Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования объектов муниципального имущественного комплекса'

Повышение эффективности использования объектов муниципального имущественного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗНА / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шох Маргарита Альбертовна

В статье раскрываются проблемы повышения сбалансированности местных бюджетов за счет увеличения поступлений от более эффективного использования объектов муниципального имущественного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования объектов муниципального имущественного комплекса»

faced by the trading fee payers and assess its advantages and prospects. The study revealed that the idea of introduction of the sales tax is the employment tax unfair to taxpayers seeking ways of understating the tax base.

Keywords: sales tax, legislative act, trafic, municipal corporation, occupation, front shop, taxation load.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО

КОМПЛЕКСА Шох Маргарита Альбертовна, к.э.н., доцент (e-mail: margaritashoch@mail.ru) Нижегородская академия МВД России, г.Нижний Новгород, Россия

В статье раскрываются проблемы повышения сбалансированности местных бюджетов за счет увеличения поступлений от более эффективного использования объектов муниципального имущественного комплекса.

Ключевые слова: муниципальное имущество, муниципальная казна, местный бюджет, управление муниципальным имуществом, муниципальное предприятие.

Итоги проводившихся более 15 лет административной и муниципальной реформ управления показали, что они не в полной мере учитывали соответствие провозглашенных принципов, поставленных целей и задач развития субъектов РФ, муниципальных образований их правовому и финансовому обеспечению.

Ни региональные, ни муниципальные бюджеты де-факто не получили финансовую самостоятельность, а несоответствие доходных источников делегируемым обязательствам привело к невозможности формирования бюджетов нижестоящего уровня без финансовой помощи бюджета вышестоящего уровня (бюджетной системы РФ). Недостаток доходов региональных и муниципальных бюджетов приводит к проблеме ежегодного регулирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ «в ручном режиме», что в результате ставит под вопрос их сбалансированность, а также эффективность использования государственного и муниципального имущества. Характеристика асимметрии существующего механизма стабилизации собственных доходных источников обусловлена незавершенностью формирования правового и институционального блоков, неразработанностью методологических основ его построения и совершенствования.

На современном этапе процесс управления муниципальным имуществом должен быть направлен на создание эффективного механизма использования имеющейся собственности. Это, в свою очередь, потребует изменения функций государственных и муниципальных органов по управлению иму-

ществом, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также методов управления муниципальным имуществом.

Назрела необходимость принципиальной смены приоритетов в сфере управления государственными и муниципальными ресурсами, перехода к экономическим критериям в оценке результатов реформирования отношений собственности. Региональные и муниципальные материальные и финансовые ресурсы - это значительная часть экономики государства, управление которыми должно осуществляться как с позиции макро-, так и с позиции микроэкономических показателей. Необходимым условием реализации данного подхода является сочетание стратегического и оперативного управления деятельностью имущественного комплекса.

В первую очередь, повышение эффективности управления муниципальным имущественным комплексом является актуальной проблемой для органов местного самоуправления соответствующего уровня в целях увеличения поступлений доходов их бюджетов.

Решение этой задачи требует доработки соответствующей нормативно-правовой базы, так в существующем законодательстве по вопросам управления и распоряжения собственностью не заложены критерии оценки эффективности управления как региональным, так и муниципальным имуществом в целом. Управление муниципальными ресурсами до настоящего времени в основном сводятся к учету имущества, контролю за его движением и правовому регулированию взаимоотношений как между собственником и пользователями, так и между пользователями. При этом использование экономических методов управления ограничивается:

а) предприятий, определением финансовых коэффициентов, сравнением их с базисными и критическими по признакам банкротства;

б) периодической корректировкой базовой ставки арендной платы, что позволяет регулировать доходы, получаемые от аренды и приватизации муниципального имущества;

в) контролем за ритмичностью арендных поступлений.

Иерархия структуры управления муниципальным имущественным комплексом должна обеспечить четкое разграничение полномочий между соответствующими уровнями управления [4, С. 434]. В свою очередь, использование индикативного планирования и прогнозирования позволит осуществлять регулирование показателей функционирования имущественного комплекса и обеспечивать формирование соответствующих доходов бюджетов. Создание необходимого для индикативного планирования инструмента аналитического исследования необходимо строить на основе методики оценки экономической эффективности управления муниципальной собственностью [3, С. 221]. Это позволит приблизиться к формированию оптимальной концепции управления муниципальным имущественным комплексом.

Эффективность имущественного комплекса может быть оценена через реализацию проведения мониторинга состояния имущественного комплек-

са муниципального образования. Осуществление мониторинга по сбору, анализу и диагностике реальных процессов следует проводить на основе статистических методов или процессных индексов. Мониторинг состояния имущественного комплекса муниципального образования кроме определения финансовых коэффициентов, их сравнения их с базисными и критическими показателями, регулирования и контроля за доходами, получаемыми от аренды, должен предусматривать отслеживание повторяемости «сбойных» ситуаций, интенсивности их проявления, их способности увести в сторону процесс исполнения местного бюджета, нарастающую угрозу возможных кризисных ситуаций.

Как известно, составной частью муниципального имущественного комплекса, муниципальные предприятия.

Муниципальное предприятие - это коммерческая организация, характерными особенностями которой являются три основных признака [1, ст. 2]:

1) собственником имущественного комплекса предприятия является муниципальное образование, необходимыми средствами для своей деятельности предприятия наделяются непосредственно органами местного самоуправления;

2) предприятие является производителем определенной услуги (работы, товара) , необходимой для населения муниципального образования, либо для других муниципальных предприятии и учреждений, оказывающих услуги населению;

3) предприятия функционируют на коммерческих принципах и действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

В настоящее время за муниципальными предприятиями имущество, являющееся муниципальной собственностью, закрепляется на праве хозяйственного ведения. Причем в состав этого имущества входят объекты важных для муниципального образования инфраструктур: муниципальные тепловые сети, водоочистка и сети водоснабжения, канализация, транспортная сеть, жилищный фонд и т.д. Муниципальные предприятия являются коммерческими организациями и отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

В данном случае муниципальное имущество становится объектом коммерческих рисков. При неблагоприятной для предприятия финансовой ситуации, что особенно характерно для нынешнего периода, требования кредиторов будут удовлетворяться за счет этого муниципального имущества. Это означает существующую для муниципального образования опасность безвозвратной потери важнейших объектов жизнедеятельности, в том числе объектов жилищно-коммунального и муниципального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и транспорта. Таким образом, существующая схема закрепления имущества за муниципальными предприятиями может привести не только к потере муниципальным образованием имуще-

ственной самостоятельности, но и к непредсказуемым социально-политическим последствиям [2, С. 23].

В сложившейся ситуации задача сводится к поиску таких схем имущественных взаимоотношений с муниципальными предприятиями, которые обеспечивают не только сохранность муниципального имущества, но и финансовые преимущества по сравнению с используемой. К числу таких схем относится схема с использованием муниципальной имущественной казны.

Муниципальную казну составляет имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Источниками образования муниципальной имущественной казны может быть как вновь созданное или приобретенное за счет средств муниципального образования имущество, так и имущество, исключенное из хозяйственного ведения или оперативного управления [5, С. 334]. Исключение имущества из хозяйственного ведения муниципальных предприятий не означает окончание права пользования этим имуществом. Пользование муниципальным имуществом может осуществляться на основе договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления. При этом данное имущество учитывается предприятиями на забалансовых счетах. В соответствии с условиями договоров арендная плата должна как минимум включать две составляющие:

составляющую, равную по величине амортизационным отчислениям на восстановление передаваемого в аренду имущества;

составляющую, компенсирующую долю поступлений в местный бюджет от уплаты предприятиями налога на имущество.

Представленный выше анализ показывает возможные финансовые преимущества для собственника и пользователя:

- снятие с баланса предприятий части имущества освобождает их от уплаты налога на это имущество. Однако для компенсации потерь муниципального бюджета от недопоступления налога на имущество муниципальных предприятий в арендную плату необходимо включать составляющую в размере 1% - 1,2% от остаточной стоимости передаваемого в пользование имущества казны.

- уменьшение расходов будет способствовать финансовой стабилизации муниципальных предприятий.

- включение в арендную плату составляющей, равной амортизационным отчислениям на передаваемое в аренду имущество казны, позволяет в местном бюджете аккумулировать значительные финансовые средства для восстановления и развития объектов муниципальной собственности.

Формирование муниципальной имущественной казны за счет имущества, исключаемого из хозяйственного ведения муниципальных предприятий, позволяет:

1. Обеспечить сохранность важных объектов жизнедеятельности муниципального образования.

2. Увеличить поступление доходов в местный бюджет.

3. Стабилизировать финансовое положение муниципальных предприятий.

4. Аккумулировать в местном бюджете финансовые средства для развития муниципального имущественного комплекса.

Таким образом, значение муниципального имущественного комплекса определяется его составом и структурой, степенью адаптации в экономическую систему территории и зависит от экономической ситуации в регионе и стране. При определенных условиях муниципальный имущественный комплекс может оказывать ощутимое влияние на доходы местного бюджета, на удовлетворение социальных потребностей местного сообщества и обеспечение трудоустройства населения, т.е. на экономику муниципального образования в целом и способствовать позитивному развитию экономической ситуации в регионе.

Список литературы

1. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Российская газета. №3097. Здекабря 2002г.

2. Методика оценки эффективности муниципального имущественного комплекса. Под ред. Проф. Некрасова В.И. - Филиал УрАГС. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2008.

3. Шох М.А. Индикативное планирование и повышение эффективности муниципального имущественного комплекса. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно □практический журнал. № 1(6). 2015. С. 221-225.

4. Шох М.А. Разграничение права собственности на муниципальное имущество. // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики [Текст]: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2015 года), редкол.: Горохов А.А. (отв. ред.), В 2-х томах, Том 2, Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2015. С. 434-437.

5. Шох М.А. Экономико-правовые аспекты формирования и регистрации объектов муниципальной собственности. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно-практический журнал. № 2(5). 2014. С. 334-337.

Shokh Margarita Albertovna, Cand.Econ.Sci., associate professor

(e-mail: margaritashoch@mail.ru)

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizh-ny Novgorod, Russia

IMPROVING THE EFFICIENCY OF USE OF OBJECTS OF MUNICIPAL PROPERTY COMPLEX

Abstract. This article describes the problem of improving the balance of local budgets by increasing revenues from the more efficient use of objects of municipal property complex.

Keywords: municipal property, municipal treasury, local budget, municipal property management, municipal enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.