• разработки алгоритмов и программ, применяемых в учебных и научных целях;
• другие электронные ресурсы, имеющие научное и образовательное назначение.
Немаловажным пунктом является то, что работы, зарегистрированные в РО ОФЭРНиО—СПб, учитываются Всероссийской Аттестационной комиссией (ВАК): Инструкция к действующему Положению о присуждении ученых степеней (Приложение 3, пункт б).
В заключении, хотелось бы дополнить, что управление интеллектуальной собственностью позволяет вузу и авторам — создателям получить дополнительные доходы от передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
Поэтому документальное подтверждение прав собственности и правильное оформление прав на использование интел-
лектуальной собственности, а так же получение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальную возможность контроля соответствующей доли рынка.
По нашему мнению, с целью формирования инновационного потенциала организации, важно осуществлять весь комплекс мероприятий, который может быть представлен повторяющимся циклом «от идеи до коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности».
В данном случае, региональное отделение выступает важным звеном в цепочке управления интеллектуальной деятельностью бизнес-структуры и способствует формированию инновационной стратегии организации, позволяющей коммерциализировать результаты научной деятельности и обеспечивать статус вуза инновационного развития.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. Долгих А.П. Управление процессами развития предприятий на основе современного экономического механизма. — СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
3. Дудкина М.Н. Система управления интеллектуальной собственностью наукоемких предприятий. — Воронеж: изд-во ГОУ ВПО Воронежский гос. техн. ун-т, 2009.
4. Костарев В.Е Интеллектуальная собственность как неотъемлемая часть национальной экономики // Сервис в России и за рубежом. — 2009. — № 1 (11).
5. Кузьмина С.Н. Объекты интеллектуальной собственности как элемент инновационного потенциала современного высшего учебного заведения // Экономика и управление. — 2010. — № 5 (55). — С. 82-86.
6. Новосельцев О.В. Коммерциализация, оценка, учет и аудит интеллектуальной собственности в имуществе предприятия (серия «Инновационная деятельность». Вып. 37). — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. — 36 с.
7. Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3/4 (19/20).
8. Скрипко Л.Е. Процессный подход в управлении качеством: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
9. Реализация процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества в организации: Практ. пособие ООО «Конфлакс» / Сост. М.З. Свиткин. — СПб.: ООО «Конфлакс», 2002.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Е.А. Вишнякова,
аспирант кафедры прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета
vishelena@yandex.ru
В статье обоснована необходимость создания автоматизированной информационной системы управления вузом в целом и приемной кампанией в частности. Дается анализ влияния процессов информатизации на эффективность приемной кампании вуза.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, автоматизированная система управления, эффективность.
УДК 378 ББК 74
Главная цель высшего учебного заведения — это подготов- мотивированных, целенаправленных и более подготовленных
ка востребованных рынком труда, обладающих необходимыми абитуриентов можно считать началом пути к успеху.
компетенциями квалифицированных и конкурентоспособных В настоящее время все высшие учебные заведения России
выпускников. Несомненно, для достижения этой цели требует- столкнулись с изменившимися на государственном уровне усло-ся учитывать множество факторов, но, прежде всего, стоит об- виями приема. Среди новых требований Минобрнауки России,
ратить внимание на вход «черного ящика» под названием вуз: изложенных в документе «Порядок приема граждан в имеющие
на приемную кампанию. Ведь привлечение на этапе приема государственную аккредитацию образовательные учреждения
высшего профессионального образования» [1], необходимо выделить следующие.
Во-первых, вуз обязан оперативно представлять текущую информацию по приему на официальном сайте. Так, в пунктах 22 и 23 «Порядка приема» говорится о том, что «в период приема документов приемная комиссия вуза ежедневно информирует о количестве поданных заявлений и конкурсе. Информация ... должна быть ... размещена на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде приемной комиссии» [1, п. 22-23].
Во-вторых, сотрудники приемных комиссий стали обрабатывать большее количество документов от абитуриентов, несмотря на общероссийский демографический спад. Это объясняется появившейся у абитуриентов возможностью подавать документы одновременно в 5 вузов [1, п. 26]. Так в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» за несколько лет в полтора раза увеличилось количество поданных заявлений: в 2005-2006 гг. ежегодно обрабатывалось около трех тысяч заявлений, а в 2010-2011 гг. — около пяти тысяч.
В-третьих, вузы обязаны учитывать возможность абитуриента участвовать в конкурсе на 3 специальности или направления подготовки, в соответствии с приоритетами. Как сказано в «Порядке приема» «поступающий на первый курс ... вправе подать заявление и участвовать в конкурсах одновременно ... по трем направлениям подготовки (специальностям), группам направлений подготовки (специальностей) или факультета в одном вузе. При этом поступающий вправе подать такое заявление одновременно на различные формы получения образования ..., а также одновременно на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения» [1, п. 26].
В-четвертых, вузу необходимо организовывать прием на различных условиях таких категорий абитуриентов как: поступающие по целевому приему, поступающие по результатам олимпиад школьников и льготных категорий граждан. Для каждой из этих категорий предусмотрены особые условия зачисления.
И, наконец, изменились формы вступительных испытаний. Наряду с ЕГЭ, обязательным для выпускников школ, существуют абитуриенты, имеющие право сдавать вступительные испытания по форме вуза. Это усложняет систему учета набранных баллов и проведение конкурса.
Неотъемлемой частью процесса реформирования в любой области социально-экономической сферы, в том числе и в образовании является процесс информатизации. Удовлетворить потребности участников приемной кампании без внедрения информационных технологий практически невозможно [5]. Как следствие, необходимо адаптировать или кардинально изменять информационные средства и системы, обеспечивающие реализацию приемной кампании. Каждому вузу требуется усовершенствование существующей или внедрение новой информационной системы, поддерживающей процессы, реализуемые в приемной комиссии. Используемые ранее программные продукты не отражают в полной мере современных условий и потребностей вузов. Новая система должна в первую очередь обеспечить реализацию приема в соответствии с Порядком приема [1]. Однако даже формальное выполнение новых требований Министерства образования и науки России, предъявляемых к высшим учебным заведениям дает дополнительные преимущества, трудно поддающиеся учету. Например, оперативность отражения на сайте информации по приему является залогом лояльности и доверия к университету абитуриентов и их родителей. Таким образом, внедрение автоматизированной системы управления приемом в высшее учебное заведение, в значительной степени влияет на эффективность приемной кампании вуза.
Первая информационная система в ЛЭТИ появилась в конце 80-х гг. как программный продукт собственной разработки. Сначала это была база данных «Студент», которая охватывала процесс обучения и использовалась деканатами факультетов, а на следующий год база данных «Абитуриент», содержащая сведения о поступающих. Долгие годы блок, обеспечивающий приемную кампанию, совершенствовался и изменялся. Но наряду с достоинствами информационных систем, созданных и поддерживаемых силами вуза, такие «свои» системы практически исключают возможность интеграции с другими решениями, которые применяются в вузе, а также ставят вуз в зависимость от команды разработчиков программы. В результате анализа
всех существующих проблем и поставленных задач руководством СПбГЭТУ «ЛЭТИ» было принято решение о внедрении информационной системы «Абитуриент», разработанной вне стен вуза сторонней компанией-разработчиком.
После принятия такого решения было необходимо сориентироваться в многообразии фирм и грамотно выбрать эффективное программное обеспечение, чтобы не создать дополнительных проблем, а наоборот упростить техническую работу сотрудникам приемных комиссий и предоставление отчетности, как руководству вуза, так и в вышестоящие инстанции. Для внедрения информационной системы требовалось четкое понимание целей проекта. Задачами внедрения системы «Абитуриент» в ЛЭТИ стали:
• Повышение оперативности предоставления информации абитуриентам и их родителям, что в свою очередь приведет к повышению лояльности и доверия.
• Упрощение внешнего и внутреннего взаимодействия приемной комиссии ВУЗа.
• Доступность информации, совместимость с другими системами, внедренными в вузе. Возможность проследить путь абитуриента от его первого обращения в вуз до получения статуса студента-первокурсника и далее.
• Сокращение затрат, в том числе, времени при приеме документов от абитуриентов и трудозатрат сотрудников, работающих на всех уровнях (автоматическое формирование приказов о зачислении, требуемых форм отчетности как в органы, контролирующие деятельность вуза, так и в независимые организации).
Кроме того, новая, удовлетворяющая современным требованиям информационная система должна была обеспечить поддержку выполнения контрольных цифр приема с учетом особенностей организации приема для всех категорий абитуриентов и свести к минимуму возможные технические ошибки.
К любой информационной системе, в том числе информационной системе вуза предъявляется целый ряд требований, важнейшими из которых являются (с учетом требований, изложенных в [7], развитых автором применительно к вузу):
• Полнота данных—для задач управления важно, чтобы данные, необходимые для анализа и принятия решения, в полной мере отражали показатели деятельности по анализируемому бизнес-процессу, для обеспечения данного свойства информации, во-первых, необходимо, чтобы информационная система вуза покрывала все необходимые направления деятельности вуза, во-вторых, данные из разных направлений должны быть связаны между собой.
• Достоверность — корректность данных может быть проверена, во-первых, с помощью специализированных проверок при вводе данных, во-вторых, путем автоматизированных процедур сопоставления данных при формировании отчетов, в-третьих, с помощью пользователей среды, которые получают одни и те же данные в различных приложениях, что повышает вероятность выявления ошибок ввода.
• Актуальность — для обеспечения актуальности данных в системе необходимы процедуры актуализации, которые могут быть построены только в условиях полной интеграции данных.
• Непротиворечивость информации — обеспечивается некоторым набором правил: например, первичный ввод данных в систему осуществляется только в одном приложении.
• Безопасность и управление доступом к данным. Поддержка регламентируемого управляемого доступа возможна при наличии системы регистрации и управления правами доступа ко всем информационным ресурсам вуза. Комплексное решение проблемы управления доступом к данным и сервисам системы возможно на основе создания единой системы регистрации и управления доступом для всех проектов информационной системы. Безопасность работы обеспечивается как на аппаратном уровне, так и на уровне системы управления правами и используемых протоколов.
• Производительность — является важным фактором своевременного принятия обоснованных решений. Повышение производительности достигается различными подходами. Алгоритмы баланса нагрузки, которые могут использоваться в системе с определенной архитектурой, также позволяют значительно повысить общую производительность среды. Архитектура системы должна основываться на компонентной модели, которая позволяет распределять компоненты по серверам и с помощью
алгоритмов баланса нагрузки переносить работу или данные на менее загруженный сервер.
• Устойчивость — способность восстановления работы приложений и сервисов в заданный временной интервал после сбоев в работе оборудования или программного обеспечения. Устойчивость должна быть обеспечена и на уровне специализированных процедур проверки и восстановления целостности данных.
Чрезвычайно важный шаг в процессе внедрения информационной системы в вузе — это выбор платформы. Логичным является построение системы на одной платформе, но как правило, в российских вузах внедрены несколько систем разной функциональности [2]. Выбор платформы определяет структуру информационной системы, ее стоимость, а в связи с этим и результативность внедрения. Возможными платформами могут рассматриваться: SAP R/3, Oracle EBS, MBS Navision, mySAP Higher Education & Research, «Университет» (РЕДЛАБ), Галактика «Управление вузом», 1С: Предприятие 7.7 и ряд других.
Однако, как отмечает А.В. Солдатов в статье «Информационная система как основа эффективного управления вузом» [6] использование типовых, представленных на рынке корпоративных информационных систем как готовых решений для управления вузом, в том числе управления приемом, невозможно в силу специфики вуза как объекта управления. Разработка системы с использованием универсальных языков и сред программирования чрезвычайно сложна и трудоемка. В связи с этим считается единственно возможным использование предметно-ориентированной среды разработки и доработку открытых стандартных компонентов под специфику вуза (например, справочников сотрудников, подразделений и т.д.) [6]. Также А.В. Солдатов обосновывает, что в настоящее время остро стоит вопрос о разработке типового решения информационной системы вуза, обладающего достаточной функциональностью, технологическими характеристиками и, вместе с тем, невысокой стоимостью разработки, внедрения и сопровождения. Важным требованием к системе выступает легкая обучаемость пользователей, администраторов и разработчиков, а также наличие контингента специалистов, уже имеющих достаточный опыт [6].
В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» задача выбора информационной системы была успешно решена, разработчиком выбранной системы стала компания «Галактика». Компания существует на рынке больше 20 лет, была основана в 1987 году и предлагает широкую линейку программных продуктов «Управление Вузом». Функциональность данного продукта представляет собой эффективный инструмент для управления приемной кампанией, учебным процессом и всей финансово-хозяйственной деятельностью вуза. Но в зависимости от потребностей ЛЭТИ имел возможность использовать только необходимую для управления приемной комиссией конфигурацию. Открытость решения программы «Управление Вузом» позволило легко интегрировать его с системами, которые уже используются учебным заведением: с системами электронного документооборота, программами бухгалтерского учета, управления библиотечным фондом, информационным порталом вуза. Это обеспечило возможность построения единого информационного пространства и сохранения учебным заведением ранее сделанных инвестиций в информационные технологии (IT). Кроме того, эта информационная система, а именно функциональность, касающаяся приемной комиссии была внедрена и отработана в нескольких вузах Санкт-Петербурга (например, в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики).
Проект внедрения информационной системы «Абитуриент» был запущен в ЛЭТИ в ноябре 2009 года. Система интегрировалась в существующую информационную систему вуза и расширила уже существующую функциональность. Проект заключался в реализации следующих этапов:
• Заключение соглашения на оценку применимости решения «Галактика-ВУЗы» (2 ноября 2009 г.);
• предварительная оценка проекта построения информационной системы управления приемной кампанией (11 ноября
2009 г.);
• договор на информационно-консультационные услуги по обучению сотрудников СПбГЭТУ (20 ноября 2009 г.);
• сублицензионный договор на право использования Системы Галактика ERP 8.1 (30 ноября 2009 г.);
• договор на разработку технического задания (1 декабря
2009 г.);
• договор на разработку каталогов и справочников НСИ (11 марта 2010 г.);
• договор на настройку Системы Галактика ERP (10 мая
2010 г.);
• договор на разработку отчетных форм (7 июня 2010 г.);
• договор на консультационные услуги (26 июля 2010 г.).
На базе новой информационной системы состоялся прием
абитуриентов в 2010 и 2011 гг. По итогам двух приемных кампаний можно говорить о том, что все поставленные задачи были решены. По данным, полученным благодаря новой информационной системе, был проведен углубленный анализ структуры абитуриентов, подававших заявления в ЛЭТИ и студентов-пер-вокурсников. В целом, автоматизация работы способствовала росту результатов приемной комиссии, и предоставила вузу возможность предложить свои образовательные услуги большему количеству абитуриентов, способствовала повышению престижности вуза, позволила выполнить план приема, зачисляя в вуз самый подготовленный контингент абитуриентов. Внедрение новых технологий привело к существенной экономии средств за счет сокращения трудовых, временных и социально-психологических затрат, ускорения процессов обработки информации, уменьшения количества вероятных ошибок, возможности обслуживания большего количества абитуриентов, повышения оперативности и обоснованности принятия решений.
Следует особо отметить значительное повышение эффективности управленческой деятельности университета на основе упрощения предоставления сведений в органы, контролирующие деятельность вузов. Существует несколько обязательных для вузов форм отчетности, для подготовки которых требуются значительные временные затраты. Например, форма № 3-НК «Сведения о подготовке специалистов с высшим образованием в государственном образовательном учреждении», которая готовится вузом ежегодно, количественно и качественно охватывает все аспекты деятельности вуза — в том числе и результаты приема в высшее учебное заведение. Отчет по этой форме предоставляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в бумажном и в электронном виде. От точности и полноты сведений, приведенных в форме № 3-НК, зависит общий рейтинг вуза, который в конечном итоге влияет и на объемы финансирования [2]. В результате внедрения новой системы «Абитуриент» подготовка данных заняла значительно меньше времени, чем при использовании системы, существовавшей ранее.
Наряду с положительными результатами были выявлены трудности, которые можно рассматривать как программу для улучшения. Во-первых, возможности системы до конца не реализованы, так, например, существует возможность полного исключения бумажных записей при приеме документов от абитуриента. Однако для этого требуется тестирование системы в течение нескольких лет. Во-вторых, велико влияние человеческого фактора при работе с системой, в связи с этим потребуется более тщательная подготовка сотрудников, занятых работой в приемной комиссии.
Организация и проведение вузом приемной кампании на всех ее этапах сопровождается необходимостью обработки больших объемов информации в условиях жестких сроков. Учет контингента абитуриентов, информирование о конкурсной ситуации, подготовка ведомостей, проведение вступительных испытаний, обработка результатов сдачи экзамена, проведение процедуры зачисления, издание приказов о зачислении — вот далеко не полный перечень задач, решаемых приемной комиссией. А тесное взаимодействие с другими структурами вуза, информационное обеспечение процессов принятия оперативных решений в ходе проведения приемной кампании? Пока остается открытой проблемой. Кроме того, необходимо информационное обслуживание абитуриентов на каждом этапе: от подачи документов до зачисления. Важность, актуальность и высокая востребованность задач требуют эффективных, гибких программных средств, позволяющих автоматизировать работу приемной комиссии. Информационная поддержка — один из важнейших процессов в системе процессов управления вузом. Качественная информационная поддержка позволяет повысить эффективность деятельности вуза
42 1
в целом. Качественные показатели повышения результатов и сокращения затрат системы управления вузом, приведенные в статье, доказывают это.
Недавно появились документы, подготовленные при участии Минобрнауки и регламентирующие требования к информационным системам. «Требования к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации» [3] — это требования, касающиеся информационных систем, функционирующих в образовательных учреждениях. А также документ — «Концепция создания интегрированной инфор-
мационной системы Минобрнауки» [4], основным положениям которого должны соответствовать информационные системы вузов. Это говорит о возрастающем внимании, и важности вопроса создания единого информационного пространства и соблюдения требований единообразия к информационной системе как отдельно взятого вуза, и всех учебных заведений России. Апробация информационных систем, соответствующих требованиям, изложенным во вновь принятых документах, покажет их обоснованность и, вероятно, высветит новые проблемы, которые предстоит решать.
Литература
1. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования (с изменениями). Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 21 октября 2009 года № 442.
2. Беляев Д.А. Применение информационных систем управления как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузе // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 5-6.
3. Требования к отраслевой информационной системе сферы образования Российской Федерации // www.informika.ru.
4. Концепция создания интегрированной информационной системы Минобразования России // www.informika.ru
5. Погромская Т.А. Информационная система для управления приемной кампанией в вузе: дисс.............канд. техн. наук // Омск,
2006.
6. Солдатов А.В. Информационная система как основа эффективного управления вузом — 2004 — http://www.umj.ru/index. php/pub/inside/432
7. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Информационные технологии в управлении вузом — 2005 — http://www.umj.ru/index.php/pub/ inside/531/
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОКАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА
С.В. Губарьков,
заведующий кафедрой финансов и сервиса филиала Дальневосточного федерального университета в г Уссурийске, кандидат экономических наук, доцент gsv20031973@mail.ru
В статье рассмотрена системная трансформация высшей школы России, которая выявила принципиально важную особенность, обуславливающую эффективность функционирования образовательной системы — активное развитие инновационной деятельности в вузе, что соответствует общемировым тенденциям, отражающим формирование «предпринимательских университетов», в которых реализация инновационной деятельности рассматривается в качестве «третьей миссии» вуза. В этой связи актуальным представляется формирование соответствующего понятийнокатегориального аппарата. При этом должны быть учтены современные тенденции реформирования системы высшего профессионального образования Российской Федерации.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационный потенциал вуза, инновационная деятельность вуза, инновационный продукт вуза, инновационный комплекс высшей школы.
УДК 378.14 ББК 74:65.291.551-21
Развитие мировой экономики в настоящее время перешло тесно связано с усилением научно-инновационного потенциала в постиндустриальную, информационную эпоху, что обуслови- структур образования и в первую очередь высшей школы. ло формирование новой системы ценностей. Движущей силой В этой связи представляется актуальным продолжение
при этом становится инновационный капитал, базирующийся научных исследований в области управления инновационной
на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и деятельностью вузов в условиях системной трансформации
эффективном управлении. Одной из главных проблем является высшей школы России. С этой целью необходимо определить-
раскрытие способности самого общества порождать и осваи- ся с постановкой вопроса научного исследования (управление
вать научно-технические достижения, а также крайне важным инновационной деятельностью вузов) в структуре современных
является формирование интеграционных связей науки и обра- экономических знаний, что достигается за счет формирования
зования с реальным сектором экономики в целях внедрения соответствующего понятийно-категориального аппарата.
инновационных достижений. При этом эффективное развер- Базовой экономической категорией в заявленной области
тывание инновационных процессов в отечественной экономике является инновация. Понятие «инновация» имеет междисцип-