях является весьма эффективным средством, наиболее полно реализующим их потенциальные свойства. Этого можно достичь модернизацией гидропривода путем установки в него системы терморегулирования.

Литература

1. Рылякин Е.Г. Повышение работоспособности гидросистемы трактора терморегулированием рабочей жидкости: дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03: защищена 21.09.2007: утв. 07.12.2007 / Рылякин Евгений Геннадьевич. Пенза, 2007. - 150 с.

2. Николаенко А.В., Хватов В.Н. Повышение эффективности использования тракторных дизелей в сельском хозяйстве. Л.: Агропромиздат. Ленингр. отд-ние, 1986. 191 с.

3. Захаров, Ю.А., Ремзин Е.В., Мусатов Г.А. Основные дефекты корпусных деталей автомобилей и способы их устранения, применяемые в авторемонтном производстве // Инженерный вестник Дона, №4, 2014. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_48_Zaharov.pdf_b512b82f57.pdf.

4. Рылякин Е.Г., Захаров Ю.А. Повышение работоспособности гидропривода транспортно-технологических машин в условиях низких температур // Мир транспорта и технологических машин. № 1(44). Январь-Март 2014. С. 69-72.

5. Каверзин С.В., Лебедев В.П., Сорокин Е.А. Обеспечение работоспособности гидравлического привода при низких температурах: моногр. Красноярск, 1997. 240 с.

6. Захаров Ю.А., Рылякин Е.Г., Семов И.Н. и др. Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур // Молодой ученый. 2014. №17. С.56-58.

7. Roylance B., Williams J. and Dwyer-Joyce R (2000, February 7). Wear Debris and Associated Wear Phenomena - Fundamental Research and Practice, Proceedings of the IMECHE Part J Journal of Engineering Tribology 214. pp. 79105.

8. Гугушев И.К., Першин В.А. Универсальный стенд и методы диагностики элементов гидросистем машин коммунального назначения //

Инженерный

вестник

Дона, №2, 2012. URL:

ivdon.ru/uploads/article/pdf/2012_2_20.pdf_762.pdf

9. Власов П.А., Рылякин Е.Г. Терморегулирование жидкости гидросистемы // Сельский механизатор. 2007. №6. С.36.

10. Рылякин Е.Г. Подогрев масла в гидросистеме // Сельский механизатор. 2014. №8. С.38-40.

11. Sundberg А. Management aspects on Condition Based Maintenance - the new opportunity for maritime industry / Anders Sundberg // International cooperation on marine engineering systems: Paper presented at the 9™ International Conference on Marine Engineering Systems at the Helsinki University of Technology. 19-21 May 2003. рр. 1-8.

12. Курылев А.В., Рылякин Е.Г. Система регулирования температуры рабочей жидкости в гидроприводе транспортно-технологических машин // Мир транспорта и технологических машин. № 3(46). Июль-Сентябрь 2014. С.

1. Ryljakin E.G. Povyshenie rabotosposobnosti gidrosistemy traktora termoregulirovaniem rabochej zhidkosti [Increase of tractor hydraulic system operability by a thermal regulation of working liquid]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.20.03: zashhishhena 21.09.2007: utv. 07.12.2007 Ryljakin Evgenij Gennad'evich. Penza, 2007. 150 р.

2. Nikolaenko A.V., Hvatov V.N. Povyshenie jeffektivnosti ispol'zovanija traktornyh dizelej v sel'skom hozjaystve [Increase of efficiency of use of tractor diesels in agriculture]. L.: Agropromizdat. Leningr. otd-nie, 1986. 191 р.

3. Zaharov, Ju.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). №4, 2014. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_48_Zaharov.pdf_b512b82f57.pdf.

4. Ryljakin E.G., Zaharov Ju.A. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. №1 (44). Janvar'-Mart 2014. р. 69-72.

89-96.

References

5. Kaverzin S.V., Lebedev V.P., Sorokin E.A. Obespechenie rabotosposobnosti gidravlicheskogo privoda pri nizkih temperaturah [Ensuring operability of the hydraulic drive at low temperatures]: monogr. Krasnojarsk, 1997. 240 р.

6. Zaharov Ju.A., Ryljakin E.G., Semov I.N. i dr. Molodoj uchenyj. 2014. №17. р.56-58.

7. Roylance B., Williams J. and Dwyer-Joyce R (2000, February 7). Wear Debris and Associated Wear Phenomena - Fundamental Research and Practice, Proceedings of the IMECHE Part J Journal of Engineering Tribology 214. pp. 79105.

8. Gugushev I.K., Pershin V.A. Inzhenernyj vestnik Dona. №2, 2012. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/2012_2_20.pdf_762.pdf

9. Vlasov P.A., Ryljakin E.G. Sel'skij mehanizator. 2007. №6. р.36.

10. Ryljakin E.G. Sel'skij mehanizator. 2014. №8. р.38-40.

11. Sundberg A. Management aspects on Condition Based Maintenance - the new opportunity for maritime industry. Anders Sundberg. International cooperation on marine engineering systems: Paper presented at the 9™ International Conference on Marine Engineering Systems at the Helsinki University of Technology. 19-21 May 2003. рр. 1-8.

12. Kurylev A.V., Ryljakin E.G. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. № 3(46). Ijul'-Sentjabr' 2014. р. 89-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.