Научная статья на тему 'Повышение эффективности практико-ориентированного обучения студентов магистратуры на основе использования электронных образовательных ресурсов'

Повышение эффективности практико-ориентированного обучения студентов магистратуры на основе использования электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / PRACTICE-BASED LEARNING / UNDERGRADUATE / LEARNING EFFECTIVENESS / LEARNING CONTENT / E-LEARNING ENVIRONMENT / E-LEARNING RESOURCES / E-LEARNING / PRACTICAL EXPERIENCE / JOB PLACEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корень Андрей Владимирович

В статье описываются наиболее популярные методы разработки, апробации и практического использования электронных образовательных ресурсов в процессе практико-ориентированного обучения магистрантов. Даётся подробная характеристика последних инноваций в сфере использования графического электронного контента и виртуальных сред в образовательном процессе. Даётся обоснование высокой эффективности практико-ориентированных учебных курсов для магистрантов, что позволяет говорить о необходимости смещения приоритетов с использования традиционных образовательных ресурсов на электронные. Последовательно раскрываются основные преимущества использования электронных образовательных ресурсов на завершающем этапе подготовки высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of the practice-oriented education undergraduates through the use of e-learning resources

The article describes the most popular methods for developing, testing and practical use of electronic educational resources in the process of practice-oriented education of undergraduates. The author gives a detailed description of the latest innovations in the use of digital content and virtual environments in education. The substantiation of the high efficiency of the practice-oriented training courses for undergraduates, which suggests the need to displacement priorities from the use of traditional educational resources on the electronic. Consistently reveals the main advantages of using e-learning resources in the final phase training of highly qualified personnel.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности практико-ориентированного обучения студентов магистратуры на основе использования электронных образовательных ресурсов»

Корень Андрей Владимирович

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Доцент кафедры «Финансы и налоги» Кандидат экономических наук, доцент Koren Andrey Vladimirovich The Vladivostok State University of Economics and Service Assistant professor of the department «Finance and Taxes»

E-Mail: andrey.koren3@mail.ru

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Повышение эффективности практико-ориентированного обучения студентов магистратуры на основе использования электронных образовательных ресурсов

Improving the efficiency of the practice-oriented education undergraduates through

the use of e-learning resources

Аннотация: В статье описываются наиболее популярные методы разработки, апробации и практического использования электронных образовательных ресурсов в процессе практико-ориентированного обучения магистрантов. Даётся подробная характеристика последних инноваций в сфере использования графического электронного контента и виртуальных сред в образовательном процессе. Даётся обоснование высокой эффективности практико-ориентированных учебных курсов для магистрантов, что позволяет говорить о необходимости смещения приоритетов с использования традиционных образовательных ресурсов на электронные. Последовательно раскрываются основные преимущества использования электронных образовательных ресурсов на завершающем этапе подготовки высококвалифицированных кадров.

Abstract: The article describes the most popular methods for developing, testing and practical use of electronic educational resources in the process of practice-oriented education of undergraduates. The author gives a detailed description of the latest innovations in the use of digital content and virtual environments in education. The substantiation of the high efficiency of the practice-oriented training courses for undergraduates, which suggests the need to displacement priorities from the use of traditional educational resources on the electronic. Consistently reveals the main advantages of using e-learning resources in the final phase training of highly qualified personnel.

Ключевые слова: Практико-ориентированное обучение; магистратура; эффективность обучения; обучающий контент; электронная обучающая среда; электронные образовательные ресурсы; электронное обучение; практический опыт; трудоустройство.

Key words: Practice-based learning; undergraduate; learning effectiveness; learning content; e-learning environment; e-learning resources; e-learning; practical experience; job placement.

***

В современной системе высшего образования всё сильнее проявляет себя проблема отсутствия тесной взаимосвязи между знаниями, получаемыми студентами в вузах, и компетенциями, востребованными работодателем. Данная проблема особенно заметна при обучении на верхней ступени ВПО, где можно отчётливо наблюдать избыточную

теоретическую составляющую получаемых магистрантами знаний. Несмотря на то, что Болонский процесс допускает использование в магистратуре высокой доли дисциплин без ярко выраженного прикладного характера, в российской парадигме образования приоритет всё же отдается такой подготовке выпускников, при которой они должны получать достаточный для успешного трудоустройства практический опыт. В то же время и сами работодатели отмечают, что основной смысл обучения должен состоять именно в передаче студентам такого практического опыта, который позволил бы приступить к выполнению трудовых обязанностей с минимальными затратами времени на переподготовку.

Таким образом, возникает прямое расхождение интересов работодателя и вузов, в которых нередко пытаются дать некую совокупность знаний безотносительно к тому, где и как эти знания будут использованы в будущем. Поэтому в настоящее время в процессе обучения магистрантов возникает необходимость в усилении практической составляющей образовательного процесса. Однако остаётся спорным вопрос о том, с каких позиций рассматривать повышение практической составляющей знаний. В настоящее время существует множество подходов и методик, основной целью которых является трансформация традиционного обучения в практико-ориентированное. В данное статье основное внимание будет уделено описанию наиболее успешного опыта в повышении эффективности практико-ориентированного обучения в магистратуре на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС).

Главной новацией университета стал отказ от экзаменационных сессий и переход к получению оценки по результатам работы в течение всего семестра. При этом высвободившееся время максимально используется для прохождения практик, которые в зависимости от образовательной программы могут достигать одного года. По мнению ректора, сочетание учебы и работы на продолжительное время даёт ряд преимуществ, как для работодателя, так и для будущего выпускника. Естественно, что в данном случае на последних курсах обучения студенты и преподаватели просто вынуждены искать новые механизмы взаимодействия, ведь у студентов полностью отпадает возможность традиционного присутствия за партой.

Для решения этой проблемы с 2013 года университет стал использовать формат так называемого «смешанного обучения», когда студентам для получения положительной оценки, помимо занятий в аудитории с преподавателем необходимо ещё и широко использовать электронные образовательные ресурсы и виртуальные обучающие среды. В данном контексте смешанное обучение рассматривается как совокупность двух дополняющих друг друга методов передачи знаний: традиционного и электронного образования. При этом создаётся мощный синергетический эффект, приводящий к значительному повышению эффективности практико-ориентированного обучения.

Центральным понятием электронного обучения становится электронный курс, представляющий собой совокупность цифровых образовательных ресурсов, размещённых в специализированной системе управления контентом (Content Management System), получившей название «электронной обучающей среды». Электронная обучающая среда, представляет собой не только хранилище учебных материалов, переведённых в цифровой формат. Прежде всего, это новый формат взаимодействия между преподавателем и студентом, поэтому одними из главных элементов любой образовательной среды на сегодня являются форумы, блоги, вебинары и интерактивные задания. Естественно, что роль самих цифровых образовательных ресурсов также не стоит недооценивать, поскольку они составляют основу для подавляющего большинства существующих на сегодня электронных курсов. Как показывает опыт, именно магистранты наиболее хорошо подготовлены для инновационных методов обучения и достаточно легко переходят на использование

электронных обучающих курсов. В целях максимальной высокой унификации создаваемых во ВГУЭС учебных курсов в настоящее время используется только один вариант электронной образовательной среды - среда Moodle.

У решения использовать в качестве основной образовательной среды электронную среду Moodle есть ряд важных причин. В течение последних пяти лет лучшей и наиболее популярной во всём мире электронной средой в сфере образования считается среда Moodle, название которой можно дословно перевести как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Moodle - это система управления курсами с открытым исходным кодом, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Она стала очень популярной среди преподавателей во всем мире как средство для создания динамических веб-сайтов для учащихся независимо от уровня получаемого образования [6, 7].

По уровню предоставляемых возможностей Moodle сопоставим с известными коммерческими образовательными средами, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде. Это дает возможность настроить систему под особенности образовательного процесса в определенном университете, а при необходимости и встроить в нее новые модули. Данная электронная среда ориентирована на технологии группового обучения с применением проектного подхода, позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач с активным использованием взаимного обмена знаниями, что является особенно полезным при обучении магистрантов. Кроме того, десятки тысяч образовательных организаций по всему миру считают виртуальную среду одной из наиболее перспективных с точки зрения использования её возможностей в качестве вспомогательного инструмента для очного обучения [1].

Вся информация о работе каждого пользователя учебного курса сохраняется в системе на очень длительный срок и доступна преподавателю в любое время. Сохраняются не только выполняемые магистрантами задания и тесты, но и все оценки, а также комментарии к выполненным работам и сообщения в форуме.

При этом у преподавателя существует возможность создания и использования в рамках своего курса практически любой системы оценок. Данные о выполнении заданий по учебному курсу сохраняются в базе данных, а просмотр оценок магистрантов можно проводить по самым разнообразным вариантам. Среда Moodle умеет отслеживать посещаемость и количество проведённого на сайте курса магистрантами времени в привязке к использованию расположенных на сервере электронных образовательных ресурсов, таких как текст, таблицы, графические и видеоматериалы [1].

В магистратуре среда Moodle позволяет наиболее легко реализовать основные принципы эффективного и практико-ориентированного обучения:

• обмен практическим опытом с преподавателем и магистрантами;

• эффективность обучения;

• экономия времени и удобство процесса получения знаний;

• последовательность и систематичность обучения;

• доступность, ясность и наглядность обучения;

• активность в обучении и развитие самостоятельности;

• способность применения на практике сформированных навыков;

• индивидуализация обучения.

Попробуем рассмотреть преимущества практико-ориентированного обучения магистрантов с использованием среды Moodle на примере таких дисциплин как «Технический и фундаментальный анализ» и «Финансовые рынки и финансово-кредитные институты». С точки зрения практической составляющей обучения основной целью данных курсов является получение опыта совершения торговых операций с биржевыми финансовыми инструментами через специализированные программные продукты брокерских компаний.

В настоящее время практический опыт совершения торговых операций наиболее просто получить путём использования программ для торговли. Магистрант, регистрируясь на сайте брокера, получает логин и пароль, позволяющие ему управлять собственным демонстрационным счётом. Демонстрационный счёт является оптимальным аналогом учебного счёта, являясь очень выгодным с финансовой точки зрения, поскольку для открытия такого счёта не требуется внесения на счёт каких-либо денег. Реальные финансовые потери от неправильно совершённых операций на бирже также полностью исключены, а, значит, использование демонстрационного счёта доступно для каждого.

Однако в случае использования такого метода обучения возникает и ряд проблем, решить которые было бы невозможно на занятиях в аудитории. Так, начало торгов и совершение отдельных финансовых операций на учебном счёте должно проходить, как правило, в вечернее время, когда все занятия в университете завершены. Кроме того, работа на таком счёте зависит от множества случайных факторов, исключающих возможность эффективных занятий в чётко отведённое и заранее известное время. Таким образом, магистрант оказывается один на один с торговой программой и может получать оперативные советы преподавателя только дистанционно. Лучшим решением для удалённого взаимодействия с магистрантами в данном случае является использование модели электронной обучающей среды [5].

Посредством среды может передаваться не только текст, но и графическая информация, в том числе скриншоты, что является особенно удобным для объяснения причины совершения того или иного действия преподавателем или магистрантом на экране монитора. При этом среда Moodle позволяет прикреплять скриншоты не только в ветке форума, где в настоящее время проходит диалог с преподавателем, но и в качестве ответа на задания для самостоятельной работы. Прикрепление скриншота совершаемых на экране действий даёт возможность для очень быстрого объяснения преподавателем вероятных ошибок магистранта.

В дисциплинах, посвящённых изучению принципов работы на биржевых рынках и техническому анализу, роль цифровой графической информации возрастает многократно, поскольку каждый файл изображения торгового терминала является, по сути, конкретной деловой задачей с возможными вариантами её решения. Фактически такие файлы представляют собой учебные кейсы и способны существенно повысить эффективность практико-ориентированного образовательного процесса.

Кроме того, интерактивность взаимодействия с магистрантами особенно хорошо проявляется во время обсуждения определённого вопроса на форуме или посредством использования вебинаров. Примером такого обсуждения может являться «электронная консультация» функционирующая в качестве отдельной ветки форума, где каждый магистрант может задать вопрос как в процессе обучения, так и, например, перед итоговым экзаменом. При этом существенно экономится время, которое ранее затрачивали студенты магистратуры и преподаватели на то, чтобы собраться вместе в определённое время. В случае использования электронной консультации все заданные вопросы навсегда сохраняются в базе курса и могут быть использованы в будущем любыми пользователями [7].

Следует отметить, что сама природа цифрового контента благоприятствует ускорению восприятия информации и быстрому структурированию учебного материала магистрантами в силу того, что графические, звуковые файлы и видеоролики воздействуют на другие области памяти человека, а также вызывают дополнительный интерес со стороны обучающихся [4].

Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов существенно повышает скорость и качество взаимодействия между преподавателем и магистрантом, что является особенно важным в процессе практико-ориентированного обучения. Достигается синергетический эффект, благодаря тому, что магистранты видят в электронной среде не только свои достижения и ошибки, но и достижения и ошибки других своих сокурсников, поэтому происходит усвоение только наиболее успешного опыта учебных биржевых торгов и уход от потенциально неправильных действий. Фактически, использование электронных образовательных ресурсов и возможностей оболочки виртуальных сред приводит к увеличению эффективности и практикоориентированности всего образовательного процесса в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

2. Воронов В.Н., Толкачёв В.А. Интернет в современном образовании: проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2010. №8-9. С.50-55.

3. Девтерова З.Р. Дидактические особенности организации дистанционного

обучения в системе непрерывного профессионального образования //

Психология. Социология. Педагогика. 2011. №8. С.2-6.

4. Зоря И.В. Мультимедиа как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Вестник гуманитарного научного образования. 2011. №7. С.15-16.

5. Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. 2010. №4-9. С.39-42.

6. Корень А.В. Перспективы использования учебных сайтов преподавателей в

контексте развития национальной системы образования // Психология.

Социология. Педагогика. 2012. №9. С.4-6.

7. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием

электронной образовательной среды Moodle // Интернет-журнал «Науковедение». 2013 №1 (14) [Электронный ресурс]. - М. 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/21pvn113.pdf, свободный - Загл. с экрана.

Рецензент: Ворожбит Ольга Юрьевна, зав. кафедрой «Финансы и налоги»

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доктор экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.