Научная статья на тему 'Повышение эффективности мониторинга воздушных судов'

Повышение эффективности мониторинга воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОНАВИГАЦИЯ / AIR NAVIGATION / БАЗА ДАННЫХ / DATABASE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Андронов А.С., Перемышленников В.В., Мусонов В.М.

Актуальность темы обусловлена необходимостью оперативного мониторинга ВС по линиям спутниковой передачи данных и обеспечения достоверной передачи аэронавигационных данных с борта воздушного судна в центр УВД с целью внедрения новых технологий в соответствии с концепцией CNS/ ATM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Андронов А.С., Перемышленников В.В., Мусонов В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY IMPROVEMENT OF AIRCRAFT MONITORING

Actuality of the theme is caused by necessity for operational aircraft monitoring via the lines of satellite transmission and by ensuring reliable transmission of aeronautical data from the aircraft to the ATC center to introduce new technologies in accordance with the concept of CNS/ATM.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности мониторинга воздушных судов»

Решетнеескцие чтения. 2015

позволяющих определить координаты ВС. Основной источник информации о местоположении - не спутниковая навигационная система, а инерциальная. Однако для обеспечения необходимой точности ее нужно периодически корректировать, и для этого используют GPS или радиомаяки DME/ DME. Маяки DME/ DME могут быть самостоятельными датчиками координат для RNAV, как изображено на рис. 2.

О""'

Рис. 2. Принцип определения координат по двум дальномерным радиомаякам DME

Маршрут зональной навигации строится на основе точек пути (WPT-Waypoint), точка пути задается координатами в системе координат WGS-84. Существует два вида точек пути: FLY-BY и FLY-OVER, их пролет осуществляется с упреждением или без него, как показано на рис. 3. Все маршрутные точки имеют тип FLY-BY, точки FLY-OVER применяются в основном на аэродромных схемах, например, точки ухода на второй круг, точки, определяющие зону ожидания [3].

Рис. 3. Обозначение и правила пролета точек FLY-BY и FLY-OVER

В навигационной базе данных Я^АУ информация в основном кодируется в формате данных АЯГЫС-424.

Каждая точка задается координатами, и ей присваивается признак, такой как fly-by или fly-over, а для каждого участка маршрута уточняются требования к его выполнению по концепции PATH TERMINATOR, т. е. двумя буквами: первая - метод полета, вторая - окончание участка.

Для повышения эффективности радионавигационной бортовой системы RNAV необходимо исключить ошибку введения координат пункта маршрута, так как на данный момент информативная отдача ввода данных не обладает достаточной степенью визуализации, путем добавления сенсорного монитора с цифровым отображением вводимых координат с дальнейшим их подтверждением и текстовым отображением пункта маршрута в форме: аэропорт, город, регион, страна, континент.

При внедрении данной технологии в RNAV будет исключена ошибка введения координат пункта маршрута посредством неоднократной проверки вводимых данных за счет более информативной отдачи, это уменьшит влияние человеческого фактора в корректности работы VNAR и увеличит эффективность радионавигационного бортового оборудования, а также повысит безопасность полетов.

Библиографические ссылки

1. Вовк В. И., Липин А. В., Сарайский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПб., 2004. С. 12-13.

2. Вовк В. И., Липин А. В., Сарайский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПб., 2004. С. 12.

3. SKYNAV [Электронный ресурс]. URL: http://skynav.ru/profi/rnav-2/ (дата обращения 11.09.2015).

References

1. Vovk V. I., Lipin A. V., Saraiskii Yu. N. Zon-al'naya navigatsiya. Uchebnoe posobie. S-P, 2004. S. 12-13.

2. Vovk V. I., Lipin A. V., Saraiskii Yu. N. Zon-al'naya navigatsiya. Uchebnoe posobie. S-P, 2004. S. 12.

3. SKYNAV [Elektronnyi resurs]. URL: http://skynav.ru/profi/rnav-2/ (accessed 11.09.2015).

© Акзигитова И. А., Громова А. А., Герасимова Д. С., 2015

УДК 629.7.058.6

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ЗЕМЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

И. А. Акзигитова, А. А. Громова, А. В. Вишнев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

В процессе обеспечения воздушного движения одной из важных задач является сигнализация приближения воздушного судна к земле. Именно эта система предназначена для своевременного предупреждения экипажа о попадании в ситуацию, развитие которой может привести к непреднамеренному стлокновению самолета с земной или водной поверхностью.

Ключевые слова: аэронавигация, радионавигационные бортовые системы.

Эксплуатация и надежность авиационной техники

IMPROVING THE EFFICIENCY OF OPERATIONAL INDICATORS OF EARLY WARNING SYSTEMS CLOSER TO THE GROUND OF DOMESTIC AND FOREIGN AIRCRAFT

I. A. Akzigitova, A. A. Gromova, A. V. Vishnev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

The process of providing air traffic implies one of the most important tasks such as the security of an aircraft approaching to land. This system is designed for early warning of a crew getting into a dangerous situation, the development of it can lead to unintentional aircraft contact with land or water.

Keywords: air navigation, radio navigation airborne systems.

В 70-х годах прошлого столетия была разработана система сигнализации опасной скорости сближения с землей (ССОС), которая позволила повысить безопасность полетов, выдавала сигнализацию об опасной ситуации в четырех режимах и обеспечивала в определенных ситуациях возможность ухода от наземного препятствия.

Режимы ССОС:

1. Чрезмерная скорость снижения.

2. Чрезмерная скорость сближения с земной поверхностью.

3. Недопустимая потеря высоты после взлета или при уходе на второй круг.

4. Полет вблизи земли не в посадочной конфигурации.

Система предупреждения приближения к земле СППЗ (GPWS) представляла собой модификацию системы ССОС и использовала дополнительные режимы.

Режимы СППЗ:

5. Превышение допустимого отклонения вниз от радиотехнической глиссады при заходе на посадку.

6. Превышение порогового значения разности геометрической и относительной барометрической высоты.

Следующим усовершенствованием систем предупреждения приближения к земле (СППЗ) стало расширение функциональных возможностей за счет режимов раннего предупреждения приближения земли (РППЗ):

Режимы РППЗ:

7. Оценка рельефа местности в направлении полета.

8. Преждевременное снижение при заходе на посадку.

Новые режимы работы системы базировались на использовании информации от спутникового приемо-измерителя, бортовых датчиков первичной информации и баз данных рельефа местности, искусственных препятствий, данных ВПП.

Сегодня на первый план в этой области стала выдвигаться функция раннего предупреждения приближения к поверхности. За рубежом системы с этой функцией обозначаются как EGPWS (Enhanced Ground Proximity Warning System) - усовершенствованные системы предупреждения земли. EGPWS отличается наличием обширной встроенной базы данных о рельефе местности, что, по оценке зарубежных специалистов, является значительным шагом вперед

по сравнению с обычными системами GPWS, которые работают на основе данных бортового радиовысотомера [1].

С технической точки зрения раннее предупреждение осуществляется путем вывода на экран дополнительно устанавливаемого в кабине пилотов устройства данных о высоте профиля местности, над которой пролетает самолет. Высотный профиль при этом вводится в вычислитель в виде базы данных, созданной на основе электронной карты местности. Таким образом, к традиционному высотомеру добавляется упреждающая поправка по высоте.

Что касается наших отечественных разработчиков бортового оборудования, реальной системы с функцией оценки рельефа местности в направлении полета, которую можно сейчас приобрести, у них нет. Речь может идти только об изготовлении единичных экземпляров, и то на основании предварительного заказа, а времени для массового переоснащения уже не осталось [2]

Решением этой проблемы является создание современных полноценных бортовых систем. Идея заключается в том, что все системы навигации и пилотирования должны базироваться на бортовом компьютере-вычислителе, едином интерфейсе и едином программном обеспечении, составляя тем самым интегрированную бортовую систему. Этот комплекс должен стать логичным продолжением КСЦПНО -комплексной системы цифрового пилотажно-навига-ционного оборудования. Такой подход позволяет получить максимальную унификацию составных частей и тем самым - высокую надежность борта и экономическую эффективность его производства.

Ещё одним решением является дальнейшее усовершенствование EGPWS путем объединения ее с TCAS, метеорадиолокатором КЭЯ-4ВХ и навигационными РЛС в единую комплексную систему предотвращения критических ситуаций в полете. Такой бортовой комплекс, объединяющий в себе все системы, обеспечивающие безопасность полета, сможет немедленно предупреждать экипаж о любой надвигающейся опасности, что во много раз сократит количество авиационных происшествий.

Библиографические ссылки

1. Воробьев В. Г., Глухов В. В., Кадышыв И. К. Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы. М. : Транспорт, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.